Главные вкладки

    Рабочая программа дополнительного образования" Кружок по математике в 5-м классе"
    рабочая программа по математике (5 класс) на тему

    Рабочая программа для учителя математики " Кружок в 5-м классе"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok.docx29.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАССМОТРЕНО

    на заседании МК

     «_____» ________ 2015г.                          

    Протокол №

    ПРИНЯТО

    на Педагогическом совете

     «_____» ________ 2015г.                          

    Протокол №

     

          УТВЕРЖДАЮ

    Директор ГБОУ СОШ № 2100

    _____________Зиновьева Н.В.

      «____» ______________2015г.

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    города Москвы

    средняя общеобразовательная школа №2100

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    (секции, студии, объединения)

    дополнительного образования

    « Юный математик 2»

    Автор-разработчик программы:

    Грачева Инна Евгеньевна– педагог дополнительного образования

    Возрастная категория:  от 11до 12 лет

    Срок реализации данной  программы: 1 год (лет)

    г. Москва

    2015-2016

    учебный год

    I. Пояснительная записка

            Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

            Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

            Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
    Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
            Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
            Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.         Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
             Специфическая  форма  организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

                Деятельность обучающихся осуществляется   в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

    Цель:
    -
    развитие математического образа мышления обучающихся
    Задачи:
    -
    расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики
    - содействовать умелому использованию символики;
    -учить правильно применять математическую терминологию;
    -развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
    -уметь делать доступные выводы и обобщения.

            Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа с периодичностью 1 раз в неделю.

            Принципы программы:
    1.Актуальность-
    Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
    2.
    Научность-
    Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
    3.
    Системность-
    Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
    4.
    Практическая направленность-
    Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
    5.
    Обеспечение мотивации-
    Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
    6.Реалистичность -
    С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

    Формы и режим занятий

    Занятия учебных групп проводятся:

    1 занятие в неделю по 45 минут.

    Основными формами образовательного процесса являются:

    • практико-ориентированные занятия; внеурочной деятельности
    • творческие мастерские;
    • тематические праздники, конкурсы, выставки;
    • семейные гостиные.

    На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

    - индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

    - фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

    - групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

    - коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

            Основные виды деятельности учащихся:
    -решение занимательных задач;
    -оформление математических газет;
    -участие в математической олимпиаде;
    -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
    -проектная деятельность
    -самостоятельная работа;
    -работа в парах, в группах;
    -творческие работы.

             Планируемые результаты и способы их проверки

    Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

    - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

    - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

    • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
    • занятия на повторение и обобщение
    • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
    • участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

    Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

    • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
    • активность,
    • аккуратность,
    • творческий подход к знаниям,
    • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

    Предметными результатами изучения являются формирование следующих умений:

    - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

    - выделять существенные признаки предметов;

    - сравнивать между собой предметы, явления;

    - обобщать, делать несложные выводы;

    - классифицировать явления, предметы;

    - определять последовательность событий;

    - судить о противоположных явлениях;

    - давать определения тем или иным понятиям;

    - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

    - выявлять функциональные отношения между понятиями;

    - выявлять закономерности и проводить аналогии.  

    - создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

     - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

    Проверка результатов проходит в форме:

    • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
    • собеседования (индивидуальное и групповое),
    • опросников, 
    • тестирования,
    • проведения самостоятельных работ.  

       Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

    Формы контроля:

    - тестирование;

    - практические работы;

    - творческие работы учащихся;

    - контрольные задания.

    Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

         Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

     Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и  отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.


    II. Тематический план

    Тема

    Всего часов

    Теория

    Практика

    1.

    Задачи площади и объемы

    6

    2

    4

    2.

    Логические задачи(включая устные задачи)

    12

    3

    9

    3.

    ЗАДАЧИ НА ПРОЦЕНТЫ

    2

    1

    1

    4.

    Занимательные задачи на дроби

    2

    1

    1

    5.

    Олимпиадные задачи(задачи прошлых лет)

    11

    2

    9

    6.

    Заключительное занятие

    1

    0

    1

    Всего:

    34

    9

    25


    3.        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит

    от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного

    оборудования.

    Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и

    размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

     Оборудование: столы; стулья, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

    Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и

    нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует

    уделить рабочему месту воспитанника.

            Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши,

    ножницы.


    V.        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.- 99с.
    2. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 124с.: ил.
    3. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 66с.: ил.
    4. Фарков, А.В. Готовимся к олимпиадам по математике [Текст]: учеб. – метод. пособие /А.В. Фарков.- М.: Экзамен, 2007.- 157с.
    5. Фарков, А.В. Математические кружки в школе 5-8 классы [Текст] /А.В. Фарков.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 144с.- (Школьные олимпиады).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа дополнительного курса"Tatarstan around the World" 11 класс

    Рабочая программа дополнительного курса"Tatarstan around the World" 11 класс...

    Рабочая программа дополнительного образования по ОФП 1ступень, 1-2 класс

      Рабочая программа создана на основе программы внеклассной и внешкольной работы Министерства Просвещения 2000 года и комплексной программы физического воспитания по...

    Рабочая программа дополнительных занятий по математике

    ·                  развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практическ...

    Рабочая программа дополнительного образования «Решение текстовых задач» для 6 класса

    Рабочая Программа дополнительного образования «Решение текстовых задач» предназначена для детей 12-13 лет, склонных к занятиям математикой, а также  тех, кто желает повысить уровень своих математ...

    Программа дополнительного образования по математике для учащихся 9 класса "На пути к ГИА"

    Курс на "Пути к ГИА" направлен на восполнение  недостоющих  знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровня сложности вне зависимости формулировки, а также отраб...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного курса «Занимательная математика»

    Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающ...