Литературная музыкальная композиция "Я воспитан природой суровой..."
методическая разработка

Композиция посвящена 120-летию со дня рождения Н. А. Заболоцкого. Знакомит обучающихся с биографией поэта-земляка  и помогает изучать  его творчество, приобщает к поэзии, раскрывает художествнный мир поэта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-muz.kompoz._god.docx23.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 120-летию со дня рождения русского поэта-классика Н.А.Заболоцкого

«Я воспитан природой суровой…»

Цель:

Познакомить обучающихся с биографией и творчеством поэта-земляка Н. А. Заболоцкого

Первый  ведущий:

Уважаемые учителя, ребята и гости праздника!  Мы рады приветствовать вас в Сернурской  средней школе №2  на нашем мероприятии, посвященном 120 - летию со дня рождения великого русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого, чье имя с гордостью носит наша школа.

Второй ведущий:

Для нас, сернурцев, это имя особенно дорого, так как  здесь  провел свое детство этот замечательный поэт. Любимый им  немецкий классик Иоганн  Вольфганг Гёте  сказал: «Хочешь узнать поэта, побывай у него на родине». Без Сернура трудно представить  поэзию  Н.А.Заболоцкого.  

Первый  ведущий:

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Свое детство провел Заболоцкий,

И гордится им здешний народ.

Второй ведущий:

Босоногим мальчишкой, быть может,

Любовался закатами он,

И к поэзии тропку проложить

Птиц веселых помог ему звон

Первый  ведущий:

Он воспитан природой суровой,

Он обласкан вечерней зарей.

Уезжая в иной город, новый,

Край любимый всегда брал с собой

Второй ведущий:

Верю,  в памяти все сохранилось:

И леса, и цветы, и мечты.

И когда-то и где-то приснилась

Та природа  простой красоты.

 1ЧТЕЦ. Стихотворение «Я воспитан природой суровой»

Первый  ведущий:

Приехал Николай Алексеевич, тогда Коля,  в Сернур в 1910 году, поступил учиться в Сернурское  трехклассное училище сразу во второй класс. Это был удивительного ума и способностей мальчик. Учился только на пять.

Второй ведущий:

До 1918 года жила семья Заболоцких в Сернуре. Пусть очень мало, всего семь лет, жил Николай в нашем селе, но это именно тот возраст, когда складывается мировоззрение.

Первый ведущий:

В Сернуре Н.Заболоцкий окончил три класса начальной школы. «Здесь отложились в моем сознании первоначальные впечатления русской природы, здесь я начал писать стихи, здесь, семилетним ребенком, стоя  около книжного шкафа, я навсегда выбрал себе профессию и стал писателем, сам еще не вполне понимая смысл этого большого для меня события!»- писал поэт.

Второй  ведущий:

Он уже издает свой рукописный журнал и помещает стихи Пушкина, Лермонтова, а потом и свои. Учась в третьем классе,  он написал стихотворение «Как во Сернуре большом раздается сильный гром».

( На сцену выходит ученик в форме гимназиста и читает  стихотворение  «Как во Сернуре большом…»)

 2ЧТЕЦ: Смоленцев Назар, 3а класс

Как во Сернуре большом

Раздаётся сильный гром.

Сторожа и сторожихи,

Писаря и писарихи-

Все в часовенку бежат.

Вот начальник побежал,

Поскользнулся и упал.

Вот несчастие случилось-

Сторожиха вся разбилась.

Змей Горыныч налетает,

Остальных всех доедает-

Угощает сам себя,

И остался только я…

Первый  ведущий:

 «Удивительные места были в этом Сернуре и его окрестностях! Мои первые, неизгладимые впечатления природы связаны с этими местами. Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира. Всю свою сознательную жизнь я почти полностью прожил в больших городах, но чудесная природа Сернура никогда не умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях, - писал в своих воспоминаниях Н.А.Заболоцкий. – Летом с друзьями мы ловили рыбу на Сердяжке, лазили по горам «Швейцарии» (так называли красивые места за Сернуром)».

Второй  ведущий:

 Слова поэта, написанные в   школьных учебниках о нашем посёлке, вызывают  огромный интерес, и  появляется желание изучать его творчество.

Чудесная природа Сернура, незабываемые детские годы оставили глубокий след в душе поэта. Позднее о Сернуре он писал в стихах: «Игра в снежки», «Поздняя весна», «Еще заря не встала над селом»

      3 Чтец:  Стихотворение «Игра в снежки» (Исаков Егор,7в)

4Чтец: Стихотворение «Еще заря не встала над селом»  (Бердинская Анна., 7б)

Первый  ведущий:

Стихи поэта искренни, душевны и мелодичны. И не случайно многие композиторы впоследствии обратились к творчеству Н.А.Заболоцкого.

