Конспект урока "Сложение и вычитание 4-значных чисел"
методическая разработка по математике (6 класс) на тему

Бутрина Ольга Витальевна

Данная работа представляет собой конспект урока по теме "Сложение и вычитание 4-значных чисел" для обучающихся 6 класса коррекционной школы с интеллектуальными нарушениями. Форма учебного занятия: обобщающий урок-сказка. Задачи  урока:

  1. Проверить умения обучающихся выполнять устное и письменное сложение и вычитание чисел на однозначное число в пределах 10 000.
  2. Развивать память и внимание обучающихся.
  3. Воспитывать культуру взаимоотношений между детьми; повышать интерес обучающихся к математике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа»

Учитель: Бутрина Ольга Витальевна.

Класс: 6

Тема учебного занятия: «Сложение и вычитание 4-значных чисел».

Продолжительность учебного занятия: 40 минут.

Форма учебного занятия: обобщающий урок-сказка.

 Задачи  урока:

  1. Проверить умения обучающихся выполнять устное и письменное сложение и вычитание чисел на однозначное число в пределах 10 000.
  2. Развивать память и внимание обучающихся.
  3. Воспитывать культуру взаимоотношений между детьми; повышать интерес обучающихся к математике.

Ход учебного занятия:

Этапы учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

№ слайда

Знания

Умения

1. Организационный момент

2 минуты

Сообщить тему и цели урока.

Словесный

Фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Здравствуйте, ребята.

-Сегодня у нас необычный урок. Мы сейчас не просто пожелали друг другу добра, мы попадём в сказку, где будем помогать ДОБРУ побеждать ЗЛО. А для этого вам понадобятся те знания, которые вы получили на предыдущих уроках. То есть вы будете складывать и вычитать числа в пределах 10000, а еще внимательно слушать и быть активными. Я знаю, что у вас всё получится. И так, в СКАЗКУ!

Ребята разбиваются на пары и проводят тренинг «Пожелание добра»:

-Я желаю тебе сегодня добра.

-Ты желаешь мне сегодня добра.

-Мы желаем сегодня друг другу добра.

Ученики садятся, слушают учителя и настраиваются на работу.

2.

Расшифровывание названия сказочной страны

5 минут

Проверить умения обучающихся выполнять сложение и вычитание чисел.

Знать:

 алгоритмы устного и письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

Уметь:

применять знания к решению примеров.

Словесно-наглядный.

Индивидуально-фронтальная.

Слайд  №1, №2, №3

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-На море-океане, на острове Буяне есть сказочная страна. Жители этой страны очень любят решать примеры, задачи, разгадывать ребусы и головоломки. Название этой страны вы узнаете, выполнив следующее задание: у вас на партах лежат карточки жёлтого цвета с примерами на сложение и вычитание чисел. На обратной стороне каждой карточки написана буква. На доске вы видите карточки с числами, которые являются решениями ваших примеров. Вам нужно решить в рабочей тетради пример или примеры, а затем на доске найти карточку с числом, который является ответом вашего  примера. Под этой карточкой вы, перевернув свою карточку, вешаете букву.  В результате, если вы все решите правильно, на доске появится слово из 9 букв. Это и будет название сказочной страны.

Получится название сказочной страны «ПРИМЕРНАЯ».  

Обучающиеся решают примеры по индивидуальным карточкам жёлтого цвета:

1.Бабанова К. (8010 – 1265 =)                            (п)

2. Дворников С. (2594 + 3476 =)                        (р)

3. Пирожников В. (5417 - 1632 =)                      (и)

4. Кузнецов Р. (3978 + 4131 =)                           (м)

5. Челышев П. (3084 + 1224 =)                           (е)

6. Баракин Е. (7380 + 2345 =)                              (р)

7. Саидов О.  (5680 - 1375 =)                               (н)

8. Насибов С. (3649 + 4684 =;  9020 – 375 =)     (а)

9. Белов Д. (17 - 5 =)                                             (я)

10. Белов К. (12 + 6 =)                                          (я)

Этапы учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

№ слайда

Знания

Умения

3.

Геометрическая пятиминутка.

5 минут

Развивать внимание и память обучающихся.

 Знать понятия:

-прямоугольник,

-круг,

-треугольник.

Уметь

распознавать означенные фигуры.

Наглядный.

Фронтальная.

Слайд №4

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  - В стране Примерная жители часто играют в игры на развитие памяти и внимания. Давайте и мы с вами поиграем в такую игру.

     Обучающимся предлагается за 20 секунд запомнить содержание кадра, на котором изображены синий треугольник, зелёный круг и красный прямоугольник. Затем изображение убирается, а учащимся предлагается по памяти ответить на вопросы:

  1. Какие фигуры изображены на рисунке?
  2. Какого цвета треугольник?
  3. Какого цвета круг?
  4. Какого цвета прямоугольник?

 Обучающиеся запоминают изображение на экране и по памяти отвечают на вопросы учителя.

