Урок математики в 1 классе «Понятие о числе и цифре 8. Получение числа 8 первым способом (7+1=8)»
план-конспект урока по математике по теме

Юлия Петровна Бойко

Конспект урока математики разработан для обучающихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья. Тема урока: «Понятие о числе и цифре 8. Получение числа 8 первым способом (7+1=8)»

Цель урока: научить учащихся распознавать и писать цифру 8. Тип урока: комбинированный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока математики

на тему: «Понятие о числе и цифре 8. Получение числа 8 первым способом (7+1=8)»

 в 1 классе (III четверть)

Автор:

Бойко Юлия Петровна

Место работы:

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Должность:

учитель начальных классов

Раздел: Первый десяток. Нумерация и арифметические действия в пределах 8.

Согласно программе за этот период учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

  • Знать числовой ряд от 1 до 8 и его свойства.
  • Знать состав чисел в пределах 8.
  • Уметь практически пользоваться переместительным свойством сложения.
  • Понимать названия компонентов сложения и вычитания в речи учителя.
  • Уметь читать, записывать и решать примеры на сложение и вычитание в пределах 8 на основе знания нумерации и состава чисел.
  • Знать составные компоненты простой текстовой арифметической задачи и уметь решать простые задачи на нахождение суммы и остатка.

Тема урока: «Понятие о числе и цифре 8. Получение числа 8 первым способом (7+1=8)»

Цель урока: научить учащихся распознавать и писать цифру 8.

Задачи урока:

1. Коррекционно - образовательные:

  • Познакомить с числом и цифрой 8; способом получения числа 8 (7+1).
  • Научить правильно писать цифру 8 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 8).
  • Совершенствовать вычислительные навыки в пределах числа 7.
  • Повторить понятия геометрических фигур «квадрат», «прямоугольник»; «длиннее на ...», «короче на ...».

2. Коррекционно - развивающие:

  • Развивать аналитико-синтетическую деятельность в процессе изучения нового материала.
  • Развивать внимание и память, автоматизировать вычислительные навыки посредством устного счёта.
  • Развивать словесно-логическое мышление на основе решения задач.
  • Продолжить формировать умение работать с учебником, рисунками, схемами.
  • Развивать связную речь путём обучения давать полные ответы на вопросы.
  • Развивать мелкую моторику рук обучающихся при работе с шаблонами и геометрическим материалом.

3. Коррекционно - воспитательные:

  • Воспитывать мотивацию к учению и интерес к предмету, умение работать в коллективе, навыки самоконтроля, культуру поведения.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование:

  1. Сказочный герой «Буратино».
  2. Изображения предметных картинок.
  3. Наборы предметов для счета и вычислений.
  4. Наборы предметных картинок для числа 8.
  5. Счеты индивидуальные.
  6. Счетные палочки.
  7. Классные и индивидуальные кассы цифр.
  8. Классные наборные палочки.
  9. Классные и индивидуальные абаки.
  10. Таблица "Числовой ряд" (от 1 до 8).
  11. Цветные полоски, состоящие из 7 и 8 квадратов.
  12. Тетради (для каждого ученика 8 для фронтальной работы при решении задачи).
  13. Ручки, простые и цветные карандаши, мел, клей.
  14. Индивидуальные наборные полотна для фишек за ответы учащихся.

15. Презентация «Число и цифра 8».

Ход урока:

I. Организационный момент

- Сейчас у нас урок математики. Который это урок по счету?

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи -

За работу в добрый час!

II. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание дети выполняли по индивидуальным карточкам на «+» и «-» в пределах 7.

- Назовите по одному примеру на сложение так, чтобы пример не повторялся.

(3+2=5   1+3=4    3+3=6    2+4=6)  

Назовите по одному примеру на вычитание так, чтобы пример не повторялся.

(7-1=6   5-2=3    6-4=2    7-3=4).

За правильные ответы, учащиеся получают фишки на протяжении всего урока.

III. Устный счет

1.Счет предметов:

а) Счет в пределах 7.

           «Из кувшина вдруг возник

Удивительный старик.

Джинн ребятам подмигнул,

Цифры все перевернул»

- Разложите на парте цифры по порядку от 1 до 7.
- Пересчитайте их в прямой последовательности.

- В обратной последовательности.

б) Демонстрация предметных картинок, зрительное восприятие.

- Покажите, какую цифру вы используете, чтобы обозначить количество предметов

в) Слуховое восприятие.

 - Покажите цифрой названное количество предметов (5 карандашей, 2 яблока, 1 ручка, 3
медведя).

г) - Посчитайте, сколько шаров у Буратино? Покажи соответствующую цифру. - Что произошло с некоторыми шарами? (Они улетели).

- Покажите, какую цифру использовали, чтобы обозначить количество шаров, которые улетели.

- Посчитайте, сколько шаров осталось?

