«Число и цифра 7. Состав числа 7».
план-конспект урока по математике на тему

Фролова Светлана Геннадиевна

Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к  современному  уроку  в  рамках  реализации  ФГОС,  рабочей  программой  по математике  для  1  класса  УМК  «Школа России».  Урок  разработан  с  учетом возрастных   особенностей   учащихся, в который   включены элементы современных  педагогических  технологий. Этот  урок можно  провести в повседневной школьной жизни, реализуя поставленные цели и задачи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фролова Светлана Геннадиевна

учитель начальных классов  1 категории МКОУ «Васильевская ООШ», Сафоновского района, Смоленской области.

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 1-ом классе на тему «Число и цифра 7. Состав числа 7».

Тип урока:

урок открытия новых знаний

Авторы УМК:

«Школа России» М.И. Моро, С.И. Волковой «Математика 1 класс»  (часть 1)

Цели урока:

создание условий учащимся для развития математического мышления и успешного усвоения состава числа 7.

Задачи урока:

  • формировать универсальные учебные действия учащихся; познакомить с числом и цифрой 7, а так же с составом числа 7 и его особенностями; упражнять в написании цифры 7; познакомить с интересными сведениями об объектах окружающего мира; совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать логическое  мышление, память, внимание, математическую речь, умение сравнивать, анализировать; формировать навыки контроля и самоконтроля.
  • воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность, умение работать в парах; прививать любовь к уроку математике.

Планируемые образовательные результаты:

Метапредметные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено уч-ся; умение ясно и чётко излагать своё мнение, используя математическую терминологию, понимать и делать несложные выводы и использовать их для получения новых знаний; умение работать в паре.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к самооценке результата своей учебной деятельности и деятельности др. уч-ся; развитие познавательных интересов;

Познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций.

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Средства обучения:

 учебники М.И. Моро, С.И. Волковой «Математика 1 класс» (часть 1), печатная тетрадь, индивидуальные карточки, наглядные пособия. сигнальные карточки  «смайлики» для самооценки.

Технологическая карта урока

Этапы.

Методы и приёмы

Мин.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

2

3

4

5

6

1

Организацион-ный момент. Мотивация к учебной деятельности.

2 мин.

Учитель мотивирует учащихся:

-Прозвенел, друзья, звонок,
 Начинается урок.
 Вы проснуться все успели?
 А теперь вперед, за дело.
 Математика нас ждет,
 Начинаем устный счет.

Дети слушают.

Личностные:

доброжелательность,   готовность к сотрудничеству и дружбе

Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

 Актуализация знаний.

7 мин

1. Нумерация чисел в пределах 10.

-Счет от 1 до 10 (прямой и обратный):

-Назовите числа от 4 до 9; от 8 до 2. 

-Назовите соседей числа 5; справа от; слева от; между числами;

-Назовите число предыдущее числу 3; последующее числу 2. 

-Как получить предыдущее число?

- Как получить последующее число? 

2. “Заблудилось число”

-Давайте прочитаем ряд чисел; все ли в порядке? (1,2,3,7,4,5,6,8,9,10)

-Между какими числами стоит число 7? -Ваш правильный ответ помог вернуть беглянку на место.

Дети выполняют задания устного характера.

Регулятивные:

принимать цель учебной деятельности путем её осознания; проявлять инициативность.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний; определять круг своего незнания.

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

3

Постановка задач и цели.

3 мин

Отгадайте загадку:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом.

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний.

-Назовите названия дней недели. (… )

-Сколько их?

Отгадайте ребус:  

         7 Я.     

-Что общего в загадке и ребусе?

-Догадались, какое число мы сегодня будем изучать?

-Какова тема нашего урока?

-Какова же, цель нашего урока?

 Дети выполняют задание по инструкции учителя и пытаются самостоятельно сформулировать  тему и задачи урока.

Дни недели

7

 Семья

"Число и цифра 7"

Регулятивные:

формировать учебную проблему совместно с учителем.

