Открытый урок по теме "Дети войны"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Мартынова Татьяна Николаевна

Творческое исследование по произведениям А.Твардовского, К Симонова

Вячеслава Васильевича Биркина, нашего земляка Бронислава Петровича  Петерса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_temu_deti_i_voyna.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

План –конспект урока внеклассного чтения «Дети и война» 5 класс

Учитель русского языка и литературы Мартынова Татьяна Николаевна

Цели урока:

  • углубить знания учащихся   о детях   войны  (подвиг и судьба детей – героев, жизни детей в тылу );
  • воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой Отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие  произведений  о ВОв.

Методы: беседа, презентация и рассказ учителя с элементами беседы;

составление своего рассказа по теме

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

1. Стадия вызова. Активизация мыслительной деятельности. Подготовка к восприятию нового материала.

1. На экране – отрывок из фильма  “Судьба человека”.

- Ребята, вы просмотрели фрагмент фильма. Какие чувства пробудил в вас этот отрывок?

Почему мальчик один? (мама погибла в поезде во время эвакуации,  отец пропал без вести на фронте) Как выдумаете, о чем пойдет речь на уроке? (О судьбе детей военного времени).

2. Составление кластеров. Ассоциативные ряды.(групповая работа)

- Давайте подберем ассоциации к слову “Дети -1 группа(«цветы жизни», возраст до 14 лет, беззаботные, радостные, ученики…)

  -Слово «Война» - 2 группа (смерть, горе, голод, тяжелый труд, взрывы, бомбежка…)

Совместимы ли эти слова?

Мы с вами будем отвечать на этот вопрос на уроке….

- 3. Формулировка учащимися темы и цели урока.

- Тема сегодняшнего урока “Дети   войны” (”.( Презентация Слайд №1,2,3)

- Сформулируйте цель урока, о чем мы будем размышлять? (дети и война – несовместимы).

Выразительное чтение вслух  стихотворения со слайда 5

- Давайте определим основную мысль стихотворения?  

Несовместимость двух понятий дети и война

   ( Вывод: воевали даже дети, боролись до конца, чтоб подарить нам мир).

- Работа с иллюстрациями. Может ли мы сказать, что эти иллюстрации отражают события стихотворения? Почему? (Слайд №5)

2. Стадия осмысления. Чтение и анализ произведений

- Война застала детей в больших городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, на переднем крае войны и в глубоком тылу. Многие русские люди знают о подвигах юных героев Великой Отечественной войны, известных всей стране. А вы ребята знаете о таких героях? Другие дети войны не получили медалей и званий, но тоже совершили своей маленький подвиг.

Сообщения учащихся о детях-героях (Слайд №4). 

К этой теме обращались А.Твардовский, К Симонов ( мы их изучили)

ВячеславВасильевич Биркин, наш земляк Бронислав Петрович  Петерс

Отрывки из рассказов Вячеслава Биркина ( Бутылки, Страшный сон). Читает 1 группа, потом 2 группа

Задания для группы 1

 1.Прочитать выразительно выделенный отрывок. Ответить на вопросы:  Для чего нужно было собрать бутылки? По силам эта работа детям?

 (Чтобы сдать в военкомат для наполнения их горючей смесью и отправкой на фронт)

Задания для группы 2.

1.Прочитать выразительно выделенный отрывок. Ответить на вопросы: Какой сон снился мальчику? Почему он страшный? ( как он кидает бутылку с горящей смесь в танк, а танк поворачивается назад и давит солдата)

Прослушивание ответов каждой группы. 

Вывод (слово учителя): мы познакомились с незнакомыми для нас ранее произведениями о войне, о подвигах и судьбе детей в войну.

Это воспоминания Вячеслава Биркина о своем детстве  Слайд 7

Бронислав Петрович Петерс. На Алтай он приехал совсем маленьким. Мама украинка, отец-немец, их семью выслали глубоко в тыл, Солонешенский район, Черемшанскую ферму колхоза имени Чапаева (впоследствии поселок Чапаевский). Школа там была четырехлетка, а дальше ребята шли учиться в Черемшанскую семилетнюю  школу. Настоящее имя мальчика было Бруно (родители назвали его в честь Джордано Бруно) Одноклассники звали его Брункой.., но это имя… и национальность по отцу закрывали все двери для поступления в военное летное училище (мечта всей жизни). Когда репрессированным разрешили выезд, семья Петерс уехала в Казахстан, и Бруно при получении  паспорта изменил национальность и имя, но смог поступить только в гражданскую авиацию…) Судьба этого человека (ребенок военного времени) может быть примером для всех . О Черемшанке, о Солонешном, об Ануе  он пишет в своих стихотворениях

Выразительное чтение стихотворений ( закладки в книгах)

Итоговая беседа.

. Какие чувства вызывают у вас дети войны?

- После войны были созданы Книги Памяти. Для чего?

(Не забывать имена героев)

3. Рефлексия.

- Итогом наших размышлений по теме урока станет составление синквейна к словам “Дети и война”.

Чтение синквейнов.

Маленький беззащитный                                                    Маленький, но сильный

Смотрит, кричит, боится.                                                   Борется, защищает, охраняет

Ребенок                                                                                 Воин

Заключительное слово учителя.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней 
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

- Сегодня на уроке мы говорили о маленьких героях большой войны. Они внесли свой посильный вклад в победу. Можно ли их поступки назвать подвигами? Что такое подвиг? А сейчас в мирное время можно совершить подвиг?

4. Домашнее задание. Представьте себе, что вы знаменитый скульптор. Вы прочитали стихи А.Твардовского, К.Симонова, познакомились с героями нашего урока внеклассного чтения и решили создать памятник, который вы поставили бы детям войны. Сделайте эскиз. Объясните, почему именно такой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 11 классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Данные материалы позволяют провести урок по теме "Отечественная война 1812 года" и на следующем уроке закрепить изученное, а так же проверить домашнее задание, используя интерактивную форму электронно...

Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....

Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.

Тема урока: "Лицо войны". Технология: элементы творческой мастерской....

Конспект открытого урока истории в 6 классе по теме:"Окончание столетней войны. Жанна д,Арк"

1337-1453 Столетняя война. Одно из самых тяжелых времен в истории Франции. Этот урок о том как молодая, смелая и по истине великая девушка встала на защиту своей родины. Её имя Жанна д,Арк!...

Открытый урок в 11 классе по теме "Итоги и уроки войны"

Проект урока. Итоги и уроки войны.Вялкова Галина ИвановнаОтдельная дисциплина  история, обществознание и география       Класс 11 (7 курс, 3 учебная группа) Цель ур...

Открытый урок "Дроби и война"

Урок, освященный годовщине Сталинградской битвы....

Открытый урок внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»

Технологическая карта урока + презентация урока  внеклассного чтения «Война и дети»  по рассказу А.П. Платонова         «Маленький солдат»...