«Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературы»
методическая разработка по литературе

Адагызова Алевтина Валерьевна

Что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность-это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.

Вспоминаются слова Ушинского: Читать – это ещё ничего не значит: что читать и   как понимать читаемое – вот в чём главное дело.

         Пушкин говорил: «Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство». К этому совершенству мы должны стремиться вместе с детьми. Что же предполагает читательские умения: находить и извлекать информацию; интегрировать и интерпретировать информацию; осмысливать и оценивать содержание и форму текста; использовать информацию из текста.

При работе с текстом  мы должны помнить об этапах работы над текстом.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы формирование читательской грамотности на уроках литературы

Слайд 2

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.

Слайд 3

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

Слайд 4

«Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство» А.С. Пушкин

Слайд 5

находить и извлекать информацию; интегрировать и интерпретировать информацию; осмысливать и оценивать содержание и форму текста; использовать информацию из текста. Читательские умения

Слайд 6

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ Предтекстовый этап. 1. Определение цели и стратегии чтения. 2. Прогнозирование содержание текста по заголовку. 3. Лингвистический комментарий. 4. Толкование смысла эпиграфа (если есть) Текстовый этап. 1. Чтение по частям либо чтение целого. 2. Соотношение читаемого с готовым планом. 3. Проверка правильности ранее сделанных в ходе чтения прогнозов. 4. Лингвистический комментарий (при необходимости). 5. Соотношение название произведения и жанра, стиля и типа речи. 6. Фиксирование ключевой информации каждого абзаца. Послетекстовый этап. 1. Формулировка вопросов, ответы на которые есть в тексте. 2. Составление плана. 3. Выбор слов, предложений, в которых заключается главная мысль. 4. Объясните своими словами главную мысль текста. 5. Осмысление взаимосвязи между текстом и эпиграфом. 6. Подбор синонимов к слову, подбор синонимических синтаксических конструкций. 7. Анализ изобразительных средств языка (взаимосвязь жанра, идеи произведения и языковых средств). 8. Написание аннотаций к произведению, составление тезисов. 9. Написание изложения. 10. Написание сочинения с использованием информации текста. 11. Выбор аннотации из нескольких предложенных вариантов. 12. Диалог-обсуждение текста.

Слайд 7

Рабочая карта «Нравственный закон, которым держится жизнь» по повести В.Распутина «Живи и помни») Работа с названием произведения «Живи и помни». Подбор однокоренных слов. Какие вопросы можно сформулировать к названию повести В.Распутина? После внимательного прочтения эпиграфа найдите ответ на вопрос: «О чем должен всегда помнить человек?» В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. А есть еще: Совесть, Честь… А если бы все понимали, Что это не просто слова, Каких бы мы бед избежали… А.Яшин

Слайд 8

Прием «Звездный пересказ»

Слайд 9

чб собчьяака? Собака бродячая.. Елдырин, узнай ,чья собака, и составляй протокол. Собаку истребить надо… Собака генерала Жигалова… Сними-ка, Елдырин, с меня пальто. Ужас, как жарко! Нет, это не генеральская… Надень-ка, Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… Вестимо. генеральская… Ты, Хрюкин, дела не оставляй… Нужно проучить… Этаких у генерала отродясь не бывало… Истребить, вот и все… Генералова брата… Возьми ее. Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Фишбоун Чья собака? генералова собака

Слайд 11

Пугачев глазами А.С.Пушкина,С.А. Есенина План. Детали портрета …………………… Поступки Пугачева …………………………………………… Лексический ряд, связанный с состоянием народа ………………… Авторский замысел ………………

Слайд 12

Кольца Венна А. С. Пушкин С. А. Есенин сходства различия различия

Слайд 13

Литературный паспорт произведения Пункты: 1. Автор. 2. Название произведения. 3. Год издания произведения. 4. Жанр. 5. Главные герои. 6. Краткое содержание. 7. Тема произведения. 8. Основная мысль. 9. Особенности произведения. 10. Личное… Прочитав это произведение, я задумался / задумалась о … «Паспорт есть и у литературного произведения» Прием «Создай паспорт» заключается в том, чтобы ученики самостоятельно составили обобщенную характеристику изучаемого произведения по определенному плану.

Слайд 14

Примеры паспортов литературных произведений .

Слайд 15

Примеры паспортов литературных произведений.

