Технологическая карта урока "Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Смирнова Ирина Николаевна

Цель: обучение анализу поэтического текста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_m.yu_.lermontov_parus.docx57.97 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации г. о. г. Шахунья

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»

Онлайн-панорама

Номинация «Технологическая карта урока на основе системно – деятельностного похода»

Тема: «Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»

Автор -  Смирнова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Год разработки - 2021

Технологическая карта урока на основе системно-деятельностного подхода

Предмет, класс

Литература, 6 класс

Учитель

Смирнова Ирина Николаевна

Тема урока,

Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Обучение анализу поэтического текста

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

  1. Подвести к пониманию основных мотивов творчества М. Ю. Лермонтова через анализ его биографии.
  2. Осознать символические значения образов в стихотворении “Парус”
  3. Закреплять знания о художественных приёмах: эпитет, олицетворение. Познакомить с таким приёмом как инверсия.
  4. Формировать навыки сопоставительного анализа текста с другими видами искусства.

1.Развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;

2.Развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;

3.Формировать умение анализировать поэтический текст и делать выводы;

4.Развивать интерес к  литературе.

1.Формировать внимательное отношение к своей речи и речи окружающих;

2.Воспитывать уважение друг к другу.

3.Воспитывать внимание к слову.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

-понимание основных понятий, связанных с анализом поэтического текста.

-развитие умения осваивать разные виды рефлексии;

-развитие умения осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

-совершенствование  ценностно-смысловых представлений о

человеке и мире в процессе чтения;

-развитие  потребности в самопознании

в процессе чтения и анализа текста.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин.

Содержание

учебного

материала

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Познавательная

Коммуникативная

регулятивная

1.Организационный

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и сотрудничать с вами сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

Ф

Приветствует учеников, создает приятный психологический климат.

Приветствуют учителя

Настраиваются на работу.

доброжелательный настрой учителя и уч-ся;

полная готовность класса к уроку;

2. Актуализация знаний

(предтекстовый этап)

7 мин.

Посмотрите, пожалуйста, на доску.Что вы видите? Это картины русского художника Ивана Константиновича Айвазовского. С чем у вас ассоциируется море?

(Море это всегда свобода, неуправляемая стихия, на которую человек не может повлиять).

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением, образы которого перекликаются с этими картинами.

Тема нашего урока: «Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»

Что значит вольнолюбивые, как образовано это слово?

Какую цель мы поставим перед собой?

Запишите, пожалуйста. Свою цель.

Моя цель-научить вас анализировать поэтический текст для определения идеи произведения.

На уроке мы будем работать с рабочими листами. За выполнение каждого задания будете получать баллы в соответствии с критериями оценивания.

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки -  «3»

Прежде, чем мы обратимся к стихотворению, давайте вспомним некоторые факты биографии поэта. Очень многие поэты говорят: моя биография в моих стихах. Чтобы понять секрет впечатляющей силы стихотворения «Парус», нужно узнать о самом авторе.

Задание 1. Выберите из скобок слова, относящиеся к М.Ю. Лермонтову. Подчеркните их.

М.Ю.Лермонтов – (талантливый, обычный) (поэт, художник, архитектор, музыкант). В его жизни было много (страданий, весёлых дней). Поэт практически постоянно ощущал (одиночество, радость от встреч с друзьями). Мотив (странствия, покоя)- основной в его творчестве.

Вынужденный уйти из Московского университета из-за участия в студенческих волнениях, Лермонтов переезжает в Петербург. Императорская столица встречает его чиновной скукой, холодом самодовольства светских гостиных, равнодушным отказом на его просьбу принять его в Петербургский университет. Лермонтову 18 лет. Надо как-то решать свою судьбу. Родственники склоняют его к поступлению в школу гвардейских подпрапорщиков. Знакомые утешают: «На военной службе вы также будете иметь возможность, чтобы отличиться; с умом и способностями можно всюду стать счастливым». Этого ли счастья ищет восемнадцатилетний поэт? Как-то, оказавшись за пределами «душного» Петербурга, у Финского залива, на берегу моря, он пишет стихотворение «Парус». Подумайте, что чувствовал Михаил Лермонтов в этот период жизни?

