Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)

Ежеменская Наталья Николаевна

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе  Федерального   государственного  образовательного стандарта  основного общего  образования и программы общеобразовательных  учреждений «Литература»     5-11 классы (базовый уровень) под редакцией  В. Я. Коровиной,  7-е издание, М. Просвещение 2011. 

Программа  рассчитана на  2 часа в неделю (68 часов.)

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,   включающий 5  разделов: пояснительную записку;  требования к уровню  подготовки учащихся; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина , формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в  эмоциональном,   интеллектуальном  и эстетическом развитии школьника,   в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.  Специфика литературы  как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах.  Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Учебный  предмет «Литература» - одна из важнейших частей  образовательной области «Филология». Литература тесно связана с другими учебными дисциплинами  и , в первую очередь, с русским языком.  Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук  предмет изучения -  слово как единица  языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой,  изобразительным искусством, мировой художественной  культурой): на уроках литературы  формируется эстетическое отношение к окружающему миру.  Вместе с историей и обществознанием литература  обращается к проблемам, непосредственно связанным с  общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным  предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе,  ко всему окружающему миру.                                                                                                                                          

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_6_klass.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Юрги»

Рассмотрена на школьном МО                                                                 Утверждаю

учителей  русского языка и литературы                                                  Директор школы

Рекомендована к использованию                                                             ____________ Н.А. Моисеева

Протокол № __ от ___________ 2018 г.                                                  Приказ № __ от ______ 2018 г.

Согласовано

Руководитель МО _________________

Рассмотрено на педсовете школы

Протокол № __ от __________ 2018 г.

Секретарь педсовета _______________

Рабочая программа

 по литературе

для 6 класса

Составитель: Ежеменская Н. Н.,

                                                                                                                учитель русского языка и  литературы

2018

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе  Федерального   государственного  образовательного стандарта  основного общего  образования и программы общеобразовательных  учреждений «Литература»     5-11 классы (базовый уровень) под редакцией  В. Я. Коровиной,  7-е издание, М. Просвещение 2011.  

Программа  рассчитана на  2 часа в неделю (68 часов.)

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,   включающий 5  разделов: пояснительную записку;  требования к уровню  подготовки учащихся; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина , формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в  эмоциональном,   интеллектуальном  и эстетическом развитии школьника,   в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.  Специфика литературы  как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах.  Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Учебный  предмет «Литература» - одна из важнейших частей  образовательной области «Филология». Литература тесно связана с другими учебными дисциплинами  и , в первую очередь, с русским языком.  Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук  предмет изучения -  слово как единица  языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой,  изобразительным искусством, мировой художественной  культурой): на уроках литературы  формируется эстетическое отношение к окружающему миру.  Вместе с историей и обществознанием литература  обращается к проблемам, непосредственно связанным с  общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным  предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе,  ко всему окружающему миру.                                                                                                                                          

Цели обучения литературе:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,  основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и  письменных высказываний.

Содержание школьного литературного образования концентрично- оно включает два больших концентра(5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

5-6 классы.

На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с  художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ  произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от  тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

Предполагаемые результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены  в разделе «Требования к уровню  подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены  на реализацию  деятельностного,  практико-ориентированного и личностно ориентированного  подходов;  освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение  знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться  в окружающем мире, значимыми для сохранения  окружающей среды и  собственного  здоровья.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания  художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием;

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных  впечатлений;

целенаправленный поиск информации  на основе знания  её  источников и умения работать с ними.

Система оценивания достижений включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических, проектных работ, сочинений, устных ответов учащихся.  В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных, практических работ, написание сочинений, задания с развернутым ответом на вопрос, выполнение проектных заданий, решение  кроссвордов.

Раздел 2.  Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения литературы в 6 классе ученик должен

знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

определять род и жанр произведения;

 выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;

характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно  читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного  произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.                                                                                                                              

Раздел 3 . Содержание тем учебного курса.

Введение.     1 час.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество.    5 ч.

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки,  веснянки,  масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы , поговорки, загадки- малые жанры  УНТ. Народная  мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие  тем.  Прямой и переносный смысл  пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор ( начальные представления). Малые жанры  фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Знать: указанное содержание темы.

