Н.Носов «Фантазёры».
методическая разработка по литературе

 Симонян  Анаит Рафиковна

Цели: 1. На материале урока создать условия для формирования умений определять и анализировать характеры и поступки героев, умений анализировать иллюстрации, уточнить представления детей о фантазии и вранье и на основе этого выявить тему и идею произведения. Продолжить работу над совершенствованием навыков чтения (осознанность, правильность, выразительность).

2. Развивать речь учащихся, обогащая ее художественным словом, образное мышление и творческое воображение, умения анализировать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать у учащихся нравственные качества личности: честность, сочувствие; коммуникативную культуру в процессе работы в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fantazery.doc770.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Н.Носов «Фантазёры». Нравственная проблема,

определяющая смысл рассказа»

Цели: 1. На материале урока создать условия для формирования умений определять и анализировать характеры и поступки героев, умений анализировать иллюстрации, уточнить представления детей о фантазии и вранье и на основе этого выявить тему и идею произведения. Продолжить работу над совершенствованием навыков чтения (осознанность, правильность, выразительность).

2. Развивать речь учащихся, обогащая ее художественным словом, образное мышление и творческое воображение, умения анализировать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать у учащихся нравственные качества личности: честность, сочувствие; коммуникативную культуру в процессе работы в парах.

Оборудование: карточки со словами для учителя и учащихся (в конвертах), портрет Н.Носова, аудиозапись песни из мультфильма, иллюстрации к рассказу, сердечки, выставка книг Н.Носова, учебник «Литературное чтение» 3 класс (авт. Чуракова Н.А.), записи на доске.

 

Ход урока

  1. Оргмомент.

  1. Эмоциональный настрой.

- К нам пришли сегодня гости. Мы им, конечно, очень рады. Повернитесь к ним и улыбнитесь – поделитесь своей радостью. Они вам тоже улыбнутся. От наших улыбок в классе стало так тепло, светло и уютно.

III. Сообщение темы и цели урока.        

- К нам в класс пришли две срочные телеграммы. Назовите отправителя телеграммы и рассказ.

                                                                                                   (Котька «На горке»)

                                                                                                                   (Вадик   «Живая шляпа»)

- Как вы думаете, что общего в этих рассказах? (Их написал Н.Носов)

- Вы теперь, наверно, сами сумеете рассказать, о чем пойдет речь на уроке?

- Мы познакомимся еще с одним рассказом Н.Носова.

А еще мне бы очень хотелось представить вам этого писателя.

IV. Вводная беседа.

1. Знакомство с биографией писателя.

- Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве,  в семье актера. После окончания школы учился в Москве, в институте кинематографии. Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том, чтобы стать писателем, он не думал.

Посмотрите внимательно на портрет писателя. Каким он вам кажется человеком?

- Носов был человеком необщительным, замкнутым. Он был удивительно деликатным, ранимым и даже неуверенным в себе. От природы обладал разнообразными талантами. О себе Николай Николаевич написал:

«В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, потом стал детским писателем».

Как же получилось, что Н.Носов стал писателем? У него подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые все так полюбили.

2. Словарная работа.

Деление слов на группы (в парах).

- Прежде чем начать работу над новым рассказом, предлагаю поработать в парах и поделить слова на две группы.

(Карточки со словами лежат в конвертах на партах. После обсуждения в парах решение выносится на доску.)

- Чем отличаются фантазия и ложь, поможет узнать рассказ «Фантазеры».

V. Осмысление прочитанного.

1. Проверка первичного восприятия.

- Я просила вас ознакомиться с текстом рассказа дома. Скажите, какие чувства вы испытали, когда читали этот рассказ?

- Что произвело на вас впечатление?

2. Выборочное чтение.

- Действие в рассказе развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на одной иллюстрации действие. Поэтому художник создает серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а все вместе они рассказывают о том, что случилось.

(Дети находят и зачитывают отрывки из текста, соответствующие иллюстрациям.)

- Как вы считаете, к каким очень важным эпизодам рассказа художник «забыл» нарисовать иллюстрации? (Разговор с Игорем, обман Игоря, расстроенная Ира.)

3. Чтение по ролям.

Читают три подготовленных ученика разговор Игоря, Мишутки и Стасика со слов «Тут пришёл соседский Игорь…» и до слов «Игорь встал и ушёл».

VI. Физминутка.

- Я знаю, что вы тоже большие фантазеры и выдумщики. Представьте себе, что вы на солнечной полянке, где скачет кузнечик.

(Под мелодию «В траве сидел кузнечик» дети выполняют движения.)

