Методическая разработка занятия по теме «Интервью»
методическая разработка (5, 6 класс)

Андреева Юлия Сергеевна

Методическая разработка занятия по теме «Интервью». Направленность – социально-гуманитарная. Творческое объединение  «Школа ведущих». Возраст обучающихся 12-13 лет.  Данная методическая разработка относится к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Школа ведущих». Тема занятия «Интервью», где обучающиеся знакомятся с теоретическими и практическими  правилами беседы, позволяющими точно и корректно добывать нужную информацию, использовать ее в жанре публицистики, творчески  не стандартно подходить к поставленным задачам.  Цель: Формирование навыков ведения беседы с одним или несколькими лицами.

Задачи:

Обучающие:

  • дать понятие об интервью как жанре публицистики;
  • познакомить с видами интервью;
  • познакомить с правилами ведения интервью;

Развивающие:

  • развивать речь учащихся;
  • развитие умения составлять вопросы;
  • развитие умения отвечать на вопросы;

Воспитательные:

  • воспитание умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Оборудование занятия:  ноутбук, проектор, доска, карточки с текстами

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интервью180.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №378

Кировского района Санкт – Петербурга

Отделение дополнительного образования детей «РИТМ»

Методическая разработка

занятия по теме «Интервью»

Направленность – социально-гуманитарная

Творческое объединение  «Школа ведущих»

Возраст обучающихся 12-13 лет

Разработчик;

 Андреева Юлия Сергеевна,

педагог дополнительного образования,

 высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2021г.

Введение

Данная методическая разработка относится к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Школа ведущих» и применяется  для учащихся  2 года обучения, в возрасте 12-13 лет. Тема занятия «Интервью», где обучающиеся знакомятся с теоретическими и практическими  правилами беседы, позволяющими точно и корректно добывать нужную информацию, использовать ее в жанре публицистики, творчески  не стандартно подходить к поставленным задачам.  

Программа «Школа ведущих» направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности.

Цель: Формирование навыков ведения беседы с одним или несколькими лицами 1_eYxbLe9CXcjbfdKuy8tAvg

Задачи: 

Обучающие:

  • дать понятие об интервью как жанре публицистики;
  • познакомить с видами интервью;
  • познакомить с правилами ведения интервью;

Развивающие:

  • развивать речь учащихся;
  • развитие умения составлять вопросы;
  • развитие умения отвечать на вопросы;

Воспитательные:

  • воспитание умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Оборудование занятия:  ноутбук, проектор, доска, карточки с текстами

Ход занятия:

1. Орг. момент: Приветствие, объявление темы и цели занятия

2. Повторение        

3. Сообщение нового материала

4. Практическая работа

5. Итог занятия, домашнее задание

2. Повторение      

- Скажите, что такое интервью?

 - Интервью - один из самых распространенных методов получения информации в журналистике. К нему часто обращаются не только опытные авторы, но и начинающие.

 -   Интервью (англ. — interview) в науке определяется как «беседа журналиста с одним или несколькими лицами по к.-л. актуальным вопросам». Интервью используется при подготовке огромного числа публикаций самых разных журналистских жанров. Часто его применяют «в комплексе» с другими методами сбора информации (например, наблюдением, проработкой документов и пр.). Характерная черта данного метода заключается в том, что он, в отличие, например, от метода проработки документов, не только позволяет получить данные о тех явлениях, которые журналист, по какой-то причине, лично наблюдать не мог, но и позволяет по ходу применения добывать все новые и новые факты, детали, подробности. Ведь, в отличие от документа, живой «источник» (собеседник) может хранить в своей памяти очень многое о предмете интереса журналиста, и если тот сумеет «раскрутить» собеседника, то сможет узнать то, о чем даже не догадывался. Возможно, именно этот скрытый «потенциал» интервью так притягивает журналистов.

Виды интервью

В журналистике существует несколько видов интервью:  

Интервью-монолог: Текст интервью-монолога формально не расчленен, в начале его дается вопрос журналиста, определяющий тему беседы, далее идет развернутый монолог интервьюируемого. Такое построение вовсе не свидетельствует о том, что в процессе беседы интервьюер не задавал вопросов или не перебивал говорящего, просто автор посчитал излишней разбивку текста на реплики. На страницах газет этот вид интервью встречается реже по сравнению с интервью-диалогом, поскольку длинный фрагмент текста затрудняет чтение. В такой форме часто даются рекламные интервью политиков, интервью-отчеты руководителей предприятий и так далее.

Интервью-диалог: Интервью-диалог – это наиболее распространенный вид интервью, формально выраженный цепочкой вопросов и ответов, чередующихся между собой. Сходными чертами обладает жанр беседы. Определение места этого жанра в классификации вызывает затруднения. Так, В.В. Ворошилов выносит этот жанр за рамки интервью, беседа в его системе публицистических жанров равноправна, например, с новостью, заметкой, репортажем и интервью. В книге “Основы творческой деятельности журналиста” беседа дается как разновидность интервью, наряду с диалогом, монологом и другими видами, то есть объем ее признаков для авторов отличен от признаков интервью-диалога. Мы придерживаемся мнения Б.В. Стрельцова, считающего интервью-беседу синонимом интервью-диалога.

Коллективное интервью Коллективное интервью берется сразу у нескольких лиц, в основном, это так называемые “круглые столы”, когда на вопросы отвечает то один, то другой собеседник; не все реплики интервьюируемых перемежаются журналистскими вопросами, могут быть единства типа “вопрос – ответ1 – ответ2”. Однако возможен и такой вариант, когда на интересующий журналиста вопрос отвечают несколько человек и их мнения сравниваются; формально ответы каждого из интервьюируемых часто оформляются в виде отдельных блоков.

Самоинтервью – редкий вид интервью, когда пишущий сам задает вопросы и сам на них отвечает.

Анкета – Анкета представляет собой массовый вид интервью, это “своеобразная заочная беседа” с читателями, социологический опрос, отражающий общественное мнение по какому-либо вопросу. В последнее время в газетах появился и другой вид анкеты, публикуемый обычно вместе с “нормальным” интервью в качестве справочной информации и выделяемый в отдельный блок-врезку. Такая анкета представляет собой краткие ответы на вопросы типа “Ваш любимый актер/машина/цвет?”, причем эти вопросы стандартны для всех героев, появляющихся в материалах данной рубрики.

Интервью-зарисовка, Отличительной чертой интервью-зарисовки является наличие авторских комментариев, отступлений и так далее: “Интервью-зарисовка дает журналисту возможность не только задавать вопросы, но и высказывать свое мнение, комментировать факты, о которых идет речь, рассказывать об обстановке, в которой проходила беседа, давать краткие характеристики своего собеседника, несколькими штрихами создавать его портрет”.

Сегодня мы будем учиться брать интервью. Возможно, не каждому из Вас понадобятся такие знания, но некоторым — точно, думаю, интересно узнать о технике ведения интервью

І. Подготовка к интервью

1. Определяем цель. Любой текст должен иметь цель и интервью — не исключение. От того, насколько точно вы сможете поставить цель, зависит качество и, соответственно, популярность интервью.

Чтобы определить цель, нужно ответить на вопросы:

  • Почему вы хотите взять интервью у этого человека?
  • Чем он может быть интересным читателям?
  • Что нового об этом человеке или событии вы можете раскрыть в интервью?
  • Какие результаты планируете получить после публикации интервью?

Если у вас нет четких ответов на эти вопросы, то интервью может получиться никому не интересной бессмысленной беседой.

Очень хорошо, когда вы сообщаете цель интервью будущему собеседнику. Он получает прекрасную возможность подготовиться и это будет свидетельством вашей тщательной подготовки к интервью (что обязательно положительно отразиться на мнении собеседника о вас).

