Рабочая программа по литературе 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)

Дюдяева Ольга Анатольевна

Рабочая программа 5 класс по новым ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_id3287439.docx87.83 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Саратовской области

МОУ "Ерышовская СОШ Ртищевского района Саратовской области"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

руководитель МО

заместитель руководителя по УВР

Руководитель

______________Исаева Л.В

МОУ "Ерышовская СОШ"

__Сивохина А.М

______________Берзкина Л.А

Протокол №1

Приказ №189-о

от "30" августа2022 г.

Протокол №1

от "31" августа2022 г.

от "30" августа  2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 3287439)

учебного предмета

«Литература»

для 5 класса основного общего образования

на 2022-2023  учебный год

Составитель: Дюдяева Ольга Анатольевна

учитель русского языка и литературы

Ртищевский район , с Ерышевка 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.   № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.

Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других  искусств;  формировать  представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их
критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету«Литературное чтение».

В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5

классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мифология
Мифы народов России и мира.

Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).

Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет»,
«Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро»,
«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника«Вечера на хуторе близ Диканьки».

Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева,  А.  А.  Фета,  И.  А.  Бунина,  А.  А.  Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля  и  Минька»,  «Ёлка», «Золотые  слова»,  «Встреча» и др.

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.

Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с  Васильевского  острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.

Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).

Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М.

С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей  (одно  по  выбору). Например,  К.  Булычёв.  «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).

Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов.

«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».

Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).

Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору).   Например,   М.   Твен.

«Приключения   Тома   Сойера»
(главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,«Звук бегущих ног»,
«Зелёное утро» и др.

Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).

Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.

Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).

Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый  клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

—  готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

—  активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

—   неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

—   понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

—   представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;

—   представление о способах противодействия коррупции;

—   готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;

—   активное участие в школьном самоуправлении;

—   готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

—  осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;

—  ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

—  уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:

—  ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

—  готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

—  активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

—  восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

—  осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

—  понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

—  стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—  осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

—  ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

—  осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;

—  способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

—  умение принимать себя и других, не осуждая;

—  умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;

—  уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

—  сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:

—  установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

—  интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

—  осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

—  готовность адаптироваться в профессиональной среде;

—  уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;

—  осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

—  ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

—  повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

—  активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

—  осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

—  готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

—  ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

—  овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

—  овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;

—  установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

        Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—  освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной

жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

—  изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

—  потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

—  в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

—  в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

—  умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

—  анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

—  оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

—  способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;

—  воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

—  оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

—  формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

—  быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные учебные познавательные действия:

1) Базовые логические действия:

—  выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

—  устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

—  с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;

—  предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;

—  выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

—  выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;

—  делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

—  формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

—  самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

2) Базовые исследовательские действия:

—  формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

—  использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

—  формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение

—  проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

—  оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

—  самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

—  владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

—  прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

3) Работа с информацией:

—  применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

—  выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

—  находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

—  самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

—  оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

—  эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

1) Общение:

—  воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

—  распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;

—  выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

—  понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

—  в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

—  сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—  публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

—  самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:

—  использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

—  принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—  уметь обобщать мнения нескольких людей;

—  проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

—  выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;

—  оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

—  в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

—  сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—  публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

—  самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

—  участниками взаимодействия на литературных занятиях;

—  сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:

1) Самоорганизация:

—  выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

—  ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

—  самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

—  составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

—  делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:

—  владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

—  учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

—  объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

—  вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

3) Эмоциональный интеллект:

—  развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;

—  выявлять и анализировать причины эмоций;

—  ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

—  регулировать способ выражения своих эмоций;

4) Принятие себя и других:

—  осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

—  признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

—  проявлять открытость себе и другим;

—  осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
        
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
        
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:

—  определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

—  понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;

—  сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;

—  сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);

        4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и
индивидуальных особенностей обучающихся);
        
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
        
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки

прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
        
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
        
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
        
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
        
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
        
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
        
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Мифология

1.1.