Прежде, чем перейти к анализу стихотворения вспомним, на что мы обращаем внимание анализируя стихотворение. Наша основная задача-понять идею стихотворения.  Составим кластер.

Обменяйтесь работами с соседом, проверьте. Критерии оценивания те же. Поставьте оценку, верните тетрадь.

Ф

И

П

Учитель отвечает на вопросы учеников

Учитель формулирует цель на урок

Обобщение изученного

Анализируют картины по предложенным вопросам

Выполняют задание 1 в рабочих листах

Выполняют задание 2

Внимательно слушают друг друга и учителя

Проверка заданий в парах

Корректируют вопросы и ответы

Формулируют цели на урок

Самооценка

Взаимооценка

Систематизация изученного материала

Уметь отвечать на поставленные вопросы

3. Изучение нового материала

26 мин.

Теперь мы точно готовы к пониманию идеи стихотворения.

Прослушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».

1. Каким настроением проникнуто стихотворение?

2. Какова композиция этого стихотворения?

3. Как построена каждая строфа? Прочитайте про себя:

  • первые две строчки каждой строфы образ
  • вторые две – важный вопрос, размышление о жизни (вопрос – ответ).

Поработаем в группах для подробного анализа стихотворения.

 

Получается, что поэт, рисуя морской пейзаж, совмещает несовместимое: картины бури и штиля на море (приём антитезы, противопоставления)

- Зачем он это делает?

Море у многих поэтов в стихах символизирует жизнь. Слышали выражение “море жизни”? И вот среди этого огромного и такого непредсказуемого моря мы видим парус, маленький парус, песчинку на фоне огромного моря.

- Найдите эпитеты, характеризующие парус.

(одинокий, мятежный)

Одинокий. Обратите внимание, чтобы выделить это слово, автор ставит его в конец строки. “Белеет парус одинокий”- так звучит эта фраза, а правильно было бы сказать: “одинокий парус белеет” (это приём - инверсия. Он используется специально для выделения отдельного слова, важного для автора)

Известно, что Лермонтов сначала назвал парус “отдалённым” и только потом поменял это слово на “одинокий”.

- Почему он остановил свой выбор именно на последнем слове?

- Какое слово больше подходит к описанию живого предмета? Одиночество - это состояние души человека)

-Что важно было подчеркнуть поэту? (под парусом подразумевается человек)

- Как называют такой приём в литературе? (олицетворение)

Одинокий. Может быть, Лермонтов обращает наше внимание на то, что даже в огромном мире, среди многих людей можно оказаться одиноким.

- Кого напоминает этот парус? (самого Лермонтова)

Ф

Г

Ф

Задает вопросы, помогает сформулировать ответы

Распределяет группы, раздает задания

Обобщает, систематизирует сказанное

Работа в группе по вопросам

Отвечают на вопросы учителя

Выступления учащихся

Определяют цель урока, задачи, планируют деятельность

Групповая оценка каждого

Уметь ставить цели, задачи

Совершенствовать навыки работы  в группе, определять сферу, анализироват, сравнивать

4.Первичное закрепление

Допишите фразы:

В стихотворении “Парус” звучит протест против..... (покоя, равнодушия, смирения)

Стихотворение наполнено желанием..(жить, бороться, действовать, думать не только о своём благополучии).

Что же это за парус? И о чём на самом деле говорит и думает поэт? Чей это путь – от бури к буре?

- О человеке. О неустанном поиске его души, о недостижимости покоя. Это общее свойство человека – достигнутая мечта гаснет; постоянные поиски чего-то дальнего, небывалого, неизведанного.

