рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс)

Калмыкова Ольга Николаевна

Рабочая программа по литературе 9 класс по УМК Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korovina_9_kl._lituratura.docx120.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                  муниципальное общеобразовательное учреждение

Покровская основная общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

Зам директора по УВР                                                                                                                                                           Директор школы

___________ С.К.Барбашова                                                                                                                                                 ___________  О.Н.Калмыкова

«___» ____________ 2021 г.                                                                                                                                                  приказ от «01» сентября 2021 г.

                                                                                                                                   № 01-02/148

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 9 класса

                                                                                                                                                             Составитель: учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                                                         Калмыкова Ольга Николаевна

2021 г.

Пояснительная записка.

Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа

1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 31 мая 2021 года;

2) Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;

3) Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Покровской ООШ, принятая на заседании педагогического совета  школы 6 ноября 2020 года,  протокол № 2.

            Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса -  программы по литературе для 5-9 классов   общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной.

Цели изучения учебного предмета «Литература»

     Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям, культуре и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим, мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Программа составлена для общеобразовательного класса. Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в 9 классе в объёме  102 ч (3 часа в неделю)

УМК и дополнительная литература

№ п/п

Авторы

Название учебных и методических изданий

Выходные данные

1.

В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин.

Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

В 2-х частях.

Москва «Просвещение» 2013.

Цифровые образовательные ресурсы

№ п/п

Название цифровых образовательных ресурсов

Издатель, год выпуска

Литература:  9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

М.: Просвещение, 2014.

Интернет-ресурсы: - http://litera.edu.ru

- http://www.philology.ru — «Филологический портал».

- http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).

- http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

- http://feb-web.ru- фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

Планируемые результаты

 Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета «Литература» должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления."

раздела

Наименование разделов программы

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

Введение

2

Устное народное творчество

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

• выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной.

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии.

3

Из древнерусской литературы

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

4

Из литературы 18 века.

5

Из русской литературы 19 века

6

Из  литературы 20 века

7

Из зарубежной литературы

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения:

  • выявлять особенности языка и стиля писателя;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
  • постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе – на своем уровне).

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

   гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

   уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

   уважение к другим народам России и мира и принятие их,

   уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

   потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

    умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

Выпускник научится:

    целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

    самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

   планировать пути достижения целей;

   уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

   принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

Выпускник научится:

  основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

   осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  давать определение понятиям;

  устанавливать причинно-следственные связи;

   осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

   обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

     осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

   основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

   структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

    работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник научится:

   учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

   задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

   осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

   организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

    работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Основное содержание курса в 9 классе.

Введение

Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литератур ы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

      ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности.  Язык произведения.    Переводы «Слова...».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Учёный, поэт, реформатор русского литературного  языка  и     стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям».  Тема   несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник».   Традиции   Горация.   Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский   слог» Державина   и   его   особенности.  Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.  Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини.  Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX   ВЕКА

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море».  Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана  —  пленительный    образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы.    Баллада (развитие   представлений). Фольклоризм литературы (развитие  представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного» человека в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе   Грибоедова.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «К Чаадаеву»,  «К  морю»,  «Пророк»,    «Ан-

чар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота  чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской  поэзии.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная  линия  и  лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики  (прижизненная  критика  —  В. Г.  Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). «Герой  нашего  времени».  Обзор  содержания.  «Герой  нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный пред- мет  своих  наблюдений»  (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин  и  Грушницкий.  Печорин  и  Вера.  Печорин  и  Мери.  Печорин  и «ундина». Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой  нашего времени» в критике В. Г.    Белинского.

Основные    мотивы    лирики.   «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть   речи  —  значенье...»,   «Предсказание»,   «Молитва», «Нищий».

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества.  Любовь  как  страсть,  приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема родины, поэта и поэзии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков — «приобретатель»,  новый  герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершённости поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского.  Ответ Гоголя  на  критику Белинского.

Теория литератур ы.  Понятие о герое  и  антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский  смех  (развитие представлений).

Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о   писателе. «Белые   ночи».    Тип  «петербургского   мечтателя»  — жадного к жизни  и  одновременно  нежного,  доброго,  несчастного,  склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литератур ы. Повесть (развитие понятия). Психологизм  литературы  (развитие представлений).