    За каждый правильный ответ на уроке ребята получают жетоны, по которым в конце урока будет подведён итог и выставлены оценки.

Этапы учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

№ слайда

Знания

Умения

4.

Встреча с Соловьём-разбойником

4 минуты

Продолжить работу по формированию умения решать задачи на сложение.

Знать алгоритм письменного сложения многозначных чисел.

Уметь применять полученные для  при решении задач.

Словесно-наглядный.

Фронтально-индивидуальная.

Слайд №5, №6, №7.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

- Жили жители сказочной страны, не тужили, но случилась беда. Напал на страну Кощей Бессмертный и похитил Солнце. Сразу стало темно в стране Примерная, условий задач и примеров не стало видно. Заскучали жители, стали болеть. А тут Солдат домой возвращался и вызвался помочь и вернуть жителям страны Солнце. Пошёл Солдат искать замок Кощея. А мы, ребята, будем ему помогать.

- Долго ли, коротко ли шёл Солдат, видит, Соловей-разбойник сидит. Спросил его Солдат, как дойти до замка Кощея. Ответил Соловей-разбойник, что не знает, но, может быть, Кикимора болотная подскажет. А чтобы до болота дойти, нужно задачу решить.

Обучающиеся решают задачу в рабочей тетради самостоятельно, предварительно обсудив алгоритм решения.

Задача №1.

До опушки – 2375м

От опушки до болота – 3077м

Расстояние - ?м

Этапы учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

№ слайда

Знания

Умения

5.

Встреча с Кикиморой болотной

5 минут

Проверка умения обучающихся решать текстовые задачи.

Знать алгоритм решения текстовых  задач; понятия «всего» и «на несколько единиц меньше».

Уметь находить число, которое на несколько единиц меньше данного;

применять понятие «всего» при решении текстовых задач.

Словесно-наглядный

Фронтально-индивидуальная.

Слайд №8.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Как и сказал Соловей-разбойник, дошел Солдат до болота, а там Кикимора сидит. Рассказал Солдат о том, что его к ней привело, на что Кикимора ответила, будто Лесовик что-то слышал о Кощеевом царстве. А дорогу к Лесовику она укажет после того, как Солдат поможет посчитать журавлей и уток на болоте. А вот и условие задачи. Итак, ребята, за работу!

Обучающиеся решают задачу в тетрадях самостоятельно, предварительно

обсудить алгоритм решения.

(Белов Д., Белов К., Челышев П., Баракин Е., Кузнецов Р. – инд. карточки)

Задача №2:

Журавлей – 2190п.

Уток - ?, на 370 п. меньше.

Всего  - ?п.

Время

Цель этапа

Знания

Умения

Методы

Формы

№ слайда

6.

Физминутка.

2 минуты

Повторить таблицу умножения, развивать внимание.

Знать таблицу умножения.

Уметь применить знания в изменившихся условиях.

Словесно-наглядный.

Фронтальная.

Слайд №9.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Не обманула Кикимора болотная, указала дорогу к Лесовику. Пошёл Солдат по лесу. Послушайте, ребята, как птицы в лесу поют. А чтобы не скучно было идти, решил Солдат зарядку сделать. Давайте и мы ему поможем. А заодно повторим таблицу умножения.

Обучающиеся устно решают примеры, который показывает учитель, проговаривают вслух упражнение зарядки и повторяют его столько раз, сколько получилось в примере.

Текст  зарядки:

-Столько раз ногами топнем.

-Столько раз руками хлопнем.

-Мы подпрыгнем столько раз.

-Мы наклонимся сейчас.

-Мы присядем ровно столько.

-Ай, да счёт! Игра и только!

Этапы учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

№ слайда

Знания

Умения

7.

Встреча с Лесовиком

5 минут

Проверить умение обучающихся решать задачи вида «было-израсходовали-осталось».

Знать алгоритм решения задач вида «было-израсходовали-осталось».

Уметь применять алгоритм решения задач вида «было-израсходовали-осталось».

Словесно-наглядный.

Фронтально-индивидуальная.

Слайд №10.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  -Так за зарядкой Солдат и не заметил, как дошёл до домика Лесовика.

Расспросил Лесовик Солдата о том, что привело его в такую даль, и обещал проводить до избушки Бабы-Яги. Но сначала попросил помочь посчитать, сколько старых деревьев осталось спилить в его лесу. А Солдат, в свою очередь, за помощью обратился к вам, ребята. Давайте поможем.

        Обучающиеся решают задачу в тетрадях самостоятельно, предварительно обсудив алгоритм решения.

(Белов Д., Белов К., Челышев П., Баракин Е., Кузнецов Р. – инд. карточка)

Задача №3:

Было - 2 890 деревьев

Спилили -?, 213д. и 468д.

Осталось - ?д.

Этапы учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

№ слайда

Знания

Умения

8.

Встреча с Бабой-Ягой

3 минуты

Повторить названия компонентов сложения и вычитания.

