Математический вечер для старшеклассников "Мы в эфире"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)

Распопова Надежда Алексеевна

Материал представляет собой методическую разработку внеклассного мероприятия по математике для старшеклассников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher_my_v_efire.docx185.77 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий математического вечера «Мы в эфире».

Цель:

  1. Привить интерес к предмету.
  2. Развить интеллектуальную культуру средствами математики.
  3. Воспитание самостоятельности, чувства ответственности, коллективизма.

Оформление:

Презентации на экране.

Правила игры. В игре участвуют две сборные команды 8-11 классов по 7 человек в каждой. Команды заранее придумывают себе названия и девизы, а также отличительные знаки. Победители получают грамоты и призы.

Ход мероприятия:

                           (Звучит музыка 1. «За партой» Выходят ведущие)      (Слайд 1)

Ведущий 1:  

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмем язык и век -

Всегда стремился к знанью человек…

Ведущий 2. Добрый вечер, дорогие друзья.

Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит и учится математике, кто занимается и увлекается математикой и даже тех, кто ещё не знает, что может любить математику.

Ведущий 1. Сегодня наш вечер  мы посвящаем самой замечательной, самой древней, самой красивой, самой полезной  и самой умной науке – математике.

(Звучит песня  Песня " Школьная пора”)       

1. В Греции древней, далекой много дней и ночей

Над геометрией думал и теорему придумал…

Нет Пифагора великого в мире мудрей!

Припев.     Вместе с математикой к нам на планету

                   Интернет вселился и правит прогресс.

                   Через века слышим гения голос:

                  "Думай и трудись, пока мир не исчез!”

2. Где-то в Европе далекой жил Декарт, жил Виет.

    Алгебре верно служили, много законов открыли…

    Слава великим! На свете мудрее их нет!

                                                                                 Припев.

3. Быстро века пролетели и сегодня опять

   Кто-то решает задачу, верит в мечту и удачу,

  Хочет скорее законы свои открывать!

                                                                                 Припев.

Ведущий 2. Друзья, поверьте, вы пришли сюда не зря.

                    Мы напрягать сильно  умы ваши не будем,

                    Немного логики, веселья, смелости, ума.

                    Сегодня состязаться будут люди,

                    Которым  выпал жребий и удел -

                    Быть самым остроумным в школе нашей,

                    Поверьте, перед вами лучшие умы,

                    Они в игре себя ещё покажут.

 Ведущий 1. Представляем вам этих замечательных, смелых, эрудированных,  юных математиков нашей школы.  Две команды встретятся в поединке на право носить звание «Лучшие математики школы».

Пожалуйста, представьтесь, команда №1,   №2  (представляются).

(В команде 6 человек,  по 2 человека из 8-10 классов, по жеребьёвке,  заранее).

Ведущий 2.  Спасибо за представление. Какой же бой без судейства. Сегодня, эта честь выпала на долю умных и талантливых людей. Разрешите их представить:

  1. Звягинцева Светлана Юрьевна – директор школы;
  2. Павлова Галина Евгеньевна – завуч школы, учитель математики  по профессии,
  3. Призова Татьяна Владимировна  - руководитель методического объединения точных наук;
  4. Выпускница нашей школы –

Ведущий 1. Мы начинам состязанье,

                Наш добрый зритель, поддержи!

                Аплодисменты,  крики, восклицанья,

                    Болельщика активность прояви!

                                                                                            (Слайд 2)

Ведущий 2. Сегодня, дорогие друзья,  мы приглашаем вас на просмотр знакомых телепередач, которые будут представлены в новом формате 3-D, предлагаемые нашей фирмой «11-Х». Особенность сьёмок -  прямой эфир, сразу 9 каналов в вашем распоряжении.                                                                                          

Ведущий 1. Итак, мы в эфире. Смотрим на экран и наслаждаемся показом, всем хорошего отдыха. (На экране слайд).                             (Слайд 3)   

Ведущий 2. На экране 9 известных телепрограмм, капитан команды №1, какой канал вы предпочитаете посмотреть? ( Выбирает)

Ведущий 1. ОРТ – 1 канал  Игра: «Кто хочет стать миллионером» (4 - 12 слайд)

 Правила: От каждой команды участвует один человек. Участники отвечают на вопросы (всего 10 вопросов) одновременно, поднимая соответствующую карточку (А, В, С или D). При неправильном ответе участник выбывает из соревнования. Но в процессе игры участник имеет право на три подсказки: 50х50 (убирается  две карточки с заведомо неверными ответами), помощь зала (участник может посовещаться со своей командой), звонок другу (за участника отвечает любой представитель его команды по его выбору).