Второй  ведущий: 

И зазвучали песни на стихи поэта с экранов кинотеатров и в художественных коллективах. Всем полюбился красивый романс на стихи  Н.А.Заболоцкого «Очарована, околдована…» 

(Исполняет Демьянов  Данил, 10 класс)

 Первый  ведущий:

В 20-годы  зарождается и получает философскую окраску тема природы, которая становится важнейшей в творчестве поэта.

Он видит все явления природы живыми, несущими в себе  человеческие черты. Человек и природа едины, постоянно взаимодействуют друг с другом, живут по одним законам. «Я – человек, часть мира, его произведение. Я- мысль природы и ее разум», - писал Заболоцкий.

Второй  ведущий:

 Поэт считал: пока существует природа, человек, как часть его, бессмертен. А гибель красоты в мире – в человеке, в природе – воспринимается поэтом как трагедия. Как трагедия воспринимается гибель внутренней красоты – измена самому себе. Именно об этом  говорится в стихотворениях “Журавли”  и «Облетают последние маки», ставшей известной песней.

5Чтец. Стихотворение  «Журавли»

Песня «Облетают последние маки» (ансамбль «Мечта»,7б)

Первый ведущий:

«Большое видится на  расстоянии», - заметил  как-то Сергей Есенин, и, наверное, более всего эта истина  касается  поэта Н.А.Заболоцкого. Чем больше проходит лет, тем  сильнее мы начинаем понимать влияние  на нас его поэзии.  

И если в начале 20 века он едва ли мог претендовать на достойное место в литературе,  то сейчас это имя стоит  в одном ряду с такими поэтами, как  Ф.И.Тютчев, С.А.Есенин,  Б.Л.Пастернак,  Н.Рубцов.  Его творчество изучается  школьниками всей страны.

Второй  ведущий:

По воспоминаниям современников, был он тихим и скромным, не боялся быть незаметным. «От него веяло какой-то особенной чистотой и благородством. Была в нем даже некоторая важность. Он не признавал наигранности и лицемерия, он никогда не кривил душой, не писал о том, в чем не был уверен».

Одним из последних его стихов было своего рода поэтическое завещание, лебединая песня его творчества, последний его шаг в бессмертие.

6Чтец Стихотворение «Не позволяй душе лениться!» (Шкалин Матвей, 5класс)

Первый ведущий:  Поэзия Николая Алексеевича Заболоцкого любима и почитаема людьми разных поколений. Его стихи будут жить всегда и  будут согревать наши сердца.

Лес, солнышко, луга, зарю

 Вложил он в каждую строку.

Места родные вспоминая,

 Наивен, не скрывая чувств,

Природу сернурского края

Боготворил, как Пушкин – Русь!

Первый ведущий:   Вот и пришлось вам всем услышать

     Стихи певца любви и света.

     Страдальца века, исполина,

     Родной земли простого сына.

Вместе:  Получив вдохновенье в наследство,

 Современной живя суетой,

 Мы спешим в государство ромашек,

 Где так чист небосвод голубой!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «В свой час своя поэзия в природе….»

Литературно-музыкальная композиция «В свой час своя поэзия в природе….»( по лирике поэтов ХХ века С.Есенина и Н.Рубцова)....

Литературно – музыкальная композиция, посвященная Дню Земли «Охранять природу – значит охранять Родину» из цикла «Я - гражданин России».

Одним из самых важных направлений в науке об обществе является экологическое воспитание. Необходимо подробнее познакомить подрастающее поколение с тем, какую роль играет человек в природе. Оно ведь не...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.

Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...

Литературно-музыкальная композиция «Чудная картина, как ты мне родна!» (жизнь природы и человека в лирике А.А. Фета)

Жизнь человека неотделима от жизни природы, связь между ними прочна и вечна, и лирические произведения Афанасия Афанасьевича Фета лишний раз дают возможность убелиться в этом....

Сценарий литературно-музыкальной композиции «И в феврале суровом, снежном пришла победа на Кубань»

Сегодня 12 февраля 2015 г. в 72-ю годовщину освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков, мы отдаем дань памяти и уважения людям, стойко защищавшим наш город....

Литературно-музыкальная композиция "Берегите природу!"

Данная литературно-музыкальная композиция о защите экологии на нашей земле....