Познавательные:

Находить ответы на вопросы учителя; извлекать нужную информацию.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме.

4

Изучение нового материала.

5 мин

-Цифра 7 – особый случай:
 Мелодична и певуча.
 Это ноты к новой песне,
 Семь чудес в ней интересных.
 Семь в пословицах всегда
 Очень яркая звезда.
Семь в неделе разных дней,
Семь на радуге лучей.
С этой цифрой мы друзья,
Потому что мы – СЕМЬЯ!

-А что вы уже знаете о числе 7?

 -Где в жизни встречались с числом 7?

(Учитель сообщает интересные сведения о числе 7.)

-Цифра 7 – одна из самых удивительных цифр... В Египте цифра 7 является символом вечной жизни и принадлежит богу Осирису. Особенно большим почетом в древности было окружено число 7. когда-то 7 было самым большим числом, больше него чисел не было. Поэтому число 7 обозначало слово «всё».  7 стало магическим числом. Это связано и с тем, что человек воспринимает окружающий мир через 7 «отверстий» в голове. Давайте посчитаем?

-Число 7 считалось волшебным. Оно использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например, семь чудес света, семь подвигов Геракла… Вспомните, в каких сказках встречается число семь?

 -Мы часто встречаем число 7 и в поговорках и пословицах. (На партах карточки.)

-Прочитайте выражения.

-Как вы их понимаете? 

-Рассмотрите внимательно цифру.  Подумайте на что она похожа?

Вот семерка – кочерга,
У нее одна нога. (С. Маршак)

(Работа в учебнике – с. 62, № 2.)

-Посмотрите, как выглядит цифра 7. Найдите среди знаков цифру 7, отметьте галочкой. Сколько раз встретилась цифра 7?

(Работа в учебнике – с. 63, № 4.)

-Сейчас мы с вами научимся писать цифру 7.

- Откуда надо начинать писать цифру 7? (показ)

  • в воздухе
  • на спине у соседа;
  • по точкам;

Дети внимательно слушают. Отвечают на вопросы.

 

(2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и 1 рот)

Дети называют сказки.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семь бед – один ответ.

Дети рассматривают цифру.

Выполняют задания в учебнике.

Учатся писать цифру 7.

Познавательные:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы. Ориентироваться

в учебнике: извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия.

Регулятивные:

проговаривать последовательность действий на уроке.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других.

5

Физминутка.

2 мин

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой

Проговаривают слова физминутки и выполняют движения.

Регулятивные:

умение соотносить свои действия с действиями учителя;

6

«Открытие» детьми новых знаний.

7 мин

1. Письмо цифры 7 по образцу в тетради. 

2. Состав числа 7:

У Сашки в кармашке

Конфеты в бумажке.

Он дал по конфете

Свете и Пете,

Ирине и Галине,

Марине и Нине,

И сам съел конфету

А больше нету.

(Сколько было конфет?)

Ежик по лесу шел 
И грибы нашел: 
Шесть под березкой, 
Один - у осины, 
Сколько их будет 
В плетеной корзине?

Пять цыплят стоят, 
Два в скорлупке сидят. 
Сколько будет детей 
У наседки моей?

Четыре гусёнка и трое утят 
В озере плавают, громко кричат. 
А ну, посчитай поскорей - 
Сколько всего в воде малышей? 

3.Соотнесение числа, количества предметов и графического изображения.

(Работа на карточке в паре) 

Дети прописывают цифру 7.

Решают задачки в стихах.

1+1+1+1+1+1+1=7

6+1=7

5+2=7

4+3=7

Познавательные:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

Регулятивные:

проговаривать последовательность действий на уроке.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других.

7

Физминутка.

2 мин

Хлопаем в ладоши

Сидит белка на тележке,

Пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Разгибаем большой пальчик

Воробью, синичке,

Разгибаем указательный и средний пальчики

Мишке толстопятому

Разгибаем безымянный пальчик

И заиньке усатому.

Разгибаем мизинчик

Дети выполняют гимнастику для пальчиков.

