Конспект урока "Образ Базарова" (по произведению "Отцы и дети")
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Конспект урока "Образ Базарова " (по произведению "Отцы и дети") 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obaz_bazarova.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 10 «Б» классе.

Тема. Образ Евгения Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Цель. Осмыслить образ «нового человека» в литературе, выявить отношение писателя к Базарову.

Задачи:

1. Дать внешнюю и речевую характеристику герою;

2. Выявить мировоззренческую позицию героя;

3. Найти противоречия в образе героя.

Тип урока: открытие нового знания.

Оформление: интерактивная доска с презентацией, портрет И. С. Тургенева.

Ход урока.

I. ОНУ/Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть. Приготовьте свое рабочее место, настройтесь на продуктивную работу.

Вступительное слово учителя.

Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с творческой историей романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», произведения, которое в середине 19 века вызвало неоднозначную оценку и бурные споры в литературной критике.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Вспомните, что подтолкнуло писателя к созданию этого романа?

Ученики: Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе.

Учитель: В какое время И. С. Тургенев создавал роман «Отцы и дети»? Чем характерна эпоха, в которую писался роман?

Ученики: «Отцы и дети» создавались в тревожную эпоху. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления либеральной общественной мысли.

Учитель: Каковы общественно-политические взгляды писателя?

Ученики: Противник всяких общественных взрывов, И. С. Тургенев не верил в возможность идей революционной демократии, что за один миг, перечеркнув все старое, можно изменить историю. Но повседневные жизненные наблюдения убеждали его, что демократы – большая сила, проявившая себя во многих областях общественной жизни. И как художник, откликавшийся на все крупные события современной ему эпохи, Тургенев почувствовал необходимость создать образ нового героя, человека демократических убеждений. Такого нового героя, Евгения Базарова, Тургенев изобразил в романе «Отцы и дети».

Учитель: Посмотрите на доску (зачитывает эпиграф, выведенный на доску)

«Что такое Базаров? - Аркадий усмехнулся. - Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?» Эти слова из романа «Отцы и дети» - эпиграф к нашему уроку.

III.Формулировка темы и цели урока.

Учитель: Сформулируйте тему и цель урока.

Ученики: Тема урока - образ Е. Базарова в романе «Отцы и дети». Цель нашего урока - дать характеристику центральному персонажу романа Евгению Базарову, как «новому человеку» эпохи.

IV.Работа по содержанию.

Фронтальный опрос.

-Где мы впервые в романе встречаемся с Евгением Базаровым?

-Как складываются отношения Базарова с Кирсановыми?

- Как отнеслись при первой встрече к Базарову Павел Петрович и Николай Петрович? (Перескажите фрагмент)

Учитель: Опишите внешность Базарова. Что особенно автор выделил в портрете Базарова? Что дает портрет для понимания характера этого человека?

Ученики: При первом знакомстве с другом сына, Николай Петрович испытывает недоумение от его внешности: он видит молодого человека, одетого в непонятный балахон.  В первую очередь, читатель сразу же видит не дворянское происхождение героя. Обветренные краснее руки без перчаток, некрасивое лицо, взъерошенные волосы. «Длинное, худое, с широким лбом …» лицо оживлялось очень редко, только тогда, когда он видел свое превосходство и мог этим воспользоваться.

Особое значение автор придает рукам Базарова. Их неухоженный вид указывает на то, что обладатель рук не боится работ, много внимания уделяет не только умственному, но и физическому труду. Не остается без внимания и высокий рост героя, и даже зрительно ощутимая физическая сила. Тургенев обращает внимание на незаурядность портрета Базарова: «крупные выпуклости просторного черепа…» дают право считать, что герой обладает недюжинным умом и способностями. Волосы длинные, редкие, песочные бакенбарды. На таком невыразительном лице очень выделяются глаза героя – большие, выразительные, пронзительно зеленого цвета.

Учитель: Расскажите биографию Базарова, опираясь на 1 и 2 пункты плана из ДЗ. Почему так мало биографических сведений?

Ученики: Задачей писателя было показать не индивидуальный жизненный путь нигилиста Базарова, а показать его отношения с окружающими, как типа личности, их взаимное влияние друг на друга. Основной акцент сделан на его мировоззрении и происходящих в нем на протяжении жизни изменениях.

Учитель: В каком эпизоде зарождается идейный конфликт Павла Петровича и Базарова? Перескажите. Опираясь на 3 пункт плана ДЗ расскажите о общественно-политических взглядах Базарова. Приведите цитаты.

