Рабочая программа «Современная русская литература»
рабочая программа по литературе (10 класс)

Внеурочная деятельность. Общекультурное направление. Рабочая программа для 10 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Название «Современная русская литература»

 

Направление общекультурное

Класс 10

 

Учебный год  2022-2023

 

Срок реализации программы  1 год

 

Учитель

 

   I.  НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской  Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями: Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645; Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1578; Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613).

План внеурочной деятельности 2018/2019 учебный год, утвержденный приказом МАОУ «Обдорская гимназия» от  31 августа 2018 года №389

Закон ЯНАО от 2013.07.27 № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».

Литература. 8-9 классы: сборник программ  элективных курсов/ составитель Г.М.Вялкова.-Волгоград: Учитель,2006

Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: учебное пособие для школьников и студентов. 3-е изд., испр.и доп. – М: АСТ-Пресс Школа, 2000.-456с.

Мировая художественная культура, 10 класс(в двух частях). Автор: Рапацкая Л.А., 2016г.

                                                 

  II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа «Современная русская литература» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школы. Разработана на основе авторской  программы элективного курса «Современная русская литература» под редакцией Б.А. Ланина

 Актуальность программы «Современная русская литература» связана с решением задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в современных условиях. Именно эта литература может определить и определяет характер нравственного и гражданского воспитания.

 Цель: воспитать читателя, научить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, помочь становлению и формированию личности.            

 Задачи: 

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- развитие воображения творческих способностей, инициативы;

 - развитие  навыков устной и письменной речи, умение четко и грамотно  выступать перед аудиторией;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование положительных нравственных качеств  и высокой гражданской ответственности  за судьбу Отечества.

Рабочая программа ориентирована на Федеральный компонент основного общего образования, рассчитана на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

УМК: Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: учебное пособие для школьников и студентов. 3-е изд., испр.и доп. – М: АСТ-Пресс Школа, 2000.-456с.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

УУД

1

Личностными результатами освоения выпускниками средней школы курса литературы на базовом уровне являются:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

2

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка на углублённом уровне являются:

Регулятивные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебно-познавательных задач; 

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Коммуникативные:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

3

Предметными результатами освоения выпускниками средней школы курса литературы на углублённом уровне являются:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературовед-ческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

Основные умения и навыки учащихся.

 В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- самостоятельно, связно, логично высказываться о прочитанном;

-  владеть навыками лингвостилистического анализа текста;

- создавать сочинения-размышления над той или иной темой, над    вызвавшим интерес произведением.

          - грамотно строить свое монологическое  высказывание  и слушать мнение товарищей.                             

                                     III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Обзор содержания программы: программа «Современная русская литература»        составляет небольшие по объёму произведения современных авторов, которые отражают современную ситуацию в языке, обращены  к чувствам и разуму подрастающего человека.

  Традиции русской классической прозы в рассказах. Подтекстовая информация, интерпретация.  Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции Сборник миниатюр В. Крупина «Крупинки». Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип.

Автобиографизм в современной литературе.

Е. Гришковец. Авторское «я» в автобиографической литературе. Личностный взгляд на недавнюю историю. Можно ли говорить о «лирическом герое» в автобиографической прозе? Реальный автор и повествователь, персонажи и их прототипы в рассказах Е. Гришковца. «Три рассказа из жизни юного военного моряка». Образ учителя в рассказе Е. Гришковца «Начальник».

 Поиски нравственного идеала в современной русской литературе. Нравственная проблематика в рассказах А.Алексина «Звоните и приезжайте», «Поздний ребенок», «Раздел имущества».  Б. Екимов рассказ «Фетисыч».  Выбор жизненного пути в рассказе  А.Цветкова «Герой рабочего класса». Судьба “растерянного” поколения 90-х годов. Трагическое мироощущение подростка в рассказе А.Геласимова «Нежный возраст». Особенности жанра. Поиски новых героев в современном мире. В. Распутин. Рассказ «Нежданно-негаданно». Усиление сатирического начала.

Военная тема в современной литературе  (5часов)

Традиции классической военной литературы и особенности поэтики современной военной прозы. Размышления о цене человеческой жизни. Агрессивное и милосердное в человеке: как эти феномены проявляются в экстремальных условиях войны? По рассказу В.Маканина «Кавказский пленный». Тема памяти, «вопросы войны» в рассказе Б. Екимова «Ночь исцеления». Новые подходы в изображении войны в рассказах В. Астафьева. «Пролетный гусь», «Связистка».