Мифы народов России и мира

3

0

0

02.09.2022 05.09.2022

Выразительно читать
мифы и другие
эпические произведения, отвечать на вопросы,
пересказывать;

Устный
опрос;

http://www.foxdesign.ru/legend/
https://infourok.ru/prezentaciya
-po-literature-na-temu-slavyanskie
-mifi-i-legendi-klass-2618217.html

1.2.

Внеклассное чтение

1

0

0

07.09.2022

Высказать свое отношение к
прочитанному

Устный
опрос;

http://www.foxdesign.ru/legend/

Итого по разделу

4

Раздел 2. Фольклор

2.1.

Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки

1

0

0

09.09.2022

Выразительно читать
фольклорные
произведения малых
жанров, отвечать на
вопросы;
Отличать пословицы от поговорок;
Сопоставлять русские
пословицы и поговорки с пословицами и
поговорками других
народов;
Уметь сочинять и
разгадывать загадки;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

2.2.

Развитие речи

1

0

1

12.09.2022

Уметь сочинять и интерпретировать тексты,

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

2.3.

Сказки народов России и народов мира

5

0

0

14.09.2022 23.09.2022

Выразительно читать,
пересказывать (кратко, подробно, выборочно) сказки, отвечать на
вопросы;
Определять виды сказок (волшебные, бытовые, о животных);
Определять и
формулировать тему и основную мысль
прочитанной сказки;
Характеризовать героев сказок, оценивать их
поступки;
Определять особенности языка и композиции
народных сказок разных народов (зачин,
концовка, постоянные
эпитеты, устойчивые
выражения и др.);
Сочинять собственные сказки, употребляя
сказочные устойчивые выражения;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/09/24/tehnologicheskaya-karta-uroka-literatury-v-5-klasse-skazka-kak
https://www.youtube.com/watch?v=zBaP1HbJ1z0
https://videouroki.net//

2.4.

Внеклассное чтение

1

0

0

26.09.2022

Высказать свое отношение к
прочитанному

Устный
опрос;

https://rvb.ru/

Итого по разделу

8

Раздел 3. Литература первой половины XIX века

3.1.

И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом»,«Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица»

4

0

0

28.09.2022 05.10.2022

Выразительно читать басню, в том числе по ролям;
Определять и
формулировать тему и основную мысль
прочитанной басни;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7393/start/300908/

3.2.

Развитие речи

1

0

1

07.10.2022

Читать выразительно по ролям

Устный
опрос;

https://rvb.ru/

3.3.

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее
трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

6

0

0

10.10.2022 21.10.2022

Выразительно читать стихотворения;
Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ;
Определять
тематическое единство подобранных
произведений;
Выявлять средства
художественной
изобразительности в
лирических
произведениях (эпитет, метафору,
олицетворение,
сравнение);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/
https://multiurok.ru/
htmlhttps://urok.1sept.ru/articles/657976

3.4.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

2

0

0

24.10.2022 26.10.2022

Выразительно читать
стихотворение;
Отвечать на вопросы по прочитанному тексту,
задавать вопросы с
целью понимания
содержания
стихотворения;
Определять его
историческую основу,
идейно-тематическое
содержание;
Заучивать стихотворение наизусть;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

3.5.

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»

2

0

0

28.10.2022 09.11.2022

Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст повести;
Составлять устный
отзыв о прочитанном произведении;

Устный
опрос;

https://og1.ru/videouroki/literatura/5-klass-li/povest-n-v-gogolya-noch-pered-rozhdestvom

3.6.

Внеклассное чтение

1

0

0

11.11.2022

Высказать свое отношение к
прочитанному

Устный
опрос;

http://www.foxdesign.ru/legend

Итого по разделу

16

Раздел 4. Литература второй половины XIX века

4.1.

