МЕТАПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ
методическая разработка по литературе (8 класс)

В этой статье раскрывается связь между ведущими гуманитарными предметами школьного курса – литературы и истории. Проводится разбор заданий различного уровня сложности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТАПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ НА УРОКАХ  ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ

Захарова Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ  №20», г. Альметьевск ,Республика Татарстан

E-mail: helena-lisichka@mail.ru

Муллабаева Равиля Рамзаевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ  №20», г. Альметьевск ,Республика Татарстан

E-mail: ravilya-m@mail.ru

Микаилова Лейля Фаридовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ  №20», г. Альметьевск ,Республика Татарстан

E-mail: leylja@mail.ru

Аннотация:

В этой статье раскрывается связь между ведущими гуманитарными предметами школьного курса – литературы и истории. Проводится разбор заданий различного уровня сложности.

Ключевые слова: интеграция, метапредметы, образовательные технологии, работа с текстом, смысловое чтение.

Важнейшая задача ФГОС - формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам, осваивающим русский язык и литературу, умение учиться, развитие навыков самостоятельной работы с языком, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла.  Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлективности: ученик не запоминает, а осмысливает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока способностей. Но новшество само по себе ничего не даёт, оно становится новой инновационной методикой, только если получает практическое использование в жизни и приводит к конкретному результату. Именно на конкретный результат – на практическое владение речью, а также использование полученных навыков и умений в других областях жизни и деятельности учащихся (метапредметные связи) - и должны быть направлены старания учителя.

В своей практике мы используем разные способы при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении текстов , а также при подготовке к итоговой аттестации.

В первой четверти шестого класса изучается произведение Н.А. Некрасова  «Железная дорога». Стихотворение самым тесным образом связано с историческими событиями и не воспользоваться этим фактом, конечно, нельзя. Поэтому на уроках литературы, посвящённых этому произведению, мы используем элементы интегрированного обучения. Так, например,  было использовано следующее задание.

Задание подразумевает смысловое чтение. Сформулируйте вопросы по тексту. Факты, связанные с дорогой

В день открытия железной дороги произошёл конфуз. Один услужливый царский чиновник, желая выслужиться перед начальством, приказал выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колеса начали буксовать и поезд остановился.

Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Многие заболевали и падали, а иные тут же умирали.

Строительные работы велись на протяжении десяти лет (в 1842-1851) и потребовали больших финансовых вложений, оригинальных технических решений, привлечения множества отечественных и зарубежных специалистов и значительного числа рабочей силы. В возведении дороги приняли участие более 800 тыс. рабочих, преимущественно из числа крепостных крестьян.

 «Санкт-Петербургские ведомости» написали тогда: «1-е ноября останется днем, навсегда памятным для России: в этот день происходило... открытие для публики железной дороги, соединяющей две наши столицы - голову и сердце России».

В середине XIX в. Петербуржско-Московская дорога была наиболее совершенной в техническом отношении и самой протяженной двухпутной железной дорогой в мире - ее протяженность составила 604 версты (644 км)

В данном задании чётко просматривается связь истории и литературы. Обучающиеся усваивают не только отдельное произведение, но и в целом картину событий того времени; разграничивать историческую правду и художественный вымысел, при этом осознают, что оба варианта могут благополучно сосуществовать в произведении; вспоминают исторические личности и события, связанные с ними.

В 9-ых классах при подготовке к ОГЭ проводим работу по обучению написанию сочинения по прочитанному тексту. Для работы над сочинением используем отрывки из художественных произведений, пытаемся максимально способствовать обогащению словарного запаса обучающихся для более конкретных выражений своих мыслей. Так, например, при изучении романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» на итоговом уроке, при подготовке к сочинению,  можно предложить обучающимся следующее задание.

Следующее задание на сопоставление фрагмента романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с фрагментом романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В чём близки натуры Печорина и Онегина?

Печорин и Онегин являются героями своего времени. Они оба наделены типичными психологическими чертами человека своей эпохи и своего круга. Григорий разочаровался в жизни и устал от светских развлечений. Евгению так же, как и Печорину, надоел светский  шум, он  разучился чувствовать: «».Таким образом, оба персонажа имеют противоречивый характер. Постоянные сомнения  и полученное воспитание приводят к  разладу в душе героев.

Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности.

Под влиянием изучения русского языка и литературы обучающиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: истории, изобразительного искусства, географии.

Таким образом, мы выходим на уровень требований Госстандарта по метапредметным результатам освоения образовательной программы. Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей:

·        самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.

·        самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.

·        уметь продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.

Современная школа должна сформировать у своих воспитанников целостную картину мира, которая опирается на понимание широты связей всех явлений и процессов, происходящих в мире. Поэтому перед школой стоит трудная задача – готовить своих учеников к жизни, к умению применять полученные знания, умения и навыки в реальных условиях.

Список литературы

1. Соловьева В.С. Межпредметные связи гуманитарных наук при изучении литературы в школе//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - №2. -С.48-49.

2. Яковлева Р.Х. Приемы интегрирования в системе урочной и внеурочной деятельности учителя русского языка и литературы как эффективное средство в формировании и коррекции личности учащегося // Актуальные проблемы повышения качества современного образования: опыт и инновации. - Казань: республиканский центр мониторинга качества образования, 2013. - С.323-327.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметные связи как приоритетное направление в преподавании английского языка на современном этапе.

Метапредметные связи как приоритетное направление в преподавании английского языка на современном этапе....

Система развития метапредметных связей на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся на базе единого информационного пространства гимназии

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" гласит, что: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в буд...

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...

Метапредметные связи в преподавании русского языка и литературы.

языка и литературыВасильева Ольга Сергеевна  Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа всё производит из корня и более ниоткуда. Ибо сколько на дереве ни поя...

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в со...