Конспект урока "Замена неправильной дроби смешанным числом".
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Нестерова Татьяна Николаевна

Изучение свойств обыкновенных дробей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 95»

Урок математики по теме: «Замена неправильной дроби смешанным числом»

6 класс,

учитель: Нестерова Татьяна Николаевна,

I квалификационная категория

Раздел программы: «Обыкновенные дроби».

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового учебного материала.

Форма урока: урок- исследование.

Тема урока:«Замена неправильной дроби смешанным числом».

Технология: личностно-ориентированное обучение.

Оборудование:ИКТ, слайды, тесты  для индивидуальной работы,   наборы цифр и демонстрационных фигур на парте.

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить изучение свойств обыкновенных дробей;
  • познакомить обучающихся, воспитанников с новым видом преобразования обыкновенных дробей: замена неправильной дроби смешаннымчислом;
  • создать условия для вывода определения последовательности выполнения замены неправильной дроби смешанным числом;
  • узнать историю возникновения дробей в математике, выяснить необходимость использования математических дробей в повседневной жизни.

Коррекционно-развивающие:

  • формировать умение анализировать, обобщать и делать выводы на основе практических упражнений с опорой на ранее полученные знания;
  • развивать умение работать последовательно по предложенной инструкции;
  • развивать у обучающихся, воспитанников с ОВЗ умения самоконтроля и самооценки.

Воспитательные:

  • создать условия для воспитания дисциплинированности на уроке через вооружение обучающихся, воспитанников с ОВЗ техникой учебной работы;
  • формировать умение выстраивать свое поведение с одноклассниками, воспитывать толерантность и внимательное отношение друг к другу при работе в группах;
  • содействовать в ходе урока воспитанию критического отношения к своему труду.

Ход урока.

  1. Организационный этап:
  • создание положительного эмоционального настрояобучающихся, воспитанников к работе на уроке;
  • обеспечение мотивационной готовности учащихся, активизация их учебно-познавательной деятельности;
  • постановка целей и задач урока(слайд 1,2).

  1. Реализация основных этапов урока.
  1. Актуализация имеющихся знаний у обучающихся, воспитанников.

Вступительная беседа учителя:

  • Мы начали изучать обыкновенные дроби. Очень необычные числа, начиная с их непривычной записи и заканчивая сложными правилами действий с ними. Хотя с первого знакомства с ними было понятно, что без них не обойтись даже в обычной жизни, так как нам каждый день приходится сталкиваться с проблемой деления целого на части, и мне даже в определенный момент показалось, что нас больше окружают не целые, а дробные числа. С ними мир оказался сложней, но в тоже время интересней. У меня возникли вопросы:
  • Когда появились дроби?Важны ли они?
  • Есть линеобходимость использования математических дробей в повседневной жизни?

  1. Проверка домашнего задания.

Историческая справка(комментарии учащихся, слайд 3):

Многочисленные историко-математические исследования показывают, что дробные числа появились у разных народов в древние времена вскоре после целых чисел. Появление дробей связывается с практическими потребностями: задачи, где нужно производить деление на части, были очень распространены. Кроме того, в жизни человеку приходилось не только считать предметы, но и измерять величины. Люди встретились с измерениями длин, площадей земельных участков, объемов, массы тел. При этом случалось, что единица измерения не укладывалась целое число раз в измеряемой величине. Например, измеряя длину участка шагами, человек встречался с таким явлением: в длине укладывалось десять шагов, и оставался остаток меньше одного шага. Поэтому второй существенной причиной появления дробных чисел следует считать измерение величин при помощи выбранной единицы измерения.

Дроби необходимы были для измерения объёма зерна, хлеба,пива.

Таким образом, во всех цивилизациях понятие дроби возникло изпроцесса дробления целого на равные части.

  1. Отчет о выполнении индивидуальных заданий в группах(исследовательская работа):
  • Использование дробей в кулинарии(слайд 4).
  • Использование дробей в медицине(слайд 5).
  • Применение дробей в географии (слайд 6).

  1. Фронтальная работа с классомдля актуализации имеющихся знаний и умений:

- Дайте определение дроби. В результате какого действия получается дробь

- Как записывается обыкновенная дробь? Как записано деление в дроби?

- Что обозначает знаменатель дроби? Числитель дроби?

- Прочитайте дроби:

3/8;  4/9;  8/5;  2/7;  9/4;  8/8;  7/10;  5/3.

- На какие группы можно разделить эти дроби?

- Дайте определение правильной дроби, неправильной дроби? (слайд 7).

- Выпишитеправильные дроби, затем неправильные дроби.

- Назовите компоненты деления.

- Выполните деление с остатком:

22:4=                   27:6=

49:6=                   30:7=

52:7=                   31:9=

  1. Индивидуальное задание(слайд 8):

- Запиши, какая часть фигуры закрашена?

6)Создание проблемной ситуации, способствующей самостоятельному формулированию учащимися последовательности выполнения преобразования обыкновенной дроби(слайд 9).

 Задача - исследование:Разделите 5 апельсинов между двумя детьми поровну.

- Запишите последовательность выполнения действий.

5:2= 5/2 = 2 1/2

5:2= 2 (ост. 1)

Работая в группах, попробуйте сформулировать алгоритм (последовательность) преобразования неправильной дроби смешанным числом:

  1. Числитель разделить на знаменатель           деление с остатком;
  2. Частное от деления          целая часть дроби;
  3. Остаток             числитель дроби;
  4. Знаменатель остается без изменения.

Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 89, прочитайте приведенное там правило.