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»

5

0

0

14.11.2022 23.11.2022

Выразительно читать
рассказ, отвечать на
вопросы, пересказывать (подробно и сжато);
Выделять наиболее
яркие эпизоды
произведения;
Составлять простой план рассказа;
Определять тему, идею произведения;
Характеризовать
главных героев рассказа;

;
Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://videouroki.net/video/34-istoriya-sozdaniya-rasskaza-mumu-byt-i-nravy-krepostnoj-rossii-v-rasskaze.html
https://infourok.ru/videorolik-k-uroku-po-rasskazu-i-turgeneva-mumu-443590.html
https://interneturok.ru/lesson/literatura/5-klass/i-s-turgenev/i-s-

4.2.

Развитие речи

1

0

1

25.11.2022

Знать способы
составления плана,
основы характеристики героев, умение давать письменную и устную характеристику

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

4.3.

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее
двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма«Мороз, Красный нос» (фрагмент)

3

0

0

28.11.2022 02.12.2022

Выразительно читать
поэтический текст, в том числе по ролям;
Определять
тематическое
содержание
стихотворения;
Характеризовать
главных героев,
лирического героя
(автора);

Устный
опрос;

http://literatura5.narod.ru/urok-literatury-5-kl-nekrasov.html
https://uchitelya.com/literatura/12284-konspekt-uroka-literatury-v-5-klasse-na-nekrasov-zhizn-i-tvorchestvo.html

4.4.

Л. Н. Толстой.

Рассказ «Кавказский пленник»

5

0

1

05.12.2022 14.12.2022

Выявлять основную
мысль рассказа,
определять его
композиционные
особенности;
Выделять ключевые
эпизоды в тексте
произведения;
Составлять план
сообщения о главных
героях произведения;
Составлять
сравнительную
характеристику Жилина и Костылина;
Характеризовать горцев, их обычаи и нравы;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

4.5.

Внеклассное чтение

1

0

0

16.12.2022

Высказать свое отношение к
прочитанному

Устный
опрос;

https://rvb.ru/

Итого по разделу

15

Раздел 5.Литература XIX—ХХ веков

5.1.

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с
Родиной (не менее пяти). Например,
стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н.

М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова

4

0

0

19.12.2022 26.12.2022

Выразительно читать
стихотворение,
определять его
тематическое
содержание, средства
художественной
выразительности
(эпитет, метафора,
сравнение,
олицетворение);
Выявлять музыкальность поэтического текста;
Выражать личное
читательское отношение к прочитанному;
Заучивать одно из
стихотворений наизусть;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7374

5.2.

Развитие речи

1

0

1

28.12.2022

Умение анализировать поэтический текст

Письменный контроль;

https://urok.1sept.ru/articles/604882

5.3.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков.  А. П. Чехов (два рассказа по
выбору). Например, «Лошадиная фамилия»,
«Мальчики», «Хирургия» и др.

2

0

0

11.01.2023 13.01.2023

Выразительно читать
рассказ, отвечать на
вопросы по
прочитанному
произведению, задавать вопросы с целью
понимания содержания произведений,
пересказывать близко к тексту;
Определять роль
названия в литературном произведении;

Устный
опрос;

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/02/06/plan-konspekt-otkrytogo-uroka-literatury-v-5-klasse-po-teme-a-p
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-po-literature-ap-chehov-rasskaz-loshadinaya-familiya-1590798.html

5.4.

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например,«Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.

2

0

0

16.01.2023 18.01.2023

Выразительно читать
рассказ, отвечать на
вопросы по
прочитанному
произведению, задавать вопросы с целью
понимания содержания произведений,
пересказывать близко к тексту;
Анализировать
произведение с учётом его жанровых
особенностей, с
использованием методов смыслового чтения и
эстетического анализа, давать собственную
интерпретацию и оценку произведениям;
Характеризовать героев рассказа;

Устный
опрос;

https://rvb.ru/

5.5.