 Из древнерусской литературы.      1ч.

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов ( патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

 Из литературы 18 века.     1 ч.

 И. И. Дмитриев. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка 18  столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

 Из русской литературы 19 века.      39 ч.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти  и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «Механика мудреца» и неумелого хвастуна. «Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного  судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно – поэтический колорит  стихотворения.

 «Зимнее утро». Мотивы  единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное  восприятие окружающей природы.  Роль антитезы и композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные  особенности стихотворного послания.  «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть.  Ожидание домашнего уюта, тепла , нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы и  сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лица и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест В. Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши.  Авторское отношение к ним.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий).  Стихотворное послание ( начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Приём сравнения как основа построения стих-я. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком…», «Три пальмы», Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб и хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест)  размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные понятия).

Иван Сергеевич Тургенев.   Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты  и рассказы  мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных  переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья»- символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна:  свободный полет коршуна  и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь»,  «Учись у них – у дуба , у березы…». Жизнеутверждающее начало  в лирике Фета. Природа как  воплощение прекрасного.   Эстетизация  конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный  психологизм. Мимолетное и неуловимое как   черты изображения природы.    Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты,  служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы.  Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов.  Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных  материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.  Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа.  Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стих-ии.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

Теория литературы.  Стихотворные размеры(закрепление понятий). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков.  Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его  униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов.  Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Я. Полонский    «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри , какая мгла…»;

Е. Баратынский  «Весна, весна! Как воздух чист…»,  «Чудный град…»;

А. Толстой  «Где гнутся над омутом лозы…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. (развитие представления)

Из русской литературы 20 века.              21 ч.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное  вокруг нас. «Ни на кого не похожие « герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин.  Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин.  Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и  мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти  и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне. Сказка и быль в   пр-ии. Смысл названия.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

К. М. Симонов «Ты помнишь , Алёша , дороги Смоленщины…»;

Н. И. Рыленков «Бой шел всю ночь…»;

Д. С. Самойлов  «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших героях.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта  и жизни деревни в предвоенные  годы. Нравственные проблемы рассказа – честность , доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев , особенности использования народной речи.

Теория литературы.  Речевая характеристика героев.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя. Душевная щедрость учительницы.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь.

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

А. Блок «Летний вечер», «О , как безумно за окном…»;

С. Есенин  «Мелколесье. Степь…», «Пороша»;

А. Ахматова   «Перед весной бывают дни…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в  стихотворениях поэтов 20 века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием. Поэтизация родной природы.

Василий  Макарович  Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы «Чудик»,  «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя.

Из литературы народов России.

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня»,  «Книга». Любовь к своей малой родине и своему родному краю, верность обычаям. Книга в жизни человека. 

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…»,  «Каким бы малым ни был мой народ…».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы.  Основные поэтические образы.  Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи.

Теория литературы.  Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Из зарубежной литературы.    10ч.

Мифы Древней Греции. «Скотный двор  царя Авгия». «Яблоки Гесперид». Фантастика. Особенности мифического миропонимания.

Гомер. Краткий рассказ  о поэте.

«Одиссея», «Илиада» как  эпические поэмы. Изображение героев и героических подвигов в «Илиаде». Стихия Одиссея- борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж, отец. На острове циклопов. Полифем.  «Одиссея»- песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы.  Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному  пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.

Фридрих Шиллер.  Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство  и своевольный и бесчеловечный каприз. Рыцарь – герой,  отвергающий награду т защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме.  Рассказ о писателе.

«Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев  над цивилизованной  с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его  реалистическое воплощение.

Марк Твен. Рассказ о писателе.

«Приключения Гекльберри  Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека,  их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери.  Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (для внеклассного чтения)

Теория литературы.  Притча(начальные представления).

Раздел    4.      Учебно-тематический план.  

                                                                                                                                                                             

Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Устное народное творчество

5             ( 1 р/р+1вн/чт  +2 р/к )  

Из древнерусской литературы

1              (1 р/к)

Из литературы 18 века

1

Из русской литературы 19 века

29             ( 4 р/р+3 вн/чт+1 р/к )

Из русской литературы 20 века

21             (1 контр+4 р/р + 2  вн/чт + 1 р/к )

Из зарубежной литературы

10            ( 2 р/р+ 5 вн/чт  )

Всего

68

Развитие речи -11 ч.