Вопросы: (на слайдах) Начинаем игру.

1) Что в переводе с греческого языка означает слово «геометрия»?

1. Наука                        3. Измерение

2. Изучение                            4. Землемерение.

2) Назовите древнегреческого ученого-математика, имя которого носит геометрия, изучаемая в школе.

1. Архимед                3. Евклид

2. Пифагор                4. Аристотель.

3) Кто впервые ввел буквенную символику в алгебру, в частности буквенные обозначения для неизвестных?

1. Пифагор                3. Лейбниц

2. Диофант                4. Виет.

4) Купцы какой страны называли цену товара, взяв друг друга за руки и нажимая на определенные суставы пальцев. Не оттуда ли пошли слова «ударить по рукам», означавшее заключение торговой сделки?

1. Китай                        3. Греция

2. Россия                        4. Египет

5. Какое из чисел самое маленькое?

1http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/636448/Image1223.gif    2. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/636448/Image1225.gif    3. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/636448/Image1224.gif     4. 4

6.Что является графиком функции http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/636448/Image1226.gif

1. Прямая.                          3. Гипербола.

2. Парабола.                      4.  Ветвь параболы.

7.  Множество каких чисел самое большое?

1. Действительных.            3.   Рациональных.              

2. Натуральных.                    4. Целых.

 8.

Ведущий 2. Спасибо за ответы, а мы продолжаем показ передач. Теперь первым в выборе передачи будет капитан команды №2.  Ваше предложение,  на какой канал переключаемся?     (отвечает)

Ведущий 2. ТВ центр  представляет «АбвгДейка»  (13 – 38 слайды)

Правила: Участвует вся команда. Команды по очереди называют слово, относящееся к математике, на определённую букву алфавита, появляющейся на экране, по порядку. За каждое слово команда получает 1 балл. При отсутствии ответа команда пропускает ход.   Например, на букву а – слово аксиома  и т.д.

Ведущий 1. Спасибо, вы знаете много математических терминов, и с русским языком вы дружите, а мы продолжаем смотреть ТВ. Слово за командой №1.Капитан вам слово.  (выбирает канал).

Ведущий 1. Канал Культура  предлагает передачу  «Мировые сокровища культуры»                   (40 слайд)

Правила: Команды за 5 минут пишут пословицы и поговорки, где встречается число. Количество очков соответствует количеству записей.     Например: Если двое ссорятся – оба виноваты.

Ведущий 2. Пока ребята выполняют задание,  давайте просто посмотрим видеосюжет. 11 класса представляет.    (Просмотр сценки «Сдача ЕГЭ»).

Мы возвращаемся к нашим игрокам. Время истекло, всё что написали, прочитайте вслух.  Первой отвечает команда №2.(читают).

Ведущий 1. Спасибо,  а мы продолжаем. Капитан команды №2, а какой вам канал симпатичен? Выбор за вами. (выбирает программу).

Ведущий 2.  Канал Спорт представляет передачу  «Биатлон. Гонка преследования.» (41 – 43 слайды презентации)

Правила: Команды выстраиваются в цепочку, как на эстафете. Участники, берут микрофон как эстафетную палочку, читают вопрос, сразу дают ответ, затем передают  микрофон следующему игроку. Если кто-то  не знает  правильный ответ, то передаёт микрофон другому игроку, который должен ответить на этот же вопрос. В итоге теперь вопросов и ответов станет на 1 меньше. Гонка  продолжается до последнего игрока. Баллы начисляются по количеству правильных ответов.

Вопросы: (на отдельном листке, на слайде)

Биатлон.

