Урок по сказке О.Уайльда "Эгоистичный великан"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Оксана Викторовна Панфилова

Конспект интегрированного урока литературы и английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока41 КБ

Предварительный просмотр:

Оскар Уайльд и его сказка

"Эгоистичный великан".

Oscar Wilde.  The Selfish Giant.

Заключительный урок по творчеству Оскара Уайльда.

Интегрированный урок

(литература, английский и русский языки)

с элементами исследования

учителя русского языка и литературы Панфиловой О. В.  

Цели.

  1. Углубление представлений учащихся о мировой художественной литературе при изучении творчества О. Уайльда в оригинале (на английском языке).
  2. Закрепление знаний по теории литературы.
  3. Формирование умения извлекать необходимую информацию из иноязычного текста.
  4. Изучение особенностей языка, стиля писателя.
  5. Развитие навыков анализа художественного текста на иностранном (английском) языке.
  6. Развитие умений пользоваться справочной литературой.
  7. Воспитание эстетических качеств личности, культуры школьника-читателя.

Оборудование.

  1. Эпиграф к уроку:

         Создатель … поэтических ценностей.

                                     К. И. Чуковский

  1. Портрет писателя.
  2. Раздаточный материал: тексты сказки "Эгоистичный великан" на парте у каждого ученика.
  3. Иллюстрации, выполненные учащимися.
  4. Выставка книг с произведениями писателя.

Работа с литературоведческими понятиями: 

троп, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, сюжет, композиция.


Ход урока. 

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

II. Слово о писателе.

Давайте вспомним, что мы узнали о писателе. Помогут нам в этом…, которые подготовили небольшую справку о жизни и творчестве  Оскара Уайльда на русском и английском языке.

Oscar Wilde is a great English writer and dramatist.

He was born in Dublin in the family of a famous Irish doctor and a poetess.

He received a very good education at Trinity College in Dublin and Oxford University in England.

In 1881 O. Wilde published his "Poems".

After that he visited America and in 1887 appeared "The Canterville Ghost". It was the first O. Wilde's prose.

Then he wrote the fairy-tales. "The Happy Prince and Other Tales" was published in 1888.

O. Wilde is also famous as a dramatist and the author of the novel "The Picture of Dorian Gray".

O. Wilde was the most popular spokesman in the late XIX –th century advocating the doctrine of aestheticism.

He thought the Beautiful art could help the people to be better and kinder.

Оскар Уайльд великий английский писатель и драматург.

Он родился в Дублине в семье знаменитого английского врача и поэтессы.

Он получил хорошее образование в дублинском Тринити-колледже и Оксфордском университете в Англии.

В 1881г. О. Уайльд опубликовал сборник стихотворений.

После этого он посетил Америку и в 1887г. появилось "Кентервильское привидение" – первое прозаическое произведение О. Уайльда.

Он писал и сказки Сборник "Счастливый принц и другие сказки" был опубликован в 1888г.

О. Уайльд также знаменит как драматург и автор романа "Портрет Дориана Грея".

О. Уайльд был самым популярным представителем эстетического учения в конце 19 века.

Он считал, что Прекрасное искусство сделает людей лучше и добрее.

III. Анализ сказки.

  1. Беседа.

  • Мы прочитали несколько сказок О. Уайльда, рассмотрели их идейное содержание.
  • В чем заключаются особенности творчества О. Уайльда? Как его идеи об искусстве находят отражение в творчестве?
  • (Искусство, изображающее Прекрасное, может влиять на людей, значит, преображать, улучшать реальную действительность.)
  • Сегодня мы попытаемся проанализировать сказку "Великан-эгоист". Отметим, что мы работаем с текстом-оригиналом, не адаптированным.
  • Как вы понимаете, какой текст называют адаптированным?
  • (Упрощенный текст, соответствует уровню подготовки учеников по иностранному языку.)
  • Проверим по толковому словарю. Зачитаем словарную статью. Какие особенности верно были отмечены, что нового о значении этого слова узнали из словаря?
  • (Адаптация. 1. Приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. 2. Упрощение текста для малоподготовленных читателей. ) Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 1995. С. 16.
  • Выступление гимназиста. Сопоставительный анализ адаптированного и авторского текста.

  1. Особенности композиции сказки.

  • Всем вам хорошо известен сюжет сказки О. Уайльда "Великан-эгоист". Давайте отметим особенности композиции этого произведения. Вспомним, что такое композиция и каковы ее элементы.
  • ( Экспозиция:1-й абзац.

        Завязка: великан выгнал детей.

        Кульминация: отношение великана к детям, вернувшимся в сад.

        Развязка: возвращение мальчика.

        Эпилог: умерший великан.)

  • Найдем и прочитаем на английском языке эти элементы композиции. Обоснуйте свой ответ.

  1. Семантический анализ слова.
  • Слово эгоист (selfish) является ключевым в тексте, вынесено в название произведения, несколько раз (см. ключевые моменты композиции) встречается в тексте.
  • А что оно означает? Как вы понимаете значение этого слова?
  • (Высказывания учащихся.)
  • Проанализируем  эту лексему в английском и русском языках.
  • Выступление гимназиста. (Работа с Толковым словарем русского языка, Англо-русским словарем).

     

  1. Язык писателя.

  • Какие средства художественной выразительности использует автор?
  • Как описывает сад зимой, весной?
  • Какие тропы использует Оскар Уайльд?
  • (Эпитеты: lovely, beautiful…)
  • (Сравнение: flowers like stars)
  • (Олицетворения: Flower … so sorry, Snow danced…)
  • Сколько раз используется слово beautiful? Какова его роль в тексте?
  • Можно ли выделить тропы, характерные для творчества О. Уайльда?
  • (Да. golden fruit, silver… - метафорические эпитеты.)
  • Сравнение естественного, природного с искусственно созданным характерно для стиля О. Уайльда. Идеалы искусства для писателя превыше всего. Но они не могут скрыть нравственные проблемы, поставленные жизнью.

  1. Проблематика сказки.

  • Какие проблемы поставлены О. Уайльдом в этой сказке?
  • (Добро и зло, равнодушие и человечность, душевная черствость, милосердие и сострадание)
  • Можно ли проблемы, поставленные О. Уайльдом, считать актуальными для нашей современной жизни? Почему?

IV. Объяснение домашнего задания.

 

Творческое задание по выбору учащегося.

  1. Написать небольшое эссе, отвечая на вопрос: "Какие проблемы, поставленные О. Уайльдом в 19 в., актуальны и в наше время? И почему?"
  2. Написать стихотворение-отзыв о сказках, полюбившихся героях из произведений О. Уайльда.

V. Итог урока.

    Размышления над эпиграфом.

  • Почему К. И. Чуковский, критик и переводчик произведений О. Уайльда, назвал его "создателем… поэтических ценностей"?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...

Урок по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" в 5 классе

Проявлять интерес к  чтению и изучению творчества А.С.Пушкина....

Учебно-методическая разработка урока "Истоки сказки. Характеристика героев" по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Учебно-методическая разработка урока литературы в 5 классе по учебнику "Литература" под ред В.Я.Коровиной М. "Просвещение", 2013 на основе ТРКМЧП и проблемно-диалогического обучения....

Технологическая карта к уроку литературы «Сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки»

Данный материал нацелен углубить представления учащихся о жанре волшебной сказки, сформировать представление о народном идеале, о герое сказки как выразителе этого идеала....

Урок по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне"

Урок проходил в 5 классе при изучении творчества А.С.Пушкина...