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска».  Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть  чиновника».   Эволюция   образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское  отношение  к  «маленькому человеку». Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном  городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX  ВЕКА  Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы  XX века.

Из русской прозы XX   века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений  XX века,  о  ведущих  прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоёв. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Теория литературы.   Психологизм    литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о   писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы.  Реализм в художественной  литературе. Реалистическая  типизация  (углубление  понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини.  Жизненная  основа притчи.

Теория литературы.  Притча (углубление понятия).

       Из русской поэзии XX века (обзор)

Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к  портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.«Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство родины. Образы и ритмы поэта. Образ родины в поэзии Блока.

Сергей Александрович Есенин. Слово о  поэте. «Вот  уже  вечер...»,  «He  жалею,  не  зову,   не    плачу...»,

«Край  ты  мой  заброшенный...»,  «Гой   ты,  Русь  моя   родная...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор  и сравнений.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества.  Маяковский  о  труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о  поэте. «Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках   поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих  лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Чётки»,  «Белая   стая», «Пушкин», «Подорожник»,  «ANNO  DOMINI»,   «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица   моя,   вся    стать...»,    «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы  стихосложения  (углубление представлений).

 ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX—XX ВЕКОВ (обзор)

А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. А. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.

       ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве  Державина  и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический  (движение  идеи  бытия  от  мрака  к  свету,  от  страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворённого земным    человеком).

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира.  Характеристика  гуманизма  эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учи- теля, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены  четвёртой  (4-й  акт).  «Гамлет»  — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм  любви  Гамлета  и  Офелии.  Философская  глубина   трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте.  Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен  по  выбору  учите- ля, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества.  «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.

Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия).

        Так как программа по литературе в 9 классе отражает историко-литературный процесс, считаю логичным включить изучение произведений зарубежной литературы в соответствующий этап развития и рассматривать их параллельно с русской литературой, не выделяя в особый раздел. Это позволит сравнить особенности развития русской и зарубежной литературы на определённом этапе.

Учебно-тематический план (102 часа)

раз

дела

Наименование разделов программы

Кол-во

часов

Из них

Основная тематика проектов

Количество часов развития речи

Количество часов внеклассного чтения

1

Введение

4

3

Из древнерусской литературы

5

1

4

Из литературы 18 века.

8

1

5

Из русской литературы 19 века

55

8

2

Читательская конференция по лирике поэтов начала XIX века.

6

Из  литературы 20 века

30

6

4

Литературно-музыкальная композиция «Песни Победы».

Итого

102

16

6

Календарное поурочное планирование.

Дата

п.п

Наименование раздела и темы урока

Основное содержание.

Характеристика основных видов деятельности

1

Введение

4 ч

   Литература и её роль в духовной жизни человека Развитие мировой литературы. Обзор.   Античная лирика (обзор).  Д.з. подготовить устное сообщение на тему «Книга, которая всегда со мной».

    Шедевры родной и мировой литературы.  Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения.

      Русская литература в контексте мировой. Понятие о литературном процессе.  Теория: Литература как искусство слова (углубление представлений). Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Работа с учебной статьёй. Выразительное чтение.

Обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя.

Участие в коллективном диалоге.

2

   Литература эпохи Средневековья Данте Алигьери «Божественная комедия» (фрагменты). Композиция. Тема страдания и очищения.  Д.з. подготовить развёрнутый ответ на вопрос «Актуально ли в 21 веке изучать произведение, написанное в 14 веке?»

3

   Гуманистический пафос литературы Возрождения. У. Шекспир. «Гамлет».  Образ Гамлета в ряду «вечных образов».   Д.з. подготовить выразительное чтение отрывка

4

Литература Древней Руси

5ч (1р.р.)

Выявление уровня литературного развития девятиклассников. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы.

Д.з. найти высказывания деятелей мировой культуры о «Слове…»

   Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

 «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. Историческая основа памятника, его сюжет. Авторская позиция в «Слове…» Соединение языческой и христианской образности.  Язык произведения.  Переводы «Слова...». Значение «Слова…» в истории русской литературы.

   

Различные виды чтения и пересказа, устные и письменные ответы на вопросы.

Выразительное чтение наизусть отрывка «Плач Ярославны».

Сочинение-миниатюра:

1. Как изображена природа в «Слове о полку Игореве»?

