Технологическая карта урока литературы в 7 классе
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Иванова Татьяна Владимировна

Технологическая карта урока литературы по стихотворению М.И. Цветаевой "Бабушке" включает цель, планируемые результаты в соответствии с обновленными ФГОС, описание этапов урока, деятельности учителя и обучающихся, а также приемы технологии формирующего оценивания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературе в 7 классе

Тема

 «Такие разные портреты…» (по стихотворению М.И. Цветаевой «Бабушке»)

Цель

Определить роль средств выразительности в создании словесного портрета.

Планируемые результаты

Личностные: овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; осознание важности художественной литературы как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного искусства; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии.

Предметные: понимание специфики литературы как вида искусства; овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов.

Метапредметные: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Основные понятия*

Портрет, лирический герой, эпитет, художественная деталь

Этап урока, цель, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы работы

Приемы ТФО

Образовательные результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные: формируемые УУД

регулятивные (организация собственной деятельности) Я МОГУ

познавательные  (умения результативно мыслить и работать с информацией)   Я УЧУСЬ                                    

коммуникативные (умения общаться, взаимодействовать с

людьми)

http://xn--80aahvbuee3asgi.xn--p1ai/

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Включает музыку Шопена, приветствует учеников. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

Определяют своё эмоциональное состояние на начало урока.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательный интерес к изучению предмета

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Умение понимать переносный смысл выражений

Умение слушать учителя

2. Этап актуализации знаний, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Организует беседу о портретах. Предлагает посмотреть на живописные портреты, подводит обучающихся к выводу о том, что портрет – это форма самопрезентации человека.

Отвечают на вопросы, обращают внимание на детали, приметы эпохи, выражения лиц; называют виды портретов.

Фронтальная

Восприимчивость к разным видам искусства

Понимание специфики литературы как вида искусства

Развивать способность различать и называть собственные эмоции, выявлять и анализировать причины эмоций

Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов

Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения

3. Определение темы, целей, учебных задач в соавторстве.

Подведение обучающихся к формулированию темы, цели и постановке задач урока, ранжированию задач.

Формулируют тему, цель и задачи урока, ранжируют задачи.

Фронтальная, индивидуальная

Ранжирование задач (см. Приложение 1)

Потребность в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых умений

Понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы

Ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решения,

Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании

Воспринимать и формулировать суждения

4. Построение нового знания.

Организует восприятие и анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Бабушке».

Организует работу с инструментом «Двойная рефлексия»

Читает стихотворение.

После чтения предлагает записать в рабочий лист одним словом свое впечатление от образа, созданного поэтом.

 

Предлагает обсудить в парах и написать ответ о том, какими чертами характера может быть наделен изображенный на портрете человек. Обращает внимание на толковый словарик в рабочем листе

Предлагает прочитать и дополнить.

Обращает внимание на вопросы и цветовую палитру.

Организует работу в парах по выявлению роли цветовых эпитетов.

Организует восприятие описания фотографического портрета из воспоминаний А.И. Цветаевой.

Объявляет название стихотворения, имя автора, время создания, детали биографии М.И. Цветаевой и предлагает вписать в рабочий лист.

Работают с инструментом «Двойная рефлексия».

Слушают стихотворение.

Записывают в рабочий лист впечатление.

Читают, дополняют лексический ряд.

Выписывают детали словесного портрета, сравнивают с вариантом учителя.

Обсуждают в парах  и пишут ответ на вопрос.

Знакомятся в группах со словарными статьями.

Дополняют ответы.

Подчеркивают цветовые эпитеты и вопросы.

Определяют в парах роль цветовых эпитетов.

Слушают воспоминания, выписывают эпитеты, определяют в парах из роль.

Фронтальная, парная, индивидуальная

Двойная рефлексия

(см. Приложение 2)

Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира

Сформированность навыка рефлексии

Умение анализировать произведение в единстве формы и содержания.

Овладение умением использовать словари

Умение выявлять особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи.

Развивать способность различать и называть собственные эмоции.

Формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.

Способность участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы»;

проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

5. Этап самостоятельной работы.

Организует работу по написанию обучающимися связного ответа на вопрос «Каков смысл заглавия стихотворения М.И. Цветаевой?»

Пишут связный ответ на вопрос.

Индивидуальная

Понимание ценности отечественного искусства

Овладение умением отвечать на вопросы по прочитанному произведению.

Совершенствование умения создавать письменные высказывания разных жанров (

Способность выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,

Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования.

Способность проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

6. Этап включения в систему знаний.

Организует чтение ответов в группах, выбор одного ответа для чтения вслух.

Читают ответы в группах. Выбирают один ответ для чтения вслух, читают вслух.

Групповая, фронтальная

Ценностное отношение к искусству

Овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений

Осознанно относиться к другому человеку, его мнению,

принимать себя и других, не осуждая.

Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления

Способность сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций

7. Этап рефлексии.

Предлагает обучающимся вернуться к задачам урока и решить, удалось ли им реализовать ту задачу, которую они определили как главную.

Организует ответ на вопросы одноминутного эссе.

Возвращаются к задачам урока и определяют, удалось ли им реализовать ту задачу, которую они определили как главную.

Пишут ответ на один из вопросов одноминутного эссе.

Читают вслух.

Индивидуальная

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Двойная рефлексия

(см. Приложение 2)

Одноминутное эссе.

(см. Приложение 3)

Сформированность навыка рефлексии.

Понимание эмоционального воздействия искусства.

Понимание важности чтения и изучения произведений художественной литературы как способа познания мира, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития.

Способность проявлять открытость себе и другим.

Умение делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений.

Способность выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах.

Приложение 1.

Ранжирование задач

Уметь выделять ключевые слова, смысловые и эмоциональные лексические единицы

Определять роль средств выразительности в создании художественного образа

Самостоятельно создавать текст

Приложение 2.

Двойная рефлексия.

0 – нет

1 – не уверен

2 - да

Вопрос

Начало урока

Конец урока

Я знаю, какую роль играют эпитеты в лирическом стихотворении

Я умею определять роль эпитетов в лирическом стихотворении

Я знаю, какую роль играют детали в лирическом стихотворении

Я умею определять роль деталей в лирическом стихотворении

Приложение 3.

Одноминутное эссе.

Сегодня на уроке я…

После урока мне захотелось….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...