Урок литературы в 10 классе по "Севастопольским рассказам" Л.Н.Толстого
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Лисина Галина Анатольевна

Материалы состоят из конспекта урока, презентации и дополнительных материалов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 10 в классе

Тема урока: Образ героического города  в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого

Цель урока: на материале «Севастопольских рассказов» показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя в ходе Крымской войны, познакомить обучающихся с исторической обстановкой в России во время обороны Севастополя, совершенствовать навыки работы с художественным текстом, формировать способность обучающихся пользоваться различными источниками для получения информации, воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма.

 Оборудование: текст «Севастопольских рассказов», иллюстративный материал, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: на материале «Севастопольских рассказов» обучающиеся понимают  истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя в ходе Крымской войны, знакомятся  с исторической обстановкой в России во время обороны Севастополя, совершенствуют навыки работы с художественным текстом, выполняют аналитическую беседу в группах, участвуют в беседе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа над темой урока.

Предварительная работа:

1) прочитать «Севастопольские рассказы»,

2) индивидуальные задания отдельным учащимся («биографы» Л.Толстого рассказывают об участии Л.Толстого в военных действиях в Крымской войне),

«историки» подготовили справку о Крымской войне,

«художники» - об отражении темы обороны Севастополя в картинах.

Учитель

Ученики

Добрый день. Сегодня 19 марта. Вчера был день выборов президента, значимое событие в нашей жизни. Но в этот день произошло еще одно памятное событие. Какое?

Воссоединение Крыма с Россией.

Тема нашего урока «Образ героического Севастополя». Начать урок хотелось бы с гимна этого города. Думаю, он позволит нам проникнуться нужным для работы настроением.

(презентация №1)

Когда впервые Крым вошел в состав России и кто заложил город Севастополь на руинах древнего Хермсонеса?

8 апреля  1783. Манифест Екатерины II о присоединении Крыма. Город возводился под руководством Григория Потемкина.

Какое впечатление произвели рассказы на читателей?

«1. Историки» По свидетельству А.В Дружинина, «вся читающая Россия восхищалась «Севастопольскими рассказами».

(высказывания на слайдах презентации №2)

Когда и в связи с чем были написаны «Севастопольские рассказы»?

«Биографы»: 7 ноября 1854 года Толстой впервые побывал на севастопольских бастионах. На подступах к городу уже 2 месяца велись кровопролитные бои. Осматривая город, превратившийся в крепость, писатель бродил лабиринтами бастионов, беседовал с солдатами, офицерами. И все, что он услышал и увидел, говорило о том, что стойкость и храбрость севастопольцев намного выше, чем представлялось до приезда в Крым. В письме к брату он говорит о своих первых впечатлениях: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было такого геройства… Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Чудное время!»

Молодому офицеру-артиллеристу долго не удается побыть в деле. Почти 2 месяца его держали на тыловых позициях под Симферополем.

В последних числах марта 1855 года батарею Толстого перебрасывают на одну из самых важных позиций обороны города – на 4 бастион. Переезд совпал с мартовско-апрельским штурмом Севастополя. На 4 бастионе не было места, куда бы не попадали снаряды. Однако бастион жил и не допускал врага в город. Его защитники с честью выдержали все испытания.

За храбрость и стойкость, проявленные на бастионе, Толстой досрочно получил чин поручика и был награжден орденом. Находясь там, он пишет рассказ «Севастополь в декабре месяце», который публикуется в «Современнике». В основу рассказа положены впечатления Толстого от первого знакомства с обороняющимся городом и его защитниками и картины, которые он наблюдал в декабре 1854. Главная мысль рассказа заключена в словах, что каждый, кто побывал в осажденном городе, мог вынести «убеждение в невозможности взять Севастополь» и что это убеждение видели «в глазах, речах, приемах, в том, что называется духом защитников Севастополя».

Участвовал писатель и в знаменитом сражении с 10 на 11 мая, когда летящие бомбы, по выражению военного историка, образовали огненный свод над головами сражавшихся. Майские события на 4 бастионе послужили основой для второго рассказа – «Севастополь в мае».

В последние дни боев Толстой снова был переведен на городские позиции и огнем своей батареи прикрывал эвакуацию войск на Северную сторону. Он оставил город одним из последних. Свои чувства, отражавшие чувства всех защитников города, он отразил в рассказе «Севастополь в августе 1855 года».

В июле 1855 года, в самый разгар Крымской войны, когда все переживали за судьбу героического Севастополя,  в журнале «Современник» стали появляться рассказы Л.Толстого об обороне Севастополя.

Какое событие описано в рассказах? Что послужило поводом к войне?

«2. Историки»:   Причины Крымской войны

Главными причинами  Крымской войны стало столкновение политических интересов Англии, России, Австрии и Франции на Балканах и Ближнем Востоке.

Проводом к началу боевых действия послужил пересмотр в Лондонской конвенции правового режима пересечения российских судов пролива Босфор, что вызвало негодование со стороны Российской Империи, так как она значительно ущемлялась в правах.

Еще одной причиной стала передача ключей от Вифлеемского храма в руки католиков, что вызвало протест Николая I, который в форме ультиматума потребовал их возвращение православному духовенству.

Чтобы не допустить усиления влияния России, в 1853 году Францией и Англией был заключен тайный договор, с целью  противостояния интересам России и  дипломатической блокаде. Россия разорвала все дипломатические отношения с Турцией, в начале октября 1853 года начались боевые действия. 

В первые месяцы военных действий эскадра адмирала Нахимова фактически полностью уничтожила турецкий флот, не позволили захватить Закавказье.

Опасаясь захвата Россией  Османской Империи, в войну вступили Франция и Англия, направив свою флотилию на Одессу и Петропавловск – на – Камчатке, однако их план не увенчался успехом. 

В сентябре 1854 году английские войска сделали попытку захватить Севастополь. В конце сентября началась героическая оборона города, которая продолжалась целый год.

Европейцы имели значительное преимущественно перед Россией, они имели  паровые суда, в то время как русский флот был представлен парусниками. В битвах за Севастополь участвовали знаменитый хирург Н. И. Пирогов и писатель Л.Н. Толстой.

Несмотря на героизм русской армии, Севастополь она отстоять не смогла. Войска Российской империи вынуждены были покинуть город. 

Последствия Крымской войны

В марте 1856 года  Россия подписала Парижский мирный договор с европейскими странами и Турцией, в результате которого потеряла свое влияние на Черном море, оно было признано нейтральным. Крымская война нанесла огромный ущерб экономике страны.

Просчет Николая I заключался в том, что Россия  на тот момент не имела шансов победить сильные европейские страны, которые имели значительные технические преимущества.

«Художники»: Презентация №3

Защитники Севастополя не могли не восхитить своим героизмом и преданностью городу. 11 месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущества в вооружении, стояли у стен Севастополя.

Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи – бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячной англо-французской армии.

Россия в разные периоды истории оказывалась втянутой в войны. Вспомним фрагменты из  хорошо известных вам произведений.

В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон. 

http://2.bp.blogspot.com/_XV45BHRq4Qo/TDi6UYOz5LI/AAAAAAAAALw/OyzR2cr8dXI/s1600/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B1%D0%BE%D0%B9.jpg

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала 
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!...

http://3.bp.blogspot.com/_XV45BHRq4Qo/TIZjWKzwwpI/AAAAAAAAAPY/uZJSimamJNM/s1600/ermolov09l.jpg

О каких войнах идет речь в поэтических текстах? Какое впечатление они оставляют у читателя? Назовите автора и название произведения.

10 июля 1709 года была Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между войском Петра I и шведской армией Карла XII. 