Определив цель интервью, вы не будете думать «О чем спросить? Какой вопрос задать?». Ведь вы уже будете знать, какая информация нужна и можете четко сформулировать необходимые вопросы.

2. Собираем информацию. Постарайтесь собрать максимум информации о человеке, с которым планируете интервью, или о предмете разговора (если цель интервью — не знакомство с личностью, а беседа о сфере деятельности, событиях, новинках техники и т.д.).

Не владея информацией, очень сложно поддерживать беседу (интервью не должно сводиться к анкете, когда человек просто отвечает на вопросы). В процессе интервью у вас могут возникнуть новые вопросы, которые вытекают из ответов вашего собеседника.

Предварительный сбор информации позволит вам не задавать вопросы собеседнику, на которые он уже отвечал в другом интервью. Обязательно просмотрите всю информацию о человеке!

3. Договариваемся о времени и месте проведения интервью. Это можно сделать как до выше перечисленных этапов, так и после них.

Главное правило, которые вы должны помнить, договариваясь об интервью — это то, что никто не обязан давать вам интервью. Не стоит упрашивать, угрожать в случае отказа. Ваш собеседник должен быть заинтересован в интервью. Даже если он согласиться, поддавшись на ваши уговоры, то беседа может получиться вялой и неинтересной.

Опытные журналисты советуют не говорить потенциальному собеседнику слово «интервью» (оно звучит официально и может некоторых насторожить/отпугнуть и т.д.). Гораздо эффективнее во время разговора  «поделитесь своими мыслями по поводу…», «давайте поговорим об…», «читатели … хотели бы узнать о …».

Если человек не уверен в целесообразности интервью и не дает окончательного ответа, вы можете рассказать ему о выгодах, которые принесет ему ваша беседа:

  • популярность;
  • возможность рассказать о себе/своей работе/услугах/товарах;
  • возможность высказать свое мнение как эксперта в определенной сфере (свидетельство профессионализма).

Еще одно правило интервью: место и время должен назначать ваш собеседник. Так он получает возможность ответить на ваши вопросы в комфортном для себя месте и в удобное время.

Не забудьте спросить о разрешении записи вашего разговора и использования фотографий или других материалов!

4. Готовим предварительные вопросы. После того, как вы определили цель и собрали нужную информацию, можно приступать к подготовке вопросов. При их составлении помните одно важное правило — «От качества вопроса зависит качество ответа».

Вопросы бывают:

  • прямые («Назовите Ваши хобби»);
  • непрямые («Чем Вы занимаетесь в свободное время);
  • открытые («Чем был обусловлен выбор профессии?»);
  • закрытые («Физика — это хобби или профессия?»).

Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Прямые вопросы хорошо задавать, если вам нужен конкретный ответ и вы знаете, что человек ответит на него (а не уйдет от ответа).

Непрямые вопросы чаще всего задают, когда предполагают, что человек прямо на них не ответит. Открытые вопросы побуждают собеседника давать ответ, ничем не ограниченный, который может занять и полчаса (ну, любит человек поговорить). В таких случаях лучше использовать закрытые вопросы.

А теперь внимание: никогда не задавайте глупых и банальных вопросов! (например, «Есть ли жизнь на Марсе?») К банальным относятся вопросы «Расскажите о себе» (если у этого человека уже брали не одно интервью).

Не задавайте вопросы, на которые человек уже неоднократно отвечал! Просмотрите всю имеющуюся информацию и не повторяйтесь. Это будет неприятно человеку, который в десятый раз отвечает на один и тот же вопрос, и читателям, которые ожидают новую и интересную информацию.

ІІ. Интервьюscale_1200

1. Встреча. Приветствие. Я думаю, не стоит говорить, что интервью должно начаться в обусловленное время и вы не должны на него опаздывать (даже если берете интервью в аське или скайпе).

