Методическая разработка урока литературы в 9 классе «Духовная эволюция лирического героя в стихотворениях А.С. Пушкина периода Южной ссылки («Погасло дневное светило…», «К морю»)».
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Методическая разработка урока литературы в 9 классе «Духовная эволюция лирического героя в стихотворениях А.С. Пушкина периода Южной ссылки («Погасло дневное светило…», «К морю»)».Урок «открытия» новых знаний (аналитико-исследовательский).Урок-исследование с элементами дискуссии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы в 9 классе

Тема урока: «Духовная эволюция лирического героя в стихотворениях А.С. Пушкина периода Южной ссылки («Погасло дневное светило…», «К морю»)».

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний (аналитико-исследовательский).

Вид урока: Урок-исследование с элементами дискуссии.

Технологии: проблемное обучение, технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), групповая работа, ИКТ.

Цель урока: Сформировать представление о духовном кризисе и внутренней эволюции лирического героя Пушкина периода 1820-1824 гг. через сравнительный анализ стихотворений.

Планируемые результаты

Осмысление экзистенциальных вопросов (смысл жизни, прошлое/будущее, свобода). Регулятивные: умение ставить цель, планировать деятельность, корректировать свои действия. Знать биографический контекст Южной ссылки Пушкина.

Развитие эмпатии, понимания сложности внутреннего мира личности. Познавательные: анализировать текст, сравнивать, строить логические рассуждения, выдвигать гипотезы. Уметь анализировать лирическое произведение (тематика, мотивы, образы, художественные средства).

Формирование ценностного отношения к культурному наследию. Коммуникативные: работать в группе, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, учитывать мнение других. Понимать эволюцию ключевых тем (свобода, изгнание, память, творчество) в лирике Пушкина. Создавать связный аналитический текст (письменно).

Основные понятия и термины:

Лирический герой, романтизм, элегия, философская лирика, мотив, символ (море как символ), художественное пространство и время, антитеза.

Оборудование и ресурсы:

1. Тексты стихотворений А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…» (1820) и «К морю» (1824).

2. Мультимедийная презентация (портреты Пушкина, виды Одессы и моря, ключевые цитаты, вопросы для анализа).

3. Аудиозапись романса на стихи «Погасло дневное светило…» или художественное чтение.

4. Раздаточный материал: таблица для сравнительного анализа, рабочие листы с опорными вопросами.

5. Доска

---

Ход урока (45 минут)

I. Организационный этап (1-2 мин.)

· Приветствие.

· Создание психологического настроя. Проверка готовности к уроку.

II. Мотивационно-целевой этап. Создание проблемной ситуации (5-7 мин.)

Приём «Яркое пятно»: Звучит аудиозапись романса на стихи «Погасло дневное светило…».

Вопросы учителя:

· О чём это стихотворение? (О расставании, тоске, воспоминаниях).

· Как вы думаете, в какой период жизни поэта оно написано? (Подводим к понятию «Южная ссылка»).

· Учитель кратко сообщает: «Это 1820 год, начало ссылки. А вот другое стихотворение – «К морю» – написано в 1824 году, перед отъездом в Михайловское. Между ними 4 года. Пушкин всё так же в ссылке, но изменился ли он? Его герой?»

Формулирование проблемы: На доске появляется вопрос-проблема: «Лирический герой Пушкина: беглец от прошлого или искатель нового пути?» (Эволюция от бегства к выбору).

Целеполагание: Учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока. Цель: Проследить, как меняется внутренний мир, настроения и философские взгляды лирического героя от начала к концу Южной ссылки, сравнив два ключевых стихотворения.

III. Актуализация знаний (3-4 мин.)

Блиц-опрос:

· Что такое лирический герой?

· Какие основные черты романтизма? (конфликт героя и мира, тоска по идеалу, могучая природа, сильные страсти).

· Что вы знаете о Южной ссылке Пушкина? (Причины, места, состояние поэта).

IV. Первичное усвоение новых знаний. Работа с текстом (15 мин.)

1. Анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» (1820) – фронтальная работа.

· Выразительное чтение учеником.

· Беседа по вопросам:

  · Какое художественное пространство описывается? (Корабль, море, туманный берег – граница, переход).

  · Какие ключевые мотивы вы видите? (Мотив бегства, разочарования, тоски по прошлому, утраченной любви).

