Факультативный курс 7 класс
рабочая программа по математике (7 класс) на тему

Дьякова Вера Ивановна

Рабочая программа факультативного курса по математике 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativnyy_kurs_7kl.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Мир математики» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
  2. Учебного плана МКОУ «Школа-интернат»№3 на 2016-2017 учебный год.
  3. Примерной и авторской программы основного общего образования по математике Программы. Алгебра. 7-9 классы. Геометрия. 7-9 классы / авт.-сост. Бурмистрова, Т.А. – М. Просвещение, 2008.

Цели и задачи

Основная цель предмета «Решение математических задач» – научить решать (любые) задачи, научить работать с задачей, анализировать каждую задачу и процесс ее решения, выделяя из него общие приемы и способы, т.е., научить такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, исследования, а ее решение – как объект конструирования и изобретения. Таким образом, изучение курса будет способствовать формированию основных способов математической деятельности.

Кроме того, целями предмета ставятся:

  1. совершенствование общеучебных навыков и умений, приобретенных учащимися ранее;
  2. целенаправленное повторение ранее изученного материала;
  3. развитие формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющих уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (география, физика, химия, информатики и др.)
  4. усвоение аппарата уравнений как основного средства математического моделирования прикладных задач
  5. осуществление функциональной подготовки школьников

Необходимо отметить, что в данном курсе высока доля самостоятельности учащихся, как на самом занятии, так и во время выполнения домашнего практикума.

Задачи предмета: 

1) дать ученику возможность проанализировать свои   способности;

2) оказать ученику индивидуальную и систематическую помощь при повторении ранее изученных материалов по математике, а также при решении задач двумя основными способами: арифметическим и алгебраическим.

3) подготовить учащихся к самостоятельному решению математических задач;

Актуальность программы определена тем, что в 7-ом классе математика разделяется на два отдельных раздела «Алгебра» и «Геометрия», всё больше внимания уделяется решению задач алгебраическим методом, т.е. посредством составления математической модели. Но не всегда учащиеся могут самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за предыдущие годы обучения, поэтому испытывают трудности при решении задач.

На занятиях этого предмета  есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. При этом решение задач предлагается вести двумя основными способами: арифметическим и алгебраическим через составление математической модели. Учитель помогает выявить  слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала, готовит правильно оформлять то или иное задание, предлагает для решения экзаменационные задачи прошлых лет.

Стоит отметить, что навыки решения математических задач совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать выпускные экзамены по математике, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах.

Планируемые предметные результаты освоения учебного курса

учащийся должен знать/понимать:

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости применения моделирования;
  • значение математики как науки;
  • значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности

уметь:

  • решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть)

иметь опыт (в терминах компетентностей):

  • работы в группе, как на занятиях, так и вне,
  • работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет

Основными результатами освоения содержания учебного предмета «Решение математических задач» учащимися может быть определенный набор общеучебных умений, а также приобретение опыта проектной внеурочной деятельности, содержательно связанной с предметным полем – математикой.

Учебный план

Содержание материала

Количество часов по программе

Количество часов запланировано

контроль

примечание

1

Решение текстовых задач 

16

16

2

2

Уравнения. Системы уравнений

11

11

1

3

Введение в теорию вероятности 

8

8

1

Содержание учебного курса.

Данный учебный курс рассчитан на 35  тематических занятий

Факультативный предмет «Решение текстовых задач» делится на четыре части:

Часть 1Решение текстовых задач (16 часов). Здесь даются общие сведения о задачах и их решении, рассматриваются общие методы анализа задачи и поиска решения. Большая часть времени (14 часов) отводится на рассмотрение наиболее часто встречающихся видов задач.

Часть 2Уравнения. Системы уравнений.(11 часов). В данной части рассматриваются модуль действительного числа (расширенный, углубленный вариант раздела базового учебного предмета), линейное уравнение и системы линейных уравнений с двумя переменными.

Часть 3. Введение в теорию вероятности (7 часов). Эта часть посвящена решению задач по теории вероятности из разделов «События и их вероятности», «Комбинаторные задачи». Основой стала книга Н. Виленкин, В. Потапов. Задачник-практикум по теории вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики.

Резервный 1 час отводятся для защиты ученических портфолио, создаваемых в течение изучения учебного курса.

Календарно-тематическое планирование

(1 час в неделю)

№ урока

Тема

Число

уроков

Дата

I

Решение текстовых задач 

16

1

Схематизация и моделирование при решении текстовых задач

2

2

Схематизация и моделирование при решении текстовых задач

3

Задачи на совместную работу («на бассейны», совместное движение)

3

4

Задачи на совместную работу («на бассейны», совместное движение)

5

Задачи на совместную работу («на бассейны», совместное движение)

6

Задачи на среднюю скорость движения

2

7

Задачи на среднюю скорость движения

8

Зачетное занятие №1

1

9

Задачи на движение по реке

2

10

Задачи на движение по реке

11

Задачи на смеси

3

12

Задачи на смеси

13

Задачи на смеси

14

Задачи на доли и проценты

2

15

Задачи на доли и проценты

16

Зачетное занятие №2

1

II

Уравнения. Системы уравнений

11

17

Линейные уравнения, сущность их решения

2

18

Линейные уравнения, сущность их решения

19

Решение рациональных уравнений методом разложения на множители

2

20

Решение рациональных уравнений методом разложения на множители

21

Системы уравнений

4

22

Системы уравнений

23

Системы уравнений

24

Системы уравнений

25

Решение задач с помощью систем уравнений

2

26

Решение задач с помощью систем уравнений

27

Зачетное занятие №3

1

III

Введение в теорию вероятности

8

28

События и их вероятности

3

29

События и их вероятности

30

События и их вероятности

31

Комбинаторные задачи

3

32

Комбинаторные задачи

33

Комбинаторные задачи

34

Зачетное занятие № 4

1

35

Итоговое занятие в форме защиты творческих портфолио.

1

Формы и средства контроля:

 промежуточный, предупредительный, итоговый контроль.

Контроль осуществляется в виде:

устный опросы (устный счёт),

самостоятельных работ,

письменных тестов,

математических диктантов,

числовых математических диктантов по теме урока.

Литература для учителя

  1. Виленкин Н., Потапов В. Задачник-практикум по теории вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики (http://math-portal.ru/vilenkinnaymyakovl)
  2. Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник заданий и упражнений по математике. 7 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений М.: Мнемозина, 2008
  3. Кочагин В.В., Алгебра: 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь – М.: Эксмо, 2007
  4. Пичурин Л.Ф. «За страницами алгебры», Москва: Просвещение, 1990.
  5. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс /Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович и др. – 5-е и послд. Изд. – М.: Дрофа, 2000.
  6. Смирнов В. А., Смирнова И. М. Геометрия на клетчатой бумаге. Издательство: МЦНМО, 2009
  7. Талицкий и М.Л. др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 1999.
  8. Тлейзер. Г.И. «История математики в школе VII –VIII Кл.». Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982
  9. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
  10. Шарыгин И.Ф. Математика. Для поступающих в Вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 1997
  11. Шевкин А.В. Текстовые задачи: 7 – 11 классы: Учебное пособие по математике. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2003

Литература  для  учащихся: 

  1. Большой справочник «Математика» для школьников и поступающих в ВУЗы. Д.И. Аверьянов и др. Москва: Дрофа, 1999.
  2. Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник заданий и упражнений по математике.7 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений М.: Мнемозина, 2008
  3. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Книга для учащихся. Москва: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"

      Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачусоставляет в среднем около 30%.Такая ситуац...

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...