Поэма  "Полтава" А.С.Пушкин

8 сентября 1812 г- Бородинское сражение под командованием М.И. Кутузова.

Стихотворение «Бородино» М. Лермонтов

Какие чувства вызывают эти строки?

В этих произведениях показана героика войны. Они вызывают чувство гордости за русских солдат.

Можно ли эти строки применить для описания битвы за Севастополь?

Да

Насколько похожи эти героические сцены с описанным в «Севастопольских рассказах»? Почему?

Не похожи вообще. А.Пушкин и М.Лермонтов, будучи патриотами своей страны,  в своих произведениях показали славное прошлое России, его героических защитников в Полтавской битве и Бородинском сражении. Толстой же ставил иную цель – показать ужас и бессмысленность войны. А еще он писал по личным впечатлениям от увиденного и пережитого. Первым в русской литературе Толстой занялся трезвым  анализом боевой жизни. Он низвел воинскую доблесть с пьедестала сплошного «геройства», но и возвеличил ее как никто. Он показал человека без прикрас, потому что на войне сложно скрыть трусость, подлость, мелочность, если они имеются в характере. Разрушая идеализированное представление воинской доблести, он выставил на вид величие геройства простого, не лезущего вперед, делающего только то, что надо: если надо — так прятатьсяесли надо — так умирать.  Бесконечно полюбил за это Толстой  под Севастополем простого солдата и в его лице весь вообще русский народ

Обратимся к тексту «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце» 

От чьего лица ведется повествование?

Дайте характеристику рассказчику.

Почему такую форму повествования выбирает Толстой? Он первый военный корреспондент.

С чего начинается рассказ «Севастополь в декабре месяце»? (с описания пейзажа)

Какими красками описан пейзаж? Несет ли начало рассказа тревогу? Боль? (Нет).

Когда впервые мы видим, что перед нами передовая, что в городе идет война?

Какие сцены вызывают удивление, неприятие, ужас?

Как Толстой создает неприукрашенный облик военных будней?

Какими показаны защитники Севастополя?

Что движет простыми матросами и солдатами, почему они спокойно идут на смерть?

Каковы художественные особенности этого рассказа?

Л.Толстой говорил: «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества».

Как можем объяснить эти слова? Относятся ли они только к «Севастопольским рассказам»?

Вспомните эпизоды романа «Война и мир», в которых видим подобные сцены.

Толстой с натуралистической точностью описывает раненых и умирающих. Зачем? (Чтобы показать, что война не несет ничего, кроме ужаса и смерти. Жестокость нельзя оправдать ничем. Война не разбирает, кто перед ней: солдат или женщина, старик или  ребенок).

Только ли смерть и страдание показывает Толстой? (Нет, героизм простых людей, защитников Севастополя)

Какие сцены говорят об этом?

Чем закончилась оборона Севастополя?(сдачей города врагу).

Ради чего писались «Севастопольские рассказы»?

В рассказах были выражены очень важные политические истины, поставлены серьезные социальные вопросы. Писатель отразил настроение общества, показал глубокую, трезвую правду. Правду о патриотическом подъеме и героизме защитников Севастополя, о мужестве русских солдат, о тех чувствах, которые были близки русскому обществу. А еще показал правду о несостоятельности царизма в войне, об отсталости николаевской армии, о глубокой пропасти между простым мужиком в шинели и дворянской офицерской верхушкой.

Новаторство Толстого в том, что в центре батальных сцен он поставил живого человека, раскрыл его внутренний мир, мотивировал действия и поступки его  сокровенными мыслями и чувствами. Человек из народа своим ратным трудом, неприметным подвигом решает судьбу отечества, а персонажи освещаются с позиции той великой цели, которой вдохновлен народ.  

Какова была цель Толстого при написании рассказов? Можно ли его обвинить в отсутствии патриотизма, ведь его  рассказы показали обреченность защитников и сдачу города?