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее трёх). Например,
произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г.

Паустовского

4

0

0

20.01.2023 27.01.2023

Выразительно читать
прозаический текст,
отвечать на вопросы,
владеть разными видами пересказа;
Составлять план;
Определять сюжет и
тематическое
своеобразие
произведения;
Находить и
характеризовать образ рассказчика, его роль в повествовании;

Устный
опрос;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

5.6.

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.

2

0

0

30.01.2023 01.02.2023

Выразительно читать
прозаический текст,
отвечать на вопросы по прочитанному
произведению, задавать вопросы с целью
понимания содержания произведения, владеть разными видами
пересказа;
Определять тему
рассказа;
Давать развёрнутый
ответ на вопрос,
связанный со знанием и пониманием
литературного
произведения;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

5.7.

Развитие речи

1

0

1

03.02.2023

Развитие творческих способностей, умений поискового чтения.

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

5.8.

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

3

0

0

06.02.2023 10.02.2023

Читать прозаический
текст, отвечать на
вопросы, пересказывать, участвовать в беседе о
произведении;
Определять характер
главного героя, его
взаимоотношение с
природой;
Выявлять роль пейзажа в рассказе;
Высказывать своё
отношение к герою
рассказа;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

5.9.

Развитие речи

1

0

1

13.02.2023

Развитие творческих способностей, умений поискового чтения.

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

Итого по разделу

20

Раздел 6. Литература XX—XXI веков

6.1.

Произведения отечественной прозы на тему
«Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев.

«Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев.«Сын полка» и др.

3

1

0

15.02.2023 20.02.2023

Воспринимать и
выразительно читать
литературное
произведение;
Отвечать на вопросы (с использованием
цитирования) и
самостоятельно
формулировать вопросы к тексту;
Характеризовать и
сопоставлять героев
произведения, выявлять художественные
средства их создания;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://proshkolu.ru/club/lit/
http://www.uroki.net/docrus.htm

6.2.

Внеклассное чтение

1

0

0

22.02.2023

Высказать свое отношение к
прочитанному

Устный
опрос;

https://rvb.ru/

6.3.

Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др.

6

1

0

24.02.2023 10.03.2023

Воспринимать и
выразительно читать
литературное
произведение;
Отвечать на вопросы,
формулировать
самостоятельно вопросы к тексту, пересказывать прозаические
произведения;
Определять тему, идею произведения;
Характеризовать
главных героев,
составлять их словесный портрет;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

6.4.

Развитие речи

1

0

1

13.03.2023

развитие творческих способностей

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

6.5.

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору).

Например, К. Булычёв «Девочка, с которойничегоне случится», «Миллион приключений» (главы по выбору) и др.

2

0

0

15.03.2023 17.03.2023

Воспринимать и
выразительно читать
прозаический текст,
отвечать на вопросы, пересказывать текст,
используя авторские
средства
художественной
выразительности;
Определять тему, идею произведения;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

6.6.

Внеклассное чтение

1

0

0

20.03.2023

Высказать свое отношение к
прочитанному

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

Итого по разделу

14

Раздел 7. Литература народов Российской Федерации

7.1.

Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела»

1

0

0

22.03.2023

Выразительно читать и анализировать
поэтический текст;
Характеризовать
лирического героя;
Выявлять
художественные
средства
выразительности;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

7.2.

Развитие речи

1

0

1

24.03.2023

Уметь анализировать поэтический текст,
находить средства
выразительности.

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

Итого по разделу

2

Раздел 8. Зарубежная литература

8.1.

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например,«Снежная королева», «Соловей»

3

0

0

05.04.2023 10.04.2023

Читать сказку, отвечать на вопросы,
пересказывать;
Определять сюжет,
композиционные и
художественные
особенности
произведения;
Формулировать вопросы к отдельным фрагментам сказки;
Характеризовать
главных героев,
сравнивать их поступки;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7413/start/311020/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7412/start/301004/

8.2.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др.

