«Основные направления работы учителя математики с учащимися, обучающимися по программе VIII вида»
статья по математике на тему

Ветренко Елена Александровна

Предварительный просмотр:

«Основные направления работы учителя математики с учащимися, обучающимися по программе VIII вида»

(Ветренко Елена Александровна,

учитель математики ГБОУ СОШ "Центр образования" пос. Варламово)

В общей системе подготовки школьников с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики, на которых учащиеся получают начальные математические знания, овладевают необходимыми вычислительными умениями, учатся логически мыслить. Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Основная цель данного предмета: подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Однако усвоение математики для детей с умственной отсталостью представляет большие трудности. Дети в силу присущих им особенностей психического развития (интеллектуальная недостаточность, инертность мышления, рассеянность внимания, бедность представлений, нарушения речи и др.) слабо ориентируются в содержании математического задания, не могут его выполнить самостоятельно и поэтому нуждаются в постоянной помощи.

Для многих ребят математика входит в число любимых предметов. Они с удовольствием выходят отвечать к доске, выполняют задания по карточкам. Правда, работать совершенно самостоятельно умеет мало кто, и поэтому на уроках математики так необходим индивидуальных подход к учащимся.

Немного из истории. Методика обучения математике в коррекционной школе VIII вида начала складываться в нашей стране в 30-е годы XX века.

Основоположники коррекционной школы VIII вида в России Алексей Николаевич Грабаров, Елена Владимировна Герье, Николай Владимирович Чехов и др. считали, что математика должна дать умственно отсталому ребенку лишь практические приемы счета. Они утверждали, что обучение математике должно быть индивидуализировано вследствие разнообразных способностей детей, обосновывали необходимость использования конкретного материала, который должен быть хорошо знаком и интересен учащимся.

Первые методические пособия по арифметике для учителей и студентов были подготовлены Ниной Федоровной Кузьминой-Сыромятниковой. В них достаточно полно освещались вопросы как общей, так и частной методики арифметики. Ее пособия сыграли большую роль в подготовке студентов дефектологических факультетов к практической работе, а также в работе учителей коррекционной школы.

В конце 40-х—начале 50-х годов в специальной методике математики появились экспериментальные исследования, посвященные совершенствованию обучения школьников с нарушением интеллекта, различным разделам арифметики и элементам наглядной геометрии. Так, в исследованиях К.А.Михальского, М.И.Кузьмицкой, О.П.Смалюги, М.Н.Перовой, А.А.Хилько, Р.А.Исенбаевой, А.А.Эк, Г.М.Капустиной, И.В.Зыкмановой и др. разработана методика обучения решению арифметических задач, показана роль подготовительных упражнений, направленных на обогащение практического опыта учащихся, сравнения и сопоставления, дидактических игр, наглядности, схематических рисунков, различных форм записи содержания и решения задач, а также предметно-практических упражнений, направленных на конкретизацию содержания задач.

Экспериментальному исследованию подвергалась методика формирования дочисловых и числовых представлений, методика обучения умственно отсталых школьников нумерации и арифметическим вычислениям Н.И.Непомнящая, О.Ю.Штителене, Н.Д.Богановская, В.Ю.Неаре)

Исследования показали, что для успешного формирования понятия числа умственно отсталые дети должны приобрести определенный наглядно-практический опыт, что усвоение ими вычислительных приемов возможно только путем опоры на наглядность и иллюстрирование каждого выражения. В исследованиях также разработана методика ознакомления с основными функциональными характеристиками чисел на основе измерения различными мерками и установления отношений между ними.

Б.Б.Горским, И.М.Шейной экспериментально разработана новая методика изучения нумерации и арифметических действий с многозначными числами (классом тысяч), предложена система коррекционно-развивающих упражнений, практических заданий, тесно связанных с профессионально-трудовым обучением жизнью. Усовершенствована методика изучения обыкновенных и десятичных дробей (Т.В.Терехова, Л.Гринько).

Исследование путей совершенствования методики обучения измерению величин и действий над числами, полученными от измерений (И.Н.Манжуло, М.И.Сагатов, И.И.Финкельштейн и др.), показали, что наилучшие результаты дают целенаправленные упражнения по усвоению системы единиц измерения величин: сравнение единиц измерения, сравнение чисел, полученных от измерения с разными единичными соотношениями, сравнение чисел с одинаковыми числовыми характеристиками, но различными наименованиями, сравнение действий с числами без наименований и с наименованиями, имеющими одинаковые числовые характеристики.

