Cмысловое чтение на уроках литературы
методическая разработка по литературе

Петрова Елена Михайловна

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Развитие функциональной грамотности – одна из целей ФГОС. Несомненно, в первую очередь учитель русского языка и литературы формирует у обучающихся читательскую грамотность, которая представляет собой не только обучение чтению. Формирование навыков смыслового чтения является современным и эффективным инстументом учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Cмысловое чтение на уроках литературы

«Понимать – значит вкладывать свой смысл»

А.Г.Горнфельд

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Развитие функциональной грамотности – одна из целей ФГОС. Несомненно, в первую очередь учитель русского языка и литературы формирует у обучающихся читательскую грамотность, которая представляет собой не только обучение чтению.

«Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» (определение PISA-2000)

Таким образом, учителю нужно сформировать у обучающихся высокий читательский уровень, предполагающий осмысленное восприятие текста, уметь работать с информацией в тексте и создавать собственный текст.

В примерной рабочей программе третьего поколения есть важный комментарий, довольно актуальный для современного учителя относительно цели изучения предмета «Литература», в котором заявлены новые предметные результаты:

  • Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков.
  • Участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или исследовательской деятельности и публично представлять полученные результаты.

Таким образом, перед учителем стоит задача: сформировать у учащихся достаточно высокий уровень работы с текстом, который определяется как «смысловое чтение».

Вместе с тем современная ситуация с чтением характеризуется как «кризис чтения». Преамбула к «Национальной программе поддержки и развития чтения» содержит такую мысль: «Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общественных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».

Как же преодолеть этот кризис и выйти на качественно новый уровень работы с текстом, ведь умение работать с текстом является ключевым в учебной деятельности?

Мной были изучены стратегии чтения учебного и научного текста, предложенными Г.В.Пранцовой и Е.С.Романичевой, которые соответствуют требованиям, предъявляемым ФГОС к работе с текстом и включают:

  1. Предтекстовую деятельность, куда включаются:

Постановка целей чтения,

Актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами,

Определение характера теста,

Предположение о цели написания, замысле автора,

  1. Деятельность во время чтения, особенность -  формулировка гипотез, которые подтверждаются или опровергаются в процессе деятельности. Этот этап сопровождается мониторингом чтения, постановкой и ответом на вопросы: имеются ли в тексте непонятные слова, непонятная информация, понимаю ли я, о ком и о чем идет речь и т.д.
  2. Послетекстовая деятельность включает выполнение заданий, которые могут быть репродуктивно-коммуникативными, творческими. Решение поставленных учителем или самостоятельно задач.

Стратегии предтекстовой деятельности:

  • Создание словаря (глоссария),
  • Припоминание важной информации,
  • Беглый обзор информации,
  • Постановка проблемы,
  • Постановка предваряющих чтение вопросов,
  • Создание кластеров, таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, таблица «верные-неверные утверждения» и др.

Стратегии текстовой деятельности:

  • Заполнение таблицы, или «бортового журнала» во время чтения, (чтение с пометками, карта осмысления).
  • Написание заданий и вопросов к тексту.
  • «мозговой штурм», «спросите автора», «экскурсия по главе книги», «представление героев», «презентация книги».
  • Мнения и замечания.

Стратегии послетекстовой деятельности (рефлексивный этап):

  • Составление сводных таблиц, рисунков, диаграмм.
  • Дискуссии.
  • Создание учебной работы (отзыв, тезисы, рецензия, интервью, эссе, свободное письмо).
  • Синквейн.

Пример формирования навыка смыслового чтения на уроках литературы в 5 классе во время работы над произведением Л. Кэррола «Алиса в Зазеркалье».

Предтекстовая деятельность: составление вместе с детьми таблицы «тонких» и «толстых» вопросов. Детям раздаются карточки с вопросами, ответы на которые вписываются в процессе обсуждения.

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

Кто?

Дайте 3 объяснения…

Что?

Почему…

Когда?

Почему вы считаете…?

Как зовут?

В чем различие?

Согласны ли вы?

Предположите, что будет, если…

Пример послетекстовой деятельности по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева» в 5 классе.

Ребята были разделены на группы, в которых был назначен лидер. У каждой группы были разные задания. Цель для лидера – распределить задания между всеми членами группы, организовать работу группы, затем выступление группы, а также дать оценку своим действиям и каждому в группе.

Задания:

1 группа – рассказать о персонажах, которые встретились на пути Герды, ответить на вопрос, для чего автор описывает этих героев на пути девочки.

2 группа – составить из картинок сюжетную линию сказки, затем склеить их в ленту и кратко рассказать по ней.

3 группа – составить кластер «Трудности на пути Герды и их преодоление», затем демонстрация кластера.

4 группа – составление таблицы «Герда и Снежная королева», сравнение главных героинь сказки.

После распределения вопросов и видов деятельности дети приступают к обсуждению, выполнению задания. Затем представители от каждой группы представляет продукт своей деятельности.

Заключительный этап – рефлексия.

Таким образом, один из способов формирования у обучающихся читательской грамотности – это систематическое использование методов смыслового чтения на уроках литературы. Смысловое чтение является инновационной разработкой, которая рекомендована учителям не только русского языка и литературы, но и других предметов.

Литература

  1. Национальная программа поддержки и развития чтения. М., 2006.
  2. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. М., 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему дети не читают и как привить интерес к чтению на уроке литературы?

Почему дети не читают и как привить интерес к чтению на уроке литературы?Самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят чит...

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы   Сыновья и дочери живут в Петербурге   Барыня - вдова   Герасим был са...

Тактики и стратегии при формировании навыков чтения на уроках литературы

В связи с переходом к новому формату экзаменов по русскому языку и литературе перед современным учителем стоит сложная задача: исходя из  «жестких часовых рамок» и объема программы, целесообразно...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.

Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....

Презентация "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы"

Презентация содержит теорию и  практические наработки по проблеме: представлен небольшой опыт работы по формированию навыка смыслового чтения как метапредметного УУД. Программа развития и формиро...

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Использование стратегий смыслового чтения на уроках литературы

В статье приводятся конкретные примеры использования стратегий смыслового чтения на уроках литературы....