урок в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Кошовец Светлана Валерьевна

Урок литературы в 7 классе Романтический характер Легенды о Данко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam_urok.docx43.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

Тема: Романтический характер «Легенды о Данко» из произведения М.Горького «Старуха Изергиль»

Цели:

  • познакомиться с понятием романтизма, как творческого метода
  • познакомиться с особенностями романтического произведения
  • доказать, на примере анализа легенды о Данко, что «Старуха Изергиль» произведение романтическое
  • показать особенности раннего творчества М.Горького на примере легенды о Данко
  • через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.

Оборудование:

  • портрет М. Горького
  • компьютер
  • презентация «Романтизм»
  • рисунки учащихся, иллюстрирующие изобразительно-выразительные средства речи
  • рисунки учащихся к легенде о Данко

Ход урока

Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенды.

Скажите, ребята, вы любите мечтать?

А как называют человека, который очень любит мечтать, все время мечтает, про таких говорят: « Живут  одной мечтой »?

Романтик.

Вот и героем нашего сегодняшнего урока станет романтик,  романтик – писатель, с именем которого вы уже знакомы.

Показывает портрет Максима Горького. 

Это Максим Горький.

Откройте тетради и запишите тему:

Романтический характер легенды  о Данко  из рассказа «Старуха Изергиль».  

 А вот цели нашего урока:

  • познакомиться с понятием романтизма, как творческого метода
  • познакомиться с особенностями романтического произведения
  • доказать, на примере анализа легенды о Данко, что «Старуха Изергиль» произведение романтическое

А теперь ответьте с каким настроением вы пришли на урок и какую оценку хотели бы заработать на сегодняшнем уроке? О какой оценке на сегодняшнем уроке мечтаете? ( Дети выбирают и показывают оценки)

Запомните свой выбор  и стремитесь к исполнению своей мечты

Но вернемся к романтизму

А в литературе ,  как и в искусстве в целом, есть целое течение, и особенный творческий метод, т. е. особое изображение действительности, которое носит название романтизм.

О романтизме нам расскажут  ваши товарищи.

Выступление подготовленных учеников  ( 7 минут)

Что запомнилось? Каковы особенности романтизма в искусстве?

 Предполагаемые ответы:  

Основа стиля  - обращение к внутреннему миру человека.

в сообщении много было сказано о  романтической литературе

Что характерно для романтизма в литературе?

Центральная идея –героизация личности, которая вступает в битву с враждебной средой, страдания и гибель героя в борьбе.

Первичное закрепление материала.

Тест  Перенести в бланк ответов только те утверждения, которые являются верными, поставив знак + рядом с буквой, соответствующей верному утверждению.

+ а Для романтизма свойственно обращение  к внутреннему, индивидуальному миру чувств, переживаний человека.  

 - б Романтизм зародился как идейное и эстетическое движение в

Африке.

 + в Впервые романтизм возник в Германии.

+ г Романтик обязательно бросает вызов окружающему его обществу.

+ д  Вершиной русского романтизма является творчество Михаила Юрьевича Лермонтова.

+  е  Для романтизма характерно обращение к внутреннему миру человека.

+ ж Впервые романтизм возник в Китае.

Пришло время для анализа произведения.

Сейчас вы получите таблицы, в которых систематизированы особенности романтического произведения.

  1. Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах, повествование наполнено эпитетами, метафорами, олицетворениями, сравнениями и другими   изобразительно-выразительными средствами  речи.
  2. Стремление личности к свободе.
  3. В центре внимания автора внутренний мир героя, его душа в её глубинных проявлениях.
  4. Герой романтического произведения изображается на фоне экзотической природы, необычной для автора и читателя обстановке. Обилие    метафор, эпитетов, символов,  при создании   лирического пейзажа.

Состояние природы соответствует состоянию души героя.

  1. Основной  прием романтизма это антитеза.
  2. В произведении романтиков часто не существует грани между автором и героем.
  3. Речь романтического героя крайне эмоциональна, метафорична, прерывиста. (Присутствие, сравнений, риторических вопросов…)

Познакомьтесь, пожалуйста, с таблицей

               8  обращение к народному творчеству, использование  тем,               образов,  языка, свойственным народным песням, балладам.

Пришло время для анализа произведения.

Каждый пункт отдельно выведен на мониторе.

 Учитель просит по очереди зачитать пункты таблицы, и далее дается задание  кто зачитывает 1 пункт необходимо доказать, что в легенде о Данко есть изображение искл. героя в исключительных обстоятельствах….