Приветствие зависит от степени знакомства, социального статуса, возраста. Можно обратиться к собеседнику:

  • официально — по имени, отчеству и на «вы» (Здравствуйте, Евгений Сергеевич);
  • полуофициально — по имени и на «вы» (Здравствуйте, Евгений);
  • неофициально — по имени и на «ты» (Здравствуй, Евгений);
  • фамильярно — на «ты» и по краткому имени (Здравствуй, Женя).

От того, насколько правильно вы подберете стиль приветствия, может зависеть ход интервью и его успешность.

2. Начало. «Разминка». Не стоит в первом же вопросе брать «быка за рога» задавать самые главные и серьезные вопросы. Для начала надо установить контакт и просто начать беседу.

На этом этапе можно задать вопросы о хобби ( интересах, увлечениях, домашних животных). Очень хорошо, когда у вас совпадают интересы. Получив такой вопрос, человек немного расслабляется и отвечает с огромным удовольствием.

Еще можно пошутить, но здесь надо быть очень осторожным. У каждого человека собственное чувство юмора и оно может не совпадать с вашим. Неудачная шутка может испортить все интервью.

В начале разговора можно сделать комплимент. Только не стоит просто льстить человеку. Аргументируйте свое восхищение человеком или его работой/произведением/открытием и т.д

3. Основная часть. Вот здесь и пора задавать подготовленные перед интервью вопросы. Их надо задавать в определенной последовательности.

В зависимости от темы интервью (событие, общественная проблема/конфликт интересов, личность собеседника) рекомендуют соответственно использовать хронологический, логический принцип последовательности вопросов.

4. Завершение интервью. Закончить интервью нужно вовремя, не задерживая собеседника. В конце интервью можно спросить, не хочет ли собеседник что-то добавить до выше сказанного.

Напоследок задайте вопрос о чем-то приятном (о детях, домашних животных) или поблагодарите за уделенное вам время и пожелайте успехов/здоровья (список продолжайте сами). Это позволит оставить приятное впечатления о вас и разговоре с вами.

ІІІ. Обработка материала

По окончанию интервью надо обработать всю полученную информацию. Сделать стенограмму записи и оформить интервью в удобном для читателей виде.

Для интервью, которое будет размещено в школьной газете, очень важно выделить ключевые фразы и сделать подзаголовки, чтобы читатель только «пробежавшись» глазами по тексту, мог определить, стоит ли его читать.

Не стоит забывать и об этике. Я думаю, вы со мной согласитесь, что искажение слов собеседника — это неэтично. Постарайтесь максимально передать все, что хотел сказать ваш собеседник (даже если вам что-то не нравится)

- Вот и в принципе все, что я хотела рассказать вам о таком интересном жанре журналистики – «Интервью»

- И еще я для всех вас подготовила подсказки с правилами ведения интервью:

Правила ведения интервью:

  1. Обращайтесь к собеседнику по имени отчеству.
  2. Разговаривая, смотрите в глаза собеседнику.
  3. Проявите уважение к мнению собеседника.
  4. Внимательно слушайте собеседника.
  5. Проявляйте заинтересованность в беседе.
  6. Не задавайте некорректных  вопросов

4. Практическая работа

Практическая работа № 1: анализ текста интервью

Задание: Прочитать внимательно интервью  и проанализировать его по следующим критериям, определить:  

  • с кем ведется беседа
  • вид интервью
  • соответствие названия содержанию интервью
  • соответствие правилам ведения интервью

-  Я вам раздам карточки с текстами интервью (вырезки из газет и журналов). Они потребуются  вам не только для анализа подготовленных интервью, но и помогут для выполнения домашнего задания.

- Вам дается 3 минут на выполнение задания

Интервью с росинкой.

- Милая росинка, ты так блестишь на солнце! Откуда ты взялась?

- Родилась я утром, на рассвете. И век мой недолог.

