Какие нравственные и социальные пороки обличаются в баснях И.А. Крылова (на примере 2-х басен по выбору)?
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс)

Петрина Марина Александровна

Образец сочинения в формате ОГЭ по литературе 5.1 - 5.5

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какие нравственные и социальные пороки обличаются в баснях И.А. Крылова (на примере 2-х басен по выбору)?

Не любит узнавать

никто себя в сатире.

Человеческое общество обладает как положительными, так и отрицательными характеристиками. Иван Андреевич Крылов как опытный наблюдатель умело подмечает человеческие пороки и недостатки, пишет басни, отличающиеся сатирической остротой, ярким и метким языком. Используя прием аллюзии, Крылов высмеивает различные человеческие пороки: глупость, высокомерие, самоуверенность, невежество, чванство.

В басне «листы и Корни» И.А. Крылов затрагивает проблему несправедливого отношения к простым людям. Детство, проведенное в бедности и нужде, дало возможность будущему баснописцу пристально изучить народную жизнь, увидеть тяжелый труд подневольных людей. Эти глубокие знания очень пригодились И.А. Крылову в создании своих обличительных басен. Тема басни «Листы и Корни» раскрывает отношения между людьми разных социальных слоев. Начинается повествование с того, Что Листы на дереве, разговаривая с зефирами, всячески расхваливали себя, кичились густотой, зеленостью, красотой, считали, что именно их заслуга в том, что дерево «…так пышно и кудряво, раскидисто и величаво». Используя прием иносказания, Крылов описывает высшее общество, высокомерную знать, заслугами которой являются лишь мнимые добродетели: спасение от зноя в своей тени пастуха или странника, привлечение своей красотой пастушек для пляски или для пения соловья. Такие заслуги не требуют никаких усилий.  

Противопоставлены Листьям смиренные Корни, голос которых доносится из-под земли. Корни олицетворяют собой крепостное крестьянство, никогда не видящее солнечного света из-за постоянной тяжелой работы. Темнота, в которой находятся Корни, является аллегорией рабской зависимости, оковы которой Корням никак не сбросить. Смиренный глас из-под земли высокомерные Листы характеризуют как наглый, надменный, дерзкий! Однако, используя эпитет «смиренно», баснописец подчеркивает, что Корни не стали роптать, протестовать против несправедливости общества. Наоборот, они радуются, что могут принести пользу Листьям: «Красуйтесь в добрый час!» И только в финальных строчках звучит предостережение:

«А если корень иссушится, -

Не станет дерева, ни вас».

Очень часто богатые и знатные люди забывают о том, каким образом и благодаря чему или кому они достигли своего положения. В то же время настоящие труженики боятся или стесняются заявить о своих правах. Высокомерное неблагодарное высшее общество не способно по достоинству оценить вклад простых людей в развитие общества.

Поводом к написанию басни «Осел и Соловей» послужил случай из жизни И.А. Крылова. «Какой-то вельможа… просил прочитать две-три басенки. Крылов аристократически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Ла Фонтена. Вельможа выслушал их благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?» - «Не умею», - скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей». (В.Ф. Кеневич, Из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»)

Безусловно, образ Соловья символизирует самого автора, а Осла – пригласившего его вельможу. Перед глазами предстает знатный сановник, в речи которого сквозит чванство, высокомерие, пренебрежительное отношение к тем, кто, по его мнению, не заслуживает должного уважения. Это автор подчеркивает с помощью слов с суффиксом –ищ «дружище», «мастерище».  

Талант Соловья неоспорим, он обладает искусством создавать великолепные музыкальные трели. Автор использует ряды однородных членов «защелкал», «засвистал», «тянул», «переливался», чтобы подчеркнуть, что подлинное искусство требует колоссальной отдачи и неимоверных творческих усилий. Все, кто слышал «томную свирель», замирали от чудесных звуков. Так, затихали ветерки, хоры птичек замолкали, стада останавливались, дыхание пастуха прерывалось.

А что же Осел? Смог ли он по достоинству оценить услышанное пение? «Изрядно», - вот оценка невежественного судьи, который отправляет Соловья поучиться «немножко» у петуха. Использование автором притяжательного местоимения «мой» и эпитета «бедный» красноречиво говорит о том, что автор сочувствует Соловью, понимая, что истинному таланту очень сложно заявить о себе, когда в роли судьи выступает глупый Осел.

«Автор, зная по опыту, а может быть и собственному своему, сколько страдают умные, талантливые люди от глупых суждений сильных судей, и сколько вреда, а иногда и зла от того протекает, хотел выставить на позор таких людей», - говорит биограф М.Е. Лобанов.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что басни Ивана Андреевича Крылова являлись острой и общественно-направленной сатирой. Его сатира направлена против антинародного характера всего самодержавно-бюрократического строя, против наиболее существенных социальных «зол». «Эзоповский язык» позволял создать систему намеков и иносказаний, которые легко понимались самым широким кругом читателей. Приписывая басенным Ослам, Волкам, Медведям, Листам действия и поступки высокопоставленных сановников и хозяев государства, баснописец имел возможность говорить о таких явлениях социальной и политической жизни, о которых прямо упомянуть было невозможно.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Басни И.А.Крылова. Игра «Знатоки басен».

Материал к уроку по литературе по теме «Басни И,А,Крылова. Игра «Знатоки басен»» будет использоваться на заключительном занятии. 6 класс....

Обобщающий урок по басням И.А.Крылова. Тема: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Основная цель урока: обобщить и закрепить сведения, полученные учащимися о басне;          Учащиеся должны  развивать навыки работы в группах, умение выразительно ч...

Обобщающий урок по басням И.А.Крылова. Тема: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Презентация к обобщающему уроку по басням. И.А.Крылова "Люблю, где случай есть, пороки пощипать". Составлена учениками. Содержит вопросы, викторину, кроссворд....

Урок-проект по басням И.А.Крылова " Люблю,где случай есть, пороки пощипать..."

Урок литературы в 5(или 6) классе после изучения басен И.А.Крылова. Требует домашней подготовки учащихся. Может быть проведен в форме "Минуты славы"Содержит технологическую карту урока и презентацию. ...

"Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Данная презентация может быть использована на заключительном уроке по изучению комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"....

Инсценирование басни И.А. Крылова "Разборчивая невеста" на школьном конкурсе инсценировки басен.

Инсценировка составлена по басне И.А.Крылова "Разборчивая невеста". Учащиеся 9 класса представили её на школьном конкурсе 28 октября 2015г. Заняли первое место. С этой басней учащиеся 9 класса предста...