Урок литературного чтения в 6 классе коррекционной школы. Тема: В.Бианки "Апрель"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега Михайловича

Предмет: литературное чтение.

Тема: В. Бианки «Апрель». Рассказ.

Дата: 06. 04. 2024 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lchbiankiaprel.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Гребенькова Олега Михайловича

Предмет: литературное чтение.

Тема: В. Бианки «Апрель». Рассказ.

Дата: 06. 04. 2024 г.

Интернет ресурсы: , , , ,

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

Цель урока

  1. Продолжить знакомство учащегося с творчеством писателя В. Бианки через прочтение его рассказа «Апрель».

2. Получить, обобщить и систематизировать знания, полученные в результате прочтения и смыслового анализа рассказа.

3. Совершенствовать технику чтения.

Задачи урока

Коррекционно-образовательные:

1. Расширение знаний о природе весной.

2. Формирование активного словаря и обогащение словарного запаса.

3. Формирование навыка составления связного устного предложения.

4. Формирования навыка осознанного чтения.

Коррекционно-развивающие:

1. Коррекция произношения слов.

2. Коррекция зрительного и слухового восприятия.

3. Совершенствование навыков работы с текстом.

4. Развитие памяти, внимания, воображения.

5. Развитие связной устной речи.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитание интереса к чтению.

2. Воспитание эмоционально адекватного восприятия сюжета.

3. Воспитание уважения и любви к природе.

БУД – учебные действия

Личностные: Учащийся осознаёт важность последствий поступков и действий (через осознание литературного сюжета), понимает ответственность за будущий результат, умеет делать правильный выбор.

Предметные: минимальный уровень – доступен для всех обучающихся, достаточный уровень – для обучающихся, способных усваивать учебную программу более быстрыми темпами.

Педагогические технологии

Интегрированное, развивающее обучение; информационные, здоровьесберегающие, игровые, коммуникативные.

Методы, методические приемы

Словесные, наглядные (иллюстрации на доске, тематический видеоряд, иллюстрации по теме урока). Учебник И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина Чтение 6 класс М. Просвещение 2019 г.

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Содержание

Введение в урок

Организационный момент. Подготовка к уроку, психологический настрой, приветствие, введение в тему. На доске – тема урока и несколько иллюстраций из рассказа, картинки “Апрель”, портрет автора.

Основная часть

Введение в тему урока.

Скажи, пожалуйста, какое сейчас время года? (Весна)

А сколько месяцев в каждом времени года? (3)

Назови весенние месяцы в правильном порядке. (Март, апрель, май)

А теперь отгадай загадки.

1)Стучит дождём и ветром в окна,
Капелью с крыш слетает звонкой,
Вслед за мартом к нам пришёл,
Весёлый месяц тот.

Что за месяц к нам пришел?
Почему вдруг снег сошел?
Кап-кап-кап звенит капель.
Постучался в дверь ... (апрель)

2)Он такой голубоглазый –
Ты его узнаешь сразу.
Динь-динь-динь! Звенит капель.
Возвращается ...

Звон проснувшейся капели,
Щебетанье милых пташек
За стеклом оконным нашим
Слышим с радостью в ... (апреле)

Сообщение темы урока.

Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Бианки «Апрель».

Но для начала давай вспомним самого автора произведения.

Будущий писатель родился 11 февраля 1894 года в Санкт-Петербурге. Его отец был биологом и работал в орнитологическом отделении музея. Он и привил мальчику любовь к природе и всем живым существам.

Когда Бианки вырос он тоже стал орнитологом, изучал природу Алтая, путешествовал на Телецкое озеро.

В начале 20-х годов прошлого века Бианки стал писать рассказы и сказки о природе. Чуть позднее он стал публиковать "Лесную газету", книгу о животных и птицах, которая сделала писателя знаменитым.

"Лесная газета" выходила несколько лет. В ней оказались собраны лучшие рассказы и сказки писателя.

Бианки очень любил природу, он был внимательным наблюдателем, предпочитал не охотиться, а изучать. Он очень много узнал об образе жизни животных и птиц и спешил поделиться своими знаниями с читателями.

Бианки хотел, чтобы мальчики и девочки тоже полюбили природу.

Умер писатель в 1959 году в возрасте 65 лет. Он написал более 120 книг, которые до сих пор пользуются огромной популярностью.

Просмотр видео

Работа с учебником.

Прежде чем мы прочитаем рассказ, давай разберем значение некоторых слов и словосочетаний, которые встретятся тебе в тексте (выписаны на доске, либо отдельно на карточке).

“Зажги снега” – растопи

“Сулит” – обещает

“Гнёт” – тяжесть (здесь, имя сущ.)

“Вешние потоки” – весенние воды, ручьи

“C пестринами нежных подснежников” – яркие пятна цветов на траве

“Долина” – удлиненное углубление значительного размера между гор или холмов, местнось вдоль речного русла.