Ученики: Идейный конфликт зарождается с 10 главы. Базаров твердит о необходимости социальных перемен, о способе совершения перемен он умалчивает. Дело разрушения Базаров оставляет в теории «расчистки места», которая привлекает революционно настроенную молодёжь 60-х. Нигилист и материалист, Базаров отрицает религию, и, следовательно, монархический строй. Его тезисный призыв исправить общество, чтобы не было болезней, примитивен. Нет программы исправления.

Цитата: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров, — подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны…Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем».

Евгений Базаров считает аристократию и дворянство пережитком прошлого. Сам Евгений происходит из простого народа, ненавидит «угнетателей» крестьян, коими являются дворяне. В аристократах Базаров не видит никакой пользы. Они существуют как пережиток прошлого и ничего не делают полезного.

Учитель: Ответьте на 4 вопрос плана ДЗ. Приведите цитаты на тему: «Атеизм и материалистический взгляд Базарова на природу и человека».

Ученики: Цитаты: "...Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки..."- все постигается с помощью науки.

"...Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник..."- Базаров не созерцатель, а преобразователь.

«Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат». Базаров уравнивает всех людей, утверждая, что они одинаковы, все из плоти и крови и нравственные качества у них идентичны.

«Лежа на «земле», глядеть в «небо»... Знаете ли — в этом есть какое-то особое значение!— Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть, — проворчал Базаров…»-Базаров не способен восхищаться красотой природы, ему это не интересно.

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»

Учитель: Какие противоречия в образе Базарова в отношении к народу мы можем выделить?  (9 пункт плана). Послушайте отрывок.

 — Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним? Да притом — он русский, а разве я сам не русский.— Нет, вы не русский после всего, что вы сейчас сказали! Я вас за русского признать не могу.— Мой дед землю пахал, — с надменною гордостию отвечал Базаров. — Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.

Ученики: Отношение к народу: О простом русском народе Базаров невысокого мнения, критикует и чуть ли не презирает его, заявляя, что свобода вряд ли пойдет ему впрок, потому что «русский мужик готов сам себя обокрасть, лишь бы только напиться дурману в кабаке». И тем не менее Базаров работает ради людей. Несмотря на резкость и категоричность своих суждений, он демократичен, умеет найти общий язык с людьми и «обладает особым умением возбуждать к себе доверие в людях низших».

Учитель: Назовите особенности речи Базарова, его положительные индивидуальные черты. (5-6 пункты плана)

Ученики: Речевая характеристика включает в себя не только лексику, но и интонации, манеру говорить. Речь: При первом появлении Базарова на страницах романа Тургенев наряду с внешностью отмечает ленивый и мужественный голос героя. Интонации отличаются небрежностью, равнодушием, усмешками, презрением, спокойствием. В речи Базарова нередко встречаются просторечные слова «стащить», «болтать», «не по нутру». У Базарова – немногословные, отрывистые речи.

Учитель: С какого момента Базаров начинает изменяться?

Ученики: С момента знакомства с Одинцовой.

Учитель: Кто такая Одинцова, как они познакомились с Базаровым?

Ученики: О детстве Одинцовой, в девичестве Локтевой, и ее прошлом мало что известно. Родители ее давно умерли. Мать ушла из жизни еще в то время, когда они жили в Петербурге, а их семья процветала и была богатой и зажиточной. Она принадлежала к обедневшей семья знатных аристократов Х…Отец ее был хорошим человеком, но имел пагубное пристрастие к карточным играм, поэтому вскоре спустил все сбережения семьи за карточным столом, и тоже умер, оставив свои двум дочкам крошечное наследство. На момент его смерти старшей – Анне, было 20, а младшей – Катерине – 12 лет. После смерти родителей Анна берет на себя воспитание младшей сестры и справляется с этим вполне успешно – Катя обучается всему необходимому в жизни аристократки, однако особенности характера ее сестры действуют на девушку губительно, она была практически запугана сестрой и подавлена ее авторитетом.

Впервые Базаров и Одинцова встретились на балу. Аркадий, друг Базарова, представил его Одинцовой, вследствие чего Евгений «как будто сконфузился». Первоначальное поведение уже говорило о том, что Базаров неравнодушно относится к героине. «Вот тебе раз! бабы испугался!» – так подумал сам Евгений. Его смутил факт того, что ему могла понравиться женщина. Одинцова приглашает Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова к себе в гости, где Базаров окончательно влюбляется в Анну, но пытается это скрыть. Отношения Базарова и Одинцовой приобретают более серьезный, но в то же время и более трагичный характер.