Главное желание и цель Толстого – рассказать не просто правду о войне, но всю правду, правду до конца. «Вы увидите, - обращался автор к читателям, - войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти…» В рассказе «Севастополь в мае» он пишет: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красе его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда».

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Заключительно слово учителя:

Что такое война в понимании писателя? Кто истинный герой рассказов Л.Толстого?

В рассказах Толстого впервые в русской и мировой классической литературе традиционная батальная живопись была очеловечена, обращена правдивыми описаниями тончайших чувств и переживаний человека – участника баталии, дана сквозь призму его сознания. Война со всеми ее ужасами и величием показана изнутри, посредством раскрытия внутреннего отношения к ней рядовых ее участников, а сами участники охарактеризованы в зависимости от их места во всенародной борьбе – вот в чем новаторство Толстого.

От «Севастопольских рассказов» прямой путь к «Войне и миру». Б.М.Эйхенбаум назвал рассказы этюдами к роману: «Здесь подготовлены и отдельные детали, и некоторые лица, и разнообразные «тональности», и даже сплетение батального жанра с семейным».

Война – зло, народ – истинный герой, мужественный защитник, готовый пожертвовать жизнью во имя спасения родной земли.

Д/з: 1. Написать эссе Актуальны ли  произведения Л.Толстого  в наше время?

2.составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя во время Крымской войны в форме письма с фронта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отзывы современников о <> Подготовили кадеты 10 «В» класса Куртик А ., Романчук С.

Слайд 2

Для читателей того времени, с напряженным вниманием ожидавших известий о Крымской войне, очерки Толстого представляли интерес прежде всего как живое свидетельство очевидца, как своеобразный репортаж с места события (на такое восприятие произведений наталкивали и заглавия: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года»). Но как и всякий настоящий художник, Толстой не ограничивался простым воспроизведением тех или иных событий — пусть даже самых героических. Севастопольским рассказам свойственна широта художественного обобщения.

Слайд 3

«Это именно то, что нужно русскому обществу: правда - правда, которой со смертию Гоголя так мало осталось в русской литературе ...” Н . А. Некрасов

Слайд 4

“ Статья Толстого о Севастополе — чудо! Я прослезился, читая ее, и кричал: ура! ” И.С . Тургенев

Слайд 5

«Это изображение внутреннего монолога надобно, без преувеличения, назвать удивительным... По нашему мнению, эта сторона таланта графа Толстого, которая дает ему возможность уловлять эти психические монологи, составляет в его таланте особую, только ему свойственную силу ». Н.Г.Чернышевский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.В.Кокорин. На четвертом бастионе. Иллюстрация к «Севастопольским рассказам» Л.Н.Толстого. Оборона Севастополя в произведениях живописи

Слайд 2

И.Айвазовский «Осада Севастополя»

Слайд 3

Оборона Севастополя. Фрагмент панорамы Ф. Рубо

Слайд 4

Фрагмент панорамы Ф. Рубо «Оборона Севастополя ».

Слайд 5

Стальной гарнизон Это самый страшный месяц долгой осады, непрерывных, жесточайших, днем и ночью не утихающих бомбардировок, осады, окончившейся падением Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь. Ф.Рубо. Оборона Севастополя

Слайд 6

«Штурм Малахова кургана». Раскрашенная литография И.Морина по рисунку с натуры В.Симпсона. 1855


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ героического города в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого

Слайд 3

Севастополь в числе первых городов СССР 22 июня 1941 г. в 3 часа 15 минут подвергся налету фашистской авиации. Моряки Черноморского флота, жители города организованно встали на защиту Севастополя. Севастополь прославился героической обороной 1941-1942 гг.

Слайд 5

Город-герой Севастополь 250 дней продолжалась героическая оборона Севастополя. В 1965 году Севастополю присвоено звание «Город-герой» и вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Слайд 6

Город-герой Севастополь 1853-1856 1941-1945


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...