Продуктивное обучение - основа обучаемости детей. Дидактическая игра
методическая разработка по математике (5, 6 класс) на тему

Прокофьева Тамара Александровна

Работа рассматриваем вопросы методики использования дидактической игры на уроках математики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produktivnoe_obuchenie.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

1)«Продуктивное обучение – основа обучаемости детей.
Дидактическая игра»

2)Жизненное кредо:

«Будущий день не любит, когда его ждут, сложа руки на коленях. Его надо делать самим»                              Валентин Пикуль

Цитата дня: 

«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»

    Бенджамин Франклин (дипломат, американский  политический деятель,       18 век)

3)Проблема современной школы – низкая учебная мотивация, следовательно – недостаточно высокое качество обучения.

 4)Все мы знаем пирамиду зависимости эффективности методов обучения от степени вовлеченности учеников в процесс учебы.

  5) Уже третий год дети в среднем звене учатся в условиях действия Федерального Государственного Образовательного стандарта.

Но вопросов по-прежнему много.

  • Каким должен быть урок, чтобы он формировал не только предметные, но и метапредметные результаты?
  • Как правильно спланировать деятельность учащихся на уроке?
  • А что делать с традиционными видами работы учащихся на уроке? Ведь они позволяли формировать устойчивые предметные результаты, которые никто не отменял и в новом стандарте.

Главное, что точно было ясно, урок должен быть другим, он должен отличаться от урока вчерашнего. Но чем?

Первое отличие – меняется деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. В основе урока современного типа заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, в ходе которого обучающийся научится анализировать, планировать свою деятельность, разрабатывать алгоритм своих шагов, выделять главное, формулировать и аргументировать свою точку зрения, работать в группах, оценивать свою работу.

Второе отличие современного урока я вижу в том, что на уроке у школьника должны формироваться не только знания, умения, навыки, но и универсальные учебные действия. Формировать универсальные учебные действия призваны все предметы учебного плана. Большая роль при этом отводится математике.

В 2015 году я прошла дистанционные курсы в обучающем центре Санкт-Петербурга под руководством Башмакова Марка Ивановича по теме «Проектная и игровая деятельность учащихся как средства реализации требований Федерального стандарта»

     6) Марк Иванович Башмаков – профессор, действующий член Российской Академии образования, автор многих учебников и учебных пособий нового поколения для учеников по математике, руководитель института Продуктивного обучения, был активным участником и организатором системы Всесоюзных олимпиад школьников, является членом редакционных советов массового научно-популярного журнала «Квант» и журнала «Математика в школе».

      В рамках реализации концепции продуктивного обучения под руководством М. И. Башмакова создана система массовых дидактических игр и конкурсов. Образцом для таких конкурсов стал математический конкурс «Кенгуру», в котором участвуют школы более 20 стран. В России конкурс проводится с 1994 года

      Вопросами продуктивного обучения Башмаков занимается более 20 лет и основывает свою работу на исследованиях психолога Холодной Марины Александровны, специалиста в области педагогической психологии и когнитивных стилей (характеристик того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию).

7) Цель моей работы –

изучить сущность дидактических игр и определить их роль в процессе активизации познавательной деятельности школьников при продуктивном обучении.

8) Задачи:

  • изучить основы продуктивного обучения
  • изучить теоретический материал по вопросам дидактической игры
  • определить основные условия проведения дидактической игры и требования к их подготовки
  • выявить структуру, функции, виды, этапы дидактических игр.

……………………………………………………………………………….

Определение продуктивного обучения:

      Продуктивное обучение – это личностно ориентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образования на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых индивидуумом и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, профессиональную ориентацию, осуществ- ление различных этапов профессионального образования, его уверенное вхождение в социум с учетом своих склонностей и особенностей своего развития на основе широкого использования информационных обучающих технологий.

(М.И.Башмаков, С.И.Поздняков, С.Б.Резник, 1997)

……………………………………………………………………………….

9) Организация деятельности предполагается на каждом этапе урока. И она должна быть такой, чтобы у учащихся сформировались УУД.

А это значит, учителю просто необходимо особым образом подобрать содержание материала. Оно должно быть интересным для ученика, способствовать процессу познания и развитию личности.

Большинство заданий в учебнике – это задания репродуктивного (воспроизводящего) характера, т.е. задания типа «назовите…», «решите …», «приведите примеры…», «расскажите правило…» и т.д.  