Базаров, находясь в гостях у Одинцовой, собирается ехать домой, чтобы навестить своих родителей, но Анна уговаривает его остаться. В тот момент она почувствовала что-то, что «словно ее в сердце кольнуло».

Учитель: Что общего между Базаровым и Одинцовой?

Ученики: Между Базаровым и Одинцовой немного общего. Она - “герцогиня”, он - “лекарь”; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, — неравнодушный и страстный. В нём происходит что-то не базаровское: “что-то другое..., чего он никак не допускал”. Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве. Однако оба героя ценят свою свободу и независимость и бояться говорить о своих чувствах.

Учитель: В какой сцене мы встречаем «обновленного» Базарова? Почему?

Ученики: Обновленного Базарова мы встречаем в сцене с родителями. Он уже прошел испытание высоким чувством, поэтому его отношение к миру понемногу меняется, это видно и в отношении к родителям.

Учитель: И как родители относились к Базарову? Как Базаров относился к родителям?

Ученики: Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его “Енюшкой”; “…от волнения она пошатнулась…”; “…старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего…”. Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: “Люблю, Аркадий!”

Учитель: От чего умирает Базаров?

Ученики: Базаров умирает от случайного пореза пальца. Перед смертью к нему приехала Одинцова, привезла доктора, но помочь больному уже было невозможно.

Учитель: Какое чувство вызывает эта сцена? Почему именно таким образом поступает автор с центральным персонажем?

Ученики: Сцена заставляет сочувствовать Базарову. Хоть Тургенев и восхищался мужеством русских революционеров, он особенно остро ощущал недостатки и крайности революционного движения, получившего в романе «Отцы и дети» название «нигилизм». Автор подчеркивает, что время таких «новых людей» еще не пришло.

Учитель: Почему описание гибели Базарова является столь важным для понимания смысла романа в целом? 

Чтение эпизода «На кладбище»

Ученики: Кто нужен России: он или мясник, сапожник, ремесленник? Нужен ли его нигилизм? Тургенев не дает однозначного ответа на этот вопрос. Вместо этого мы видим небольшое сельское кладбище в одном из уголков России, видим, что Тургенев, как мастер слова, не только нашел наиболее сильное и достойное завершение романа, но и дал мятежной душе Базарова возможность примирения, покоя, тепла, вечности, которыми он был обделен. Именно из финала романа мы понимаем, что трагичность Базарова в самом его существовании, в том, что он не находит своей истины в жизни, время людей такого типа еще не наступило.

V. Рефлексия.

- Какое впечатление произвел на вас образ Базарова?

-Как вы думаете, существуют ли в наше время люди, разделяющие точку зрения Базарова?

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Подготовить цитатную характеристику поколения «отцов» и Аркадия.

1 ряд. Павел Петрович Кирсанов

2 ряд. Аркадий Николаевич Кирсанов

3 ряд. Николай Петрович Кирсанов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему « Зимующие птицы»

Конспект данного занятия разработан для старшей группы логопедического сопровождения  детей с ОНР....

конспект родительского собрания на тему: " Агрессивность детей и ее причины"

Конспект родительского собрания о проблеме агрессивности детей и ее причинах...

Конспект занятия по профилактике дисграфии у детей подготовительной группы с ОНР «ПОЛЕТ В КОСМОС»

Конспект итогового занятия по профилактике дисграфии у детей подготовительной группы с ОНР «ПОЛЕТ  В КОСМОС»...

План-конспект занятия по окружающему миру для детей дошкольного возраста "По страницам Красной книги"

Занятие-проект (краткосрочный).Тип урока: иформационно-творческий.Решение проектной задачи требует  коллективно – распределённой деятельности обучающихся – работы в малых группах. (Оформлен...

конспект НОД в подготовительной группе для детей с заиканием "Сам себе я помогу - я здоровье сберегу" (использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе)

Конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия), будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с дошкольниками 5 - 7 лет. Это итоговое занятие, где дети показывают ...

Конспект по игровому танцевальному занятию для детей 3 лет

Занятие расчитано для детей 3 -лет первого года обучения. Занятие построено в игровой форме и с участием концертмейстера....

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в ДОУ «ТУГАН ЯККА КЫШ КИЛДЕ»

Кар күп булса- иген уңар. (Если много будет снега- урожай будет хороший.)         Кышкы кар – көзге икмәк. (Зимний снег – осенний хлеб.)   ...