  · Какова роль антитезы? («позвала мечта знакомая» / «желаний грусть», «побег» / «очарованныя края»).

  · Каков образ прошлого? (Идеализированный, но болезненный – «глубокие раны»).

  · Какой вывод делает герой? Он бежит от прошлого, но к чему? (Цель неясна, движение хаотично).

Делаем промежуточный вывод: Герой — романтический беглец, разочарованный, страдающий, пассивный. Вектор — прочь от берега.

2. Анализ стихотворения «К морю» (1824) – работа в группах (3 группы).

Задания для групп:

· Группа 1 (Образ моря): Найдите эпитеты, метафоры, характеризующие море. Это тот же образ, что и в первом стихотворении? (Свободная стихия, но и «светлая грусть», «торжественная краса» – больше философского осмысления).

· Группа 2 (Историко-культурный контекст): О ком и о чём вспоминает герой, глядя на море? (Наполеон, Байрон). Что эти имена значат для него? (Символы эпохи, великие, но несвободные в итоге личности).

· Группа 3 (Позиция героя): Почему он не смог «оставить скучный, неподвижный брег»? Что его сдерживает? («Одушевлённый» берег, «предметы» — новые жизненные и поэтические цели). Как изменился его внутренний настрой?

Выступление спикеров групп. Заполнение общей сравнительной таблицы на доске.

V. Первичное закрепление. Сравнительный анализ (7 мин.)

Работа с таблицей (на доске и в тетрадях):

Критерий сравнения «Погасло дневное светило…» (1820) «К морю» (1824) Вывод об эволюции

Основное настроение Тоска, отчаяние, бегство. Светлая грусть, осмысление, прощание. От романтической тоски к философскому приятию судьбы.

Отношение к прошлому Боль, раны, желание забыть. Часть жизненного опыта. Прошлое интегрируется в опыт, а не отрицается.

Образ моря Среда для бегства, «угрюмый океан». Собеседник, символ абсолютной свободы и творческой стихии. Море становится не фоном, а полноценным философским образом.

Позиция героя Пассивный беглец, «по воле рока». Делает сознательный выбор: остаться, принять судьбу. От пассивности к активной внутренней позиции, к выбору своего пути (пусть и невольного).

Вектор движения От берега (прочь от прошлого). На берег (принятие своей земной, поэтической судьбы). Внешняя несвобода преодолевается внутренней свободой и принятием долга.

VI. Рефлексия. Возвращение к проблемному вопросу (5 мин.)

· Учитель: «Так кто же он, лирический герой Пушкина к 1824 году? Беглец или искатель?»

· Ученики высказываются, аргументируя текстом. Формулируется итоговый вывод: Герой проходит путь от романтического бегства к взрослению, осознанию своей судьбы и принятию внутренней свободы как основы творчества. Он становится не беглецом, а мыслителем, выбирающим свой путь даже в условиях несвободы.

VII. Информация о домашнем задании (дифференцированное) (2 мин.)

На выбор:

1. Базовый: Написать мини-сочинение-рассуждение «Как изменился лирический герой Пушкина за годы Южной ссылки?» (по таблице).

2. Продвинутый: Сравнить образ моря в стихотворениях Пушкина и, например, в лирике М.Ю. Лермонтова («Парус»).

3. Творческий: Создать иллюстрацию-коллаж к одному из стихотворений с коротким пояснением (цитатой).

---

Приложения к разработке

1. Критерии оценивания на уроке:

· Активность в диалоге и групповой работе.

· Глубина анализа текста, умение находить доказательства.

· Логичность и аргументированность выводов.

· Культура речи и грамотность устных ответов.

2. Возможные риски и пути их решения:

· Риск: Нехватка времени на анализ второго стихотворения.

  · Решение: Чётко ограничить время работы групп, сделать акцент на ключевых контрастах.

· Риск: Слабая активность класса.

  · Решение: Использовать более детализированные рабочие листы с опорными вопросами для групп, лично вовлекать в диалог.

· Риск: Поверхностные выводы.

  · Решение: Учитель выступает как направляющий, задавая наводящие вопросы («А почему именно Байрон?», «Что значит «скучный брег» — это только Михайловское?»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: "Знаете ли вы роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" ?"

Контрольная работа по литературе состоит из тридцати вопросов, проверяющих знания учащимися 9 классов текста романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Данная работа может быть предложена учащимся на уроке...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...