  1. Сумма одночленов. (многочлен)
  2. Сотая часть числа. (процент)
  3. Что есть общего у равнобедренного треугольника и степени.   (основание)
  4. Форма футбольного мяча. (шар)
  5. Наибольшее двухзначное число. (99)
  6. Зависимость одной переменной от другой (функция)
  7. На сколько надо разделить 3, чтобы получить 6. ( на 1/2)
  8. Сколько минут в 3/5 часа (36)
  9. У греков это натянутая тетива, а у нас? (гипотенуза)
  10.  Это название  происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающиеся на две части». О чем идет речь?                 (биссектриса)

  1. Сколько секунд в градусе. (3600)
  2. График линейной функции. (прямая)
  3. Сколько нулей в записи числа миллиард. (9)
  4. Какое число делится на все числа без остатка. (0)
  5. Какое число не является простым и составным. (1)
  6. Когда 2 и 2 бывают больше 4?          (число 22)
  7.  Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?          (без дроби)
  8. Корень уравнения | х | = -7
  9. Число одна треть которого составляет 12 (36)
  10. О каких числах идет речь? Одни из них – долг, другие – имущество        .(отрицательные и положительные)

Ведущий 1.  Мы снова в круговороте событий. Продолжаем смотреть наш телевизор. Капитан команды №1. Выбирайте свой канал.  (выбирает)

Ведущий 1. Наше  телевидение не бывает без рекламы.  ДТВ    «Реклама» (44 – 45 слайды презентации)

Канал ДТВ предлагает к просмотру два  видеоролика, подготовленные командами.

Правила: За 5 минут команды должны подготовить рекламный  ролик учебника математики. Конкурс оценивается по пятибалльной шкале.  

Ведущий 2. Пока команды создают свои шедевры, мы с вами окунёмся в школьный мир, где учитель и ученик всегда находят общий язык. Смотрите.

(сценка «На уроке»).

Ведущий 1.  Время истекло, предлагаем вашему вниманию рекламу команды №1 (затем №2) Спасибо, после вашей рекламы. Нам захотелось приобрести эти учебники, сколько б они не стоили.

Ведущий 2. Книги мы любим читать, но смотреть телевизор мы любим больше, правда ведь, поэтому снова выбираем канал, Выбор за командой №2. (Выбирают).

Ведущий 2.  Выбор замечательный. ТВ -3 представляет ТВ ●●● «Охотники на монстров» (46 – 49, 100 – 102 слайды презентации)

 Правила: После заставки на экране появляются ребусы (47 – 49 слайды)      

На разгадывание каждого ребуса выделяется 1 - 2 минуты. Если знаете ответ капитан поднимает руку. (Звучит музыка)

http://festival.1september.ru/articles/594359/02.JPG      http://festival.1september.ru/articles/594359/03.JPG      http://festival.1september.ru/articles/594359/04.JPG

Ответы: Ломаная    Корень   Дробь

Ведущий 2.  Вы отлично справились с этим заданием, и мы смело можем продолжать, следующий канал за капитаном команды №1. (выбор).

 Ведущий 1. НТВ - Очень распространённый канал, его смотрят многие и взрослые и дети.

НТВ передача «Устами младенца». 

Правила: Вопросы на видео. Внимательно послушайте и назовите, о какой математической величине идет речь в рассказах малышей. Внимание на экран.  Вопрос команде №2. Теперь вопрос команде №1.(Смотрят и отвечают).

Устами младенца

Вопросы на видео.                     (текст читает учащаяся Савенко 1 класс).

Вопрос 1.

  1. Она бывает разная и ее можно измерить. У одних она бывает больше, а у других меньше. Она бывает и у нас. Вот когда мы спешим в школу она становится больше, а когда возвращаемся из школы домой, она становится меньше. А когда мы спим, ее совсем не бывает.
  2. А еще она бывает у самолета и у ракеты. У ракеты она больше, а у самолета она меньше. А еще она бывает у машины. Машина, у которой она больше становиться впереди, а машина, у которой она меньше находиться сзади.                                                                                                                                        (Ответ: скорость)

Вопрос 2.

  1. Его можно увидеть дома и в школе. Он такой ровный, гладкий. У него есть углы, они такие прямые, все одинаковые. Вот у него такие стороны, они так сделаны, что одна сторона похожа на другую, а третья на четвертую.
  2.  Его можно сделать из бетона, стекла, дерева и других материалов. Если внимательно посмотреть, то его можно увидеть и в нашем классе.

                                                                                                                 (Ответ: прямоугольник)

Ведущий 2. Мы продолжаем. Вашему вниманию следующий канал, переключайте, команда №2. (выбирают).

