Программа объединения дополнительного образования "Эрудит"
рабочая программа по математике (9, 10 класс) на тему

Новизна данного курса заключается в том, что материал курса математики 5 – 9 классов повторяется блоками, углубляется, расширяется за пределы материала, изученного на уроках.

Для максимального развития личности учащихся, с целью формирования алгоритмического мышления и информационной культуры в рамках работы объединения «Эрудит» разработана программа «За страницами учебника математики» (далее Программа). В Программе отражены цели и задачи, направленные на рациональную организацию внеклассной деятельности учащихся 9-10 классов во второй половине дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon erudit.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Средняя школа №2 г. Перевоза»

                                                                                             УТВЕРЖДЕНА

                                                                                             приказом директора школы

                                                                                             от 01.09.2016г. № 104/15-ПД      

Дополнительная общеобразовательная программа

«За страницами учебника математики»

объединения дополнительного образования

«Эрудит»

срок реализации 1 год

возраст детей 14-15 лет

Составитель:

педагог доп. обр.

Пруцкова Ирина Александровна,

 учитель математики и информатики

                   

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол от 26.08.2016г. №9

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

Абрамова Г.Л.

01.09.2016г.

2016г.

 г. Перевоз  


Информационная карта  

программы «За страницами учебника математики»

Направленность

Социально-педагогическая

Вид образовательной деятельности

Общеразвивающая

Название программы

«За страницами учебника математики»

Сведения об авторе

И.А. Пруцкова

учитель математики и информатики,  I категория

Аннотация к программе

Возраст  детей 14-15 лет.

Срок реализации 1 год.

Цель программы: 

Расширение и углубление знаний по математике, способствующих подготовке выпускников 9 класса к экзамену по математике,  формирование устойчивого интереса к предмету.

Задачи:  

- развить математические способности школьников;

- обеспечить подготовку к успешной сдаче экзамена;

- расширить и углубить знания по математике;

- приобщить учащихся к работе с математической литературой, с Интернет-ресурсами по подготовке к ГИА;

- повысить математическую культуру.

Ожидаемые результаты:

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

- повторить и систематизировать ранее изученный  материал школьного курса математики;

-  освоить основные приемы решения задач;

- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

-   овладеть и пользоваться на практике  техникой сдачи теста;

- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов,  в ходе  подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ.

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Статус программы

Примерная

Пояснительная записка

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые, принадлежит математике. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты математических рассуждений, развивает воображение.

Новизна данного курса заключается в том, что материал курса математики 5 – 9 классов повторяется блоками, углубляется, расширяется за пределы материала, изученного на уроках.

Для максимального развития личности учащихся, с целью формирования алгоритмического мышления и информационной культуры в рамках работы объединения «Эрудит» разработана программа «За страницами учебника математики» (далее Программа). В Программе отражены цели и задачи, направленные на рациональную организацию внеклассной деятельности учащихся 9-10 классов во второй половине дня.

Настоящая Программа разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Приказа Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»,
  • Устава  муниципального автономного общеобразовательного учреждения Перевозского муниципального района Нижегородской области «Средняя школа №2 г. Перевоза»,
  • Школьной целевой образовательной программе дополнительного образования «Учимся вместе»,
  • Положения о дополнительном образовании.

Осваивая курс математики, одни школьники ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие продвигаются дальше и достигают более высоких рубежей. Поэтому при организации работы объединения «Эрудит» необходимо использовать дифференцированный подход. При этом каждый ученик самостоятельно решает, каким уровнем подготовки ограничиться. В объединении продолжается развитие основных приемов и навыков курса алгебры:

- вычислительных и формально-оперативных умений для использования при решении задач различного направления;

- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.

Прикладная направленность обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению прикладных задач. Так как на уроках математики недостаточно времени отводится на решение текстовых задач, задач на проценты и др., в объединении этим вопросам уделяется больше внимания.

Одна из целей работы объединения состоит в том, чтобы познакомить обучающихся не только со стандартными методами решения задач, но и со стандартными ошибками, носящими массовый характер на экзаменах, научить избегать этих ошибок, излагать и оформлять решение логически правильно, четко, полно и последовательно, с необходимыми пояснениями.

Предлагаемый курс рассчитан на 1год обучения детей 14-15 лет (9 – 10 классы). Объем занятий в год составляет 38 часов, из расчета 1 час в неделю. В объединении могут заниматься до 25 человек. Занятия проводятся в кабинете №312 школы, где оборудовано 11 компьютерных мест с выходом в Интернет.

Формы проведения занятий:

- лекции;

- практикум по решению задач;

- решение задач повышенной сложности;

- самостоятельная работа;

- фронтальная и индивидуальная работа;

- тестирование,

- онлайн-тестирование.

Цели и задачи

Цель:

Расширение и углубление знаний по математике, способствующих подготовке выпускников 9 класса к экзамену по математике, формирование устойчивого интереса к предмету.

Задачи:  

- развить математические способности школьников;

- обеспечить подготовку к успешной сдаче экзамена;

- расширить и углубить знания по математике;

- приобщить учащихся к работе с математической литературой, с Интернет-ресурсами по подготовке к ГИА;

- повысить математическую культуру.

Ожидаемые результаты

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

- повторить и систематизировать ранее изученный  материал школьного курса математики;

-  освоить основные приемы решения задач;

- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

-   овладеть и пользоваться на практике  техникой сдачи теста;

-  познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов,  в ходе  подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ.

Учебный план

Разделы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Числа. Дроби.

1

2

3

2

Выражения. Квадратный трехчлен

2

3

5

3

Подготовка к олимпиаде. Школьный тур

1

2

3

4

Функции. Квадратичная функция

1

4

5

5

Уравнения и неравенства.  Решение уравнений и неравенств второй степени, систем и совокупностей неравенств

2

4

6

6

Решение текстовых задач

2

5

7

7

Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром

2

3

5

8

Выражения, содержащие радикал. Двойной радикал

1

3

4

Всего:

12

26

38

Содержание программы

  1. Числа. Дроби – 3 часа.

Множества чисел. Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Обыкновенные и десятичные дроби. Все действия с дробями.

Содержание: повторение множеств чисел, видов дробей, всех действий с числами и дробями.

  1. Выражения. Квадратный трехчлен – 5 часов.

Разложение многочлена на множители (3 способа). Квадратные уравнения. Дробные рациональные выражения. Дробные рациональные уравнения. Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений. Решение тестов в форме ОГЭ.

Содержание: повторить  пройденные темы 5 – 8 классов, расширить и углубить знания по этим темам (преобразование выражений, нестандартные способы решения уравнений, задания повышенной сложности).

  1.  Подготовка к олимпиаде. Школьный тур - 3 часа.

Содержание: разобрать решения олимпиадных задач прошлых лет, рассмотреть нестандартные способы решения задач.

 

  1. Функции. Квадратичная функция – 5 часов.

 Функции, свойства функций. Свойства функций, графики функций. Преобразования графика квадратичной функции ( параллельный перенос вдоль оси ОХ, оси ОY; растяжение и сжатие вдоль осей координат; симметричное отражение относительно осей ОХ и ОY. Графики функций, содержащих знак модуля. Построение графиков кусочных функций.

Содержание: рассмотреть D(f), G(f), четность, возрастание, экстремумы, значения функции на промежутке, построение графиков сложных функций в несколько этапов, преобразование графиков.

  1. Уравнения и неравенства.  Решение уравнений и неравенств второй степени, систем и совокупностей неравенств – 6 часов.

Многочлены. Деление многочлена на многочлен. Уравнения степени > 2. Системы уравнений 1 и 2 степени. Системы неравенств. Решение квадратных уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Аналитическое и графическое решение систем уравнений.

 Содержание: познакомить с решением уравнений степени > 2 (теорема Безу о делителях свободного члена,  деление «уголком»), разобрать решения уравнений и неравенств  1 и 2 степени более сложного типа. Применение теоремы Виета; повторить решение систем уравнений различными способами. Другие способы решения СУ. Повторить решение систем неравенств 1 и 2 степени различными способами. Числовая ось, числовые промежутки. Метод парабол, метод интервалов. Комбинированные системы неравенств.

  1. Решение задач – 7 часов.

Решение задач с помощью уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений. Задачи на проценты. Задачи на прогрессии. Задачи на движение

Содержание: составление уравнений или систем уравнений по условию одной задачи, выбор наиболее удобного способа, выбор переменной. Оформление задач. Повторить различные виды задач на проценты, способы решения, повторить формулы АП и ГП, рассмотреть применение при решении задач. Рассмотреть различные виды задач на движение (по течению и против течения, в разные стороны и в одну сторону). Способы решения задач (табличный или полного описания).

  1. Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром – 5 часов.

Решение задач различных типов на квадратичную функцию, квадратных уравнений и неравенств, содержащих параметр.

  1. Выражения, содержащие радикал. Двойной радикал – 4 часа.

Содержание: повторить действия с выражениями, содержащими корни. Решение примеров повышенной сложности.

Учебно-тематический план

занятия

Кол-во часов

Наименование разделов и тем

Срок проведения занятия

Числа. Дроби – 3 часа.

1

1

Множества чисел.

2

1

Положительные и отрицательные числа. Модуль числа.

3

1

Обыкновенные и десятичные дроби. Все действия с дробями

Выражения. Квадратный трехчлен – 5 часов.

4

1

Разложение многочлена на множители (3 способа)

5

1

Квадратные уравнения

6

1

Дробные рациональные уравнения

7

1

Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений

8

1

Решение тестов в форме ОГЭ.

Подготовка к олимпиаде. Школьный тур - 3 часа.

9-10

2

Разбор решений олимпиадных задач прошлых лет.

11

1

Нестандартные способы решения олимпиадных задач.

Функции. Квадратичная функция – 5 часов.

12

1

Функции, свойства функций, графики функций.

13

1

Преобразования графика квадратичной функции (параллельный перенос вдоль оси ОХ, оси ОY; растяжение и сжатие вдоль осей координат; симметричное отражение относительно осей ОХ и ОY.

14

1

Графики функций, содержащих знак модуля.

15-16

2

Построение графиков кусочных функций.

Уравнения и неравенства.  Решение уравнений и неравенств второй степени, систем и совокупностей неравенств – 6 часов.

17

1

Многочлены. Деление многочлена на многочлен. Уравнения степени > 2.

18

1

Системы уравнений 1 и 2 степени.

19

1

Системы неравенств.

20-21

2

Решение квадратных уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.

22

1

Графическое решение систем уравнений и неравенств.

Решение задач – 7 часов.

23

1

Решение задач с помощью уравнений

24

1

Решение задач с помощью систем уравнений

25-26

2

Задачи на проценты

27

1

Задачи на прогрессии

28-29

2

Задачи на движение

Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром – 5 часов.

30

1

Решение задач различных типов на квадратичную функцию, содержащих параметр.

31-32

2

Решение квадратных уравнений, содержащих параметр.

33-34

2

Решение неравенств, содержащих параметр.

Выражения, содержащие радикал. Двойной радикал – 4 часа.

35-36

2

Преобразование выражений, содержащих радикал.

37-38

2

Преобразование выражений, содержащих двойной радикал. Решение упражнении повышенной сложности.

ВСЕГО: 38 занятий

Основные знания и умения

Обучающиеся должны знать:

  • методы преобразования числовых и алгебраических выражений, содержащих дроби, корни, степень;
  • способы преобразования алгебраических выражений;
  • основные методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений, нестандартные приемы решения уравнений и неравенств;
  • методы решения уравнений и неравенств с модулями, параметрами;
  • свойства функции;
  • алгоритм исследования функции;

Обучающиеся должны уметь:

  • применять методы преобразования числовых выражений, содержащих дроби, корни, степень на практике;
  • применять способы преобразования алгебраических выражений на практике;
  • применять методы решения уравнений, систем уравнений, неравенств на практике;
  • строить график любой функции, находить область определения и множество значений функции, исследовать функцию по алгоритму;
  • записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые формулы, определения, свойства;
  • уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом способы  рационального решения;
  •  решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена;
  • решать неравенства второй степени методом параболы и методом интервалов; системы и совокупности неравенств;
  • выполнять различные преобразования графиков квадратичной функции, определять свойства функции по графику, применять графические представления при решении уравнений и неравенств.

Критерием успешной работы кружка должно служить качество математической подготовки обучающихся, подготовка к олимпиадам, умение использовать различные методы и приемы решения поставленных задач, успешная сдача экзамена за курс основной школы в форме ГИА.

Учебно–методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Печатные издания

Литература для учителя

  1.  Алгебра конкурсные задачи с решениями Ю В.Садовничий. М.: «Экзамен», 2007.
  2. Вавилов В.В. и др. «Задачи по математике. Уравнения и неравенства», М, Наука, 1988
  3. Газета «Математика», приложение к 1 сентября
  4. ГИА-2014. Экзамен в новой форме. Математика. 9 класс/ Под. Ред. И.В. Ященко- М.: Астрель, 2014.
  5. Дорофеев Г.В. и др. «Подготовка к письменному экзамену за курс основной школы» сборник
  6. Зейфман А.И.и др. «Сборник задач повышенной сложности по основным разделам школьного курса математики», Вологда, 2014.
  7. Кожухов С. К., Кожухова С. А.  К 58.Уравнения и неравенства с параметром. – Орел:       ОИУУ, 2000.-92с.

Литература для учащихся

  1. Галицкий М. Л. И др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов:Учеб. пособие для Учащихся школ и классов с углубленным изучением математики/М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич.-2-е изд. –М.: Просвещение, 1994.-271с.: ил.  
  2. ГИА-2016. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: Издательство «Национальное образование», 2016. — (ГИА-2016. ФИПИ-школе)
  3. Королева Т.М. и др. «Пособие по математике в помощь участникам централизованного тестирования», М., 2013.
  4. Л.А. Семенов, И.В. Ященко. ГИА. 3000 задач по математике с ответами. Издательство «Экзамен». М.: 2015.
  5. Ю.Н. Макарычев. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М..: Просвещение, 2013.
  6. М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс. М.: Просвещение, 2014.

  1. Интернет-ресурсы:
  1. Тренинг Яндекс-ГИА https://ege.yandex.ru/mathematics-gia/
  2. Открытый банк заданий по математике http://www.mathgia.ru/or/gia12/Main ,   http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
  3. Генератор вариантов ГИА-2016 и ГИА-2017 http://alexlarin.net/ege16.html
  4. http://www.mathnet.spb.ru/ Дмитрий Гущин – сайт элементарной математики
  5. http://egeigia.ru/ - Информационный образовательный портал. Подготовка к экзаменам
  6. http://uztest.ru/ онлайн тесты по  математике (ОГЭ, ЕГЭ).

 3.  Материальное обеспечение:

- 11 компьютеров с выходом в Интернет;

- проектор;

- интерактивная доска SMART BOARD;

- печатные и электронные варианты ОГЭ;

- таблицы с теоретическими материалами;

- раздаточный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"

Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки".  Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...

Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".

В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...

Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"

Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...

Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса

Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...

Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»

Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...

Программа объединения дополнительного образования " Цветоводство"

Срок реализации программы 2 года, рассчитана на учащихся 11-14 лет. Включает пояснительную записку, содержание программы, учебно- тематический план, календарно- тематическое планирование, методическое...