- Покажите цифру, чтобы обозначить количество оставшихся шаров.

д) - У меня в руке шишек больше двух на единицу и меньше четырех на единицу.

- Угадайте, сколько шишек у меня в руке?

- Сколько нужно взять шишек Нине, чтобы у нас было поровну?

е) - Посмотрите на числовой ряд 4, 6, 1, 2, 7, 5, 3.

- Назовите самое большое число. Назовите самое маленькое число.

2. Игра "Молчанка". С помощью цифр, которые лежат на парте показать ответ. 3, 2, 5, 4 ±2.

Правильный ответ оценивается фишками, в конце игры определяется победитель.

3. Задача: У маленькой Светы четыре конфеты. Еще дала три Алла. Сколько всего стало?

IV. Актуализация опорных знаний.

1). Повторить состав числа 7.

7=…+…                7=…+…         7=…+…

7=…+…                7=…+…         7=…+…

Задание выполняется учащимися у доски.

2). Назови "Соседей" числа …3…, …6…, ...5... .
Цифры выставляются на наборном полотне у доски.

V. Изучение нового материала.

- Ребята как вы думаете, а у числа 7 есть соседи? (Да. 6).

- С числом 7 рядом стоит еще одно число, а какое мы сейчас узнаем. Буратино, наш верный друг принес, в конверте эту цифру, а покажет он ее, если вы произнесете эту цифру вслух все вместе. 1). Получение числа 8.

Работа с раздаточным материалом (7 елочек, 8 грибов у каждого ученика).

- В лесу под деревьями растут грибы.

- Выложите в ряд елочки.

- Сколько елочек выложили? (7)

- Под каждую елочку положите по грибочку.

- Почему не все разложили грибки? (Потому что грибов больше, чем елочек).

- На сколько грибов больше? (На один гриб).

- Как ты узнал? (Когда разложили грибки под елочками, один грибок остался лишний).

-  Сколько елочек?  (Семь елочек).

- Сколько грибков? (На один больше семи).

- Число, которое на один больше семи, называется «восемь».

- Значит сколько у нас грибков? (Восемь грибков).

- Проверьте, пересчитайте! (Дети пересчитывают: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Восемь грибков).

- А теперь покажите 8 различных предметов на данных вам игрушках, счетах, счетных палочках, на пальцах. (Дети выполняют.)

- Так, как можно получить число 8 первым способом? (Если к 7 прибавить 1, то получиться 8).

2). Знакомство с цифрой 8

- Ребята, теперь вы можете сказать какую цифру принес Буратино? (Да. 8).

- Давайте произнесем все вместе как называется число, которое больше 7 на 1. (Восемь!)

Учитель показывает цифру 8 из конверта.

Дети под руководством учителя заучивают стихотворение С.Маршака о цифре 8:

«У восьмерки два кольца

 Без начала и конца».

Презентация «Число и цифра 8».

3). Место числа 8 в числовом ряду.

- Ребята, посмотрите на числовой ряд (числовой ряд на доске) и покажите цифру 8.

(ученик выполняет у доски)

 - Скажите, за каким числом следует число 8? (Число 8 следует за числом 7).

 - Давайте хором посчитаем от 1 до 8. От 8 до 1. У. Назовите соседей числа 7 (6 и 8).

 - Назовите соседа числа 8 слева. (7) .    

4). Работа с цифровой кассой.

- Откройте кассы цифр у себя на партах. Найдите место цифры 8. Где оно находится? (за цифрой 7).

- Достаньте из этого кармашка картинку с цифрой 8. Наклейте карточку с цифрой 8 на этот кармашек. (Учащиеся выполняют под контролем учителя.)

- Рассмотрите предметную картинку для числа 8.

- Покажите на игрушках первый способ получения числа 8.

- Выложите первый способ получения числа 8 на наборном полотне (на предметах и с помощью цифр).

- Наберите число 8 на абаке.

5). Письмо цифры 8.

Презентация «Число и цифра 8», написание цифры.

Ученики открывают тетради, берут ручки. Учитель показывает на доске написание цифры 8. Дети рисуют ее в воздухе.

 - У вас в тетрадях прописана цифра 8. Пропишите ее.

- Зарисуйте первый способ получения числа 8 на грибках.

- Запишите ваши действия цифрами (как пример).

VI. Физминутка 

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше.

И легко - легко подышим.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно, ключик не нашёл.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик

золотой!

VП. Первичное закрепление новых знаний.

  1. Работа с учебником …
  2. Решение задачи.

Задача

На столе лежали семь синих тетрадей. К ним положили еще одну красную тетрадь. Сколько тетрадей стало на столе?

а) Анализ задачи.

Условие задачи сообщает детям учитель, наглядно иллюстрируя его непосредственным показом.

- О чем говориться в задаче? (О тетрадях).