Человек на земле (4 часа)

     Изображение духовной и физической мощи человека. Трудный быт простого человека. Отношение к труду как  к главному делу жизни. Проблема ответственности человек за свое жизненное поведение (проблема жизненного выбора), понятие гражданского долга, высота нравственных требований  к  человеку. Проблема  взаимоотношений человека с землей. Б. Екимов “Пиночет”. Нравственная красота простого человека. Психология и мироощущение подростка в рассказе Л. Бородина «Лютик – цветок желтый». Связь современной литературы со сказкой. Святочный рассказ П. Алешковского «Таксист и золушка». Скрещение бытовой новеллы и сказки

Русский национальный характер (4 часа)

    В. Пелевин. Рассказы «Хрустальный мир», «Бубен внешнего мира». Проблема вечных человеческих ценностей. Прошлое и настоящее в рассказах. Тема ответственности каждого за судьбу Родины. Картина современного мира.  

   Тема «футлярной жизни» в рассказе Ю.Буйды «Химич». Образ «маленького человека».

Современная поэзия (2 часа)

Тимур Кибиров, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн, Всеволод Некрасов, Сергей Гандлевский, Денис Новиков

Пародийность творчества, сквозные темы поэзии: «милицанер», философская риторика, абсурдизм. Эволюция приговской поэтики: 1) языковая игра в раннем творчестве, 2) описание «механического мира» и отстранение поэтического взгляда, 3) разноголосица современного мира.

Л. Рубинштейн. Цитатная поэтика, роль графического элемента, изобретение «каталожной поэзии», обрывки разговоров, цитаты и шаблоны как составляющие элементы текста (сборник «Регулярное письмо», 1996).

Т. Кибиров. Ирония в поэзии, тема времени и человека в пото¬ке времени, поэтические цитаты в творчестве.

Черты концептуализма в поэзии, С. Гандлевского, Д. Новикова.

Структура и содержание программы:

Раздел

Содержание

1

Введение

(3часа)

Традиции русской классической прозы в рассказах. Подтекстовая информация, интерпретация.  Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции Сборник миниатюр В. Крупина «Крупинки». Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип.

2

Автобиографизм в современной литературе

(3 часа).

Е. Гришковец. Авторское «я» в автобиографической литературе. Личностный взгляд на недавнюю историю. Можно ли говорить о «лирическом герое» в автобиографической прозе? Реальный автор и повествователь, персонажи и их прототипы в рассказах Е. Гришковца. «Три рассказа из жизни юного военного моряка». Образ учителя в рассказе Е. Гришковца «Начальник».

3

Портрет «героя нашего времени» и современного мира

(6 часов)

Поиски нравственного идеала в современной русской литературе. Нравственная проблематика в рассказах А. Алексина «Звоните и приезжайте», «Поздний ребенок», «Раздел имущества».  Б. Екимов рассказ «Фетисыч».  Выбор жизненного пути в рассказе  А. Цветкова «Герой рабочего класса». Судьба “растерянного” поколения 90-х годов. Трагическое мироощущение подростка в рассказе А. Геласимова «Нежный возраст». Особенности жанра. Поиски новых героев в современном мире. В. Распутин. Рассказ «Нежданно-негаданно». Усиление сатирического начала.

4

«Мысль семейная» в современной литературе

(5 часа)

Тема семьи, человеческого предназначения, памяти по рассказу Дм.Бакина «Сын дерева». Тема семьи и ценностей современного человека в рассказе Л. Улицкой  «Бедная родственница». Образ матери в современном мире в рассказе Л. Петрушевской «Как ангел». Поиски внутренней гармонии в рассказе В. Киршина «Рассольники».

5

Военная тема в современной литературе  

(5часов)

Традиции классической военной литературы и особенности поэтики современной военной прозы. Размышления о цене человеческой жизни. Агрессивное и милосердное в человеке: как эти феномены проявляются в экстремальных условиях войны? По рассказу В. Маканина «Кавказский пленный». Тема памяти, «вопросы войны» в рассказе Б. Екимова «Ночь исцеления». Новые подходы в изображении войны в рассказах В. Астафьева. «Пролетный гусь», «Связистка».

6

Человек на земле

(4 часа)

     Изображение духовной и физической мощи человека. Трудный быт простого человека. Отношение к труду как  к главному делу жизни. Проблема ответственности человек за свое жизненное поведение (проблема жизненного выбора), понятие гражданского долга, высота нравственных требований  к  человеку. Проблема  взаимоотношений человека с землей. Б. Екимов “Пиночет”. Нравственная красота простого человека. Психология и мироощущение подростка в рассказе Л. Бородина «Лютик – цветок желтый». Связь современной литературы со сказкой. Святочный рассказ П. Алешковского «Таксист и золушка». Скрещение бытовой новеллы и сказки

7

Русский национальный характер

(4 часа)

    В. Пелевин. Рассказы «Хрустальный мир», «Бубен внешнего мира». Проблема вечных человеческих ценностей. Прошлое и настоящее в рассказах. Тема ответственности каждого за судьбу Родины. Картина современного мира.  Тема « футлярной жизни» в рассказе Ю.Буйды «Химич». Образ «маленького человека».

                                  IV.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Дата

Коррек

тировка

Введение

1

Особенности литературного процесса конца XX – начала XXI века. Традиции и новаторство.

2

Подтекстовая информация  рассказов В. Крупина «Конец связи» и «А ты улыбайся!».

3

Подтекстовая информация  рассказа В. Крупина «Марина Сергеевна».

Автобиографизм в современной литературе

4

«Герой нашего времени» в рассказах Е. Гришковца. «Три рассказа из жизни юного военного моряка».

5

«Герой нашего времени» в рассказах Е. Гришковца. «Три рассказа из жизни юного военного моряка».

6

Образ учителя в рассказе Е. Гришковца «Начальник».

Портрет «героя нашего времени» и современного мира

7

Нравственная проблематика в рассказе А. Алексина «Звоните и приезжайте»

8

Нравственная проблематика в рассказах А. Алексина  «Поздний ребенок», «Раздел имущества»

9

«Что там, в душе человеческой?» Поиски нравственного идеала в современной русской литературе. Б. Екимов рассказ «Фетисыч».

10

Выбор жизненного пути (по рассказу А. Цветкова «Герой рабочего класса»). Судьба «растерянного» поколения 90-х годов

11

Трагическое мироощущение подростка в рассказе А.Геласимова «Нежный возраст». Особенности жанра.

12

Поиски новых героев в современном мире. В. Распутин. Рассказ «Нежданно-негаданно». Усиление сатирического начала.

        «Мысль семейная» в современной литературе

13

Тема семьи, человеческого предназначения, памяти в рассказе Дм. Бакина «Сын дерева»

14

«Всё во мне, и я во всём» (по рассказу Дм.Бакина «Сын дерева»).

15

Л. Улицкая. Тема семьи и ценностей современного человека в рассказе «Бедная родственница».

16

Образ матери в современном мире в рассказе Л. Петрушевской. «Как ангел».

17

Поиски внутренней гармонии в рассказе В Киршина «Рассольники».

Военная тема в современной литератур

18

Тема памяти, «вопросы войны» в рассказе Б. Екимова «Ночь исцеления»

19

Новые подходы в изображении войны в рассказе В. Астафьева «Пролетный гусь», «Связистка».

20

Изображение войны в рассказе В. Астафьева «Связистка».

21

«Никак мы из войны не выйдем, всё воюем, воюем…». По рассказу В.Маканина «Кавказский пленный».

22

«Никак мы из войны не выйдем, всё воюем, воюем…». По рассказу В.Маканина «Кавказский пленный».

Человек на земле

23

«На благословенной и такой неуютной земле…». По повести Б. Екимова «Пиночет».

24

« На благословенной и такой неуютной земле…». По повести Б.Екимова «Пиночет». Проблема взаимоотношений человека с землей.

25

Психология и мироощущение подростка в рассказе Л. Бородина «Лютик – цветок желтый».

26

Связь современной литературы со сказкой. Святочный рассказ П. Алешковского «Таксист и золушка». Скрещение бытовой новеллы и сказки.

Русский национальный характер

27

В. Пелевин. Рассказы «Хрустальный мир», «Бубен внешнего мира». Проблема вечных человеческих ценностей.

28

Прошлое и настоящее в рассказах В. Пелевина «Хрустальный мир», «Бубен внешнего мира».

29

Тема « футлярной жизни» в рассказе Ю.Буйды «Химич».

30

Образ «маленького человека» в рассказе Ю.Буйды «Химич».

        Современная поэзия.

31

философская риторика в стихотворениях Тимура Кибирова.

32

Концептуализм в стихотворениях Дмитрия Пригова, Льва Рубинштейна.

33

Концептуализм в творчестве Всеволода Некрасова, Сергея Гандлевского

34

Итоговый урок

35

Итоговая конференция

                       V. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Произведения художественной литературы

Распечатанный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русской литературе для 5, 7,8,9 классов

Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их читательского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литературы....

Рабочая программа по русской литературе для 5 по учебнику М.Г.Ахметзянова

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основании следующих документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения. ...

Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.

Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику  под ред. М.Г.Ахметзянова....

рабочая программа по русской литературе для 5 класса. по учебнику Ахметзяновой

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику Ахметзяновой для школ с нерусским языком обучения....

Рабочая программа по русской литературе в 6 классе.

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы для татарских средних общеобразовател...

рабочие программы по русской литературе

Рабочие программы для учащихся с татарским языком обучения....

Рабочая программа по русской литературе для 8 класса

Эта рабочая программа составлена для учащихся 8 класса, основываясь на программу под редакцией Ахметзянова М.Г....