 Знать названия компонентов сложения и вычитания.

Уметь распознавать эти компоненты в примерах.          

Практический.

Индивидуальная.

Слайд №11, №12, №13.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

-Поблагодарил Лесовик Солдата за помощь и повел его к Бабе-Яге. Долго ли, коротко ли шли они, видят, стоит избушка на курьих ножках. Только и избушка в нашей сказке умная. Чтобы она повернулась к гостям, нужно сказать, как называются числа при сложении и при вычитании.

-Вошли Лесовик с солдатом в избушку, а там Баба-Яга сидит. Дала она солдату волшебный клубок, который должен привести его к замку Кощея Бессмертного.

Обучающиеся повторяют компоненты сложения и вычитания.

Этапы учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

№ слайда

Знания

Умения

9.

Офтальмологическая пауза

1 минута.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-После успешной работы нужно дать нашим глазам отдохнуть.

Учащиеся работают по тренажеру для глаз.

Время

Цель этапа

Знания

Умения

Методы

Формы

№ слайда

10.

Освобождение Солнца

5 минут.

Проверить умение обучающихся выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел.

Знать алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

Уметь применять знания при решении примеров.

Словесно-наглядный.

Индивидуальная.

Слайд №14, №15.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Пока, ребята, мы отдыхали, волшебный клубок привёл Солдата к замку Кощея Бессмертного. Там в темнице заперто Солнце, а на двери – 8 замков. Чтобы замки открылись, нужно решить примеры на сложение и вычитание. Для этого возьмите карточки зелёного цвета.

Учащиеся  решают примеры по индивидуальным карточкам зелёного цвета.

1.Бабанова К. (7659 + 1765 =; 7892 – 1357 =)                            

2. Дворников С. (8594 - 3476 =)                        

3. Пирожников В. (5417 + 1632 =; 6042 – 2627 =)                      

4. Кузнецов Р. (7628 - 4151 =)                          

5. Челышев П. (7954 - 1524 =)                          

6. Баракин Е. (8387 - 2345 =)                              

7. Саидов О.  (5684 + 1275 =; 8000 – 1245 =)                              

8. Насибов С. (4549 + 7662 =;  8000 – 47 =; 5632 – 4594)  

9. Белов Д. (12 + 3 - 5 =; 14 – 3 +4 =)                                            

10. Белов К. (10 + 6 - 2 =; 13 – 3 + 5 =)                                          

Этапы учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

№ слайда

Знания

Умения

11.

Подведение итогов

3 минуты.

Подвести итог урока, выставить оценки, дать задание на дом.

Словесно-наглядный.

Фронтальная.

Слайд №16.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 -Итак, все примеры решены правильно. Рассыпались замки на темнице, и засияло снова Солнце над Примерной страной. Вернулся Солдат домой и рассказал жителям сказочной страны, как он Солнце освобождал. Давайте и мы вспомним, как это происходило.

- Чем мы занимались на уроке?

-А теперь посмотрим, кто сколько жетонов набрал. (Выставляются оценки по количеству жетонов).

- Обрадовались жители сказочной страны, что всё хорошо закончилось, что снова они смогут заниматься любимыми делами и устроили в честь Солдата-освободителя пир на весь мир!

- А на этом пиру конкурс объявили на лучшую творческую работу. И вас, ребята, пригласили принять участие. Для этого вам нужно выполнить рисунок к сказке, но не простой, а состоящий из цифр и геометрических фигур. Это и будет вашим домашним заданием.

  • Спасибо за урок!

     Обучающиеся слушают учителя, вспоминают, чем занимались на уроке, записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Сложение и вычитание и смешанных чисел"

Презентация к уроку "Сложение и вычитание и  смешанных чисел".  Урок повторения и обобщения материала...

Сложение и вычитание отрицательных и чисел с разными знаками

Брахмагупта – индийский  математик,  который  жил  в  VII веке. Одним  из первых  он  начал  использовать  положительные  и  отрицатель...

Конспект урока математики в 6 классе в рамках ФГОС ООО Тема урока: «Сложение, вычитание и умножение чисел с разными знаками»

Тип урока: урок отработки приобретенных знаний и умений в процессе выполнения упражнений.Формы работы: самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа.Методы:  системно-деятельностный, пробле...

повторение по темам "Сложение , вычитание, умножение целых чисел" 6 класс Никольский

повторение по темам "Сложение , вычитание, умножение целых чисел" 6 класс Никольский.Примеры, Задачи, уравнения, Степени...

конспект Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями.

Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цели урока:Коррекционно-образовательные:Обобщение знаний о сложении и ...

Конспект занятия №3 Вычитание 5: «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4.

Занятие внеурочной деятельности по ментальной арифметике где учащиеся знакомятся с формулами вычитания  «Помощь брата»...

Материалы для открытого урока в 5 классе по теме «Сложение и вычитание смешан-ных чисел»

Материалы для урока на тему "Сложение и вычитание смешанных чисел"....