- Ребята, а кто придумал эту песенку? Где вы ее могли встретить раньше? (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

VII. Осмысление прочитанного.

4. Моделирование.

- Давайте попробуем определить, какие взаимоотношения были у героев рассказа. Назовите всех действующих лиц.

(На доске в процессе работы появляется модель.)

                                сочинять

                                    выдумывать

                                 фантазировать

                                      изобретать


                                   обманывать

                                        лгать

                                        врать

                                    клеветать

- Что теперь мы знаем о Мишутке и Стасике?

- Какие слова можем подобрать, подписать под этой парой имен?

- Что можете сказать об Игоре?

- С какой целью Мишутка и Стасик рассказывали небылицы? (Кто сочинит более невероятную историю, развлекались.)

- С какой целью лгал Игорь? (Для собственной выгоды.)

- Что вышло из этого вранья? (Пострадал другой человек, его сестра Ира.)

- Мишутка и Стасик свои выдумки рассказывают Ире. Зачем? (Развеселить ее.)

- Как вы думаете, зачем Н.Носов рассказал эту историю?

VIII. Обобщение.

- Один мальчик прочитал этот рассказ и так этот рассказ задел его за живое, что мальчик опубликовал свое письмо в Интернете. Вот это письмо.

«Рассказ Носова "Фантазеры" мне очень понравился тем, что в нем рассказано про таких же мальчишек, как я и мои одноклассники. Мишутка и Стасик - веселые и добрые ребята. У них богатое воображение. Они, наверное, много читают, потому что фантазия "уносит" ребят то в океан к акулам, то в Африку к крокодилам, а то и вовсе на Луну.  Эти безобидные фантазии никому не приносят вреда, а лишь учат мальчиков мечтать.  Мишутке и Стасику не понравился подлый поступок Игоря, когда тот подвел свою сестренку.     Ребята сразу поняли разницу между своими фантазиями и злым враньем Игоря. Встретив заплаканную Иру, сестру Игоря, мальчики делятся с ней своим мороженым, чтобы утешить девочку.

Рассказ писателя Носова учит нас добру, отзывчивости, внимательному, чуткому отношению к окружающим.
Я и мои одноклассники тоже любим придумывать всякие фантастические истории, но никогда не обижаем своими выдумками никого. А того, кто будет врать и выдумывать во вред другим, мы прогоним из своей компании. Фантазия должна приводить человека к изобретательности. Ведь недаром, всякие машины, которые описывают фантасты в своих произведениях, рано или поздно появляются в реальном мире, а не в мире фантазии. Поэтому фантазировать не только интересно, но и полезно.»

- С.В.Михалков так сказал про Носова:

(запись на доске)

IX. Рефлексия.

- А я, в свою очередь, предлагаю вам поделиться частичкой своего доброго сердца с тем героем рассказа, который вам наиболее интересен. (Выходят дети по рядам, прикрепляют сердечко рядом с именем героя.)

X. Домашнее задание.

Написать письмо любому герою этого рассказа или самому Н.Носову, поделиться своими мыслями или фантазиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные мотивы в творчестве кружка театра моды"Фантазёры"

Несколько коллекций этого кружка посвящались родному краю и нашему северному городу......

Каблук: носить или не носить?

Можно ли постоянно носить обувь без каблуков, на каблуках и какие туфли лучше всего выбирать для девушек-подростков – эта тема и описана в данной статье....

Программа метапредметной лаборатории "Фантазёры" для учащихся 5-х классов 2016-2017г.

Программа метапредметной лаборатории "Фантазёры" для учащихся 5-х классов 2016-2017г....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Фантазёры»

Программа внеурочной деятельности для учащихся 12-15 лет "Фантазёры" будет способствоать:-развитию разносторонней личности ребёнка;-самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению вжизни;-...

Шуточный конкурс «Поединок фантазёров»

Знакомство детей с самим термином «фантазия», что за ним подразумевается, развитие мыслительных способностей  при помощи логики, активизация личностного смысла учащихся к умению фанта...

Внеклассное мероприятие по творчеству Н.Н.Носова «Затейники и фантазёры»

Внеклассное мероприятие по творчеству Н.Н.Носова «Затейники и фантазёры»...

Акция воспитанников старшей группы "Фантазёры" с учителем родного (ненецкого) языка Рогалевой О.Г. "Поздравительная открытка к дню матери на родном (ненецком) языке".27.11.2019

Слово мама - особое слово. Оно рождается с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Мама - нет дороже слова, мама - это целый мир... Мама обучила нас всему: первому слову, первому шагу, пе...