Урок по литературе "Серебряный век" (11 класс)
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Урок, посвященный Серебряному веку русской литературы. Поэты и писатели Серебряного века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass_22serebryanyy_vek22.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Подвал Бродячей собаки»

11 класс

Форма: творческий вечер, подготовка к нему.

Тема: Поэзия серебряного века

Цель: Расширение представлений о эпохе серебряного века, раскрытие творческого потенциала.

Задачи:

1. Познакомить с творчеством поэтов серебряного века и их биографией.

2. Развить художественно-творческие способности учащихся.

3. Эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру.

4. Мотивировать к изучению поэзии

Ожидаемые результаты:

- Формирование более широкого представления о Серебряном веке

- Углубленное знакомство с лирикой Серебряного века

- Учащиеся формируют в себе чувство эстетики

- Открывают в себе актерские и художественные способности

- Формируют интерес к поэзии

Оборудование: презентация

Подготовка к уроку:

Заранее педагогом дается список поэтов и стихотворений для урока. Учениками на общем обсуждении предоставляется возможность выбора роли и произведения для заучивания. При затруднении педагог помогает определиться.

Заранее обговаривается внешний вид выбранного поэта и формируется группа для подготовки декораций.

Декорации: Вывеска кафе; по желанию учеников иллюстрации. Видео ряд — Санкт-Петербург

Предлагаемые поэты:

Анна Ахматова

Константин Бальмонт

Осип Мандельштам

Николай Гумилёв

Игорь Северянин

Зинаида Гиппиус

Владимир Маяковский

Сергей Есенин

Велемир Хлебников

Стихотворения выбираются учениками самостоятельно; выбор заранее согласовывается с учителем. Стихи учатся наизусть.

План урока:

Учитель:

«Да, я любила их, те сборища ночные,

На маленьком столе стаканы ледяные,

Над черным кофеем пахучий, тонкий пар,

Камина красного тяжелый, зимний жар,

Веселость едкую литературной шутки

И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.»

Пишет Анна Ахматова, посвящая стихотворение «Бродячей собаке».  И сегодня мы с вами совершим путешествие и в пространстве, и во времени! Нас встречает «Бродячая собака».

Кабаре было создано в канун 1912 года в Санкт-Петербурге в подвале дома Жако Борисом Прониным — режиссером и актером.

Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера. Именно там впервые прочитывались многие стихи и звучали музыкальные пьесы, о чём сохранилось немало воспоминаний.

Тон заведения задавали акмеисты и их друзья. В этом артистическом подвале они жили «для себя» и «для публики», исполняя роль богемы имперской столицы. Съезжались обыкновенно после полуночи, а расходились  только под утро. Бенедикт Лившиц (поэт-футурист) вспоминает: "Затянутая в чёрный шёлк, с крупным овалом камеи у пояса, вплывала Ахматова, задерживаясь у входа, чтобы по настоянию кидавшегося ей навстречу Пронина вписать в «свиную» книгу свои последние стихи, по которым простодушные «фармацевты» строили догадки, щекотавшие их любопытство.

В длинном сюртуке и чёрном регате, не оставлявший без внимания ни одной красивой женщины, отступал, пятясь между столиков, Гумилёв, не то соблюдая таким образом придворный этикет, не то опасаясь «кинжального взора в спину». Кабаре закрылось в 1915 году и вновь открыло двери только в 2001.

А сегодня кабаре «Бродячая собака» открыто для вас.

(Музыкальное сопровождение)

Среди поэтов, бывавших в бродячей собаке множество громких имен. Среди них и Николай Гумилев. Давайте вспомним, создателем какой школы его называют?

Ответ учеников: Акмеистов

Учитель: верно! Гумилев поэт  акмеист, совершивший 2 экспедиции по восточной и северо-восточной Африке. Был мужем Анны Ахматовой. Основные темы стихотворений Гумилёва – любовь, искусство, жизнь, смерть, также присутствуют военные и так называемые «географические» стихи. Встречаем!

(Выступление ученика  Гумилева)

Учитель: Женщина  предпочитающая называться «поэтом». Начинающая в цеху акмеистов. Исключенная из союза писателей СССР. «Жена и мать врагов народа». Автор поэмы «Реквием». Вы догадались кто наша следующая гостья?

Примерные ответы учеников: Да! Анна Ахматова!

Учитель: Верно! Встречаем, Анна Андреевна Ахматова.

(Выступление ученика  Ахматовой)

Учитель: Поэт символист  был номинирован на Нобелевскую премию в 1923 году. С любовью к эффектам. Яркий представитель «богемного» общества. Константин Бальмонт сегодня на нашей сцене.

(Выступление ученика   Бальмонт)

Учитель: Друг Сергея Есенина Автор скандальной антисталинской эпиграммы: «Мы живём, под собою не чуя страны». Чье наследие сохранилось благодаря его жене  хранившей рукописи в ботинках, кастрюлях. Ахматова относилась к нему как «к чуду поэтической первозданности» со слов их общего знакомого театроведа и литературоведа Виталия Веленкина  Осип Мандельштам. Встречаем!

(Выступление ученика  Мандельштама)

Учитель: Её называли «сатанессой» и «настоящей ведьмой». За острый язык, манеры и смелость. Создала в Париже свою собственную «Зеленую лампу». Кто-нибудь помнит, что такое «зеленая лампа»?

Примерный ответ учеников: Литературное общество в которое когда-то входил Пушкин.

Учитель: Отлично! А сейчас перед нами неповторимая Зинаида Гиппиус!

(Выступление ученика  Гиппиус)

Учитель: Следующий наш гость настоящий «председатель земного шара»! Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества. Стал идеологом группы футуристов «Гилея» сам Велемир Хлебников!

(Выступление ученика  Хлебников)

Учитель: Свое первое стихотворение он написал в восьмилетнем возрасте. А на одном из поэтических вечеров в Политехническом музее его называли «Королем поэтов». И сам себя он не стесняясь называл гением. Перед нами Игорь Северянин!

(Выступление ученика  Северянина)

Учитель: И завершает наш вечер «Лучший поэт советской эпохи», по мнению Сталина. Художник, автор легендарных стихов лесенкой. Вы догадываетесь кто наш последний гость?

Ученики: Маяковский?

Учитель: Верно! Перед нами Владимир Маяковский.

(Выступление ученика  Маяковского)

Учитель: Вот наш вечер и подошел к концу. Гости расходятся, кабаре закрывается. А мы с вами возвращаемся в класс. Давайте вспомним кого мы сегодня встретили?

Ученики: перечисляют поэтов.

Учитель: Что вам запомнилось больше всего?

Ученики: выражают мнение.

(Благодарности участникам)

Учитель: Ваше домашнее задание будет также связано с сегодняшним представлением. Выберете любое из стихотворений, прозвучавших на сегодняшнем уроке, и проанализируйте его. Обратите внимание на тему, содержание и приемы изобразительности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».

Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается  в электронный  дневник....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....