Конспект урока по теме "Прямоугольник"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Ветренко Елена Александровна

На данном уроке обучающиеся знакомятся с определением прямоугольника, записывают основные понятия, строят прямоугольник по заданным параметрам, вычисляют его периметр и площадь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_30_uroka_-_pryamougolnik.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Прямоугольник

Цели: провести анализ контрольной работы; повторить понятие прямоугольника и квадрата; формировать умение строить и обозначать прямоугольники, находить периметр и площадь прямоугольника.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольной работы

Работа на доске и в тетрадях.

1) Найти значение данного выражения и округлить полученный результат до старшего разряда: 346 105 + 696 776 : 694 - 18 509

Решение:

346 105 + 696 776 : 694 - 18 509 = 328600

1. 696 776 : 694 = 1004

2. 346 105 + 1004 = 347109

3. 347109 - 18 509 = 328600

2) Определить старший разряд для суммы, разности, произведения и частного чисел 55174 и 98.

Решение:

1. 55174 · 98 = 5407052 - старший разряд - миллионы

2. 55174 + 98 = 55272 - старший разряд - десятки тысяч

3. 55174 - 98 = 55076 - старший разряд - десятки тысяч

4. 55174 : 98 = 563 - старший разряд - сотни

3) Мама купила Толику шарф, шапку и перчатки. Шапка стоит 280 рублей, что в 2 раза дороже стоимости перчаток, а шарф стоит на 95 рублей меньше шапки. Сколько всего рублей заплатила мама за покупку? Сколько рублей ей дали сдачи, если она отдала продавцу 1000 рублей?

Решение:

1. 280 : 2 = 140 (руб.) - стоят печатки

2. 280 - 95 = 185 (руб.) - стоит шарф

3. 280 + 140 + 185 = 605 (руб.) - стоит вся покупка

4. 1000 - 605 = 395 (руб.) - сдача с покупки

Ответ: 605 руб. заплатили за покупку, 395 руб. сдача с покупки

III. Изучение нового материала

1. Зачитывается сказка «Родственники».

Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Фигура имела такой вид, что кого бы она ни встретила на своём пути, всем хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Если я перегнусь по средней вертикальной линии, то противоположные мои стороны так и сольются и углы один на другой точь-в-точь наложатся. Коли перегнусь я по средней горизонтальной линии, опять мои углы и противоположные стороны сравняются. Красивее меня нет фигуры на свете!"

- Как же зовут тебя, брат? - спрашивали встречные.

- А зовут меня просто...

Учитель выдердивает вопросительную интонацию. Дети предлагают свой вариант названия фигуры.

Ходил Квадрат по свету.... И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании не приходится. А уж какое веселье одному! Весело бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников: "Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, - думал Квадрат, - ведь он на меня должен быть чем-то похож". Однажды встречает он на пути фигуру. Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то родное, знакомое увидел он в этой фигуре. Спросил он тогда: "Как зовут тебя, приятель?"

- Называют меня...

Учитель выдердивает вопросительную интонацию. Дети предлагают свои варианты, о какой фигуре идет речь.

- А мы не родственники ли с тобой? - продолжал спрашивать Квадрат.

- Я бы тоже рад узнать об этом, - ответил Прямоугольник. Если у нас найдутся четыре признака, по которым мы похожи, то, значит, мы с тобой родственчики, у нас тогда имеется общее название

Учитель предлагает обучающимся назвать признака сходства квадрата и прямоугольника и какое общее название имеют эти фигуры?

Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали вдвоём жить-поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белому свету шагать.

После прочтения сказки обучающиеся формулируют тему урока. Обучающиеся уже знакомы с данной темой, но некоторые понятия им ещё не известны. Для изучения данной темы на каждую парту раздаётся текст о прямоугольнике.

2. Работа с текстом.

Задание: прочитать внимательно данный материал, отметить карандашом по тексту то, что уже известно, и выписать в тетрадь не знакомые понятия:

Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы являются прямыми. Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами. По этим вершинам обозначается и сам прямоугольник, с какой вершины начать обозначение - не имеет значения, поэтому один прямоугольник можно назвать четырьмя разными способами: АВСD, BCDА, СDАВ, DАВС.

У прямоугольника четыре стороны. Важным свойством прямоугольника является равенство противоположных сторон.

Длины сторон помогают найти периметр прямоугольника. Чтобы найти периметр прямоугольника, надо сложить длины двух соседних сторон и сумму увеличить в два раза. Р = 2 · (а + b).

Площадь прямоугольника находится по формуле: S = а  ·  b, где а и b стороны прямоугольника.

В любом прямоугольнике имеется две диагонали. Диагональ - это отрезок, соединяющий две несоседние вершины. Диагональ делит прямоугольник на два равных треугольника.

После работы с текстом организуется обсуждение прочитанного материала.

3. Фронтальный опрос по вопросам для закрепления теоретического материала (стр. 57).

IV. Закрепление нового материала

1. Устная работа:

  • Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 2 см. (12 кв.см)
  • Чему равен периметр прямоугольника, если длины его сторон 4 см и 3 см? (14 см)
  • Найдите периметр квадрата со стороной 3 см. (12 см)
  • Найдите площадь квадрата со стороной 1 см. (1 кв.см)
  • Найдите сторону квадрата, периметр которого 8 см. (2 см)
  • Площадь квадрата 4 кв.см, каковы длины его сторон? (2 см)
  • Площадь прямоугольника 16 кв.см, какими могут быть длины его сторон? (1 см и 16 см, 2 см и 8 см)

2. Работа на доске и в тетрадях.

Решить задачу:

Дан прямоугольник РLКМ, в котором длина стороны LК равна 8 см, что в 2 раза длиннее стороны КМ. Найдите длину второй стороны прямоугольника, постройте его, вычислите периметр и площадь данной фигуры.

Решение:

LК = 8 см

КМ = 8 : 2 = 4 см

P = 2  · ( 8 + 4) = 24 см

S = 8  · 4 = 32 кв.см

Ответ: 24 см и 32 кв.см

Работа в парах № 194 (а)

                                        Решение:

                                       Ответ: 32 см и 45 кв.см

Самостоятельная работа в тетрадях № 198 (а)

Решение:

По условию задачи нам дан квадрат. S квадрата равна 25 кв.см

S квадрата = a · a = произведению длины и ширины

Вспоминая таблицу умножения, 25 получается при умножении числа 5 на само себя. Значит длина стороны квадрата a = 5 см

Ответ: 5 см

V. Подведение итогов

Фронтальный опрос. Какие утверждения верные, а какие неверные? Если ответ неверный, необходимо дать верную формулировку или дополнить ответ.

  • Прямоугольник – это четырёхугольник, в котором есть прямой угол.
  • Периметр – это произведение сторон прямоугольника.
  • Диагональ – это отрезок, соединяющий две вершины прямоугольника.
  • Площадь прямоугольника равна произведению всех его сторон.

Домашнее задание: выучить определения и правила; выполнить задания № 198 (б), 199.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...