Анализируя произведение по первому пункту вам, ребята придется искать эпитеты, метафоры, сравнения.   Давайте вспомним их определения, в этом нам помогут ученики, проиллюстрировавшие данные тропы.

Повторение определений. (3 мин)

Распределение заданий.

Самостоятельная работа в группах.  ( 10 мин)

Опрос и корректировка.

1 Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах, повествование наполнено эпитетами, метафорами, олицетворениями, сравнениями и другими   изобразительно-выразительными средствами  речи.

2 Стремление личности к свободе.

3 В центре внимания автора внутренний мир героя, его душа в её глубинных проявлениях.

4 Герой романтического произведения изображается на фоне экзотической природы, необычной для автора и читателя обстановке. Обилие    метафор, эпитетов, символов,  при создании   лирического пейзажа.

 5 Основной романтический прием романтизма это антитеза.

6 Речь романтического героя крайне эмоциональна, метафорична, прерывиста. (Присутствие, сравнений, риторических вопросов…)

7  В произведении романтиков часто не существует грани между автором и героем.

8 Обращение к народному творчеству, использование  тем,  образов,  языка, свойственным народным песням, балладам

Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

- Веди ты нас! - сказали они.

Тогда он повел..."

То же - Люди увидели, что он лучший из всех, и поэтому пошли за Данко.

- “Красивые - всегда смелы”, - так пишет Горький. Данко лучший из всех людей, потому что в его очах светилось много силы и живого огня, поэтому люди и поверили ему и пошли за ним.)

 

Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь,

Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь.

Краски тьмы: “там были болота и тьма... так густо переплелись ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую тьму”.)

….там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга   могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям.

- Вы сказали: "Веди!" - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Смелый и отважный Данко противопоставлен трусливым людям. Герой и толпа.

В легенде важнейшие слова гордого человека "Что я сделаю для людей?"

На этом вопросе остановимся подронее

Вспомните, какой вывод мы сделали , прочитав повесть «Детство»?

Один из центральных вопросов не только автобиографической трилогии, но и всего творчества Горького: Каким должен быть человек? Как ему жить среди людей?

Через всю свою долгую жизнь, сквозь бури и противоречия эпохи Горький пронес  веру в человека, в его способность переделать мир по законам справедливости и красоты. Свои мечты и чаяния писатель отразил в романтических произведениях 90-х годов. В них М. Горький внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и даже в качестве заглавий некоторых произведений берёт имена героев-рассказчиков: "Макар Чудра", "Старуха Изергиль"... "Легенда о Данко" является частью рассказа "Старуха Изергиль".

Повествование  о Данко представлено в жанре легенда. Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды – личность необычная, исключительная, романтическая.

легенда ж. (латин. legenda - то, что надо читать) (книжн.). 1. Поэтическое фантастическое сказание религиозного содержания. || Всякий фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-н. событии. Легенды старого замка. Средневековые легенды.

Сообщение ученика:

Имя Данко связано с однокоренными словами дань, дам, дающий. В легенде важнейшие слова гордого человека "Что я сделаю для людей?". 

Его образ перекликается с образом Прометея, отдавшего себя на величайшие муки ради блага людей.

В славянской мифологии имя светоносного божества Дождьбога образовано сочетанием слов "дать" и "бог". У некоторых исследователей  творчества Горького возникают также и ассоциации с образом Иисуса Христа, который тоже отдал себя людям, взял на себя "грехи мира"" "Я пришёл не судить мир, но спасти мир".

 В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение.

Итог урока:

Вспомним,  какие цели мы ставили в начале урока?

Познакомились с романтизмом как творческим методом?

Узнали, что такое романтизм?

Удалось нам доказать, что Легенда о Данко это романтическое произведение?

Анализируя каждое произведение на уроке, мы даем ответ, зачем оно написано, т.е. стараемся постичь ИДЕЮ произведения. В чем же идея легенды о Данко?

Легенда о Данко – это легенда о  красивом, смелом и сильном герое,  она несет в себе идею подвига, самопожертвования.

 Герой М. Горького вносит в жизнь идеи любви и самоотверженности. Он стремиться пробудить в людях истинно человеческие качества, которые под влиянием страха побеждены в них. Однако подвиг Данко - его утверждение нового отношения к жизни, человеку - так по-настоящему и не был понят соплеменниками, забывшими о своём спасителе. Осторожный человек наступил на гордое сердце ногой, и оно, рассыпавшись в искры, угасло.
    Горький осуждает трусливых людей, лишённых подлинного горения, стремления к красоте и свободе. Они утратили человеческое достоинство, стали смиренными, терпеливыми, осторожными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...