2

0

0

12.04.2023 14.04.2023

Выразительно читать произведение, задавать вопросы к отдельным фрагментам,
формулировать тему и основную идею
прочитанных глав;
Рассуждать о героях и проблематике
произведения,
обосновывать свои
суждения с опорой на текст;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

8.3.

Зарубежная проза о детях и подростках (два
произведения по выбору). Например, М. Твен.«Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон.«Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы.

Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног»,«Зелёное утро» и др.

4

0

0

17.04.2023 24.04.2023

Воспринимать и
выразительно читать
литературное
произведение;
Отвечать на вопросы,
самостоятельно
формулировать вопросы, пересказывать
содержание отдельных глав;
Определять тему, идею произведения;
Характеризовать
главных героев,
составлять их словесные портреты;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

8.4.

Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л.

Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела»(главы по выбору) и др.

2

0

0

26.04.2023 28.04.2023

Читать литературное
произведение, отвечать на вопросы;
Самостоятельно
формулировать вопросы к произведению в
процессе его анализа;

Устный
опрос;

ttps://resh.edu.ru/subject/lesson/7411/start/299105/

8.5.

Зарубежная проза о животных (одно-два
произведения по выбору). Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл.«Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави»

3

0

0

03.05.2023 08.05.2023

Воспринимать и
выразительно читать
литературное
произведение;
Отвечать на вопросы,
самостоятельно
формулировать вопросы, пересказывать
содержание
произведения или
отдельных глав;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

8.6.

Внеклассное чтение

1

0

0

12.05.2023

Высказать свое отношение к
прочитанному

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

Итого по разделу

15

Раздел 9. Итоговый контроль

9.1.

Итоговые контрольные работы

2

2

0

15.05.2023 17.05.2023

Обобщение пройденного материала

Контрольная работа;

https://resh.edu.ru/subject/14/5/

Итого по разделу

2

Резервное время

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

4

9

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Книга в жизни человека.

1

0

0

02.09.2022

Устный опрос;

2.

Мифы народов России и мира. Подвиги
Геракла:«Скотный двор царяАвгия»

1

0

0

05.09.2022

Устный опрос;

3.

Мифы народов России и мира. «Яблоки
Гесперид»и другие
подвиги Геракла

1

0

0

07.09.2022

Устный опрос;

4.

Мифы народов России и мира. Переложение мифов разными вторами.Геродот.

«Легенда об Арионе».

Урок внеклассного чтения

1

0

0

09.09.2022

Устный опрос;

5.

Фольклор. Малые жанры: пословицы,
поговорки,загадки

1

0

0

12.09.2022

Устный опрос;

6.

Р.рМалые жанры
фольклора: колыбельные песни,пестушки,
приговорки,скороговорки

1

0

0

14.09.2022

Практическая работа;

7.

Русские народные
сказки.Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказка как вид
народной прозы.

1

0

0

16.09.2022

Устный опрос;

8.

«Царевна-лягушка» как волшебная
сказка.Василиса
Премудрая и Иван-
царевич

1

0

0

19.09.2022

Устный опрос;

9.

Иван -царевич и
животные - помощники

1

0

0

21.09.2022

Устный опрос;

10.

«Иван - крестьянский сын и чудо - юдо» - волшебная сказка героиче- ского
содержания

1

0

0

23.09.2022

Устный опрос;

11.

Сказки о
животных.«Журавль и цапля».Бытовые
сказки.«Солдатская
шинель»

1

0

0

26.09.2022

Устный опрос;

12.

Моя любимая сказзка

1

0

0

28.09.2022

Устный опрос;

13.

Жанр басни в мировой литературе.

1

0

0

30.09.2022

Устный опрос;

14.

Русские
баснописцы XVIII века А. П. Сумароков«Кокушка». И. И.Дмитриев «Муха».