Совпадают ли определения, напечатанные в учебнике с тем, что вывели вы?

Расскажите правилодруг другу.Мысленно воспроизведите правило.

III.Физкультминутка (снятие напряжения учащихся, развитие внимания).

1.Предлагает обучающимся, воспитанникам выполнить упражнение для глаз. Сильно зажмурить глаза и резко их открыть. (10 раз)

2.Учитель называет дроби, если дробь правильная, то учащиеся топают, если дробь неправильная хлопают.

IV. Закрепление новых знаний и их обобщение.

  1. Практическая работа в группах(слайд 10):

Задание 1 и 3 группам:  Для праздничного стола мама приготовила 7/4 долей дыни. Сколько целых дынь первоначально купила мама? На сколько равных долей разделили каждую дыню?

Задание 2 группе:В вазе 13/4 долей яблок. Сколько целых яблок разрезали? На сколько равных долей разделили каждое яблоко?

  1. Учебник с.89 № 328 –вариативность задания ( выбирается дробь по желанию).
  2. Тест:  Заполните пропуски (слайд 11, 12):

Дробь – это __________________________________

Числитель стоит _______ чертой и означает, сколько равных частей _________________ от целого.

Знаменатель стоит ______ чертой и показывает, на сколько равных частей _____________________ целое.

Дробь называется правильной, если числитель ______________ знаменателя.

Дробь называется ______________________, если числитель больше или равен знаменателю.

Неправильную дробь  нужно___________________________ дробью.

V. Рефлексия(слайд 13):

Мне удалось:

- Узнать…..

- Научиться…..

- Составлять….

- Понять…..

Достигли мы целей урока?

Что не получилось сегодня и почему?

VI.Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению(слайд 14).

С. 89 правило выучить, № 330 – по вариантам.

VII.Подведение итогов(слайд 15,16).

Приложение.

Исследования учащихся.

Проблемные вопросы:

  • Как возникли дроби в математике?
  • Где используются дроби в повседневной жизни?

Работа по группам.

Проведение исследований. Сбор информации, а именно:
1. самостоятельный поиск информации в Интернете, работа с печатными материалами;
2. проведение опросов;

3. подготовка к выступлению, составление слайда презентации.

Историческая справка:

Необходимость в дробях возникла на очень ранней ступени развития человека. В жизни человеку приходилось не только считать предметы, но и измерять величины. Люди измеряли длины, площади земельных участков, объемы, массы тел, время,  вели расчеты за купленные или проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом.

Так появились дроби.

Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Следующей дробью была треть.

Дроби на Руси называли долями, то есть маленькими числами. В старых рукописях встречаются следующие названия дробей: половина, полчеть, полополочеть, треть, полтреть.

В русском языке слово дробь появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» — разбивать, ломать                                                     на части. В первых учебниках математики                                                    (в VII веке) дроби так и назывались —                                                   «ломаные числа». У других народов                                                  название дроби также связано с глаголами                                            «ломать», «разбивать», «раздроблять».

Отчет о выполнении индивидуальных заданий в группах (исследовательская работа):

  • Использование дробей в кулинарии.
  • Использование дробей в медицине.
  • Применение дробей в географии.

1 группа.

Выполняя задание, мы обратились за помощью к учителю СБО – Валентине Федоровне и задали вопрос: «Встречаются ли дроби в кулинарии?». Оказалось, что «да». Например, для приготовления каш необходимо строго соблюдать соотношение молока и крупы, чтобы каша получилась не жидкой и не густой.

Для приготовления гречневой каши нам потребуется 1/2 стакана крупы и

1 стакан воды.

Для приготовления манной каши - 1/8 стакана крупы и 1 стакан молока.

Для приготовления рисовой каши – 1/4 стакана крупы и 1 стакан молока.

2 группа:

    Наша группа узнала, что и в медицине обыкновенные дроби тоже встречаются. Чтобы правильно выполнить назначение врача, иногда приходится делить таблетку или порошок на несколько равных частей, чаще всего на две или на четыре части. Дозировать лекарство необходимо строго по рецепту, чтобы избежать побочных эффектов.

3 группа:

     Кроме медицины и кулинарии обыкновенные дроби встречаются практически во всех областях знаний: биологии, истории, физике, астрономии, географии. Например, территория нашей страны самая крупная из всех стран мира. Она занимает 1/6 часть всей суши.

      При составлении карт пользуются масштабом – это изображение объектов в уменьшенном виде, в соотношении 1:100, 1:10, и даже

1: 10000.

Луна – спутник Земли, она вращается вокруг своей оси как и наша Земля, но гораздо медленнее, поэтому сутки у нее продолжаются не 24 часа, как у нас, а 29 ½ земных суток

крашена?Какая ч

Какая часть фигуры закрашена?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики в 5 классе"Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа"

Урок изучения новых знаний с применением технологии деятельного метода (по учебнику Зубаревой, Мордковича) с использованием электронного приложения к учебнику...

Обобщающий урок математики в 5 классе "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби , смешанные числа "

Тип урока :Повторительно-обобщающий с использованием игровых технологий.Задачи урока :-закрепление изученных на прошлом уроке понятий « обыкновенная дробь, правильная и неправильная дробь, смеша...

Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа

Презентация для 5 класса Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа...

"Деление и дроби", "Смешанные числа"

самостоятельная работа по темам: "Деление и дроби", "Смешанные числа"...

Обыкновенные дроби. Смешанные числа

В презентации размещен материал полезный для учителя и учеников ...

Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа

Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа...