Тема урока: «Полная и боковая поверхность прямоугольного параллелепипеда (куба)»
план-конспект урока по математике (9 класс) на тему

Конспект урока по математике в 9 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме "Полная и боковая поверхность прямоугольного параллелепипеда (куба)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamougolnyy_parallelepiped.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Полная и боковая поверхность  прямоугольного                                        параллелепипеда (куба)»

     Тип урока: комбинированный

   Цели урока:

- образовательная: Воспроизведение знаний о геометрических фигурах  и телах как подготовка к ознакомлению с новым материалом. Знакомство обучающихся с полной и боковой поверхностью  прямоугольного параллелепипеда (куба). 

 - коррекционно-развивающая: Способствовать развитию мыслительных процессов – внимания, мышления, связной устной речи; формировать практическую и умственную деятельность

   - воспитательная: Воспитывать положительные качества личности ученика, такие, как трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, аккуратность. Формировать умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Ожидаемые (планируемые) результаты:

Предметные: познакомятся способами вычисления площади полной и боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда(куба); отличать геометрические фигуры друг от друга.

Познавательные: получат возможность овладеть способностью пользоваться математическими знаниями при решении практических заданий.

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: научатся задавать вопросы; получат возможность научиться строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: получат возможность проявить познавательный интерес к предмету.

Оборудование: Оборудование: модели прямоугольного параллелепипеда, куба,  развёртка прямоугольного параллелепипеда, куба, шесть квадратов, шесть попарно равных прямоугольников. Чертежные инструменты, ножницы. Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.

Мир геометрии. Этот мир окружает всех нас с самого рождения. Ведь всё, что мы видим вокруг, так или иначе относится к геометрии, ничто не ускользает от её внимательного взгляда.  Я хочу, чтобы вы шли по миру геометрии с широко открытыми глазами, смотрели вокруг и видели красоту обычных вещей, смотрели и думали, думали и делали выводы.

II. Актуализация знаний обучающихся.

-Сравнение геометрических фигур и тел.

-Площадь прямоугольника и квадрата.

Учитель просит обучающихся  показать в классе части плоскости.

Слайд 1 . На слайде изображены геометрические фигуры (многоугольники, круги, отрезки, углы)

- Как можно назвать одним выражением эти модели?

До сих пор мы знакомились только с плоскими фигурами. Треугольник, четырехугольник, многоугольник, круг – все это плоские фигуры. Каждую такую фигуру можно вырезать из листа бумаги. Геометрическая фигура целиком принадлежит плоскости.

Задание всему классу: вырежьте из бумаги прямоугольник  длиной 5см, шириной 3 см и положите на стол. Прямоугольник целиком принадлежит плоскости?

- Как  найти площадь прямоугольника?

- Какими мерами измеряется площадь?

-  Замените  целые  числа десятичными дробями     5см245мм2;     4м2 9дм2 ;      5м2  3см2;  54дм2 6мм2 ( Задания записаны на доске)

 - Измерьте длину и ширину и вычислите площадь вашего прямоугольника.

- Как найти площадь квадрата?  Найдите площадь квадрата со стороной 6см.

А кубик плоская фигура? Его целиком на стол не уложишь. Как не клади – он обязательно над столом возвышаться будет. Его не называют фигурой. В геометрии есть специальное название – геометрическое тело.  Какие еще бывают геометрические тела?

 Слайд 2. Изображение геометрических тел  (куб, шар, цилиндр, прямоугольный параллелепипед) 

III. Изучение нового материала

Сегодня  тема нашего урока «Полная и боковая поверхность  прямоугольного параллелепипеда (куба)» В тетрадях записывают тему урока.

Параллелепипед – название странное.
В нем параллельности вечность слышна
Он, конечно, фигура пространственная –
Есть длина, ширина, высота.

     Мы с вами сидим в кабинете математики  и  хотим описать его, т.е. объяснить какой он. Как мы это сделаем?  Нам понадобилось задать три величины. Какие? Конечно же, длина, ширина, высота. Слово «величина» можно заменить словом «измерение».

Ежедневно мы используем эти три измерения. Где и как?

Учащиеся говорят, что в разговоре об окружающих нас предметах, например:

высота дерева, столба, дома…

длина дороги, парты, юбки….

ширина тротуара, двери, окна …

– А как вы думаете, все ли предметы (тела) в окружающем нас мире, имеют три измерения? Да. Только не у всех можно указать длину, ширину, высоту.

