ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ, ВЫБИРАЙ НА ВКУС
классный час по математике (10 класс) по теме

Артамонова Станислава Антоновна

Цель: повысить уровень ориентации учащихся в мире профессий.

Подготовительный этап:

До проведения собрания проходит классный час, во время которого проводятся тесты по профориентации учащихся.( Приложение 1,2)

Учитель анализирует тесты и сообщает о результатах анкетирования учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_raboty_horoshi_vybiray_na_vkus.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ, ВЫБИРАЙ НА ВКУС

(совместное собрание родителей и детей)

Цель: повысить уровень ориентации учащихся в мире профессий.

Подготовительный этап:

До проведения собрания проходит классный час, во время которого проводятся тесты по профориентации учащихся.( Приложение 1,2)

Учитель анализирует тесты и сообщает о результатах анкетирования учащихся.

Ход собрания:

Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается не только необходимость расширения ее масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Это в немалой степени связано с особой ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков (и тысячелетий), ситуацией хаоса не только в социально-экономической, но и в духовной сферах общественной жизни.

Именно в таких условиях приходится самоопределяться современным подросткам, а также самоопределяться их родителям, педагогам и психологам. В условиях, когда еще не ясны перспективы дальнейшего развития страны (да и всего остального мира), многим приходится выстраивать перспективы своего собственного личностного и профессионального развития.

Ознакомление с результатами тестирования учащихся и обсуждение результатов.

Родители и учащиеся образуют команды, которые будут участвовать в конкурсах. Формируется авторитетное жюри.

Практические задания для команд:

1. Упражнение «Профессия на букву».

Сейчас будет названа какая-то буква. Ваша задача - показать, что вы знаете немало профессий, начинающихся с этой буквы, т. е. продемонстрировать, насколько вы знаете мир профессий. Каждая команда будет называть по одной профессии на данную букву.

Педагог называет первую букву, а команды по очереди называют профессии. Если называется совершенно непонятная профессия, учитель просит пояснить, о чем идет речь. Если участники не могут этого объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующей команде. При проведении данного упражнения начинать следует с простых букв, по которым легко назвать профессии (буквы: м – медсестра, менеджер, мастер, механик, машинист; Н – налоговый инспектор, наладчик, о.- оператор, окулист,..), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (х – химик, хирург; ч - часовщик, ц - цветовод).

2. Конкурс «Кинокомедия».

Педагог перечисляет несколько названий кинокомедий и просит команды назвать профессии, встречающиеся в этих фильмах. Каждой команде на размышление дается 2-3 минуты. Предлагаемые варианты:

o​ «Бриллиантовая рука».

o​ «Кавказская пленница».

o​ «Иван Васильевич меняет профессию».

o​ «Один дома».

o​ «Операция «Ы»

3. Упражнение «Угадай профессию».

Каждой команде раздаются листки бумаги, на которых написаны несколько имен прилагательных, характеризующих какую-либо профессию. Далее командам дается задание угадать, что это за профессия, и объяснить другой, не используя слов, которые были написаны на листке бумаги. На задание дается 5 минут.

4. Упражнение «Пантомима».

Каждая команда получает задание изобразить особенности какой-нибудь профессии. Время на обдумывание 3-5 минут. Когда все готовы, команды выступают по очереди друг перед другом. Загадывающая команда спрашивает: «Вам работники нужны?». В ответ ее спрашивают: «А что вы умеете делать?». Участник загадывающей команды начинает изображать задуманное: действия, которые выполняют люди этой профессии. Остальные отгадывают задуманное.

5. Конкурс «Домашнее задание» выполняют родители. Рассказ о своей профессии.

Подведение итогов собрания.

Приложение 1.

Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова.

В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Первую группу составляют профессии типа человек - природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т. д.

Основой второго типа являются отношения человек - техника, объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.

Третью группу образуют профессии типа человек - человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности - сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т. д.

Четвертую группу составляют профессии типа человек - знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты.

Человек - художественный образ - основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т. д.

Названные типы не могут быть строго ограничены, принимаются во внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих типов.

