Технологическая карта урока литературы в 7 классе
учебно-методический материал по литературе (7 класс)
Технологическая карта урока литературы по стихотворению М.И. Цветаевой "Бабушке" включает цель, планируемые результаты в соответствии с обновленными ФГОС, описание этапов урока, деятельности учителя и обучающихся, а также приемы технологии формирующего оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы по стихотворению М.И. Цветаевой "Бабушке" | 30.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературе в 7 классе | ||||||||||
Тема | «Такие разные портреты…» (по стихотворению М.И. Цветаевой «Бабушке») | |||||||||
Цель | Определить роль средств выразительности в создании словесного портрета. | |||||||||
Планируемые результаты | Личностные: овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; осознание важности художественной литературы как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного искусства; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии. Предметные: понимание специфики литературы как вида искусства; овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов. Метапредметные: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления. | |||||||||
Тип урока | Урок открытия нового знания. | |||||||||
Основные понятия* | Портрет, лирический герой, эпитет, художественная деталь | |||||||||
Этап урока, цель, время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы работы | Приемы ТФО | Образовательные результаты | |||||
Личностные | Предметные | Метапредметные: формируемые УУД | ||||||||
регулятивные (организация собственной деятельности) Я МОГУ | познавательные (умения результативно мыслить и работать с информацией) Я УЧУСЬ | коммуникативные (умения общаться, взаимодействовать с людьми) | http://xn--80aahvbuee3asgi.xn--p1ai/ | |||||||
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Включает музыку Шопена, приветствует учеников. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. | Определяют своё эмоциональное состояние на начало урока. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательный интерес к изучению предмета | Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Умение понимать переносный смысл выражений | Умение слушать учителя | |||
2. Этап актуализации знаний, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Организует беседу о портретах. Предлагает посмотреть на живописные портреты, подводит обучающихся к выводу о том, что портрет – это форма самопрезентации человека. | Отвечают на вопросы, обращают внимание на детали, приметы эпохи, выражения лиц; называют виды портретов. | Фронтальная | Восприимчивость к разным видам искусства | Понимание специфики литературы как вида искусства | Развивать способность различать и называть собственные эмоции, выявлять и анализировать причины эмоций | Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов | Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения | ||
3. Определение темы, целей, учебных задач в соавторстве. | Подведение обучающихся к формулированию темы, цели и постановке задач урока, ранжированию задач. | Формулируют тему, цель и задачи урока, ранжируют задачи. | Фронтальная, индивидуальная | Ранжирование задач (см. Приложение 1) | Потребность в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых умений | Понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы | Ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решения, | Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании | Воспринимать и формулировать суждения | |
4. Построение нового знания. | Организует восприятие и анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Бабушке». Организует работу с инструментом «Двойная рефлексия» Читает стихотворение. После чтения предлагает записать в рабочий лист одним словом свое впечатление от образа, созданного поэтом.
Предлагает обсудить в парах и написать ответ о том, какими чертами характера может быть наделен изображенный на портрете человек. Обращает внимание на толковый словарик в рабочем листе Предлагает прочитать и дополнить. Обращает внимание на вопросы и цветовую палитру. Организует работу в парах по выявлению роли цветовых эпитетов. Организует восприятие описания фотографического портрета из воспоминаний А.И. Цветаевой. Объявляет название стихотворения, имя автора, время создания, детали биографии М.И. Цветаевой и предлагает вписать в рабочий лист. | Работают с инструментом «Двойная рефлексия». Слушают стихотворение. Записывают в рабочий лист впечатление. Читают, дополняют лексический ряд. Выписывают детали словесного портрета, сравнивают с вариантом учителя. Обсуждают в парах и пишут ответ на вопрос. Знакомятся в группах со словарными статьями. Дополняют ответы. Подчеркивают цветовые эпитеты и вопросы. Определяют в парах роль цветовых эпитетов. Слушают воспоминания, выписывают эпитеты, определяют в парах из роль. | Фронтальная, парная, индивидуальная | Двойная рефлексия (см. Приложение 2) | Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира Сформированность навыка рефлексии | Умение анализировать произведение в единстве формы и содержания. Овладение умением использовать словари Умение выявлять особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи. | Развивать способность различать и называть собственные эмоции. | Формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение. | Способность участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы»; проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; | |
5. Этап самостоятельной работы. | Организует работу по написанию обучающимися связного ответа на вопрос «Каков смысл заглавия стихотворения М.И. Цветаевой?» | Пишут связный ответ на вопрос. | Индивидуальная | Понимание ценности отечественного искусства | Овладение умением отвечать на вопросы по прочитанному произведению. Совершенствование умения создавать письменные высказывания разных жанров ( | Способность выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, | Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования. | Способность проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. | ||
6. Этап включения в систему знаний. | Организует чтение ответов в группах, выбор одного ответа для чтения вслух. | Читают ответы в группах. Выбирают один ответ для чтения вслух, читают вслух. | Групповая, фронтальная | Ценностное отношение к искусству | Овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений | Осознанно относиться к другому человеку, его мнению, принимать себя и других, не осуждая. | Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления | Способность сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций | ||
7. Этап рефлексии. | Предлагает обучающимся вернуться к задачам урока и решить, удалось ли им реализовать ту задачу, которую они определили как главную. Организует ответ на вопросы одноминутного эссе. | Возвращаются к задачам урока и определяют, удалось ли им реализовать ту задачу, которую они определили как главную. Пишут ответ на один из вопросов одноминутного эссе. Читают вслух. | Индивидуальная Индивидуальная, групповая, фронтальная | Двойная рефлексия (см. Приложение 2) Одноминутное эссе. (см. Приложение 3) | Сформированность навыка рефлексии. Понимание эмоционального воздействия искусства. | Понимание важности чтения и изучения произведений художественной литературы как способа познания мира, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития. | Способность проявлять открытость себе и другим. | Умение делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений. | Способность выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах. |
Приложение 1.
Ранжирование задач
Уметь выделять ключевые слова, смысловые и эмоциональные лексические единицы | |
Определять роль средств выразительности в создании художественного образа | |
Самостоятельно создавать текст |
Приложение 2.
Двойная рефлексия.
0 – нет
1 – не уверен
2 - да
Вопрос | Начало урока | Конец урока |
Я знаю, какую роль играют эпитеты в лирическом стихотворении | ||
Я умею определять роль эпитетов в лирическом стихотворении | ||
Я знаю, какую роль играют детали в лирическом стихотворении | ||
Я умею определять роль деталей в лирическом стихотворении |
Приложение 3.
Одноминутное эссе.
Сегодня на уроке я…
После урока мне захотелось….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...