Внимательно прочитай рассказ “Апрель” и постарайся понять главную мысль.

Учащийся отвечает на вопросы.

Учащийся отгадывает загадки.

Учащийся слушает информацию об авторе.

Учащийся просматривает видео.

Учащийся читает рассказ вслух.

Физминутка.

Физкультминутка

«Весна пришла»

Весна, весна! Пришла весна! (Хлопки в ладоши).

Тепло на крыльях принесла. (Короткие взмахи руками-крыльями)

И вот на самом солнцепеке

С поднятой гордой головой (Ходьба. Приподнять повыше подбородок)

Расцвел подснежник голубой. (Руки в стороны)

Он весь пушистый, серебристый (Приседания)

На солнце маленький стоит. (Прыжки)

Посланец он весны надежный, (Наклоны туловища)

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие, (Повороты влево-вправо)

Он первенец среди цветов.

«Скворцы прилетели»

Ждет гостей высокий клен —

Дом на ветке укреплен. (Стуки руками, как молоточком).

Краской выкрашена крыша,

Есть крылечко для певцов.

В синем небе щебет слышен — (Взмахи руками).

К нам летит семья скворцов.

Мы сегодня встали рано,

Ждали птиц еще вчера.

Ходит по двору охрана (Ходьба на месте).

Гонит кошек со двора.

Мы скворцам руками машем,

Барабаним и поем: (Имитируем барабанную дробь).

— Поживите в доме нашем!

Хорошо вам будет в нем!

Стали птицы приближаться,

Долетели до двора,(Махи руками).

Не смогли мы удержаться,

Хором крикнули: — Ура!

Учащийся выполняет движения за педагогом.

Основная часть.

Работа с учебником.

Из рассказа мы поняли, что происходит с природой в апреле.

Разберём 1-й абзац.

В народе есть такая пословица “На дворе апрель – не ломай печей”. Что это значит? Что апрель переменчив и погода в этом месяце может неожиданно меняться. В первом абзаце рассказа это очень хорошо представлено. Обрати внимание на фразы “спит, да дует, тепло сулит (обещает), а ты гляди: что-то ещё будет (погода может неожиданно поменяться)!”

Разберём 2-й абзац.

Что за второе дело, которое выполняет весна в апреле? А когда она выполняет первое и что в это время происходит?

Разберём 3-й абзац.

Что значит “земля надевает зелёное платье”? Почему лес ещё “голый”?

Давай познакомимся с народными приметами. Как думаешь, почему так говорят:

Апрель с водой – май с травой.

Апрель красен почками – май листочками.

Мокрый апрель – хорошая пашня.

Учащийся работает с текстом совместно с педагогом.

Учащийся отвечает на вопросы с обращением к тексту.

Учащийся обсуждает с учителем смысл народных примет.

Мониторинг

Обобщение и систематизация знаний.

-Скажи, какова главная мысль рассказа?

- О каком времени года мы говорили?

- О каком месяце рассказ?

- Кто его автор?

Учащийся отвечает.

Рефлексия

- Что интересного ты узнал из рассказа?

- Что больше запомнилось? - Какие слова сначала были непонятны?

-Опиши апрель своими словами.

Учащийся отвечает.

Заключение

Итог урока. Оценка деятельности учащегося.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Цель и задачи урока выполнены. Урок имеет коррекционно – образовательное, коррекционно – развивающее, коррекционно – воспитательное значение. На уроке сформированы необходимые знания, умения, навыки, использовались доступные средства обучения ЭОР, которые позволили достичь положительных результатов в формировании БУД. Осуществлялась работа по активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию навыков разговорной речи учащихся с использованием глаголов и имён существительных. Расширялись и уточнялись представления об окружающем мире. Акцентировалась важность планирования своей деятельности. Знания, полученные на уроке, будут применены учащимися при социализации и адаптации их в обществе. Учащийся также получил положительный эмоциональный настрой от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы. Тема "М.В.Ломоносов"

Урок - путешествие с элементами игровой деятельности....

Конспект урока математики в 6 классе коррекционной школы. Тема: "Величины".

Конспект урока математики в 6 классе коррекционной школы. Тема: "Величины"....

Конспект урока математики в 5 классе коррекционной школы. Тема: "Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд".

Конспект урока математики в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд"....

Конспект урока математики в 7 классе коррекционной школы. Тема: "Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число".

Конспект урока математики в 7 классе коррекционной школы. Тема: "Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число"....

Урок письма в 7 классе коррекционной школы, тема "Деловое письмо. Телеграмма".

Урок письма в 7 классе коррекционной школы "Деловое письмо. Телеграмма", презентация к уроку, карточки с дифференцированным заданием для разных групп обучающихся....

Урок математики в 7 классе коррекционной школы. Тема урока: "Построение параллелограмма"

Методическая разработка урока математики в 7 классе на тему: "Построение параллелограмма"...