- Сколько тетрадей лежало на столе? (Выставляет на демонстрационной полке по одной 7 тетрадей.) 7 синих тетрадей (пересчетом).

- Сколько тетрадей добавили? (Добавили 1 красную тетрадь).

 - Что надо узнать в задаче? (Сколько стало тетрадей?).

 - Повторите условие задачи! (Ученик повторяет).

- После того, как добавили еще 1 тетрадь, тетрадей на столе стало больше или меньше? (Тетрадей стало больше).

- Значит, каким действием будем решать задачу? (Сложением).

- Повторите вопрос задачи! (Сколько тетрадей стало на столе?).

- На какую букву начинается слово «тетради»? (На букву «Т».

- Значит, какую букву запишем в наименовании? (Букву «Т».

б) Запись решения задачи.

- Запишите решение задачи.

(Один ученик пишет на доске, остальные дети - в тетрадях: 7т. + 1т. = 8т.)

в) Заключение (итог по решению задачи).

- Так сколько всего тетрадей у меня на столе? (Всего 8 тетрадей).

- Решили ли мы задачу? (Да, так как ответили на вопрос задачи.)

VШ. Повторение, обобщение и систематизация. Работа с геометрическим материалом.

- Буратино хочет проверить, как вы знаете геометрию. Возьмите из конвертов на своих

партах синюю полоску. Сосчитайте, сколько на ней квадратов (пересчитывают).

- У всех детей синяя полоска разделена на 7 квадратов. Возьмите сейчас желтую

полоску и приложите ее к синей снизу. (Показывает, как надо ее прикладывать.) (Обучающиеся выполняют.)

 - Одинаковы ли они по длине? (Нет).

- Какая полоска длиннее? (Желтая полоска длиннее).

- На сколько квадратов желтая полоска длиннее синей? (На 1 квадрат).

- Сколько квадратов на желтой полоске? (На желтой полоске 8 квадратов. Желтая полоска длиннее синей на 1 квадрат).

- Нарисуйте в тетрадях полоску из 7 квадратов и раскрасьте ее синим карандашом.

(Учащиеся выполняют)

- Какие геометрические фигуры вы нарисовали? (Квадраты и прямоугольники).

- Сколько прямоугольников вы нарисовали? Какого они цвета? (Два прямоугольника - синий и желтый).

- Сколько квадратов в первом (синем) прямоугольнике? (7 квадратов),

- Сколько квадратов во втором (желтом) прямоугольнике? (8 квадратов)

- На сколько квадратов первый прямоугольник короче второго?

- Второй прямоугольник длиннее первого? (На 1 квадрат).

IX. Домашнее задание.

1. Выучить стихотворение про цифру 8;

2. Приписать 2 сточки цифры 8;

3.Решить примеры:
7+1=        7-2=          2+5=
3+4=        7-1=          6-2=

X. Подведение итогов урока.

- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

(Изучали число и цифру 8 первым способом.)

- Назовите, как можно получить число 8 первым способом?

(К 7 прибавить 1- получится 8)

XI. Оценка деятельности учащихся.

- Сегодня мы хорошо поработали, все старались. Буратино тем, кто очень старайся, работал весь урок, слушал внимательно и хорошо себя вел, принес подарки – «Картинки – раскраски».   Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Смайлики».

Показать карточку с изображением одного из трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

Учитель отмечает работу учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике 5 класс.ВиленкинН.Я.по теме:"Цифры.Числа.Обозначение натуральных чисел."

Урок составлен в соответствии с особеностями обучения математике в контексте содержания ФГОС по учебно-методическому пособию Е.Ю.Лукичевой.СПб 2013Содержание урока отвечает требованиям промежуточной а...

Конспект урока математики в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Число и цифра 7. Состав числа 7"

Конспект урока для учащегося надомного обучения с легкой степенью умственной отсталости...

урок математики, 5 класс, Понятие доли. Обыкновенные дроби.

Цель урока: Организация деятельности учащихся по понятию доли и установлению  взаимосвязи  целого и частей обыкновенными дробями.Образовательные задачи урока (формирование познавательн...

«Число и цифра 7. Состав числа 7».

Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к  современному  уроку  в  рамках  реализации  ФГОС,  рабочей  программой  по математи...

Конспект открытого урока по предмету "Математические представления и конструирование". На тему: "Число и цифра 5. Образование числа 5"

Конспект открытого урокаПо предмету: «Математические представления и конструирование»Для учащихся 4 классаНа тему: «Число и цифра 5. Образование числа 5.»...

Конспект урока «Число и цифра 6. Состав числа 6». 2 класс

Урок разработан согласно адаптированной рабочей программы для обучающегося 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, обучающегося на дому. Данный урок способствует созданию условий для усп...

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ 7 КЛАСС на тему: «Умножение и деление на двузначное число».

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ 7 КЛАССна тему:«Умножение и деление на двузначное число»....