обобщение опыта
материал по математике на тему

обобщение опыта. преподавание математики для детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ

Школьное образование предполагает выявление и развитие потенциала познавательной потребности каждого обучающегося, развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации. Действительно, в современных условиях главная задача школы – воспитать человека, готового к самообразованию. Говоря более простым языком, школа должна научить ребенка учиться.

Эта мысль нашла отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, где говорится о формировании универсальных учебных действий. Приобрести познавательные универсальные учебные действия для обучающихся – значит фактически «научить учиться!».

Однако на сегодняшний день наиболее актуальной проблемой школы стало отсутствие у учащихся подросткового возраста желания учиться.

Познавательная активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Познавательная активность отражает определенный интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора. Отсутствие устойчивой мотивации изучения предмета приводит к потере интереса к учебе в целом

Значительное снижение познавательных потребностей у подростков наблюдается, начиная со средних классов школы (5-6 класс). Данный процесс протекает медленно и потому становится мало заметным для педагогов и родителей, но к восьмому классу нежелание учиться у подростков достигает своего пика, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, пропускать уроки, не выполняют домашние задания. Это приводит к низким результатам по завершению основного общего образования и слабой конкурентноспособности в будущей профессии.

Не все учащиеся умеют четко определять цель; отсутствуют навыки работы с информацией; есть сложности в составлении плана; не сформировано позитивное отношение к деятельности, нет прочных, глубоких знаний, не сформированы стойкие познавательные интересы, не могут самостоятельно решать возникающие проблемы. В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому, мы считаем, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.

  1. Важной особенностью является организация учителем самостоятельной познавательной деятельности ученика. Познавательная деятельность школьников должна сочетаться с готовыми предметными знаниями.
  2. Организация урока должна базироваться на знании закономерностей развития мышления ребёнка и педагогических средств.
  3. Развитие познавательной активности отличается от традиционного метода обучения, прежде всего целеполаганием (постановкой цели) и организацией процесса усвоения знаний. Урок организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы.
  4. Можно наблюдать высокий уровень познавательной активности в начальной школе, малое снижение в 5-6 классах, резкое снижение этого показателя происходит в 7-8 классах.

В этой связи перед педагогами стоит задача не допустить снижение познавательных потребностей обучающихся основного общего образования. Как продолжить формирование познавательных потребностей на основном уровне обучения?

С помощью различных средств: наглядных, организации соревнований, музыки, экскурсий и т. д. осуществляю  активизацию эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений и использую их для развития практической деятельности, общения детей и адекватного их поведения.

В работе с детьми ОВЗ при их обучении применяю разнообразные методы организации учебно-развивающей деятельности. Методы при необходимости сочетаются, обуславливают друг друга. Особо эффективными на практике  оказались активные методы обучения.

Активные методы – это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.  Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.  Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Применение активных методов в деятельности преподавателя позволяют дать учащимся не только знания, но и обеспечивают формирование познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

 Тематические дискуссии

 Проблемные дискуссии

 Мозговой штурм

Неигровые:

 дидактические игры;

 анализ ситуаций;

 театрализация; (игра в магазин, оплата квитанций на почте и т.п.)

 исследовательские;

Побуждающим к познанию, самостоятельному поиску ответа на вопрос, творческому самовыражению ребенка является исследовательский метод. Некоторые учителя считают, что исследовательский метод недоступен большинству учащихся с нормальным ходом развития, не говоря уже о детях, имеющих трудности в обучении  и является уделом лишь немногих. Дети с ОВЗ активно включаются в исследовательскую деятельность, когда перед ними встают интересующие их проблемы, загадки окружающего мира. Речь идет об элементарных методах поисковой работы – никто не требует, чтобы ученики делали открытия, обогащающие науку. Речь идет о творческом труде. Данный метод приучает ребенка думать, что-то самостоятельно выискивать, находить самому те или иные решения.

Трудной, кропотливой работой при обучении детей с нарушениями здоровья на практике оказалась организация самостоятельной деятельности.  На начальном этапе обучения дети нуждаются в постоянной поддержке учителя, выполняют все задания только с помощью взрослого. Постепенно, применяя различные методы организации самостоятельной деятельности обучаемых, формируются навыки самостоятельности.

Если говорить о преподавании физики, то при объяснении нового материала», в нужный момент ставится вопрос: «А почему это происходит?; «Где еще вы встречались с этим явлением?; «А что произошло бы, если этого явления в природе не существовало?» и т. д. Принимаются, поощряются все ответы детей, ответы совместно анализируются, делается вывод.

* «Самостоятельно прочитайте правило в учебнике и попробуйте объяснить это явление».

* Прервав объяснение, демонстрирую наглядное пособие, макет, фотоснимки, чертеж,  и т. д. Задается вопрос: «Что изображено?». Школьники не только закрепляют полученные только что знания, но и рассуждают, ищут оригинальный ответ, практически участвуют в познавательном процессе, приобретая знания и навыки.

Или в 5б классе в начале урока задаю следующие вопросы

 Какое сегодня число?

 Какой день недели был вчера?

 У стола 4 угла. Один угол отпилили. Сколько осталось?

 Как правильно сказать 5  + 7 равно одиннадцати или адиннадцати? (двенадцати).

 Какая третья буква в слове вокзал? А четвертая в слове солнце?

 Сколько будет 6 + 6 : 6? (7, потому что первое действие деление).

Такие разминки концентрируют внимание, развивают умение переключаться с одного вида деятельности на другой, устанавливается межпредметная связь. Кроме того, после проведения такой разминки в начале урока, у ребенка значительно повышается интерес к  учению, он активнее работает на протяжении всего урока.

Возникает необходимость совершенствования путей, способов и методов организации учебной и внеурочной деятельности в основной школе. Именно это лежит в направлениях модернизации современного образования и стандартов нового поколения.

Структурными элементами развития познавательной активности являются: учебная деятельность, внеурочная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение и взаимодействие с социумом.

Что же включено в развитие познавательной активности у школьников?

Любопытство – любознательность –научный поиск.

Проблема развития познавательной активности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Познавательная активность отражает определенный интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.    

В нашей школе реализуется  проблемное обучение с целью повышения познавательной активности школьников. Урок с применением проблемного обучения организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы.

Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

Способы, которые применяются в образовании и в нашей школе следующие:

  • Эвристические беседы
  • Уроки-семинары
  • Использование произведений искусства, художественной и научно-популярной литературы, телевизионных научно-популярных передач
  • Физические эксперименты
  • Домашние опыты
  • Занимательные формы (кроссворды,сканворды и т.д.)

Итак, развитие познавательной активности способствует повышению творческой деятельности учащихся, качеству знания и повышению положительных мотивов к учебе в целом. Целенаправленная работа по формированию стойкого интереса к предмету, применение активных форм обучения приносит свои плоды. Все приведенные приемы были многократно практически апробированы на уроках, имели положительный результат в формировании как кратковременного, так и устойчивого интереса к изучаемому материалу и всего предмета в целом, что в конечном итоге способствует повышению продуктивности, эффективности урока, раскрытию, реализации и развитию индивидуальности учащихся.

Предложения и рекомендации:

*вести целенаправленную работу по формированию стойкого интереса к предмету, т.к. применение активных форм обучения приносит свои плоды.

*организовать «День открытых дверей» для родителей перед праздником «Слет отличников и хорошистов» (посещение без разрешения администрации, но в один определенный день родителями любого урока)

*продолжать активное сотрудничество с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

обобщение опыта работы

Повышение вычислительной культуры учащихся - презентация и описание слайдов...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...