     Многие умения у учеников на уроках математики вырабатываются именно на задания репродуктивного характера, но при частом использовании этого метода обучение может превратиться в чистую формализацию, а усвоение знаний станет просто неосмысленной зубрежкой.

    Продуктивный вариант, в отличие от репродуктивного, содержит ряд новых элементов (выдвижение и проверка гипотез, оценка вариантов и др.)

Продуктивные задания – задания, ход выполнения которых не описан в учебнике. Имеются лишь подсказки.

Важно, что если репродуктивные задания нацелены на предметные результаты, то продуктивные – на предметные + метапредметные результаты.

Как традиционные задания сделать продуктивными?

1.  Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому

Традиционное

Продуктивное

Найди
число, если 11 % его равно 275.

Представь, что ты являешься
финансовым консультантом по вопросам вкладов. Дай совет своему клиенту о том, какую сумму ему необходимо положить в банк, чтобы к концу года получить доход в 275 $ при условии, что годовая процентная ставка банка 11 %. Свое мнение объясни.

 2. Отрабатывать учебные алгоритмы на материал жизненных ситуаций

Традиционное

Продуктивное

Вычислите площадь прямоугольника со сторонами 13 м и 23 м 

Сколько линолеума (кв. м) потребуется для того, чтобы застелить пол класса, если его измерения 13 м и 23 м.

3.  Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации

Традиционное

Продуктивное

Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет. В пакетах было 12 кг конфет, в
коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках.
Сколько конфет было в ящиках?

Найдите в задаче лишние данные: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках.
Сколько конфет было в ящиках?» Измените условие и решите задачу.

 4. Дать задание паре или группе, распределив роли участников

Традиционное

Продуктивное

Назовите
преимущества и недостатки графического метода решения уравнений

 

Поработайте в паре:
один из вас приводит преимущества этого метода, другой – ее недостатки; затем поменяйтесь ролями и обсудите эффективность использования графического способа для решения уравнений.

10) При продуктивном обучении изменяется роль ученика. От послушного слушателя – к активному участнику образовательного процесса.

11) Учитель в этом процессе – модератор, консультант, старший партнер.

12) Рассмотрим порядок выполнения продуктивного задания:

1) Осмыслить задание (что надо сделать?).

2) Найти нужную информацию (текст, рисунок, …).

3) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…).

4) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что…,  во-первых…, во-вторых… и т.д.».).

5)  Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя.

13) Продуктивные методы обучения:

  • Проблемное обучение
  • Решение одной задачи различными способами
  • Метод проектов
  • Метод кейс-технологии
  • Дистанционное обучение (обучающие программы)
  • Метод портфолио
  • Игровой метод

14) Я выбрала для подробного изучения игровой метод, главным элементом которого является дидактическая игра.

В зависимости от игровой цели игры бывают:

  • творческие
  • игры с раздаточным материалом
  • игры- соревнования

Использование дидактической игры в системе обучения математики        в  5–6 классах является важным средством повышения интереса, а значит развития внимания. Удобно использовать дидактические игр и более старшем возрасте.

Идея игры состоит в том, что учитель формирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему.

15) Рассмотрим, в чём состоит специфика дидактической игры. Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает её от всякой другой деятельности.

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.

Рассмотрим основные структурные элементы дидактической игры.

Игровой замысел – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придаёт игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний. Игровой замысел определяет характер игрового действия, которое даёт возможность детям учиться в тот момент, когда они играют.

Игровые действия регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряют устным решением задачи.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы, компьютерные презентации.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

16) Требования к организации дидактических игр:

  • игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся;
  • игра должна быть доступной для данного возраста, цель игры - достижимой, а оформление красочным и разнообразным;
  • обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;
  • присутствие элемента соревнования между командами или отдельными участниками;
  • роль активности учащихся во время проведения игры;
  • воспитательное, познавательное значение игры.

Роль учителя при организации дидактических игр и игровых элементов:

  • положить начало творческой работе учащихся;
  • контроль и руководство учителя не должны подавлять инициативу и самостоятельность детей;
  • может быть подготовить учащихся старшего возраста для проведения игр в 5 классе (если это большая игра во время Недели математики);
  • подготовить контрольные карты

17) При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

  • Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
  • Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
  • Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
  • Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
  • На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?
  • Как обеспечить участие всех школьников в игре?
  • Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
  • Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
  • Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?

При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

  • Правила должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
  • Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
  • Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
  • При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль её результатов со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учёте, неясности в самой организации учёта приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры.
  • Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
  • Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.
  • Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение необходимо последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр.
  • Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
  • В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
  • Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его не в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – её эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует изменить обстановку на уроке. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.

18) Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

Хотя дидактические  игры можно применять  на любом этапе урока.

  1. Этап входного контроля.

Здесь можно применять различные игры-упражнения. 

Занимают они 10-15 минут урока и направлены на совершенствование познавательных интересов, осмысление и закрепление учебного материала, применение его в новых ситуациях. Это– разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки и т.д.

Они могут быть индивидуальными, парными, групповым. Чаще всего они носят соревновательный характер.

Можно провести опрос по теории в виде кроссворда.

  1. Этап изучения нового материала.

      Применяются различные игровые ситуации. В большинстве случаев они применяются в качестве вспомогательного средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Они не требуют дополнительного времени для разъяснения правил игры.

  1. Этап закрепления знаний – самый удобный для использования дидактической игры.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умение и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но в самом содержании математического материала.

          Здесь игры служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Сюжеты таких игр могут быть разнообразными: сказочными, фантастическими, экологическими, историческими и т.д. Это могут быть викторины, математические турниры, КВН, Своя игра, Счастливый случай, математический аукцион и т.д.

              Чаще всего в этих случаях класс делится на группы. Дети организованы в группы с разным уровнем развития: средний, низкий, высокий.

У одноклассников проще спросить не понятное, получить консультацию, попросить объяснить. Значит, нужно организовать работу на уроке так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить непонятное и, чтобы не было страшно получить неудовлетворительную оценку.

Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. При коллективной работе создаются следующие условия: понимание ученика и уважение к ученику (ученик чувствует себя значимым, полезным, с ним совещаются, разговаривают); помощь со стороны учащихся и учителя при необходимости. Помощь незаметная, грамотная, посильная; каждый ученик в конце урока получает удовлетворительную оценку за свой труд.

19)

  1. Этап обобщения и систематизации знаний  - сказка, КВН.  

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направленных на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях».

  1. Этап проверки знаний

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении. Проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

Графические диктанты.

22) Дидактическая игра имеет целью обучение, развитие и воспитание. Сущность обучающей игры - моделирование и имитация. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реальные действия.
      Достоинства игры: изучаемый материал делается личностно-значимым для ученика, формируется отношение к материалу; игра стимулирует творческое мышление; создает повышенную мотивацию к учению; формирует коммуникативные качества. Ограничения в применении игры: требует больших затрат учителя по разработке; часто игровой азарт победить заслоняет для ученика познавательные цели.

«Бывает, что во время урока математики,

  Когда даже воздух стынет от скуки,

  В класс со двора влетает бабочка…»

                                                 А.П.Чехов

Такой бабочкой становится игра – активнейшая форма человеческой деятельности.

25) Литература:

  1. Башмаков, М. И., Информационная среда обучения / М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник. – СПб.: «Свет», 1997.
  2. Башмаков, М. И. Теория и практика продуктивного обучения  –                         М.: Народное образование, 2000.
  3. Башмаков М.И., Ларионов М.С. Ипокрена.

Педагогический альманах- СПб: ООО «ЦПО», 2014.

  1. Холодная, М. А. Школьные технологии / М. А. Холодная. –                                   М.: Народное образование, 2000
  2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: кн. Для учителя –      М.: Просвещение, 1990
  3.  Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике:

кн. Для учителя- М.: Просвещение, 1995

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Материал о роли дидактических игр в работе по развитию речи детей дошкольного возраста....

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей хореографической студии "Антураж" «Обучение основам хореографии детей с особенностями развития здоровья».

Программа дополнительного образования хореографической студии «Антураж» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и осн...

Продуктивное обучение - основа реализации ФГОС

Презентация знакомит с понятиями продуктивновность, продуктивное обучение; раскрывает основы и  инструменты продуктивного обучения....

Дидактическая игра и игровые приемы в обучении детей с нарушением интеллекта

В связи с особенностями развития дети со сниженным интеллектом в большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения обще...

Индивидуальный перспективный план по самообразованию на тему "Обучение основам дизайна детей младшего и среднего школьного возраста"

Содержание работы:Общие понятия о дизайнеЦелиЗадачиМотивацияНаправленностьНовизнаАктуальностьЦелесообразностьПерспективный план-таблица (на 5 лет обучения)Заключение...

Методическая разработка по обучению основам грамоты детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровнем речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста ОНР III уровнем речевого развития Тема:Фонетико-фонематическая тема: Звуки [Ы]-[И], буквы «Ы»-&la...