Слайд 16

Видеть, слышать, чувствовать текст; Пополнять речевую память; Обогащать словарный запас; Продуктивно усваивать учебный материал; Прививать эстетический вкус; Формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его. Важно научить учащихся

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тема моего выступления «Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературы».

Итак, что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность-это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.

Вспоминаются слова Ушинского: Читать – это ещё ничего не значит: что читать и   как понимать читаемое – вот в чём главное дело.

         Пушкин говорил: «Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство». К этому совершенству мы должны стремиться вместе с детьми. Что же предполагает читательские умения: находить и извлекать информацию; интегрировать и интерпретировать информацию; осмысливать и оценивать содержание и форму текста; использовать информацию из текста.

При работе с текстом  мы должны помнить об этапах работы над текстом.

ПРЕДТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, целью которой является актуализация имеющихся знаний (работа с эпиграфом, ассоциативный ряд, мозговой штурм, рассечение вопроса, соревнование с писателем, прогнозы и впечатления, «батарея» предваряющих вопросов, глоссарий и др.).

• ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (путешествие по главам книги, чтение с остановками, пометками, вопросами и обсуждением; «ромашка вопросов»/«ромашка Блума», дневник двойных записей, карта осмысления событий, работа со словом – создание различных кластеров, «Фишбоун» и др.).

 ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ(паутина обсуждений, пирамида фактов, трансформация текста в таблицу/схему/иллюстрацию, синквейн, дискуссия/дебаты на основе прочитанного, ведение журнала чтения и читательской реакции, рефлексивное письмо и др.).

Представлю вам рабочую карту урок внеклассного чтения по повести Валентина Распутина  «Живи и помни».  Предтекстовая работа. На рабочей карте  дается эпиграф. Дети выделяют ключевые слова. Это отечество, верность, братство, совесть, честь. Эти  нравственные категории нужны для понимания темы.  Дальше  можно попросить поработать над названием  произведения «Живи и помни». Подобрать однокоренные слова к слову Живи- жизнь, живой, житель, жизненный, живучий. К слову Помни-вспоминать, упоминать, запоминать, напоминать, припоминать, помин, поминовение, помянуть. Дальше  сформулировать вопросы к теме  Как жить? О чем нужно помнить? После работы с эпиграфом, работы с однокоренными словами названию  предлагается  сформулировать предтекстовую работу « О чем  же всегда должен помнить человек?

На текстовом этапе можно использовать разные приемы, но я назову те, которые часто использую.

Прием «Звездный пересказ».  Урок по теме  «Обличение человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Учащимся предлагается матрица «Звёздного пересказа» .

 Это карточка, на которой изображена пятиконечная звезда с пятью вопросами, на которые учащиеся должны дать ответы. Обличение человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

1слово для названия (Предложите другое название ) – Хамелеон, Очумелов, Беспорядок…..

2слова о том, что ты чувствовал (Выделите две самые сильные эмоции)- чувство отчаяния, волнения, тревоги, ненависти, удивления

3 слова про обстоятельства, которые в большей степени повлияли на развитие событий в тексте. Что нарушает тишину. Собака укусила Хрюкина.  Вокруг собирается  толпа,

4 слова о проблеме В четырех словах сформулируйте основную идею (проблему) данного текста.

 Как поступить с собакой. Мнение  Очумелова постоянно меняется

  1. слов для выхода. Какие выводы вы можете извлечь по итогам обсуждения и прочтения текста. Постарайтесь выразить итоги в пяти словах.

 Надо навести порядок в обществе

Прием «Фишбоун» рыбья кость

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d75fbc686df0f75320c88f66aa4df4430c81dc59-9151245-images-thumbs&n=13

Прием «Шесть шляп»- эффективное средство формирования читательской грамотности, когда ученик занимается поиском и отбором информации, необходимой для решения учебной задачи, определенной цветом шляпы; затем осуществляется анализ произведения, интерпретация полученных данных  и оценивание их учащимся. Примером практического применения данного метода может быть урок литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - «Анализ письма Татьяны»

прием «Кольца Венна»  развивает литературоведческое исследование,  например, в 8 классе при изучении  поэмы «Пугачев»  С Есенина провела работу  В чем различие и в чем сходство между героем Есенина и Пугачевым в романе А.Пушкина «Капитанская дочка». Эта работа проводится по предварительным вопросам.  Итого пришли к выводу, что поэты жили в разные века.Пушкин принадлежал к высшему дворянскому сословию. Он смотрел на это восстание как на угрозу,на ошибку. Есенин вырос в деревне,среди крестьян. Ему близка и понятна цель восстания.