1

0

0

03.10.2022

Устный опрос;

15.

И. А. Крылов. Басни «Волк непсарне»

1

0

0

05.10.2022

Устный опрос;

16.

И. А. Крылов. Басни . «Ворона и Лисица»

1

0

0

07.10.2022

Устный опрос;

17.

Р.р И. А. Крылов.«Свинья под дубом»

1

0

0

10.10.2022

Практическая работа;

18.

А. С. Пушкин.  Страницы жизни и творчества.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

1

0

0

12.10.2022

Устный опрос;

19.

А.С.Пушкин.

Изображение природы в стихотворениях "Зимнее утро", "Няне", "Зимний вечер"

1

0

0

14.10.2022

 Устный опрос;

20.

Стихотворная и
прозаическая речь. Ритм и рифма.

1

0

1

17.10.2022

Практическая работа;

21.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки
рождения сюжета,
система образов

1

0

0

19.10.2022

Устный опрос;

22.

Народная мораль –
красота внешняя и
внутренняя, победа добра над злом.

1

0

0

21.10.2022

Устный опрос;

23.

Сопоставление сказки
«Спящая царевна» В.А
Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне...» А.С .Пушкина.

1

0

0

24.10.2022

Практическая работа;

24.

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение«Бородино».

1

0

0

26.10.2022

Устный опрос; Практическая работа;

25.

Образ простого солдата -защитника Родины в
стихотворении
«Бородино».

1

0

0

28.10.2022

Устный опрос;

26.

Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством". Сюжет.

Сочетание комического и лирического.

1

0

0

09.11.2022

Устный опрос;

27.

Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством" Реальность и фантастика.

1

0

0

11.11.2022

Устный опрос; Тестирование;

28.

Внеклассное чтение.

Н.В.Гоголь
"Заколдованное место

1

0

0

14.11.2022

Устный опрос;

29.

Детство И.С.Тургенева.

Начало литературной
деятельности. История
создания рассказа «Муму»

1

0

0

16.11.2022

Устный опрос;

30.

И.С.Тургенев.

Рассказ«Муму».

Знакомство с героями

1

0

0

18.11.2022

 Устный опрос;

31.

Герасим и его окружение.

1

0

0

21.11.2022

Устный опрос;

32.

И.С.Тургенев "Муму". Повесть о крепостном праве.

1

0

0

23.11.2022

Устный опрос;

33.

Смысл финала рассказа.

1

0

0

25.11.2022

 Устный опрос;

34.

Развитие речи.

Обучающее сочинение по повести И.С.Тургенева
«Муму»

1

0

1

28.11.2022

Практическая работа;

35.

H.A.Некрасов «Мороз, Красный нос» Внимание Некрасова к жизни
простого народа.

1

0

0

30.11.2022

Устный опрос;

36.

Н.А.Некрасов.

Стихотворение
«Крестьянские дети»
Мысли и чувства поэта о народе и его труде.

1

0

0

02.12.2022

Устный опрос;

37.

Н.А.Некрасов.

Стихотворение
«Крестьянские дети».

Своеобразие композиции и языка

1

0

0

05.12.2022

Устный опрос;

38.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник», история
создания.

1

0

0

07.12.2022

Устный опрос;

39.

Л.Н.Толстой. Рассказ
«Кавказский пленник» как протест против
национальной вражды.

1

0

0

09.12.2022

Устный опрос;

40.

Жилин и Костылин – два разных характера, две
разные судьбы. Жилин и Дина.

1

0

0

12.12.2022

Устный опрос; Практическая работа;

41.

Гумани​стический
характер рассказа
Л.Н.Толстого
«Кавказский пленник».

1

0

0

14.12.2022

Устный опрос;

42.

Р.рСочинение по рассказу Л.Н. Толстого
«Кавказский пленник»

1

0

1

16.12.2022

Письменный контроль;

43.