2. Значение «Золотого слова» Святослава в «Слове о полку Игореве».

5

  Общая характеристика древнерусской литературы.  «Слово о полку Игореве». История открытия.  Проблема авторства. Историческая основа.  Жанр и композиция. Д.з. подготовить устный отзыв о произведении.

6

 Ярославна как идеальный образ русской женщины.  "Плач Ярославны".

 Д.з. выучить «Плач Ярославны» наизусть

7

  Образы русских князей. Художественные особенности «Слова о полку Игореве». Образ Русской земли. «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Д.з. подготовиться к сочинению

8

 Р.р.  Сочинение-миниатюра по произведению «Слово о полку Игореве»

9

Литература XVIII века

8ч. (1 р.р)

     Анализ сочинения. Общая характеристика литературы XVIII века. Эпоха Просвещения. Сведения о классицизме. Д.з. стр. 40, ответить на вопросы

     Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия.

     Русская литература 18 века как литература классицизма. М.В.Ломоносов. Теория «трёх штилей». Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Теория.  Европейский классицизм. Ода. Драматическая поэма (углубление понятия).

Составление плана - конспекта монологического ответа.

Выразительное чтение, работа с учебной и словарной статьёй, устные и письменные ответы на вопросы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Устное монологическое высказывание.

10

    Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве.  «Фауст» (обзор). Д.з. подготовить устное высказывание «В чём я вижу смысл своей жизни?»

11

     Урок - заочная экскурсия «На родине Ломоносова». М.В. Ломоносов -  ученый, реформатор русского языка, поэт.  «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Д.з. подготовить выразительное чтение стихотворения

12

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея

Величества государыни Императрицы  Елисаветы Петровны 1747 года». Чтение и анализ.    Д.з. выучить отрывок наизусть  

13

Г. Р. Державин. Жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям» (фрагменты).  Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина Чтение и анализ. Д.з. подготовить выразительное чтение стихотворения

14

    Сентиментализм в литературе. Н. М. Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. Стихотворение «Осень».     Д.з. подготовить сообщение о сентиментализме

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести.  Новые черты русской литературы.. Особенности языка и стиля повести.

Теория. Сентиментализм (начальные представления).

Различные виды чтения и пересказа, фронтальная беседа.

Устное сообщение.

Сочинение по теме: «Чем современна литература 18 века?»

15

    Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Особенности конфликта. Внимание писателя к внутреннему миру героини.  Авторская позиция и формы ее выражения.

Д.з. подготовить материалы к сочинению

16

    Р.р. Подготовка к домашнему сочинению – рассуждению по теме: «Чем современна литература 18 века?   Д.з. написать сочинение

17

Литература XIX века

55 ч (8 р.р. + 2 вн. чт.)

    Анализ сочинения. Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века. Дж. Г. Байрон «Корсар». Черты романтизма в зарубежной литературе. Запуск проекта «Читательская конференция по лирике поэтов начала XIX века»: целеполагание, сбор материала.  Д.з. собрать материал к проекту.

   Лирика К. Н. Батюшкова, В.К. Кюхельбекера, К.Ф. Рылеева, А.А. Дельвига, П.А. Вяземского, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова.

  Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Подбор материала о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.  

Выразительное чтение стихотворений.

Подбор цитат из текста литературного произведения по заданной теме.

Характеристика героев русской романтической баллады.

18

  В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море».  Романтический образ моря. «Невыразимое». Анализ стихотворения.  Д.з. подготовить выразительное чтение стихотворений.

19

  В. А. Жуковский «Светлана». Жанр баллады в творчестве поэта. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. 

Д.з. подготовиться к читательской конференции

20

  Р.р. Е. А. Баратынский «Фонтан». Обучение анализу лирического произведения 

21

  В.М. Учебное проектирование. Читательская конференция по лирике поэтов начала XIX века.

22

  А.С. Грибоедов. Обзор творчества.  «Горе от ума».  История создания. Чтение и анализ 1 действия. Д.з. подготовить сообщение об истории создания произведения.

     История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Образ фамусовской Москвы. Образность и афористичность языка.     Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.

Анализ монологов.

Выразительное чтение наизусть монолога Фамусова и Чацкого. 

Анализ сцены бала.

Конспектирование статьи.

Написание сочинения:

1. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

2. Моё отношение к Чацкому.