У всех на столах стоят модели прямоугольного параллелепипеда и куба.

Покажи ребра параллелепипеда, куба.

Покажи длину, ширину, высоту параллелепипеда, куба.

Покажи грани параллелепипеда, куба. Что можно сказать о гранях параллелепипеда? Что можно сказать о гранях куба?

Проведите сравнение этих геометрических фигур и сделайте вывод.

Возьмите шесть квадратов и сложите из них развертку куба.  ( Слайд 3 показывается модель полной поверхности куба).

Возьмите шесть прямоугольников и сложите из них развертку параллелепипеда.  ( Слайд 4 показывается модель полной поверхности параллелепипеда).

Проводится беседа об измерениях и о  полной поверхности куба, параллелепипеда. Совместными усилиями делается вывод, как нужно вычислить площадь граней и площадь полной поверхности параллелепипеда и  куба.

Записываем в тетрадь:

а-длина, в-ширина, с- высота

S полной поверхности куба = S грани × 6

S  полной  поверхности  параллелепипеда  = (S боковой  поверхности параллелепипеда)+ (2 ×  S основания)

IV. Коррекция и первичное закрепление знаний.

У вас на партах лежат  развертки куба и параллелепипеда.

 Измерьте длину ребер параллелепипеда и вычислите площадь боковой поверхности  (Эту работу выполняют сильные ученики).

Измерьте длину ребер куба и вычислите площадь полной поверхности (Эту работу выполняют слабые ученики).

V. Физминутка.

Обучающиеся выполняют упражнения физминутки под музыку.

VI. Закрепление знаний.

Работа по учебнику.

1. Решить задачи №374(1) на стр. 72

Вычислите площадь полной поверхности ящика длиной 15дм, шириной 10дм и высотой 6дм.

2. Решить задачу № 379.

Вычислите, сколько потребуется фанеры для изготовления ящика кубической формы, если площадь одной стенки ящика равна 16дм2.

VII. Игра

VIII. Практическая работа

   Каждый ученик получает модель прямоугольного параллелепипеда или куба и инструкцию по изучению площади поверхности

Инструкция по изучению площади поверхности прямоугольного параллелепипеда

1. Измерь длину, ширину, высоту модели и запиши их.

2. Вычисли площадь каждой грани модели.

3. Сделайте вывод о площадях противоположных граней и запишите его.

4. Вычислите площадь всей поверхности вашего прямоугольного параллелепипеда.

Сделайте вывод. 

Инструкция по изучению площади поверхности  куба

1. Измерь длину, ширину, высоту модели и запиши их.

2. Вычисли площадь каждой грани модели.

3. Сделайте вывод о площадях граней и запишите его.

4. Вычислите площадь всей поверхности  куба.

Сделайте вывод. 

 IX. Домашняя работа.  Стр.73, №278

X.  Итоги урока. Рефлексия.

 Вот и кончился урок. Подведем  итоги.

Чем сегодня занимались?

 В чем немножко затруднялись?  (Ученики дают ответы).

Оценки за урок. 

Используемая литература:

1. М.Н. Перова «Математика» 9 класс. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва,«Просвещение» 2010 г.

2. М.Н. Перова. И.М. Яковлева «Математика. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» Москва. «Просвещение» 2006 г.

3. М.Н. Перова, В.В.Эк « Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе» Москва, «Просвещение» 1992 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед и куб».

Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед и куб».Тип урока:  Повторение и закрепление изученного материала....

Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....

Открытый урок ритмики в 1 классе Тема: « Танцуем галопом» (шаг бокового галопа)

Открытый урок ритмики в 1 классе Тема: « Танцуем галопом» (шаг бокового галопа)...

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина

Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....

Урок математики в 5 классе. Тема урока: Прямоугольный параллелепипед

Цели урока:научить отличать прямоугольный параллелепипед от других и среди прямоугольных параллелепипедов находить куб;сформировать понятия – грани, ребра, вершины, противоположных граней и изме...

Конспект урока по трудовому обучению в 9 классе на тему: "Обработка вытачек и боковых швов прямой юбки"

Цель: выполнение пошива прямой юбки по плану, обработка вытачек и боковых швов юбки....

Конспект урока математики в 9 классе (для учащихся с интеллектуальными нарушениями). Тема урока: «Объём прямоугольного параллелепипеда».

Открытый урок по математике для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Проведён в рамках предметной недели по математике для учащихся 9 класса. Тема урока "Объём прямо...