Внеклассное чтение. детские произведения Л.Н.Толстого.

1

0

0

19.12.2022

Устный опрос;

44.

 Поэты 19 века о Родине, о родной природе.

Стихотворения А.Фета

1

0

0

21.12.2022

Устный опрос;

45.

Поэты 19 века о Родине, о родной природе.
Стихотворения
Ф.Тютчева

1

0

0

23.12.2022

Устный опрос;

46.

Поэты 20 века о Родине, родной природе.

Стихотворения А.Блока

1

0

0

26.12.2022

Устный опрос;

47.

Поэты 20 века о Родине, родной природе.
Стихотворения
Н.Рубцова.

1

0

0

28.12.2022

Устный опрос;

48.

Развитие речи - анализ поэтического текста по плану

1

0

1

30.12.2022

Практическая работа;

49.

А.П.Чехов " Хирургия". Сюжеты и образы
юмористических
рассказов.

1

0

0

11.01.2023

Устный опрос;

50.

А.П.Чехов "Лошадиная фамилия". Способы
создания комического.

Юмор

1

0

0

13.01.2023

Устный опрос; Письменный
контроль;

51.

Зощенко "Галоша" Тема, идея, сатира

1

0

0

16.01.2023

Устный опрос;

52.

Зощенко "Золотые
слова",Леля и Минька"

1

0

0

18.01.2023

Устный опрос;

53.

К.Г.Паустовский "Заячьи лапы"

1

0

0

20.01.2023

 Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

54.

.Г.Паустовский " Тёплый хлеб". Сюжет,
композиция, особенность сказки

1

0

0

23.01.2023

 Устный опрос;

55.

Нравственные проблемы рассказов К.

Г.Паустовского

1

0

0

25.01.2023

 Устный опрос;

56.

Мир живоных в рассказе А.И.Куприна "Завирайка".

1

0

0

27.01.2023

Устный опрос; Практическая работа;

57.

Платонов "Никита" Мир ребенка

1

0

0

31.01.2023

Устный опрос;

58.

Платонов "Никита" Быль и фантастика

1

0

0

01.02.2023

Устный опрос;

59.

Р.р.Рассказ, который мне понравился

1

0

1

03.02.2023

Письменный контроль;

60.

Астафьев. "Васюткино озеро"
Автобиографическая повесть

1

0

0

06.02.2023

Устный опрос;

61.

В..П.Астафьев
«Васюткино озеро».

Основные черты
характера героя рассказа.

1

0

0

08.02.2023

Устный опрос;

62.

Мир природы в рассказе«Васюткино озеро».

1

0

0

10.02.2023

Устный опрос;

63.

Развитие речи. Письмо Васютке.

1

0

1

13.02.2023

Письменный контроль;

64.

Контрольная работа по творчеству писателей ХХ века.

1

1

0

15.02.2023

Контрольная работа;

65.

Произведения на тему "Человек на войне.

В.Катаев " Сын полка".

1

0

0

17.02.2023

Устный опрос;

66.

В.Катаев " Сын полка". Мир ребёнка и мир
взрослых.

1

0

0

20.02.2023

Устный опрос;

67.

Л. Кассиль. "Отметки Риммы Лебедевой".

1

0

0

22.02.2023

Устный опрос;

68.

В.Г.Короленко Повесть«В дурном обществе». Вася и его отец.

1

0

0

24.02.2023

Устный опрос;

69.

Жизнь среди «серых камней».

1

0

0

27.02.2023

 Устный опрос;

70.

Общество благородное и общество дурное

1

0

0

01.03.2023

Устный опрос;

71.

В.Г.Короленко Повесть«В дурном обществе». Портрет как средство изображения героев

1

0

0

03.03.2023

Тестирование;

72.

Сочинение по повести
В.Г.Короленко «В дурном обществе»

1

0

1

06.03.2023

Письменный контроль;

73.