3. Смысл названия комедии.

23

А.С. Грибоедов «Горе от ума»: проблематика и конфликт.    Фамусовская Москва. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Анализ монологов Чацкого и Фамусова.  Д.з. выучить наизусть один из монологов на выбор.

24

  Чацкий и Софья. Анализ 2 и 3 действия.  Д.з. подготовить цитаты, характеризующие Молчалина

25

  Смысл названия и проблема ума в комедии. Анализ 4 действия. Язык комедии.

Д.з. сформулировать письменный вывод по уроку

26

Пьеса в восприятии критиков. И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Конспектирование статьи. Жизнь комедии на сцене. Просмотр и анализ фрагментов спектакля. Д.з. подготовиться к сочинению

27

  Р.р. Обучающее классное сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума».

28

    Анализ сочинения. А.С. Пушкин.  Заочная экскурсия «По пушкинским местам». Лицейские годы А. С. Пушкина. Мотив дружбы в лирике. «К Чаадаеву». Чтение и анализ. Д.з. выучить стихотворение наизусть

      Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей.

     Проблема «гения и злодейства». Образы Моцарта и Сальери. Два типа мировосприятия, выраженные в образах главных героев трагедии.    

   Замысел романа и его эволюция в процессе создания произведения. Особенности жанра и композиции «свободного романа». Единство лирического и эпического начал. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Сюжетные линии произведения и темы лирических отступлений. Автор и его герои. Образ читателя в романе. Образ Онегина, его развитие. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Татьяна как «милый идеал» автора. Художественная функция эпиграфов, посвящений, снов и писем героев романа. Картины жизни русского общества: жизнь столиц и мир русской деревни. Картины родной природы. «Онегинская строфа». Особенности языка. Реализм пушкинского романа в стихах. «Евгений Онегин» в русской критике.

Составление плана монологического ответа.

Выразительное чтение наизусть стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Письменный анализ стихотворения А.С. Пушкина (по выбору).

Сравнительная характеристика героев. Сравнительный анализ писем (Письмо Татьяны, письмо Онегина)

 (Составление словарной статьи по теме: «Жизнь столицы» и «Мир деревни»).

Составление плана и конспектирование фрагментов литературно-критической статьи В. Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина» (ст.8,9)

Классное сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

1.  Изображение русского дворянства в романе «Евгений Онегин».

2. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни»

3. Проблема счастья и долга в романе «Евгений Онегин»

29

   Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина. Анализ стихотворения «К морю», «Во глубине сибирских руд...». Д.з. подготовить выразительное чтение стихотворений

30

   А. С. Пушкин «Анчар». Анализ стихотворения. Д.з. подготовить выступление по стихотворению любовной лирики

31

   Любовь как гармония души в интимной лирике Пушкина. «Я вас любил», «На холмах Грузии», «Два чувства дивно близки нам.» и др. Д.з. выучить стихотворение (по выбору) наизусть.

32

    Философская лирика Пушкина. «Элегия». Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Поэт», «Пророк».  Чтение и анализ

33

   Три «памятника» в мировой литературе. Гораций, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Д.з. устный развёрнутый ответ на вопрос «В чём Пушкин видел значение поэта и поэзии?».  

34

 В.М.  Р.р. Выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина наизусть. Письменный анализ стихотворения А.С. Пушкина (по выбору). 

Д.з. подготовиться к внеклассному чтению

35

   Вн. чт.  А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии.

36

   «Евгений Онегин» - роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции. Сюжет. Система образов.

37

Описание жизни столицы. День Онегина. Анализ 1 главы. Д.з. подготовить цитатную характеристику Онегина и Ленского

38

  Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Дуэль Онегина и Ленского. Сравнительная характеристика героев. Д.з. подготовить цитатную характеристику Ольги и Татьяны.

39

Татьяна Ларина как «милый идеал» Пушкина. Татьяна и Ольга. Д.з. подготовить устный ответ на вопрос «Каков внутренний мир Татьяны и почему он в противоречии с миром внешним?

40

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.  

Д.з. выучить наизусть письмо Онегина и Татьяны

41

Лирические отступления в романе. Роль пейзажа. Анализ эпизода. Д.з. выучить отрывок наизусть

42

   Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский «Сочинения Пушкина» (ст.8,9) Д.з. подготовиться к сочинению.