Региональный компонент-5ч.

Внеклассное чтение-11ч.

Контрольная работа-1ч.

        

Раздел 5.        Перечень учебно-методического  обеспечения.

Литература для учителя

Егорова Н. В.  Литература 6 класс: Поурочные разработки. М. : ВАКО,- 2006.

Егорова Н. В. Поурочные разработки по зарубежной литературе.  5-9 классы.- М.: ВАКО, 2004.

Кочергина Д. В.  Литература. 6 класс.- Саратов: Лицей, 2012.

Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы.: справ. Материалы-М. :АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы.-под ред. В.Я. Коровиной.- М., Просвещение, 2008.

Скоркина Н. М. Литература. 6 класс: Поурочные планы. – Волгоград, Учитель-АСТ, 2004.

Тесты к школьному учебнику: Литература. 6 класс: Справочное пособие.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.

Фольклор Кемеровской области. Хрестоматия/ Сост., вступит. Статья и  прим. Е. И. Лутовиновой.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.

Литература для учащихся

Древнерусская литература: Хрестоматия для 5-9 классов/сост. О. В. Творогов.- М. : Просвещение. 1998.

 Кочергина Д. В.  Литература. 6 класс.- Саратов: Лицей, 2012.

Литература. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./(авт.-сост. В. П. Полухина и др.); под ред. В. Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2011.

Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы.: справ. Материалы-М. :АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.

Оглоблина Н. Н. Тесты по литературе 5-11 классы.М: ООО»Изд-во Астрель», 2004.

Русские писатели :20 век: Библиографический словарь: В 2 ч./Под ред. Н. Н. Скатова.- М.: Просвещение, 1998.

Календарно-тематическое планирование по литературе  в 6  классе

Учебник под ред.  В. Я. Коровиной (авт.-сост. В. П. Полухина и др.) М. Просвещение 2011 г.

Кол-во

уроков

Тема урока

Дата

Примеч.

План

Факт

1

1

Введение. Художественное произведение и авторское изображение характеров героев..

Содержание и форма. Автор и герои

5ч. Народное творчество

2

1

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

3

1 вн/чт

р/к

Календарно-обрядовые песни. Народные песни Кузбасса.

4

1

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Загадки как малый жанр УНТ.

5

1 р/р

Рассказ по пословице.

6

1 р/к

Пословицы и поговорки, обрядовые песни Сибирского региона.

1ч. Из древнерусской литературы

7

1 р/к

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Первые сибирские летописи.

Истор. события и вымысел .Отражение народных идеалов.

1 ч. Из литературы 18 века

8

1

И. И. Дмитриев. «Муха». Осуждение  лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне

Особенности языка 18 в.

29 ч. Из русской литературы 19 века

9

2

1

И. А. Крылов. «Листы и Корни».Роль власти и народа в достижении блага.»Ларчик» Критика мнимого «механики мудреца».

10

1

И. А. Крылов. «Осёл и Соловей». Комическое изображение «знатока» искусства.

Развитие понятия об аллегории.

11

8

1

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

Обучение выраз-му чтению.

12

1 р/р

А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения.

Подготовка к уст. соч-ю по анализу стих-я.

13

1

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. «Зимняя дорога». Тема жизненного пути.

14

 1          

А. С.Пушкин .Цикл «Повести Белкина». «Барышня- крестьянка». Сюжет и герои повести. Пародия на романтические темы. «Лицо и маска» героев.

Роль антитезы в композиции. Роль случая в композиции пр-я.

15

1

А. С. Пушкин.  «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

Обучение чтению.

Беседа.

16

1

Протест Владимира Дубровского против  произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести.

Беседа.

Практикум.

17

1

Романтическая история любви Владимира Дубровского и  Маши Троекуровой. Авторское отношение  к героям.

Обучение устному рассказу. Развитие понятия о композиции.

18

1р/р

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский».

19

3

1

М. Ю Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи».  Основное настроение и композиция стихотворения.

Особенности поэтических интонаций.