Ведущий 2. Канал СТС представляет игру «Самый умный»

СТС «Самый умный»(55 – 57 слайды презентации)

Правила: Каждой команде предлагаются цепочки цифр. Игроки должны расшифровать слово, заменив цифры соответствующими буквами, пользуясь кнопками «мобильного телефона», изображенного на экране. Количество баллов зависит от числа правильных ответов и скорости выполнения задания.  Например, слово шар будет из цифр  826, понятно? Тогда думайте. Времени у вас немного  всего 5 мин. Обращаюсь к болельщикам, вы тоже можете помочь своей команде отгадать хотя бы одно слово, поверьте, это не просто.    (Звучит музыка).

Ведущий 1.  Время истекло, есть ли ответы у команд? Запишите слова и озвучьте их.  Первой отвечает команда № 1.Слово команде №2. (ответы)

Кто-то из болельщиков придумал ещё варианты?  (Спрашивает зал)

Задания для конкурса:      6635359 (степень)     6254 (угол)    65742 (точка)  53557435 (одночлен)   5334252 (медиана)

Ведущий 2. Спасибо, у нас остался последний канал. Включаем.

Ведущий 1. Канал МТВ не такой распространённый как другие, но передача интересная. Вашему вниманию «Тачка на прокачку».

МТV  «Тачка - на прокачку» (50 -54 слайды презентации)

Правила: Конкурс со спичками.

Задание 1   Переставить четыре спички так, чтобы получилось три квадрата.

Задание 2  Переложить 5 спичек так, чтобы получилось 2 квадрата.

Задание 3  Переложить 2 спички, чтобы получилось 7 равных квадратов.

http://festival.1september.ru/articles/594359/05.JPG                         

Ведущий 2.  

НТВ «Своя игра» (58 – 99 слайды презентации)

Правила: Это последний конкурс. Участвует вся команда. Игрокам предлагается несколько тем на выбор, по очереди команды убирают ту тему, которая им не нравится. Остаётся одна тема будущего вопроса.

Темы: Начальные геометрические сведения.   Преобразование выражений. Уравнения. Степень с натуральным показателем. Функции и их графики. Треугольники.   (Задаются вопросы по темам.)

Ведущий 1.

Спасибо. Игра закончена, жюри подводит итоги, а мы предлагаем вам пока посетить Блеф – клуб.

  1. Верите ли вы, что до Пифагора его теорема была известна?

(да, в настоящее время установлено, что эта важная теорема встречается в вавилонских текстах написанных за 1200 лет до Пифагора)

  1. Верите ли вы, что слово «трапеция»  греческого происхождения означавшее в древности «столик»

(да, слово «трапедзион» в переводе с греч. обозначает столик, обеденный стол)

  1. Верите ли вы, что ноль принадлежит множеству простых чисел?

(нет, первое простое число 2)

  1. Верите ли вы, что детская комната С.В.Ковалевской  была оклеена желтыми обоями?

(нет, комната была оклеена бумагой с записями лекций по высшей математике русского ученого Михаила Васильевича Остроградского)

  1. Верите ли вы, что простые числа открыли математики 16 века?

(нет, их знали еще древнегреческие математики)

  1. Верите ли вы, что ноль был придуман математиками 17 века.

(нет, ноль впервые был придуман в Вавилоне примерно 2 тыс. лет тому назад.)

Спасибо, за ответы.

Ведущий 2

Вот закончилась игра.

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

В игре сегодня отличился?

Слово жюри.

Ведущий 1.

Друзья, приветствовать мы рады

Вас всех, кто праздник подарил,

Мы точно знаем, что сегодня

Вас кто-то просто удивил!

Ведущий 2.

Школьники всех времен!

Умнее вас нам не сыскать.

Сегодня вечер завершен,

Но каждый должен знать:

Познание, упорство, труд

К прогрессу приведут!

Приглашаем всех на дискотеку.

Что? Где? Когда?

В черном ящике находится «счетная машина», которую в Древнем Китае наз. «суан-пан», в Японии- «сорубан». Как называют эту счетную машину в России?

Через 1 мин. Назовите то, что лежит в черном ящике.                        (счеты)

В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова означающего в переводе «игральная кость». Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в черном ящике?                                (кубик)

Поле чудес

О каком  древнегреческом ученом-математике, создателе мощных катапульт, основателе гидростатики, гигантских кранов, защитнике Сиракуз идет речь в этом стихотворении:

Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечен.

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом

Прошла столетий вереница,

Научный подвиг не забыт.