43

    Р.р. Классное сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

 Д.з. подготовиться к внеклассному чтению

44

  Вн.чт. Поэма «Цыганы». Черты романтизма в поэме. Анализ сочинения.                                    

45

     М.Ю. Лермонтов. Заочная экскурсия «По лермонтовским местам». «Смерть поэта». История создания. Д.з. подготовить сообщение о Лермонтове.

 Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Своеобразие художественного мира поэзии Лермонтова. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии. Романтизм и реализм в лирике поэта.

      Роман «Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе. Нравственно-философская проблематика произведения. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции романа, её роль в раскрытии характера Печорина. Особенности повествования. Портретные и пейзажные описания как средства раскрытия психологии личности. Главный герой и второстепенные персонажи произведения. Любовь и игра в любовь в жизни Печорина. Смысл финала романа. Черты романтизма и реализма в романе. Печорин и Онегин. Роман «Герой нашего времени» в русской критике.

Выразительное чтение стихов наизусть.

Устный и письменный анализ лирических произведений.

Устная и письменная характеристика героев.

Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова:

  1. 1. Можно ли назвать Печорина  "лишним человеком"? 
  2. 2.  Почему роман Лермонтова заканчивается новеллой "Фаталист"?
  3. 3. Печорин "Тамани" и Печорин "Максима Максимыча" (сравнить характер героя в юности и в конце жизни -  что изменилось? что осталось неизменным?)
  4. 4. Печорин и Вернер (почему эти герои могли бы быть друзьями и почему они ими не стали?)
  5. 5. Печорин и "водяное общество" (почему герой презирает высший свет и почему он зависит от этого общества?)

46

    Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта «Парус». Чтение и анализ произведения. Д.з. выучить стихотворение наизусть

47

    Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова «Поэт», «Пророк». Чтение и анализ. Д.з. устное высказывание на тему «В чём значение поэта, по мнению Лермонтова?»

48

    «Поэтическая исповедь» в лирике М. Ю. Лермонтова:    «Дума»,  «Молитва», «И скучно, и грустно». Д.з. подготовить устный рассказ об одном стихотворении любовной лирики.

49

    Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет»

Д.з. подготовить выразительное чтение стихотворений

50

    Отчизна в лирике М. Ю. Лермонтова. «Прощай, немытая  Россия...», «Родина». Д.з. выучить стихотворение «Родина» наизусть

51

    Р.р. Выразительное чтение стихотворений М. Ю. Лермонтова наизусть. Письменный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова (по выбору)   

52

   М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Замысел и проблематика романа. Анализ главы «Бэла». Д.з. стр. 317, вопр. 6

53

    Печорин как представитель «портрета поколения». Анализ главы «Максим Максимыч». Д.з. подготовить цитатную характеристику Печорина по главе «Тамань»

54

    Журнал Печорина как средство самораскрытия его характера. Анализ повести «Тамань». Д.з. стр. 317, ответить на вопросы 9, 10

55

    Тема любви и женские образы в романе. Анализ главы «Княжна Мери».

Д.з. подготовить материалы к диспуту

56

    Урок –диспут. Дружба в жизни Печорина. Можно ли отношения Печорина с другими мужскими персонажами романа назвать дружбой?

57

     Проблема судьбы.  Чтение и анализ главы «Фаталист».  Споры о романтизме и реализме романа, смысл названия. Роман М. Ю. Лермонтова в оценке критиков. Д.з. стр. 317, ответить на вопросы 11, 12

58

   Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Ю. Лермонтова. Д.з. написать сочинение.

59

  Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи). Поэма «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Д.з. подготовить сообщение о Гоголе и его поэме.

История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Чичиков как «приобретатель», новый герой эпохи. Авторские лирические отступления в поэме, их тематика и идейный смысл. Образы помещиков и чиновников, художественные средства и приёмы их создания, образы крестьян. Образ Руси. Поэма «Мёртвые души» в русской критике

Теория. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи.

Анализ эпизодов. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев.

Составление плана характеристики помещиков.

Выразительное чтение наизусть отрывка из произведения «Эх, птица-тройка…».

Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»:

1. Тема дороги в поэме.

2. Души живые и мёртвые в поэме Н. В. Гоголя.

3. Чичиков – «сильная личность» или «человек с мелкими страстями»?

4. Анализ одного из лирических отступлений в поэме.

