Методическая разработка "Поле чудес"
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Грекова Татьяна Алексеевна

Задачи:

  • Развитие познавательного интереса, любознательности, стремления самостоятельно приобретать знания.
  • Расширение кругозора знаний по математике.
  • Повышение интереса к предмету через познавательную игру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pole_chudes.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математическая игра-шоу "Поле чудес"

для учащихся 5–6-х классов

Задачи:

  • Развитие познавательного интереса, любознательности, стремления самостоятельно приобретать знания.
  • Расширение кругозора знаний по математике.
  • Повышение интереса к предмету через познавательную игру.

Ход подготовки: 

  • Формирование троек игроков
  • Сообщение темы игры
  • Организация выставки книг «Занимательная математика»
  • Организация развлекательной программы (фокусы, сценки, частушки и т. д.)

Оформление: 

  • Плакаты, барабан для игры
  • Название игры и тема
  • Компьютер, слайды с заданиями, фотографии, проектор
  • Музыкальное оформление игры

ХОД ИГРЫ

Вступительное слово учителя: Очень часто мы слышим, что математика – наука скучная. Она не скучная – она просто очень серьезная, как и любая другая. Не зря одним из великих людей было сказано: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным». А скучной и сухой математика кажется только лентяям, тем, кто дальше ее начатков не ушел. Вы спросите кого-либо из математиков – кажется ли ему математика скучной? Вы услышите – нет. Математика пленяет всех тех, кто достаточно продвигается в ее изучении. Ну а теперь перейдем к игре. Итак, математическая игра-шоу «Поле чудес»! (Слайд 1.Название игры)

1 тур (Слайд 2. Юмористический фотоколлаж из фотографий участников первого тура)

Представление игроков первой тройки.

Задание 1 (слайд 3) : Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям, по лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Их жизнь мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда. Первобытные люди, как и современные маленькие дети не знали счета. Но шло время,  и учиться считать требовала сама жизнь. Сначала это было: «один», «два», «много». Потом появились еще числа. Для облегчения счета предметы раскладывались на кучки. Например, кучки из пяти предметов назывались «пятки».
Внимание, вопрос: –
Как называлась кучка из двенадцати предметов?

д

ю

ж

и

н

а

Развлекательная пауза (Приложение 1)

2 тур (Слайд 4. Юмористический фотоколлаж из фотографий участников второго тура)

Представление игроков второй тройки.

Задание 2 (слайд 5): Вернемся к числам. У всех народов существовали различные системы счета и числа назывались по-разному.
Внимание, вопрос: –
Как в древней Руси называлось число 100000?

л

е

г

и

о

н

Развлекательная пауза (Приложение 2)

Игра со зрителями (Слайд 6. Задание для зрителей)

– Какие меры длины вы знаете? (Ответы)
С XVIII века до Великой Октябрьской революции действовала совершенно другая система мер длины. Назовите старинную русскую меру длины.

с

а

ж

е

н

ь

3 тур (Слайд 7. Юмористический фотоколлаж из фотографий участников третьего тура)

Представление игроков третьей тройки.

Задание 3 (слайд 8): Мы уже говорили о том, что математика пленяет тех, кто достаточно продвигается в ее изучении, кто проявляет фантазию.
«Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе»
Внимание, вопрос: –
Кому из великих математиков, принадлежат эти слова? Назовите фамилию.

к

о

в

а

л

е

в

с

к

а

я

Развлекательная пауза (Приложение 3)

Финальный тур

Представление игроков финального тура.

Задание (слайд 9): Число «четыре» древние считали символом устойчивости и прочности. Ведь оно представлено квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Земля, Воздух, Вода.
Внимание, вопрос:
Угадайте пословицу, в которую входит цифра «4». 

Б

Е

З

Ч

Е

Т

Ы

Р

Е

Х

У

Г

Л

О

В

И

З

Б

А

Н

Е

Р

У

Б

И

Т

С

Я

Объявление победителя, вручение призов.

Используемая литература:

1. Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
2. Журнал «Затейник», № 8, 1971.

Приложение 1

Частушки

1.Мы споем сейчас частушки

Необычные для вас

О широком применении

Математики у нас.

2.В наше время чтобы строить

Иль машиной управлять

Обязательно всем нужно

Математику познать

3.Не ленитесь вы, ребята

Математику учить

Она в будущем поможет

Марсианов навестить

4.Математику люблю я

Математиком мне быть

Полечу детей Венеры

Математике учить

5.Будем строить мы вокзалы

И сооружать мосты

Ведь не зря мы изучаем

Дуги, хорды и углы

 6. На войне ли современной

В годы мирного труда

При расчетах непременно

Математика нужна

Приложение 2

Сценка «Нулик из страны чисел»

Зав. Складом сидит за столом и дремлет. Вбегает Нулик и поет:

Не похож я на пятак,

Не похож на рублик.

Круглый я, да не дурак,

С дыркой, да не бублик!

Нулик: Здравствуйте!

Зав. Складом: Просыпается (испуганно). Ну допустим. А дальше что? Зачем пожаловал?

Нулик: Я то? Складывать.

Зав. Складом: Склад закрыт.

Нулик: Какая жалость? А мне как раз нужно приготовить  домашнее задание. И как раз по сложению.

Зав. Складом: Ты? Домашнее задание? Что то не вериться… И вообще у меня склад. Видишь, сколько тут разных вещей?

Нулик: Ещё бы!

Зав. Складом: И заметь, у каждой своё место. А ты все перепутаешь.