Никто не помнит, кто убийца,

Но знают все, кто был убит.

(От руки римского солдата в день падения Сиракуз погиб древнегреческий ученый Архимед.)

Тесты

5) Учителя математики часто говорят: «Разжевали теорему, только проглотите». В одном из литературных произведений встречаются такие слова: «Каждая теорема с тщательным доказательством  переписывается на тоненькой облатке чернилами из микстуры от головной боли. Ученик глотает облатку натощак и в течении трех следующих дней не ест ничего, кроме хлеба и воды. Когда облатка переваривается, микстура поднимается в мозг, принося с собой туда же и теорему»

В какой книге описывается  этот способ обучения математике?

1. «Алиса в стране чудес»                3. «Путешествие Гулливера»

2. «Приключения Тома Сойера»        4. «Остров сокровищ»

Что больше: 1020 или 2010 

Вопросы для болельщиков.

12. Как называются две прямые, которые не пересекаются?  (параллельные или скрещивающиеся)

3. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?                          (без дроби)

4. Назовите количество делителей простого числа.                                                  (два)

5. Назовите наименьшее простое число.                                                                 (2)

 6. Назовите одного из авторов учебника по геометрии.                         (Атанасян, Погорелов)

7. Назовите наибольшее отрицательное целое число.                                                  (-1)

8. У Марины было целое яблоко, 2 половины и 4 четвертинки. Сколько было у нее яблок?         (3)

9. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?          (8 часов, 2000)

10. В каком случае верно равенство: 19+15=10?          (время, 19 ч = 7 ч, 15 ч = 3 ч, 7 ч + 3 ч = 10 ч)

11. Чему равно произведение всех цифр?                                                                  (0)

14. Как можно одним мешком пшеницы, смолов ее, наполнить два мешка. Которые столь же велики, как и мешок в котором находиться пшеница?                                  (мешок вложить в мешок)

На мелодию песни «Позвони мне позвони» из киноф-ма «Карнавал».

Позвони же, позвони,

Дай сигнал концу урока!

Если вызовут к доске,

Знаю точно, будет плохо.

Бесполезно вызывать –

Я не сделаю задачу,

И сижу я – чуть не плачу,

И сижу я – чуть не плачу,

Ну, скорее зазвони! 

Дело, в общем, не в звонке.

Дело, в общем-то, в везенье,

До сих пор не знаю я

И таблицы умноженья 

Я вам больше расскажу,

Я и буквы-то не знаю,

Все равно счастливым стану,

Все равно счастливым стану,

Ну, скорее зазвони!


6.Как разделить 188 на две равные части, чтобы в каждой из них получилось сто? (5оч.)

• 1.Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов: "Яд, мудрецом тебе предложенный прими, Из рук же дурака не принимай бальзама!"          (Омар Хайям)

• 2.Какой русский писатель окончил физико-математический факультет?        (А.С. Грибоедов)

• 3.В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова: "Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа? (10 000)

• 4.Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)

• 5.Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике?  ( Л.Н. Толстой)

• 6."В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)

• 4.У греков это натянутая тетива, а у нас? (гипотенуза)

• 5.Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень"? (градус)

• 6.Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр)

Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0)

О! Математика, наук царица.
Всё может без тебя остановиться.
Да. Машин не будет и не будет тракторов,
Не будет связи, спутников, компьютеров.
Ни интернета, ни Е-мэйл, ни игротек,
Ни телевиденья, ни даже дискотек.
Не будет света и тепла во всех домах,
Не будет праздника, а только мрак и страх. 
Всё потому что миром вечно правит он:
Немыслимый математический закон

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физико-математический вечер для старшеклассников

Каждый из нас тренирует свои руки, ноги, брюшной пресс, чтобы выглядеть сильным, стройным и красивым. И разумеется, что еще с большим усердием надо тренировать то, что дает нам людям превосходство над...

Сценарий математического вечера

Внеклассное мероприятие...

"Математический вечер"

Математический вечер рассчитан на учащихся 6 - 9 классов и проводится как завершающий этап  "Недели математики".Ведущие вечера - старшеклассники.Но можно его провести и для учащихся 5 классо...

Математический вечер

Сценарий классного часа "Математический вечер"...

Математический вечер

Внеклассное мероприятие...

Математический вечер

Математический вечер «Пускай мы Пифагорами не станем? А вдруг!»...