Перед учащимися ставится задача - дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов» знак плюс (+). Если определенно нравится - два плюса (+ +), а если очень нравится - три плюса (+++). Если, скорее, не нравится, чем нравится, - один минус (-), если определенно не нравится — два минуса (- -), а если очень не нравится-три минуса (---).

Инструкция. «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

1 вариант

2 вариант

1-а. Ухаживать за животными

1-б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2-а. Помогать больным людям, лечить их

2-б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3-а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, дисков

3-б. Следить за состоянием, развитием растений

4-а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4-б. Доводить товары до потребителя (рекомендовать, продавать)

5-а. Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)

5-б. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

6-а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6-б. Тренировать ровесников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)______

7-а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7-6. управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным средством: подъемным краном, трактором, тепловозом)

8-а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

8-6. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9-а. Ремонтировать вещи, изделия

9-б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10-а. Лечить животных

10-6. Выполнять вычисления, расчеты

11-а. Выводить новые сорта растений

11-б.Конструировать и проектировать новые промышл. изделия, машины, одежду, дома

12-а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12-б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять и приводить в порядок)

13-а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13-6. Наблюдать и изучать жизнь микробов

14-а. Обсуждать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14-6. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах.

15-а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15-6. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16-а. Делать лабораторные анализы в больнице

16-б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17-а. Красить и расписывать стены помещений, поверхность изделий

17-б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18-а. Организовывать культпоходы в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18-6- Играть на сцене, принимать участие в концертах

19-а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19-б. Заниматься черчением, копированием чертежей, карт

20-а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20-б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, компьютере и др.)

ЛИСТ ОТВЕТОВ

Природа

Техника

Человек

Знаковая система

Художес. образ

16

26

За

46

5a

56

76

66

96

10а

106

86

11а

116

12a

126

13a

136

14а

146

15a

156

1ба

176

16б

19б

17a

20а

19а

18a

20б

18б

£+ =

£+ =

£+ =

£+ =

£+ =

£ - =

£ - =

£ - =

£ - =

£ - =

ОБРАБОТКА ДАННЫХ ОПРОСНИКА

В каждом столбце отдельно подсчитываются суммы плюсов и суммы минусов. Алгебраическая сумма проставляется в нижней строчке, и определяется к какому типу относится профессия, которой вы можете заниматься.

Приложение 2.

ТЕСТ «Профессиональная ориентация»

Инструкция. Если приведенные ниже высказывания хорошо передают ваш характер, обведите кружком соответствующие буквы. Вы можете поставить столько кружков, сколько найдете нужным, но стремитесь ограничить свой выбор только теми высказываниями, которые подходят вам больше всего.

1.​ А Я люблю командные виды спорта.

Б. Я увлекаюсь разгадыванием кроссвордов.

В. Я всегда готов дать совет, если другим он нужен.

Г. Мне нравится говорить по телефону.

Д. Я машинально рисую в своих записных книжках.

Е. Мне нравится все вокруг.

2.​ А. Мне нравится работать руками.

Б. Я всегда составляю список дел, которые нужно выполнить.

В. Я бы предпочел работать на самого себя, чем на кого-то другого.

Г. Мне доставляет удовольствие помогать людям.

Д. Мне нравится напрягать свое воображение.

Е. Я силен в естественных науках.

3.​ А. Я умею обращаться с инструментами.

Б. Моя комната всегда находится в образцовом порядке.

В. Я предпочел бы работать не в одиночку, а в коллективе.

Г. Я не стесняюсь высказывать свое мнение.

Д. Мне нравится идти в ногу с модой.

Е. Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу за страницей.

4.​ А. Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, нежели в помещении.

Б. Математика - это то, что я знаю лучше всего.

В. Я предпочел бы участвовать в представлении, а не наблюдать за ним.

Г. Когда мне нужно решить возникшую проблему, я прибегаю к чужому совету.

Д. Я всегда принимаю решения самостоятельно.

Е. Меня интересует природа.

5.​ А. Домашнее животное доставляет мне массу удовольствия.

Б. Мой почерк аккуратный и разборчивый.

В. Я бы хотел сделать политическую карьеру.

Г. Я веду дневник.

Д. Я предпочитаю работать +.

Е. Я разбираю вещи, чтобы понять, как они устроены.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Подсчитайте, сколько раз вы обвели каждую букву. А_____Б______В_____ Г _____Д____Е

Если вы обвели одну и ту же букву 4 или 5 раз, то вы можете выбрать профессию, родственную тем, что перечислены под этой буквой. Если вы ни одну букву не обвели хотя бы четырежды, ваши интересы находятся еще в стадии становления.

Группа А. Возможно, вы умеете обращаться с инструментами. Может быть, вам нравится садоводство. Вы должны познакомиться с теми профессиями, где нужно умение работать практически: инженер-строитель, фермер, строительный рабочий, садовод-декоратор, тренер, ветеринар, подрядчик, летчик, плотник, лесничий.

Группа Б. Вам может доставить удовольствие заниматься спортивной статистикой, играть в карты, шашки или шахматы. С такими интересами вам имеет смысл обратить внимание на профессии, требующие определенных организаторских способностей и детального анализа; программист, авиационный инженер, финансовый аналитик, бухгалтер, библиотекарь, медицинский техник.

Группа В. Вы такой человек, который, работая в коллективе, может перепоручить товарищам выполнить часть своей работы. С

такими способностями у вас есть шансы преуспеть в профессиях, где требуется руководитель, человек умеющий, убеждать, распоряжаться и давать указания: предприниматель, продавец, директор школы, адвокат, политик.

Группа Г. Вам нравится подрабатывать, ухаживая за маленькими детьми, или заниматься командными видами спорта только ради удовольствия. С такими интересами вам имеет смысл выбрать профессию, связанную с общением, с людьми: учитель, репортер, медсестра, врач, психолог, социальный работник, рекламный агент.

Группа Д. К вам, должно быть, обращаются друзья с просьбами помочь в выборе одежды или придумать поздравление к дню рождения. С такими задатками и интересами вы можете подумать о выборе профессии, для которой важны творческие способности и самобытность: актер, писатель, фотограф, художник, дизайнер, музыкант, архитектор.

Группа Е. Вам нравится бывать в новых для себя местах, узнавать новые для себя вещи. С такими интересами вы, вероятно, захотите выбрать профессию, где требуются аналитические способности: ученый-естествоиспытатель, психиатр, юрист, медик-исследователь, инженер-механик, инженер-электрик.

Классный час: «Выбор профессии или профессиональное самоопределение»

Цель: Подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования.

Поиск смысла жизни очень сложен. Это большой труд души и мысли. Но каждому человеку необходимо найти собственный ответ на вопрос о смысле жизни. Без этого нельзя сделать свою сегодняшнюю жизнь осмысленной. Исследования показывают, что у школьников, у которых нет четного осознания смысла и цели своей жизни, как правило, нет и профессионального намерения.

Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в статье 37 Конституции РФ.

Профессиональное самоопределение включает в себя нравственную, психологическую и практическую подготовку к профессии, это длительный процесс, который завершается актом реализации профессионального намерения.

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека.

При выборе профессии необходимо учитывать:

- желания, интересы и склонности личности - «хочу»;

-​ человеческие возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности, состояниездоровьямогу»;

-​  потребности рынка труда в кадрах - «надо».

Правила выбора профессии:

1. Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.

2. С помощью учителей и других специалистов изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка).

3. Избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.

4. Подробно изучить эту профессию, ознакомиться с профессиограммой, уточнить формулу профессии, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста.

5. Найти возможности практически попробовать свои силы в этой профессии.

6. Сравнить полученные знания о профессии со своими профессиональными возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированнуюпрофконсультацию.

7. При соответствии своих профессиональных возможностей требованиям предпочитаемой профессии осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.

8. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.

9. Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.

Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений о избираемой профессии. Одним из важнейших источников информации о профессиях являются профессиограммы. Профессиограмма - документ, в котором описаны особенности профессии или специальности. Профессиограмма позволяет быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой новой специальности и определить свою пригодность к ней.

Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма включает описание требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к психическим свойствам человека, включенного в данную деятельность (мышление, внимание, восприятие и т. д.). Выбор жизненного пути во многом определяет интересы человека, его увлечения и склонности. Интересы и склонности являются побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии. Особую ценность при этом представляютустойчивые, содержательные, глубокие интересы, стимулирующие активный выбор трудового пути. Только в том случае, когда с интересами связаны жизненные и профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.

Интересы и склонности характеризуют личность со стороны ее устремленности в том или ином направлении, расположенности к какой-либо деятельности; качество же выполнения этой деятельности, ее успешность и уровень достижений зависят от того, как эта деятельность выполняется, т. е. способностей человека.

Способности человека не являются врожденными, их формирование происходит в процессе определенной деятельности на основе задатков; успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразных у каждого человека и характеризующих его как личность.

Предлагаем таблицу «Свойства специальных способностей»

ЛИТЕРАТУРНЫЕ

Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, быть добросовестным исполнителем, критическое отношение к своим действиям и т. п.

ТЕХНИЧЕСКИЕ

Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах, станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ

Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, быть добросовестным исполнителем, критическое отношение к своим действиям и т. п.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность

Итак, вам предстоит сделать выбор: из десятков тысяч профессий и специальностей выделить одну — свою, которая, во-первых, может приносить удовлетворение, радость; во-вторых, доступна и посильна; в-третьих - нужна людям, обществу.

Выбор профессии - это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причём задачи со многими неизвестными, а иногда - приближёнными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьёзнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели.

Первое, что надо решить, - это какой путь избрать после 11 класса: продолжать образование в высшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище, суворовское или нахимовское училище, курсы на производстве). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют: — социальный заказ, положение на рынке труда;

- уровень материального обеспечения семьи;

- возможности получения помощи в обучении;

- условия оплаты труда в данной сфере;

— местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).

Вторая часть задачи - выбрать ту профессию и специальность, которую ты хочешь, определить её тип, класс, отдел («Я-хочу»). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку. И третья часть выбора - учесть возможности Я-могу»):

- интересы, склонности;

- успехи в учёбе и потенциальные способности;

- свои сильные и слабые стороны;

- состояние здоровья.

Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я-хочу»: оно должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».

Рисунок иллюстрирует ситуацию: оптимальный выбор должен быть заключён в площади перекрытия всех трёх факторов.

Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается :

- на знаниях о мире профессий;

- знаниях о выбираемой конкретной профессии;

- изучении своих интересов; — изучении своих способностей;

- знании своих сильных и слабых качеств;

- состоянии своего здоровья;

- учёте материальных условий семьи;

- учёте ситуации на рынке труда.

Профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс. Вашему профессиональному самоопределению помогают изучение основ наук, внеурочная деятельность, трудовое и производственное обучение. Но окончательное решение предстоит принять вам самим.

По окончании классного часа можно предложить памятки:

Рекомендации по выбору профессии:

* Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему,

* Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и всё, что с ней связано.

* Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).

* Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.

* Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).

* Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.

* Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.

* Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.

* Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.

* Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.

* Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.

Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.

* Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.

* Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.

Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают - в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению.

2. Ошибки при выборе профессии:

- увлечение внешней или частной стороной профессии;

- незнание мира профессий, выбор «за компанию»;

- неумение разбираться в своих способностях;

- неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.;

- незнание пути получения профессии;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 8 классе по теме "Все работы хороши, выбирай на вкус"

Разработанный урок по английскому языку в 8 классе (углубленное изучение) по теме "Все работы хороши, выбирай на вкус", презентация к уроку...

"Все работы хороши,выбирай на вкус!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 классов, знакомство с профессиями....

Все работы хороши -выбирай на вкус

Воспитательский час о выборе профессий....

Все работы хороши -выбирай на вкус

Воспитательный час о профессиях...

Сценарий праздника "Все работы хороши-выбирай на вкус"

Внеклассное воспитательное мероприятие для 5 класса...

Сценарий праздника "Все работы хороши-выбирай на вкус"

Внеклассное воспитательное мероприятие для 5 класса...

Все работы хороши - выбирай на вкус!

Знакомство с разнообразием специальностей....