60

  Образы помещиков и средства их создания Образ Манилова. Анализ 2 главы.

Д.з. заполнить таблицу «Образы помещиков» о Коробочке и Ноздрёве

61

 Анализ 3 и 4 глав. Образ Коробочки и Ноздрёва.  Д.з. заполнить таблицу «Образы помещиков» о Собакевиче и Плюшкине

62

   Сравнительная характеристика образов Собакевича и Плюшкина.  Анализ 5 и 6 глав. Д.з. устное высказывание на тему «Почему Гоголь посвящает каждому помещику отдельную главу?»

63

  Образ города N в поэме. Сатира на чиновничество.

Д.з. подготовить рассказ об истории жизни Чичикова

64

  Души живые и мёртвые в поэме Н. В. Гоголя. Место Чичикова в системе образов. Д.з. стр. 365, ответить на вопрос 6

65

  Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси.   Д.з. выучить отрывок наизусть

66

  Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения.

Д.з. стр. 365, ответить на вопрос 9

67

  Поэма в оценке В. Г. Белинского. Д.з. подготовиться к сочинению

68

  В.М.   Р.р.  Контрольное сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

69

  Р.р. Анализ сочинения.   Д.з. выполнить работу над ошибками

70

Н. А. Некрасов. Обзор творчества.  Мотивы лирики. «Тройка», «Душно! Без счастья и воли…». Д.з. подготовить выразительное чтение стихотворений

Место Некрасова в русской поэзии XIX века.

Понятие о лирическом герое.

Анализ лирического произведения.

Выразительное чтение.

71

Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Образ главного героя. Роль истории Настеньки в романе. Д.з. стр. 390, ответить на вопрос 3

Тип «петербургского мечтателя». Роль истории Настеньки в романе.

Теория. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений).

Различные виды чтения и пересказа. Чтение и анализ эпизодов.  Устные и письменные ответы на вопросы.

72

А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Д.з. стр. 39, ответить на вопрос 6, 7

Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Различные виды чтения и пересказа. Чтение и анализ эпизодов.  Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

73

Литература XX века

30 ч. (6 р.р.+ 4 вн.чт.)

    Литература XX века - литература великих и трагических лет. Обзор.

Д.з. подготовить сообщение о литературе XX века

Тема родины и ее судьбы  

Теория. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характере героя.

Участие в коллективном диалоге.

Выразительное чтение наизусть.

74

    И.А. Бунин «Тёмные аллеи»: проблематика и образы. Мастерство писателя в рассказе. Д.з стр. 60, ответить на вопрос 9

75

    Поэзия начала XX века. Поэзия Серебряного века (обзор).  Запуск проекта: целеполагание, сбор материала. Д.з. собрать материал к проекту.

     Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

       Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина.

       Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

    Особенности поэтики Цветаевой.  Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны», «Родная земля»

Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

       Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

     Стихотворения Твардовского о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Чтение и анализ лирических произведений.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Выразительное чтение стихотворений наизусть

 Участие в коллективном диалоге.

Устные и письменные ответы на вопросы.

Выявление сходства и различия в лирике разных поэтов.

Наблюдение за особенностями творчества.

Подготовка к проекту.

Сочинение-анализ стихотворения (по выбору)

Сравнительный анализ лирики.

76

    А. А. Блок. Обзор жизни и творчества. «Ветер принёс издалёка…», «О, весна, без конца и без краю…», «Девочка пела в церковном хоре» Д.з. подготовить выразительное чтение стихотворения.

77

    А.А. Блок «Родина», «О, я хочу безумно жить...» Образ Родины в поэзии Блока. Чтение и анализ стихотворений. Д.з. выучить стихотворение наизусть.

78

    С. А. Есенин. Обзор жизни и творчества. Тема России. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Нивы сжаты, рощи голы» Размышления о жизни, природе, назначении человека. «Отговорила роща золотая...», «Не жалею, не зову, не плачу…».  

Д.з. подготовить устный анализ стихотворения на выбор.

