«Формирование литературного произношения и выразительного чтения на уроках литературы»
опыты и эксперименты по литературе

Привить ребенку вкус к чтению –

лучший подарок, который мы

можем ему сделать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.s.yunkina.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Целинская средняя общеобразовательная школа № 8»

Учитель русского языка и литературы 1 категории

Ирина Сергеевна Юнкина

«Формирование литературного произношения и выразительного чтения на уроках литературы в начальной школе»

Привить ребенку вкус к чтению –

лучший подарок, который мы

можем ему сделать.

          Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино, не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение. Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни огромна. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда. В. А. Сухомлинский отмечал: “Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам”. Литература является богатейшим источником познания жизни и инструментом воздействия на все стороны человеческой личности. Именно через чтение человек познаёт окружающий его мир.  К.Д. Ушинский рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».  «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», - это высказывание В. Сухомлинского я хочу взять за основу своей работы.

          Одна из главных задач обучения – научить детей осознанному, правильному, беглому, выразительному чтению, и это играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Работая в школе 16 лет, я убедилась, что большая часть детей не могут воспринимать красоту окружающего мира через литературные произведения, если они не почувствовали красоты слова, прочитанного в книге, не могут выделить главную мысль, не имеют достаточного для их возраста словарного запаса, просто не хотят читать. Возник вопрос: как же помочь ребёнку? Ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставить ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, способы помощи существуют разные. В. Сухомлинский считал: «Процесс обучения чтению будет лёгким при условии, если

занятие станет для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями».

          Изучая новые технологии в образовании и обучении, пришла к выводу, что надо искать ту иголку, за которой потянется нить, длинною в школьную жизнь. Этой иголкой в моём понимании является творчество. Основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний ученики должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. Современному обществу требуется не просто грамотный человек, а человек, который свободно владеет знаниями. Умеет мыслить логично, научно, творчески, может свободно реализовать собственное «Я». Уже шестой год я работаю над проблемой «Инновационные методы обучения на уроках чтения». Цель моей работы не только теоретическое изучение проблемы, но и применение в ходе практической исследовательской работы новых нетрадиционных методов обучения чтению. Анализируя личный опыт, могу с уверенностью сказать, что данная форма всегда является выигрышной, т.к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой деятельности. Задания, которые я даю детям на нетрадиционных уроках, помогают им постоянно находиться в атмосфере творческого поиска. Из собранного мною материала я выбрала, на мой взгляд, наиболее продуктивные методы и скомбинировала их в единое целое. Чем разнообразнее формы организации деятельности, обучающихся на уроках, тем интереснее им включаться в образовательный процесс, тем эффективнее происходит усвоение школьниками новых знаний и отработка универсальных учебных действий. Чтобы добиться хороших результатов, я использую различные упражнения:

- дыхательная и артикуляционная гимнастики;

- упражнения на концентрацию внимания;

- упражнения для развития беглого чтения;

- упражнения на формирование литературного произношения и выразительного чтения.

- упражнения на преодоление регрессии и расширение бокового поля зрения, таблицы Шульте.

          Начальная школа первая начинает реализовать общую цель обучения – формирование личности учащихся. Поэтому очень важно именно в этот период научить детей читать, работать с научно-познавательным и художественным текстом, воспринимать содержание прочитанного.  У многих детей в 1 классе был слабо развит речевой аппарат. Поэтому на первом этапе урока я начала проводить дыхательную и

артикуляционную гимнастики. Изучив методику А.Н. Корнева, я решила применять её в своей практике. Урок всегда начитается с разминки, с постановки дыхания:

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох.

Задуй свечу:

Сделай глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Сделайте глубокий вдох и постарайтесь как можно больше задуть маленьких свечек.

В цветочном магазине:

Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (имитируя вдыхание цветочного запаха).

Снег идёт:

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

- На улице зима. Снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

Педагог показывает, как дуть на вату, дети повторяют.

Ветерок

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребёнку.

- Представьте, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Дыхательную гимнастику провожу в начале каждого урока. Далее идёт артикуляционная гимнастика, так как она имеет важную роль в формировании правильного произношения гласных и согласных звуков, проводить артикуляционную гимнастику нужно на каждом уроке 1-2 минуты.

Чтение открытых и закрытых слогов. (При чтении дети делают остановку именно в том месте, где встречаются два согласных.)

 при                   аст                   кну                       ист

 орх                   цве                   ахт                       сти

 пры                  хро                   шли                      арт

 олс                   фре                   шти                      укс

уст                    шка                  пти                      олп

ант                    гря                    бле                      жни

мну                  слы                   пря                      вне

бру                   илс                   фру                      сле

- Прочитайте столбики (по вертикали);

- прочитайте строчки (по горизонтали);

- слоги последнего столбика добавьте до целого слова.

Использую чистоговорки, рифмовки, скороговорки.  Эти упражнения улучшают не только звукопроизношение, но и способствуют технике чтения.

Шо-шо-шо -  всё будет хорошо.

Ай-ай-ай - авторучку дай.

Лу-лу-лу – не валяйся на полу.

Далее усложняю Шпри – шпря – шпра – шпро – шпре – шпрю – шпру – начинаем мы игру.

В течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:

Упражнения для развития беглого чтения.

Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения. Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв, чем вообще возможно.

И здесь изобретены приёмы, помогающие расширить угол зрения.

Использование таблицы Шульте.

У каждого ученика карточки, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 25. В работе с таблицами используется памятка:

- как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.

Работа по созерцанию зелёной точки. На карточке ставим зелёную точку, и концентрируем взгляд на ней.  В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.

Со второго класса изучение нового материала провожу при помощи метода динамического чтения. Динамическое чтение – качественный метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки. Динамическое чтение-это чтение словами.

Чтение со счётом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, читая про себя слова текста, одновременно должны уяснить его содержание, а после окончания подсчёта числа слов назвать это число и ответить на вопросы, поставленные к тексту перед чтением.

Цель: загрузить уши учащихся посторонней работой-счётом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами.

          Наиболее эффективны резервы обучения чтению предлагает методика оптимального чтения С.Г. Швайко и И.Т. Федоренко-Пальченко. Подробнее познакомившись с ней, я стала применять в своей практической работе следующие виды деятельности учащихся на уроках чтения.

Чтение «Спринт» Цель этого упражнения: тренировка в скорочтении.

На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, дети находят ответы на вопросы. При этом в процессе чтения нужно плотно сжимать губы и зубы.  

Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении “про себя” скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

Ежеурочные пятиминутки чтения (способствуют беглому чтению)

У каждого ребёнка на парте лежит книга. И любой урок - будь то чтение, русский язык, математика, труд начинать с того, что дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме

жужжащего чтения, карандашом делают пометку, до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идёт обычный урок.

Упражнение «Буратино» При выполнении этого упражнения дети ставят на парту согнутую в локте руку с прямой ладонью и в задаваемом темпе читают с убыстрением текст, делая взмах рукой на каждом слове текста.

«Фотоглаз» На доске столбик слов, который ученики читают определённое время. Затем слова закрываются, дети называют прочитанные слова.

«Найди слово» На листах написаны строчки букв, между букв спрятаны целые слова. Их нужно найти.

«Бинарное чтение» Один текст читают два ученика одновременно.

Многие упражнения проводятся не только вслух, но и про себя. Ведь самое главное не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения, нужно ежедневно, через определённые промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения. Такая работа способствует формированию у учащихся навыков самостоятельной деятельности, самоконтроля, самоанализа.

Эстафета – начинаю читать текст, прочитав несколько строк, передаю эстафету ученику. Ученик, прочитав несколько предложений, называет имя следующего ученика, который продолжает чтение.

Кто быстрее? – я читаю начало, конец или середину предложения, дети должны отыскать это предложение и прочитать.

          Важнейшей задачей уроков чтения является формирование литературного произношения и выразительного чтения. Выразительное чтение – интонационно правильное чтение, передающее идеи и чувства, заложенные в произведении. В выразительном чтении активно проявляются мысли, отношение учащихся к тому, о чём они читают. Учащиеся учатся находить нужную выразительную интонацию, ведь одним из важных этапов работы на уроке является отработка мимики, жестов, движения.

Чтение по ролям начинаю вводить ещё на уроках обучения грамоте. Часто использую такой приём, когда за одно действующее лицо читают сразу два ученика, сидящих за

одной партой или даже целый ряд. Это позволяет включить в работу на уроке наибольшее количество учащихся, снимает страх перед чтением, раскрепощает детей.

Упражнение «Голос» Дети читают текст, подражая чьему-либо голосу: старушки, ребёнка, мужчины…

Чтение с настроением Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

          Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Например, на уроке предлагаю детям прослушать аудиозаписи небольших по объёму произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. 

          Проанализировав свой опыт, я пришла к следующему выводу, что необходимо использовать именно эту методику для работы с учащимися на уроках. Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу.  Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к ней, то выиграют, в конечном счёте, наши дети, наше будущее.

          Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками

знаний. Как говорил Я.А. Каменский: «Видеть звёзды, слушать музыку – большое счастье. Но чтобы постичь его, надо научиться читать книжку. А это большой труд».

     Свою работу я хочу закончить такими словами:

В нашей жизни всё неповторимо,

Так ведётся издавна, в веках.

Только лишь одно бесспорно, зримо,

Кто учил - живёт в учениках.

Учит, значит, видит в жизни бег.

Верю я, что истинный учитель,

На земле счастливый человек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тактики и стратегии при формировании навыков чтения на уроках литературы

В связи с переходом к новому формату экзаменов по русскому языку и литературе перед современным учителем стоит сложная задача: исходя из  «жестких часовых рамок» и объема программы, целесообразно...

Презентация "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы"

Презентация содержит теорию и  практические наработки по проблеме: представлен небольшой опыт работы по формированию навыка смыслового чтения как метапредметного УУД. Программа развития и формиро...

Презентация на тему: "Формирование выразительного чтения на уроках в коррекционной школе VIII вида"

Чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения...

«Система работы по развитию интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочное время.Экскурсии по литературным местам»

Описание опыта работы учителя "Система работы по развитию интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочное время. Экскурсии по литературным местам"...