Послетекстовая работа.

Прием  «Литературный паспорт». Паспорт есть у любого взрослого человека начиная с 14 лет, есть и у любого агрегата какого-то  техничекого  средства, в котором указывается важная информация. И вот разработана такая схема по самому  произведению

Литературный паспорт произведения

   Пункты:

1. Автор.

2. Название произведения.

3. Год издания произведения (год написания)

4. Жанр.

5. Литературный род.

6. Тема. (О чем)

7. Главная идея. (Зачем)

8. Сюжетные линии.

9. Композиция.

10. Проблематика.

Если паспорт будем создавать  в 5 классе можно что-то убрать, если  в старших классах можно  направление. Вот на примере произведения «Собачье сердце», обложку произведения, соответственно 2 оценки, за иллюстрацию визуальное восприятие и за информацию. Самое значимое-размышление ребенка Прочитав это произведение.,я задумалась,дети не любят писать,поэтому достаточно 3-4 предложения

Смотря в каком классе заполняется паспорт можно упростиь или усложнить.

Главные герои повести «Собачье сердце» : Филиппа Филипповича Преображенский, бродячий пес  Шарика,в результате экспериментальной операции ставшего человеком по имени Полиграф Полиграфович Шариков. В повести также фигурируют помощник профессора доктор Иван Арнольдович Борменталь, прислуга Зина, кухарка Дарья, члены домового комитета Швондер, Вяземская, пациенты профессора.

Краткое содержание повести «Собачье сердце» Булгакова:

Профессор по фамилии Преображенский пересаживает обыкновенной собаке гипофиз человека. После сложной операции собака начала становиться похожей на человека, но на очень ужасного человека, органы которого пересадили собаке. Собака в образе человека стала зваться Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Он стал вести себя безобразно и чуть не выдворил из квартиры профессора и Борменталя.

 Тема произведения «Собачье сердце» Михаила Булгакова — неприятие насильственного вмешательства в историю, политических изменений в обществе, а также тема человеческой натуры и её природы.

Идея повести Булгакова достаточна прозрачна: любое искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику, и другие сферы – не приведёт к позитивным изменениям. Автор придерживается здорового консерватизма.

Основная мысль повести гласит следующее: необразованному, незрелому “народу” типа “Шариковых” нельзя давать власть, они морально незрелы, такой эксперимент обернётся катастрофой для общества и истории.

В Собачьем сердце Булгаков поднимает проблему ответственности, где люди должны осознавать последствия своих действий и нести ответственность за содеянное. Автор показывает и социальные проблемы, где показывает расслоение общества, расслоение между народом и интеллигенцией. Подняты в повести и государственные проблемы, где показаны последствия правление людей, что были безграмотными, глупыми, недальновидными, однако стремящихся к власти.

Среди особенностей повести «Собачье сердце» можно выделить:

 «Собачье сердце. Чудовищная история» – полное название повести Михаила Булгакова. Необычный сюжет и персонажи привлекли внимание советского человека, что сделало произведение популярным.

Личное … я безустанно могу перечитывать повесть, находя все новые и новые нюансы в характерах персонажей. Многие из фраз героев данного произведения стали крылатыми - как фразы Шарикова, так и профессора Преображенского. Удачными получились и отрицательные персонажи - например, колоритный домком Швондер.

Паспорт произведения (читательский дневник).

Цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ему лучше запомнить и понять произведение, сформировать навыки работы с текстами художественных произведений, развивать культуру читателя. Читательский дневник помогает описывать ученикам свои впечатления от произведения, самостоятельно оценивать содержание, язык, структуру произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"

В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...

Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературы при изучении стихотворения «Железная дорога» Н. А. Некрасова

Технологическая карта урока по литературе направлена на развитие читательской грамотности учащихся через изучение стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога». Урок включает в себя компл...

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование читательской грамотности   на уроках русского языка и литературы предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Работа представляет собой информацию на одну из самых актуальных тем в сфере образования - формирование читательской грамотности учащихся. Для выполнения этой задачи учитель должен освоить технологию ...