  • Произведение  может показаться простым, вроде бы понятным с первого раза, но до сих пор исследователи творчества Лермонтова ведут споры, в чём главный смысл этого произведения.

 

Давайте прочитаем выразительно всё стихотворение.

Подведём итог урока. Посовещайтесь в группе и поставьте оценки за работу со стихотворением.

У кого все «5» -напишите ответ на вопрос, над чем вас заставило задуматься это стихотворение.

У кого есть 4-составьте синквейн, главным словом станет название стихотворения «Парус».

П

Ф

Г

И

Дает задание по определению идеи стихотворения

Подводит итоги, обобщает сказанное

Проверяет несколько работ

Определяют идею

Читают стихотворение

Выполняют творческие работы

Работают в паре

Оценивают свой ответ, сравнивают с эталоном

Выставляют оценки в рабочий лист

Определять идею стихотворения

5.Рефлексия

2 мин.

Давайте вспомним цели, которые мы перед собой поставили в начале урока.  Достигли мы их? Можем себя похвалить, а одноклассников? За что?

Ф

Оценивают свою деятельность на уроке и весь урок

Уметь соотносить цели и результаты своей деятельности

6.Домашнее задание

1 мин.

Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»

7.Подведение итогов

3 мин.

Поставьте себе оценку за работу на уроке.

Желаю, чтобы вы всегда, что жить не стоит на месте, надо двигаться, идти вперёд, преодолевая преграды, и может, даже радуясь им и тогда достигните своей цели.

Оценки вам поставлю, посмотрев, что написано на картах. Сдайте их.

Спасибо за урок!

И

Контролирует выставление оценок

Заполняют листы оценивания

Рабочий лист ________________ по теме

«Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»

Моя цель на урок: (научиться, узнать)_________________________________________

Задание 1. Выберите из скобок, слова, относящиеся к М.Ю. Лермонтову. Подчеркните их.

М.Ю.Лермонтов – (талантливый, обычный) (поэт, художник, архитектор, музыкант). В его жизни было много (страданий, весёлых дней). Поэт практически постоянно ощущал (одиночество, радость от встреч с друзьями). Мотив (странствия, покоя)- основной в его творчестве.

                   Оценка

Задание 2. Мозговой штурм.

Задание 3. Соедините линиями термин и его определение

1. Лирический герой

1. Скрытое сравнение

2.Метафора

2. Личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении

3. Олицетворение

3.Перенесение признаков живого на неодушевленные предметы и явления

4. Эпитет

4.Построение произведения.

5. Композиция

5. Образное определение

Оценка

Задание 4. Анализ стихотворения. Работа по первой (второй, третьей) строфе.

1.Выразительно прочитайте первую (вторую, третью) строфу.

2.Какое настроение лирического героя передано в ней?

3. Что вы представляете, читая её?

 4.Какой образ создаётся в первых двух строках?

5.С помощью каких языковых средств?

6. О чём размышляет поэт в двух последних строках?

Задание 5. Сделайте вывод. Допишите предложения.

В стихотворении “Парус” звучит протест против..... 

 Стихотворение наполнено желанием…

Оценка за работу на уроке

Задание 6. Рефлексия

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе». ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по литературе с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по теме: «И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе»         ФИО (...

Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использован...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему: "В мире вещей. Лирика раннего В.В. Маяковского. "А вы могли бы?" - стихотворение-натюрморт"

Помещенный материал представляет из себя технологическую карту урока литературы  в 6 классе по раннему творчеству В.В. Маяковского. Урок проектной деятельности с элементами исследовательской и тв...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" по программе В.Я. Коровиной, базовый уровень. Используемый учебник - Литература: Учебник  для 5 класса о...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Технологическая карта открытого мастер-класса "Акварельные мотивы"

Методическая цель: Развитие творческого потенциала учащихся на занятиях по изобразительной деятельности через использование технологии проблемного обу...

Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."

В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...