20

1

Антитеза как основной композиционный прием в стих-х М. Ю. Лермонтова. «Листок», «На севере диком…»  

Практикум. Особ-ти  выр-я  темы одиночества.

21

1

М. Ю. Лермонтов.  «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.

Беседа.

Практикум.

22

1вн/чт

р/к

Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики».

Литература Сибири 19 века.

23

2

1

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

Народные верования. Юмор писателя.

24

1

Роль картин природы  в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров

25

2

1

Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы  в лирике Ф. И. Тютчева. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…»

Роль антитезы в стихотворении.

26

1

Ф. И. Тютчев. «Листья» Обучение анализу 1 стихотворения.

практикум

27

3

 1          

А. А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Природа как воплощение прекрасного.

Обучение чтению.

28

1

А. А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.  «Учись у них – у дуба, у березы…»Природа как мерило человеческой нравственности.

Беседа.

Практикум.

29

1 р/р

Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Краски и звуки пейзажной лирики.

 Подготовка к устному сочинению по лирике Тютчева и Фета.

30

3

1

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

Обучение чтению.

31

1

Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «»Железная дорога». Эпиграф, диалог-спор. Сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа.

Беседа. Особенности поэтических интонаций.

32

1вн/чт

Н. А. Некрасов. Исторические поэмы Некрасова.

33

2

1

Н. С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека. Изображение представителей царской власти. Бесправие народа.

Авторское отношение к героям сказа.

34

1р/р

Особенности языка сказа Н. С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н. С.Лескова «Левша».

35

2

1вн/чт

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

36

1

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий» Разоблачение лицемерия в рассказе.

Речь героев и худ. деталь как источник юмора.

37

1

Родная природа в стих-ях  русских поэтов 19 века (Я. П. Полонский, А. К. Толстой) Худ. средства, передающие  состояния природы и человека в пейзажной лирике.

Урок-концерт. Развитие понятия о лирике.

21 ч. Из русской литературы 20 века

38

1

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок» Прекрасное- вокруг нас.  «Ни на кого не похожие» герои Платонова.

Обучение чтению.

39

1вн/чт          

А. С. Грин.  Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота героев книги . Авторская позиция.

 

40

4

1

М. М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

Обучение чтению.

41

1

Образ природы  в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода.

42

1

Особенности композиции и смысл названия сказки-были Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.

43

1р/р

Сочинение по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца».

44

1вн/чт р/к

Рассказы о природе Кузбасса.

45

1р/р

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках(К. М. Симонов, Д. С. Самойлов и др.). Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

Обучение выразительному чтению.

46

2

1

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы.

Обучение чтению. Нравственные проблемы рассказа.

47

1р/р

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе . Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа. Подготовка к домашнему сочинению.

 Особенности использования народной речи в рассказе.

48

3

1

В. Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

49

1

Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

Беседа.

Подготовка  к сочинению.

50

1р/р

Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях  В. П. Астафьева и В. Г. Распутина.».

51

1

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек  и природа  в его «тихой» лирике.

52

1

Фазиль Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование  детского характера.

Юмор и его роль в рассказе.

53

1 контр

Контрольная работа по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина. Тест.

54

1

Родная природа в русской поэзии 20 века. А. А. Блок. Поэтизация родной природы. С. А. Есенин. Чувство любви к родной природе и Родине.

Обучение выразительному чтению.

55

1

А. А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…» Обучение анализу стихотворения.

Практикум.

56

2(1вн/чт)

В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Чудик». Особенности героев Шукшина.

57

1

В. М. Шукшин. Рассказ «Критики».Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

58

1

Литература  народов России.

10 ч. Из зарубежной литературы.

59

1

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.»Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Понятие о мифе.

60

1

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе».  Отличие мифа от сказки.

61

1вн/чт

Гомер. «»Илиада», «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки.

Понятие о героическом эпосе.

62

1вн/чт

М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.

«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы.

63

1

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблема благородства, достоинства, чести.

64

1вн/чт

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт  естественной жизни и цивилизованного общества.

Реализм и романтизм  впроизведении.

65

1вн/чт

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна» Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.

Средства создания комического. Юмор в произведении.

66

1вн/чт

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

67

1р/р

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»

Урок контроля. Выявление литературного развития  уч-ся.

68

1 р/р

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии».

                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....