79

    С. А. Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» Драматизм любовного чувства. Выразительное чтение стихотворений. Д.з. выучить стихотворение наизусть

80

     В.В. Маяковский «Послушайте!», «А вы могли бы?» Новаторство поэта. «Люблю» (отрывок), «Прощанье». Самоотверженность любовного чувства. Выразительное чтение стихотворений. Д.з. выучить стихотворение наизусть

81

    Р.р. Урок -  семинар. Творческий поединок Маяковского и Есенина. Просмотр фрагментов кинохроники. Сравнительный анализ лирики. Д.з. подготовить устное высказывание «Поэзия, которая мне близка»

82

   М. И. Цветаева Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной..., . «Откуда такая нежность?..» Образы Родины и Москвы.  «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве». Д.з. подготовить выразительное чтение стихотворения.

83

   А. А. Ахматова. Стихотворения о Родине и о любви, о поэте и поэзии. Чтение и анализ. Д.з. подготовить выразительное чтение стихотворения.

84

   Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Д.з. подготовить сообщение «Особенности лирики Б.Л. Пастернака

85

   А. Т. Твардовский. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Д.з. подготовить выразительное чтение стихотворения.

86

  Р.р. Подготовка к домашнему сочинению-анализу стихотворения (по выбору). Д.з. написать сочинение

87

    Вн. чт. Лирика последних десятилетий XX века. Н. Заболоцкий, Л. Мартынов, Н. Рубцов, Е. Евтушенко, Б. Окуджава. Обзор. Чтение и анализ стихов.

Д.з. выучить стихотворение наизусть.

     Н. А. Заболоцкий.  Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. 

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Выразительное чтение стихотворений наизусть

 Участие в коллективном диалоге.

Устные и письменные ответы на вопросы.

88

    Н. А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе.  «Я не ищу гармонии в природе...», «Завещание». Тема любви и смерти в лирике поэта. «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц».

Д.з. подготовить выразительное чтение стихотворения.

89

   В. В. Высоцкий. Обзор творчества. Чтение и анализ стихов. Д.з. подготовиться к уроку-концерту

90

   Р. р. Урок-концерт. Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов времени "оттепели".

91

    «Песни и романсы на стихи поэтов XIX – XX веков».

А. С. Пушкин. «Певец»-, М. Ю. Лермонтов. «Отчего», В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»), Н. Некрасов. «Тройка», А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно…». А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...», А. А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...», К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...», Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др.

Романсы и песни как синтетический жанр, поэм словесного и музыкального искусства выражающий мысли, настроения человека.

Устные сообщения.

92

   М. А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце». Шариков и «шариковщина». Д.з. стр. 118, ответить на вопрос 6,7

История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.

Теория. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика героев Устный отзыв на кинематографические версии повести.

93

   Р.р. Интерпретация повести. Просмотр фрагментов фильма. Устный отзыв на кинематографические версии повести. Д.з. подготовиться к внеклассному чтению.

94

    Проза о Великой Отечественной войне и послевоенных годах.  

Вн. чт. Б. Васильев «А зори здесь тихие». Женщина на войне.

Д.з. подготовить историю жизни одной героини.

Смысл названия рассказа.  Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Теория. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Выразительное чтение фрагментов повести.

Формулирование вопросов по тексту.

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика героев.

Устное сообщение.

95

    Учебное проектирование. Литературно-музыкальная композиция «Песни Победы».

96

   М. Шолохов «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Особенности композиции рассказа и образ автора-рассказчика» Д.з. подготовиться к внеклассному чтению

97

   Вн. чт. В Каверин «Два капитана». Нравственные проблемы в литературе XX века. Д.з. подготовить устное сообщение «Нравственные проблемы в литературе XX века».

98

    А. И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Матренин двор».

 Д.з. подготовиться к внеклассному чтению.

Образ праведницы. Трагизм героини. Жизненная основа притчи.

Теория. Притча (углубление понятия).

Выразительное чтение эпизодов и их анализ

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика главных героев.

99

   Вн. чт. Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей». Герои - праведники в русской литературе XX века. Д.з. подготовить устное сообщение «Герои-праведники в литературе XX века».

100

    Писатели – эмигранты: В. Набоков, С Довлатов и др. Обзор творчества.

Д.з. подготовиться к контрольному сочинению.

Обзор творчества. Основные темы и проблемы.

Чтение отрывков произведений.

101

    В.М.  Р. р. Контрольное сочинение – отзыв о творчестве писателя или поэта XX века.

Контрольное сочинение.

Работа над ошибками.

102

   Р.р. Анализ сочинения. Д.з. выполнить работу над ошибками.

 Пути развития литературы в 21 веке.

Участие в коллективном диалоге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....