Разработка технологических карт по математике 5 класс
учебно-методическое пособие по математике (5 класс) на тему

Сложение и вычитание десятичных дробей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx79.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Математика 5 класс

УМК

Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов,  А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд – 21-е издание – М.: Мнемозина, 2007. 

Тема

Сложение и вычитание десятичных дробей

Цель

  1. Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
  2. Формировать способность практического применения алгоритма.
  3. Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.

Задачи

Содействовать формированию УУД:

1.Личностных: способствовать формированию положительного полноценного восприятия изучаемого материала, устойчивого познавательного интереса, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательного отношения к ним.

2.Регулятивных: учиться в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей деятельности.

3. Познавательных: развивать способность к познанию, расширить понятие «работа с десятичными дробями»; организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «сложение десятичных дробей» и алгоритма записи сложения десятичных дробей в столбик; работать с учебником, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление,сообразительность.

4.Коммуникативных:  Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера.

Планируемые результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные

1. Предметные: знать правило сложения десятичных дробей, уметь правильно записывать сложение десятичных дробей в столбик, применять вычислительные навыки при решении математических заданий.

2. Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, проявлять инициативу, находчивость, активность при выполнении заданий.

3. Метапредметные: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, понимание сущности алгоритмичечких предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Основные термины и понятия темы

Сумма  десятичных дробей

Межпредметные связи

 История, литература и технология.

Используемые ресурсы:

- основные

- дополнительные

Математика. 5 класс / Н.Я Виленкин, В. И. Жохов, А.С Чесноков.- М: Мнемозина, 2012.

ИКТ (презентация)

Организация пространства

Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, парная

Формы взаимодействия: учащийся-учащийся; учащийся-учитель

Тип урока

Открытия нового знания (ОНЗ).

Используемые виды оценивания

Самооценка, взаимооценка

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности Цели: актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;       установить тематические рамки

Проверка готовности к уроку, мотивирование учащихся на работу обращением к прошлому опыту учащихся.

 Подготовка к уроку.

Ответы на вопросы учителя.

Будь внимательней, дружок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

Задание на повторение: вычислительные примеры.

 1)  Для украшения актового зала к празднику купили 100шаров. Среди них 19 красных. Какую часть составляют красные шары? (19 десятых)

2) В магазин привезли 600 кг картофеля. До обеда продали  три десятых всего количества. Сколько картофеля продали до обеда? (180 кг)

3) Замените число 6  дробью со знаменателями 10 (60 десятых)

4) Коля прочитал одну десятую часть книги, что составляет  15 страниц. Сколько страниц в книге? (150 стр.)

5) Двести солдат построились в ряд. Все они дружно идут на парад. Девять десятых было усатых. Сколько было безусых солдат идут на парад? (20 солдат)

слайд 1(самопроверка)

Уметь выполнять действия с обыкновенными  дробями

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

II.Актуализация знаний  Цели:

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Проведение опроса. Создание проблемной ситуации.

Отвечают на вопросы

На слайде записаны дроби:

          

- Прочитайте дроби.
- Что интересного заметили? (
У всех дробей в знаменателе единица и нули)
- На какие две группы их можно разделить? (
Правильные и неправильные)

- В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин (слайд) предложил ограничиться в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись, например:




 (Возникает проблема)

Умеют читать обыкновенные дроби, различают правильные и неправильные дроби

Познавательные: развитие способности видеть математическую задачу Коммуникативные:  уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение.

III.Первичное применение приобретенных  знаний

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках

Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаниях.

Выполняют задания с доски.

 Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому.  Но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись Кто догадался, к каким?

Эти дроби перед вами.
Полюбуйтесь ими сами.
В знаменателе, смотри – 
Единица и нули.

Запишите тему урока “Десятичная запись дробных чисел” (слайд)

 Как записать дробные числа по-другому?

Числа со знаменателями 10,100, 1000, 100000 и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. Например, .

- Посмотрите на таблицу (слайд)

Дробное число

Количество нулей в знаменателе

Десятичная дробь

Количество цифр после запятой

1

1

2

2

3

3

3

3

4

?

4

5

?

5

- Какую закономерность вы заметили? (количество нулей совпадает с количеством цифр после запятой)
- Как же вы запишите последние числа?
 (выберите верный вариант)

А. 0,037           Б. 0,0037                В. 0,37

А. 3,5216         Б. 0,035216            В. 0,35216

- Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому.

     Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой.

     Записать целую часть (она может быть равна нулю).

     Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.

     Записать числитель дробной части

  В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – “Арифметике”. Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями. (Смешанные числа записаны на доске, а десятичные дроби - на карточках, на обратной стороне которых – буква. В ходе выполнения задания учащиеся составляют слово.)

 (М)
 (А)
(Г)
 (Н)
 (И)
 (Ц)
 (К)
 (И)
 (Й)

МАГНИЦКИЙ

Магницкий Леонтий Филиппович - автор первого учебника математики в России "Арифметика" (1703 г.), по которому учился М.В.Ломоносов (слайд)

“Что есть арифметика? Арифметика - есть художество честное, независтное, и всем удобоятное, многополейзнейшее, и многопохвальнейшее от древних же и новейших, в разные времена явившихся изряднейших арифматиков”.

Как вы понимаете эти слова?

Историческая справка. (Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль-Каши в начале XV веке. Он записывал десятичные дроби так же, как принято сейчас, но вместо запятой дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

Читать  и записывать десятичные дроби, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и  письменной речи.

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером.

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

IV.Закрепление нового материала

Цели: закрепить новое знание в речи и знаках; зафиксировать преодоление возникшего раннее затруднения.

организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Решают задания  на новый способ действия при этом проговаривают   выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

1. Работа в тетради.   Выпишите в тетрадь правильные дроби (в столбик). Замените их десятичными дробями.

Проверка (слайд)

- Теперь выпишите неправильные дроби и замените их десятичными.

Проверка (слайд)

2. Упражнение, направленное на формирование умения читать десятичные дроби.

Инсценировка: Ученики примерно одинакового роста крепят на грудь бумажные плакаты с написанными на них цифрами. У того ученика, который ниже всех ростом, на плакате знак запятой. “Запятая” перебегает на различные места в ряду учеников - цифр, а сидящие в классе читают получившиеся числа.

Например,

5

,

0

2

9

1

3. Выполнение упражнения по учебнику.

№ 1145

Самостоятельно выпоняют действия по алгоритму

Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия

Коммуникативные:

осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой

V.Домашнее задание

Записывает домашнее

задание

Записывают домашнее

задание

П 30  вопросы, №№  1146, 1147.

VII.Рефлексия учебной

 деятельности на уроке

Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать первичную проверку организовать рефлексию

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию

Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали.

Выполняют задание на доске с проверкой.

Обсуждают, что не получилось, выясняют, в чем ошибки.

- Какую обыкновенную дробь можно заменить десятичной?
- Как называют число, записанное перед запятой?
- Как называют число, записанное после запятой?
- Как определить, сколько знаков должно быть после запятой?
- Сколько знаков будет после запятой, если знаменатель 10, 100, 1000, 10000?

Уметь переводить обыкновенную дробь в десятичную

Личностные:

проводят самооценку, учатся адекватно воспринимать причины «успеха «и «неуспеха»

Коммуникативные:

планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

 Познавательные:

проводят рефлексию способов и условий своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка технологической карты урока математики в 6 классе по теме «Комбинаторика в нашей жизни» с указанием УУД и ЭОР.

Элементы комбинаторики в учебниках Виленкина Н.Я. и др. изучаются в 5 классе разрозненно. Авторы предлагают учащимся комбинаторные задачи с разбором решения и с пояснениями, тут же вводятся необходимы...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Разработка технологической карты урока математики.

Разработка технологической карты урока математики....

Методическая разработка урока математики с технологической картой в 6 классе на тему "Умножение и деление обыкновенных дробей"

Разработка урока математики для 6 класса на тему "Умножение и деление обыкновенных дробей" с технологической картой и презентацией....

Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"...

Методическая разработка " Технологическая карта урока математики во 2 классе" УМК "Школа России"

Тема урока "Сложение и вычитание "круглых" чисел"Тип урока: урок общеметодической направленности...

Методическая разработка. Технологическая карта урока математики

Методическая разработка. Технологическая карта урока математики...