Ю.Я.Яковлев "Рыцарь Вася"

1

0

0

10.03.2023

Устный опрос;

74.

Развитие речи.  «Мои ровесники в повести

1

0

1

13.03.2023

Практическая работа;

75.

Произведения
приключенеского жанра.

К.Булычев. "Миллион приключений

1

0

0

15.03.2023

Устный опрос;

76.

К.Булычев. "Миллион приключений"

1

0

0

17.03.2023

Устный опрос;

77.

Внеклассное чтение. С.Я. Маршак.Драматическая сказка "Двенадцать
месяцев

1

0

0

20.03.2023

Устный опрос;

78.

Литература народов РФ Р.Гамзатов "Песни
соловья"

1

0

0

22.03.2023

Устный опрос;

79.

Развитие речи. Анализ
стихотворения М. Карима«Эту песню мать мне
пела»

1

0

1

24.03.2023

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

80.

Х.К.Андерсен «Снежная королева».

1

0

0

03.04.2023

Устный опрос;

81.

Характеристика героев сказки «Снежная
королева»

1

0

0

05.04.2023

Устный опрос;

82.

Победа добра над злом в сказке Г.Х.Андерсена
«Снежная  королева».

1

0

0

07.04.2023

Устный опрос;

83.

 Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы

1

0

0

10.04.2023

 Устный опрос;

84.

Герои сказки

1

0

0

12.04.2023

Устный опрос;

85.

Дж.Лондон «Сказание о Кише» . Мастерство
писателя

1

0

0

14.04.2023

Устный опрос;

86.

М.Твен  Страницы жизни и творчества
«Приключения Тома
Сойера»

1

0

0

17.04.2023

Устный опрос;

87.

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

1

0

0

19.04.2023

Устный опрос;

88.

Том Сойер и его
друзья.Том и Гек в романе М. Твена.

1

0

0

21.04.2023

Устный опрос;

89.

Зарубежная
приключенческая проза Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»,

1

0

0

24.04.2023

Устный опрос;

90.

Зарубежная
приключенческая проза( , Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», Мир героев

1

0

0

26.04.2023

Устный опрос;

91.

Эрнест Сетон-
Томпсон.«Арно»

1

0

0

28.04.2023

Устный опрос;

92.

 Э. Сетон-Томпсон.«Королевская  аналастанка»
аналостанка»;

1

0

0

03.05.2023

Устный опрос;

93.

Нравственные уроки рассказов.

1

0

0

05.05.2023

Устный опрос; Тестирование;

94.

Внеклассное чтение

1

0

0

08.05.2023

Устный опрос;

95.

Жанровое многообразие произведений, изученных в 5 классе.

1

0

0

10.05.2023

Устный опрос;

96.

Путешествие по
страницам прочитанных произведений
отечественной
литературы (урок-игра)

1

0

0

12.05.2023

 Устный опрос;

97.

Р. Киплинг. «Маугли»,. Внеклассное чтение

1

0

0

15.05.2023

Устный опрос;

98.

Контрольная работа.по зарубежной литературе

1

1

0

17.05.2023

Контрольная работа;

99.

Обобщение изученного: мой читательский опыт.

1

1

0

19.05.2023

Письменный контроль;

100.

100. Резервные часы

1

0

0

22.05.2023

Устный опрос;

101.

101. Резервные часы

1

0

0

24.05.2023

Устный опрос;

102.

102. Резервные часы

1

0

0

26.05.2023

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

3

9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

О. А. Еремина. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя Литературные викторины. Л.Л. Бельская

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://www.edu.ru/modules.php?

op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/ Каталог
образовательных ресурсов по литературе
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы http://lit.1september.ru/ –Электронная версия газеты

«Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы» http://olympiads.mccme.ru/turlom/ –Турнир имени М. В. Ломоносова
http://www.svetozar.ru/– Открытая международная Интернет-олимпиада школьников по русскому языку «Светозар»

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Портреты, дидактический материал.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....