Регулятивные:

умение соотносить свои действия с действиями учителя;

8

Закрепление изученного материала.

4 мин

1. Заполнить домики жителями:

Игра «Назови соседа».

2. Работа в печатной тетради.

Дети выполняют задания.

Регулятивные: 

контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Личностные:

самоопределение.

9

Рефлексия (итог урока).

3 мин

 -Как же составить число семь?

-Из каких частей его можно получить?

/Составление числа: 7 – это … и …/

                        1+6               6+1

                        2+5               5+2

                        3+4               4+3

- С каким числом познакомились на уроке?

- Какую цифру научились писать?  

- Посчитайте до 7 и обратно.

- Назовите предыдущее и последующее числа 7.  

-Чему научились на уроке?

-Что больше всего понравилось?

-Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите? Покажите на «смайлике».

-С каким настроением вы заканчиваете этот урок?

- Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Определяют свою работу и настроение в конце урока с помощью «смайликов». 

(улыбающийся - если у тебя все хорошо получалось, ты работал самостоятельно; серьёзный - все получалось, но требовалась небольшая помощь; грустный - тебе было трудно.)

Личностные: 

смыслообразование.

Регулятивные:

осуществлять самоанализ. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: рефлексия.

Коммуникативные: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Литература: 1). УМК «Школа России», Математика 1 класс, М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова,  Москва  

                                «Просвещение», 2011г., тетрадь М.И.Моро, С.И.Волкова, Москва «Просвещение» 2013г

                            2). Е.И.Коновалова «Нестандартные уроки математики» 1 класс, Волгоград 2008г.

                            3). https://school-science.ru/2/7/29765

                            4). https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2012/04/13/vsyo-o-chisle-7-ili-pochti-vsyo

                            5). Физминутки: http://www.detsadclub.ru/35-vospitatelu/zaryadki/385-fizminutka-buratino

                                                         https://infourok.ru/uprazhneniya-dlya-mladshih-shkolnikov-palchikovaya-gimnastika-606257.html

                            6). Задачи в стихах: https://www.liveinternet.ru/users/irishka26rus/post226707719/

                                 7). Стихи на начало и конец урока https://babaeva.wordpress.com/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4 %D0%B8%D1%           87%D0%B5%D1%81%

   

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Число и цифра 7. Состав числа 7"

Конспект урока для учащегося надомного обучения с легкой степенью умственной отсталости...

Урок математики в 1 классе «Понятие о числе и цифре 8. Получение числа 8 первым способом (7+1=8)»

Конспект урока математики разработан для обучающихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья. Тема урока: «Понятие о числе и цифре 8. Получение числа 8 первым способом (7+1=8)»...

Конспект открытого урока по предмету "Математические представления и конструирование". На тему: "Число и цифра 5. Образование числа 5"

Конспект открытого урокаПо предмету: «Математические представления и конструирование»Для учащихся 4 классаНа тему: «Число и цифра 5. Образование числа 5.»...

Конспект урока «Число и цифра 6. Состав числа 6». 2 класс

Урок разработан согласно адаптированной рабочей программы для обучающегося 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, обучающегося на дому. Данный урок способствует созданию условий для усп...

Конспект занятия по математике в группе предшкольной подготовки на тему: «Число 2 и цифра 2. Состав числа»

Цель: Сформировать представление о числе 2;способность к записи числа 2;сложению и вычитанию в пределах 2.Задачи:Образовательная: познакомить с числом 2 и цифрой 2; состав числа 2; закрепить количеств...

«Последние цифры n-значного числа, которое при возведении в произвольную натуральную степень будет оканчиваться на тот же набор из n цифр, что и исходное число, притом в том же порядке»

Расширение материала раздела теории чисел о последних цифрах степеней числа. Научно-исследовательская работа по теории чисел по теме «Последние цифры  произвольных степеней одного и того же...

Конспект урока по математике на тему: "Нумерация. Число и цифра 1. Чтение и запись цифры 1. Место числа 1 в числовом ряду".

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...