Технологическая карта урока по теме: «Хамелеонство как социальное явление» по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон».
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Представленный урок проводится в 7 классе.
Виды организации учебной деятельности фронтальная, групповая.
К технологической карте урока идет презентация, задания для групп, вопросы (цели) урока, лист самооценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.73 КБ |
![]() | 2.49 МБ |
![]() | 24.56 КБ |
![]() | 12.19 КБ |
![]() | 13.13 КБ |
![]() | 12.36 КБ |
![]() | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнекойская основная общеобразовательная школа №17
с. Верхняя Коя, Минусинский район
Технологическая карта урока литературы
Тема: «Хамелеонство как социальное явление» по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон».
Класс: 7.
Тип урока: урока «открытия» нового знания.
Цели: формирование понятий «лицемерие», «хамелеонство», развитие умений работать и анализировать текст, оценивать действия героев, объяснить значение художественной детали в раскрытии характеров героев; воспитание интереса к литературе через организацию творческой работы.
Оборудование: учебник В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Литература» 7 класс; ПК, карточки с заданиями.
Основные понятия: юмор, сатира, хамелеонство, лицемерие.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организа-ционный момент. | Приветствие учащихся. Объяснение правил работы с листом самооценивания. | Приветствуют учителя. Анализируют лист самооценивания, правила работы с ним. Задают вопросы. | РУУД: развитие мотивов учебной деятельности, принимать и сохранять учебную задачу. ПУУД: анализ информации. КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Мотивация учебной деятельности 3.Самоопределение темы и цели урока | Организует беседу: 2 сл. – Что видим? Зачем человек выбирает, меняет маски, хотя у него одно лицо. Назовите это явление одним существительным (двуличие, лицемерие) Это отрицательное качество или положительное? (Отрицательная, так как человек ищет выгоду только для себя, не думая о других) 3 сл. – Изображение какого животного добавилось? Какие особенности хамелеона знаем? (меняет цвет в зависимости от обстановки). Как связаны эти два изображения? (человек и хамелеон меняются в зависимости от обстоятельств). Хамелеонство? (Лицемерие - несоответствие слов, поступков человека истинным намерениям – менять постоянно маски по обстоятельствам). Зачем менять своем мнение? (для собственной выгоды). 4 сл. – Назовите имя художника слова, чей портрет добавился? Почему мой выбор стал портрет А.П.Чехова? Какой у читателя возникает вопрос при чтении произведения? 5 сл. - Кто в произведении Чехова является Хамелеоном? (вопрос на доску распечаткой). 6 сл. – Тема: «Хамелеонство как социальное явление» по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон». Что такое социум? Социальное явление? Как связано хамелеонство и общество? ( Многие люди меняют свое мнение, приспосабливаться к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды для собственной выгоды). Цель? (проанализировать произведение, ответить на вопрос урока) Чему будем учиться? Что можем повторить? | Участвуют в беседе, рассуждают. Участвуют в беседе, рассуждают, формулируют цель и задачи урока. | РУУД: развитие мотивов учебной деятельности. ПУУД: анализ и синтез информации, выдвижение гипотез и их обоснование. КУУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений. ЛУУД: нравственно-этическая ориентация. РУУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ и синтез информации, выдвижение гипотез и их обоснование. КУУД: умение выражать свои мысли. ЛУУД: нравственно-этическая ориентация. |
4. Актуализация ранее изученного материала | Организует литературную игру. -Поиграем в литературную игру. На слайде буду высвечивать слово, связанное с биографией А.П.Чехова. Вам нужно составить вопрос, ответом на который будет слово на слайде. Балл получит тот, кто верно составит вопрос и первый ответить по поднятой руке. Если выкрикиваете, вопрос снимается. Баллы фиксируются в лист оценивания. 9 – 17 сл. Слова на слайдах: Таганрок, купец, МГУ врачебное отделение, «Стрекоза», Сахалин, Мелихово, Ольга Книппер, туберкулез, Германия. | Составляют вопросы, фиксируют баллы в лист самооценивания. | КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. ПУУД: выполнять анализ информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. ЛУУД: нравственно-этическая ориентация. |
5. Подготовка к преодолению затруднений | Организует диспут: 18 сл. –Где происходят действия рассказа? (городская площадь) Герои? (Очумелов, Хрюкин, Елдырин, Жигалов, собака, толпа людей) Сюжет? (полицейский надзиратель – это полицейский, следивший за порядком и городовой- низший чин полиции возвращаются с базарной площади. Куда денется крыжовник? (себе заберут) 19 сл. – Слышат ругань, видят как собака бежит, за ней Хрюкинь, который ругается и хочет наказать собаку за укушенный палец. Очумелову нужно разобраться в данной ситуации). 20 сл. Проблема? (Кто виноват и как поступить?) Как вы думаете, кто виновник случившейся ситуации? Делит учащихся на две группы. Одна защищает собаку, другая защищает Хрюкина. Выводы? | Участвуют в беседе, анализируют сюжет рассказа, участвуют в диспуте, заполняют лист самооценивания. | КУУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений. ПУУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы.. ЛУУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. РУУД: принимать и сохранять учебную задачу. |
6.Конструирование решения проблемы | Организация групповой работы: -Чтобы ответить на главный вопрос урока, проведем исследование. Вам нужно ответить на три вопроса:
Работать будуте в группах. На каждой станции вы проведете 5 минут. Будет работать видео таймер. По моему сигналу передвигаемся. | Слушают задание, задают вопросы. | ПУУД: умение анализировать. ЛУУД:воспитание сознательной дисциплины в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формирование интереса к чтению. РУУД: принимать и сохранять учебную задачу. |