- Почему ты так мало живёшь?

- Проснётся тёплое солнышко, направит теплые лучики на землю, цветочки, зелёные лепестки, согреет их, и я превращусь в пар.

- А когда можно с тобой ещё встретиться?

- Приходи на это место завтра утром. Я тебя буду ждать. Ты мне очень понравился.

- Чем я тебе приглянулся?

- Никто до этого меня не замечал, со мной не говорил. А ты обратил на меня внимание, нашёл во мне собеседника, спасибо тебе.

Интервью с радугой.

- Здравствуй, радуга. Почему ты появляешься только после дождя?

- Дождь смывает всю пыль на небе, светлее становятся облака, я становлюсь ярче, заметнее.

- Почему ты такая красивая?

- У меня семь цветов, используя которые каждый художник создает свои шедевры.

- Почему тебя называют ещё радугой-дугой?

- Как ты знаешь, земля круглая. Я прокладываю свой путь с одной точки, например со стороны реки Волги, и бегу к тёмно-синему лесу. Вот и получается дуга. Прямой линии не получается: расспроси об этом учителя географии.

- Спасибо. Я хочу узнать о тебе побольше и найду интересные сведения в энциклопедиях. А после другого дождя мы с тобой ещё поговорим.

- Я буду ждать тебя. До встречи.

Проверка задания.

- давайте проверим, что у вас получилось

Практическая работа №2:  «Интервью»

Задание: Взять интервью у одноклассника на определенную тему: «Ваше хобби», «Любимый учитель», «Любимая игрушка», «Любимое животное », «Любимая музыкальная группа», «Любимый журналист», «Любимое время года».

План выполнения работы:

-Выбрать пару для работы;

- Выбрать тему для интервью;

- Составить вопросы;

- Провести интервью.

- Чтобы правильно составить вопросы к собеседнику, у которого вы будете брать интервью, необходимо знать правила, по которым строится интервью. Данные правила перед вами, воспользуйтесь ими.

Выводы:

- Как вы считаете, кто из корреспондентов справился лучше с заданием? Почему?

- Как вы считаете, у кого было самое содержательное интервью?

- А у кого было самое интересное интервью?

- Молодцы, справились с заданием

Домашнее задание: 

1) попробуйте взять интервью у друга, или у кого либо из близких;  

2) напечатать их к  следующему занятию.

Спасибо за внимание

Список литературы:

  1. Бахмутский А.Е., Вершинина Н.А., Глубокова Е.Н., Даутова О.Б., Кондракова И.Э., Лабунская Н.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Педагогика: Учебник для студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» / Под общ. ред. профессора А.П. Тряпицыной. – Санкт-Петербург: ООО Издательство «Питер», 2014. – 267 с.
  2. Квале С. Исследовательское интервью. – М.: Смысл, 2003. – 301 с.
  3. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии : беседа и опрос : учебное пособие / В.В. Никандров. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Cinema" к УМК Кузовлева В.П. "English 10-11"

Методическая разработка занятия с активными формами обучения...

Методическая разработка занятия по теме: Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.

Цели: 1. Изучить царство грибов, сформировать понятие о строении шляпочного гриба, его биологических особенностях питания и размножения...

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка занятия на тему "Пейзаж. Ранняя весна" + презентация к занятию

Данная методическая разработка позволит провести современное занятие по изодеятельности с детьми 9-11 лет. Данное занятие опробировано и даёт хорошие результаты. Занятие включено в ДООП "Мой разноцвет...

Методическая разработка "Презентация на тему:"Интервью"

Презентация на тему "Интервью" для 6 класса....

Методическая разработка занятия по теме «Тренировочное занятие по настройке и запуску зального метательного планера»

Тренировочное занятие предназначено для освоения и закрепления навыков настройки и запуска зального свободнолетающего метательного планера соответсвующей возрасту обучающихся соревновательной категори...