Нулик: Честное нуликанское, не перепутаю. Я только решу одну маленькую задачку.

Зав. Складом: Похоже, этот шалопай и впрямь решил взяться за ум. Ну так и быть решай свою задачку.

Нулик: Спасибо вам большое! Я быстро… Раз, раз, раз. Вот и все! Готово!

Зав. Складом: (Заглядывает в ящик) Погоди, погоди! Что же ты наделал?

Нулик: Ничего особенного. Сложил апельсины с электрическими лампочками.

Зав. Складом: Да разве это можно? Даже дошкольники знают, что апельсины надо складывать с апельсинами, а лампочки с лампочками. А у тебя что получилось?

Нулик: Что? (вынимает из ящика). Лампосины!

Зав. Складом: Но это же безграмотно. И опасно!

(поет песню на мотив «В лесу родилась елочка»)

1.Сложение - вещь отличная

И право же простая

Его я вычитанию

Не зря предпочитаю

2.Но не ищи в сложении

Ни радости, ни смысла,

Коль складываешь разно-

именованные числа

3.Различные животные,

И разные предметы

Слагаясь превращаются

В ни то, ни сё, ни это

4. На свете появляются

Ужасные гибриды,

И нам сносить приходиться

Несносные обиды

5. Всю ночь гипопотапочки

Топочут по квартире,

А утром ноги всовывай

В литые сапогири

6.Воюй с кенгурубашкою,  

Что не дается в руки,

И укрощай строптивые

Брыкливые зебрюки

7.Вокруг тебя беснуются Теснятся ближе, ближе Свирепые бизонтики,

8. Носкильки и чермыльницы,

Худые книголоши,

Кусачие пчеластики

И хрупкая стеклошадь

9. Сложение - вещь отличная

И право же простая

Его я вычитанию

Не зря предпочитаю

                Упрямые ослыжи

Зав. Складом: Ну понял теперь свою ошибку?

Нулик: Понял, понял… Только, зачем же вы сами складываете булку с ветчиной?

Зав. Складом: Совсем другое дело! Это же не сложение, а бутерброд!

Нулик: (Дразнит). Запихнул обжора в рот, тыщу первый бутерброд.

Зав. Складом: Ах, ты ещё и дразнишь. Брысь отсюда!

Нулик: (Убегает) Лампосины, кому свежие лампосины?

Поют вместе (на мотив «Есаул»)

Много разных чисел у науки есть

Не старайтесь – вам их не перечесть

Но одно число – важное оно

Как баранка круглое оно

Всем десяткам, сотням нужен он

Без него не будет жить и миллион

Тут как не считай и как не крутись,

Без него нам всем не обойтись.

ПРИПЕВ: (поет нулик)

Ах, я ноль, ах я ноль,

Очень этим горжусь,

И злодействовать очень люблю

Кто забыл мою власть

Вас умножу на ноль

А потом я ещё разделю

Приложение 3

Частушки двоечек – двойняшек (одна – веселая, вторая –печальная) Костюмы соответствующие.

Печальная: Мы две двоечки – двойняшки

От горшка мы два вершка.

Нам живется очень тяжко.

Мы дошкольницы пока.

Веселая: Ты не плачь сестра, не охай

Лучше нервы береги.

От того тебе так плохо,

Что встаешь не стой ноги.

Печальная: Нет, не зря вздыхаю горько.

Не спроста не мил мне свет.

Уважают все пятерку,

Уваженья двойке нет.

Веселая: Я такое мненье тезка,

Отрицаю начисто:

Не в количестве загвоздка.

Все решает качество.

Печальная: Мы двойняшки, мы похожи

Как две капельки чернил.

Только кто же и за что же

Нас напрасно очернил?

Веселая: Двойка – скверная отметка

Тут нам впрямь не повезло.

Но зато она редко

И полезное число!

Печальная: Больно ты умна, сестрица!

Может, дашь тогда совет:

Как признанья нам добиться?

Как поднять авторитет?

Веселая: Мой совет – забудь досаду,

Брось печальные слова.

Дай мне руку, встанем рядом,

Превратимся в двадцать два.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка викторины "Семь чудес света: вариации прекрасного"

Материал представляет собой методическую разработку для проведения обобщающего урока МХК по теме "Семь чудес света: вариации прекрасного" в 7 классе гуманитарного профиля....

Алиса в стране чудес. Методическая разработка урока.

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе....

Методические разработки занятий по теме "Изготовление сувенира "Краб" (Программа "Чудеса из чудес", раздел "Работа с природным материалом морского происхождения")

Тема "Изготовление сувенира "Краб" расчитана на 10 часов. На первом занятии (2 часа) обучающиеся знакомятся с понятиями "моллюск", "двустворчатые", "брюхоногие...

Методическая разработка урока "Чудеса света" 11 класс УМК "Английский язык 11" для школ с углубленным изучением английского языка. Авторы Афанасьева и т.д.

В материале приведена разработка урока по теме "Чудеса света" 11 класс по УМК "Английский язык 11" для школ с углубленным изучением английского языка...

Методическая разработка. Урок-игра "Поле чудес"

Тема урока: Урок-игра "Поле Чудес"Место урока в системе уроков: текущийЦели и задачи урока: ·         выявить наличие у учащихся более глубоких знаний в области...

Методическая разработка занятия по математике "Математические чудеса и тайны"

Математический интерес каждого фокуса заключается в разоблачении его теоретических основ...