Дифференцированный подход в обучении как способ подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике.
статья по математике (9, 11 класс) на тему

Мурнаева Любовь Викторовна

Применение дифференцированного подхода в обучении для подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannyy_podhod.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении

как способ подготовки учащихся

к итоговой аттестации по математике.

        В настоящее время при подготовке к итоговой аттестации каждый ученик ставит себе целью очень разный итоговый результат. Кто-то сдает экзамен по математике базового уровня, а кто-то профильного. И даже при сдаче базового экзамена ученики ставят для себя различные конечные цели. Некоторые  подростки принципиально не стремятся освоить материал на достаточном уровне и стремятся остановиться на минимальных знаниях по предмету, объясняя свое стремление тем, что им математика не понадобится в жизни, а для получения аттестата достаточно сдать экзамен на тройку, а больше им и не надо.

       Во всех этих ситуациях в помощь учителю приходит дифференцированный подход в обучении.

       Из теории мы знаем, что:

Цели дифференциации обучения.

  1. С психолого-педагогической точки зрения – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.
  2. С социальной точки зрения – целенаправленное воздействие на формирование индивидуального творческого, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена в обществе в его взаимоотношениях в социуме.
  3.  С дидактической точки зрения – разрешение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.

Виды дифференциации.

       Внутренняя дифференциация – различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс). Осуществляется путем учета индивидуальных особенностей учащихся – уровневой дифференциацией.

      Уровневая дифференциация – обучение учащихся класса в рамках одной программы и одного учебника, позволяющее учесть уровень возможностей каждого ученика. Определяющим является уровень обязательной подготовки (базовый уровень), задающийся образцами типовых задач.

      Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик услышит изучаемый материал в полном объеме, увидит образцы учебной математической деятельности, но воспримут его в различном объеме и добровольно выберут уровень усвоения и отчетности, ориентируясь на результат своего труда. При этом задачей учителя является привести учащихся к более высокому уровню знаний и умений.

      Таким образом, дифференциация обучения позволяет ориентироваться на уровень ученика, его пожелания и даже привести его к более высокому уровню знаний.

      Опыт говорит о том, что такой подход требует от учителя огромных временных затрат в планировании и осуществлении учебного процесса, т.к. учитель должен продумать и составить разноуровневые задания для учащихся и их рассмотрение в учебном процессе.

        Основным в данном подходе является освоение всеми учащимися алгоритма решения типовых заданий. Для этого учитель на первом этапе показывает алгоритм решения задания, на втором этапе отрабатывается учениками решение подобных заданий у доски, а на третьем этапе учащиеся решают такие задания самостоятельно и только на четвертом этапе происходит оценивание результатов учащихся.

          На третьем этапе учитель должен проконтролировать правильность решения и провести коррекцию, если ученик решает неправильно. И ученик должен знать, что его неудачи в данный период не приведут к отрицательным оценкам. Что будет способствовать созданию благоприятной учебной атмосферы. Для данного этапа нужен большой набор типовых заданий, т.к. скорость освоения учебных навыков у учащихся различна. Некоторым достаточно решить  пару типовых заданий и они уже могут переходить к решению задач более сложного уровня, а некоторым надо решить большее количество заданий.  В настоящее время существует огромное количество ресурсов (открытый банк заданий ФИПИ, варианты заданий для подготовки к экзаменам базового и профильного уровня и т.д.), содержащих типовые задания, что позволяет облегчить работу учителя.

          Домашнее задание должно содержать так же набор посильных типовых заданий, позволяющих отработать основные математические навыки и закрепить у ученика ситуацию успеха. При этом учитель должен озвучить минимальное количество задач для домашнего решения. Часть учеников ограничатся  минимальным набором, а часть сделают все.

          После освоения всеми учащимися заданий данного уровня можно переходить к рассмотрению более сложных комбинированных задач. И так же как и при рассмотрении типовых заданий необходимо соблюсти все четыре этапа.

         Рассмотрение сложных комбинированных задач должно происходить в полном объеме, так как учащиеся способные освоить математику на высоком уровне должны пройти через полноценный учебный процесс.

         Конечная дифференциация происходит не за счет различного уровня преподавания для различных групп учащихся, а за счет различного уровня требований к усвоению материала. Это позволяет ориентироваться на реальные возможности учеников.

         При этом не обязательно составлять несколько разноуровневых вариантов контрольной или самостоятельной работы, что бы ученики самостоятельно выбирали уровень контрольной работы. Что может привести к тому, что часть учащихся способных воспринимать знания более высокого уровня, выберут низкий уровень контрольной работы, т.к. не захотят рисковать итоговой оценкой.

         Достаточно составить вариант контрольной, который будет содержать задания различного уровня. Главное что должны знать при этом учащиеся, так это критерии оценивания. А учитель должен видеть полное решение, чтобы проверить уровень усвоения материала и в случае необходимости провести дополнительную коррекцию.

        В таком уровневом подходе происходит индивидуализация и дифференциация процесса обучения. Практика показывает, что учащиеся освоившие решение типовых заданий стараются улучшить свою оценку и перейти на более высокий уровень. По моему мнению,  такой подход к обучению оптимален для подготовки к экзаменам  в старших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подготовка к итоговой аттестации по математике

из опыта работы по подготовке к ЕГЭ и ГИА...

« Повышение успеваемости, достижение глубоких и прочных знаний. Роль повторения в системе подготовки к итоговой аттестации по математике »

В данной статье рассматриваются пути повышения качества успеваемости обучающихся, эффективность подготовки к итоговой аттестации....

Подготовка к итоговой аттестации по математике (ЕГЭ базовый уровень)

В летний период учащиеся 10-х классов осмысливают пройденный материал за год.Хорошо бы начать повторение и подготовку к ЕГЭ с базового уровня.Варианты составлены с помощью сайта Дмитрия Гущина "РешуЕГ...

«Подготовка к итоговой аттестации по математике»

Статья о опыте работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации....

"Подготовка к итоговой аттестации по математике, учащихся с ОВЗ, с использованием информационно-коммуникационных технологий»

Задания являются стандартными для курса математики основной школы.Один из принципов работы детей с ЗПР- тренировочный. На консультациях обучающимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые д...

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ И ФИЗИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОО

Основная подготовка выпускников к ОГЭ по математике осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и раньше, начиная с 5 класса. Исключительно важным становится целенаправл...