7.Реализация групповой работы | Организует и контролирует групповую работу, отвечает на вопросы. | Выполняют групповую работу, задают вопросы. | РУУД: сохранение учебно-познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач. ЛУУД: формирование интереса к чтению произведений Чехова. ПУУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы ,работать со схемами и таблицами, представлять информацию в виде текста. КУУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений. |
8. Закрепление учебного материала | Организует анализ и проверку выполнения задания в группах. Анализ ответа на первый вопрос: О чем говорят фамилии героев? Сл. 23. Прием? (говорящие фамилии. С какой целью? (яркая характеристика персонажа, его роли). О чем же говорят фамилии героев? О чем говорит речь героев? (ихний, ежели ,пущай и тд) Анализ ответа на второй вопрос: Почему Очумелов «очумел»? Меняется ли мнение Очумелова? Что является причиной? Почему Очумелов «очумел»? В чем проблема Очумлова и общества в целом? Хамелеонство – социальное явление, встречаем в жизни. Причина? (Деление людей на «высших» и «низших», богатых и бедных. Желание угодить «высшим» для собственной выгоды). Сл.26 Какова роль шинели в рассказе? (как кожа хамелеона) Кого можно назвать хамелеоном? (Очумелова, Хрюкина, толпу) В реальной жизни встречается? Актуально? В чем заключается сарказм Чехова? Сл.27 Анализ ответа на третий вопрос: Как заинтересовать читателя? | Отвечают на вопросы, взаимопроверка по образцу ,заполнения листа самооценки. Отвечают на вопросы, самопроверка по образцу ,заполнения листа самооценки. Защищают задание, взаимооценивание по критериям. | РУУД: контрольной и коррекция учебной деятельности по образцу и критериям. ЛУУД: формирование интереса к чтению произведений Чехова, следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. ПУУД: осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы ,работать со схемами и таблицами. КУУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений. |
9.Подведение итога. Рефлексия. | Организует беседу: - Вернемся к началу урока. Ответили на главный вопрос? Что отражает заголовок (основную мысль). Слово «хамелеон» не встречается в рассказе, но оно в заголовке. Оправдано? Почему? Как еще можно озаглавить рассказ? Как к этому относится автор? (С призрением, поэтому высмеивает) Двуличие или хамелеонство это отрицательная черта характера человека? В чем опасность этой черты для человека? (можно запутаться и потерять себя) Для социума? (разложение общества, падение нравственных ценностей) Какой главный урок,преподносимый Чеховым? (иметь свое мнение, не зависимое от обстоятельств) Почему смех сквозь слёзы? (Смешно, а ситуация страшная) 30 сл. Один из популярных афоризмов А.П.Чехова «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» Загляните в себя. Какое ваше качество самое лучшее, а над каким надо работать? | Участвуют в беседе, рассуждают, заполняют лист самооценвания, выставляют отметки. Выполняют рефлексию. | КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке в ситуации оценивания совместной деятельности. ПУУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы. РУУД: , оценивание результата. ЛУУД: нравственно-этическая ориентация, рефлексия учебной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
О чем говорят фамилии героев?
Группа №_______________________
Просмотреть видео и заполнить схему:
Записать ответ на вопрос:
О чем говорят фамилии героев? _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Почему Очумелов «очумел»?
Группа №_______________________
Заполнить таблицу, используя текст рассказа А.П.Чехова «Хамелеон».
«Высказывания Очумелова о собаке»
Генеральская собака | Не генеральская собака |
Меняется ли мнение Очумелова? _____________________________________________________
Что является причиной? _____________________________________________________________
Почему Очумелов «очумел»? ________________________________________________________
В чем проблема Очумелова и общества? ________________________________________________
Предварительный просмотр:
Зачем современному школьнику читать рассказ?
Группа №_______________________
Придумать и записать идею буктрелера произведения «Хамелеон».
Задача у создателей буктрейлеров всегда одна — заинтересовать читателя той или иной книгой, а способы для этого могут быть выбраны самые разные. Буктрейлер может быть серьезным или ироничным, он может быть точной иллюстрацией произведения или его вольной интерпретацией, даже пародией на книгу и сознательным эпатажем, цель которого — привлечь внимание к произведению.
Критерии оценивания
Ответ принимается полностью:
1.Оригинальная идея буктрелера.
2. Логично построен текст.
Идея группы:________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
О чем говорят фамилии героев?
Почему Очумелов «очумел»?
Зачем современному школьнику читать рассказ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/31/picture-261170-1369999733.jpg)
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока по теме "Виды одежды" по предмету "Социально-бытовая ориентировка".
Предложенная технологическая карта урока по теме "Виды одежды" по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для работы с учащимися начальных классов школы VIII вида....
Технологическая карта урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» по биологии в 5 классе
Цель урока: создание условий для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.Задачи:Образовательные – сфор...
Конспект открытого урока по теме "Неудавшийся побег юных мечтателей" по рассказу А.П. Чехова "Мальчики".
данный урок составлен для учеников 6 классов. Обращаем внимание на тонкий юмор писателя....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/19/picture-905383-1489926459.jpg)
Технологическая карта урока немецкого языка. 4 класс. Лицо может многое рассказать.
Урок «открытия» нового знания....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/22/picture-807323-1471832396.jpg)
Технологическая карта урока на тему "О чём могут рассказать имена людей"
Урок русского родного языка...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/15/picture-1452779-1707967496.jpg)
Технологическая карта урока на тему "Явление электромагнитной индукции"
Тип урока: урок открытия нового знания.Вместе с технологической картой урока приложены готовые таблицы для выполнения лабораторной работы на уроке....