Поискам приемов развития активности и самостоятельности учащихся школы VIII вида в процессе работы над арифметической задачей посвящено исследование А.А.Хилько, а развитию самостоятельности при выполнении домашних заданий — исследование А.Н.Ляшенко. Каждый исследователь убедительно показывает необходимость заданий репродуктивного характера для воспитания уверенности в самостоятельных действиях и формирования прочных знаний и умений. Однако по мере развития и коррекции познавательных способностей школьников показана необходимость заданий, требующих самостоятельного поиска, умозаключений, переноса знаний в новые или нестандартные ситуации, а также заданий практического характера (несложное моделирование, графические работы, измерения, дидактические игры, экскурсии и т. д.).

Значение и приемы развития мотивации в процессе обучения математике убедительно показаны в исследовании Ю.Ю.Пумпутиса, который пришел к выводам, что, когда действия учеников мотивированы, когда они могут полученные на уроках математики знания применить в своей бытовой или трудовой деятельности, качество усвоения математического материала возрастает. Развитию познавательного интереса к математике способствует в младших классах использование дидактических игр, занимательных упражнений, предметно-практической деятельности детей, а в старших классах осознание практической значимости математических знаний (Маргарита Николаевна Перова).

Изучена проблема обучения школьников с интеллектуальным нарушением элементам наглядной геометрии. Разработаны задачи, последовательность и система изучения геометрического материала, методы и средства обучения и контроля, организация обучения элементам наглядной геометрии, установление более тесной связи геометрических знаний с жизнью, профессиональным трудом (П.Г.Тишин, М.Н.Перова, В.В.Эк и др.).

Установлено, что неоднородность состава учащихся коррекционной школы, разные возможности усвоения математических знаний в зависимости от тяжести и степени дефекта требуют дифференцированного, индивидуального подхода на уроках математики.

Исследованы особенности использования чертежно-графических, измерительных и вычислительных навыков в трудовой деятельности учащихся коррекционной школы (Т.В.Варенова). Показано, что без специальной организации обучения профиль труда не оказывает должного влияния на математическую подготовку умственно отсталых школьников, в то время как уровень математических знаний, умений и навыков играет важную роль в овладении рабочей специальностью. Целенаправленная реализация межпредметных связей математики и профессионально-трудового обучения положительно повлияла на развитие измерительных и чертежных навыков, на возможность их использования в различных ситуациях.

Анализ методических основ преподавания математики в школе VIII вида дает возможность сделать заключение, что в настоящее время в методике обучения математике сделаны значительные шаги в поисках эффективных дидактических приемов корригирующего обучения математике на основе учета особенностей умственной деятельности учащихся и усвоения ими математических знаний.

При работе с детьми с задержкой психического развития можно использовать следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики:

- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)

- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)

- Частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)

- Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

- Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.

Я в своей работе стараюсь применять все эти методы. Мне близки труды Маргариты Николаевны Перовой. Она является одним из авторов учебника, по которому ведется обучение в нашей школе.

У меня всего один обучающийся, который обучается по программе VIII вида, но оглядываясь вокруг наблюдаешь, что таких детей становится все больше и больше. Поэтому необходимо быть готовым к появлению таких обучающихся в любом классе.

На своих уроках я выделяю следующие направления в работе:

1. Развитие речи

Одной из важных задач на уроке является развитие речи детей, т.к. у детей с нарушением интеллекта очень бедный словарный запас и встречаются дефекты речи. На уроках дети должны работать в соответствии со своими возможностями, обязательно участвуя в диалоге. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что ему говорят и мог объяснить, что говорит он сам. Так в первом случае, например, ребенком должен понимать, что задания у которых одинаковые по смыслу выполнения могут быть сформулированы по разному: «вычислить» и «найти значение выражения». Во втором случае, ребенок привыкает говорить, как его учили и выполняет в соответствии со своими словами. Например, "чтоб периметр найти - длины всех сторон сложи". Или метр - десять дециметров, в метре сотня сантиметров". Или "после округляемого разряда заменить нулями все надо".

2. Связь с жизнью

Так как основная задача обучения по программам VIII вида является овладение учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь, то в процессе обучения по возможности стараюсь как можно больше приводить примеров применения изучаемого в реальной жизни, вводить больше задач с практическим содержанием (измерение величин, покупки в магазине, урожай с огорода, возраст членов семьи, посещение библиотеки и т.д.). Например, папе 32 года, маме 27 лет. На сколько возраст папы больше маминого? Или, Мама купила в магазине молоко и хлеб. Сколько у мамы было денег, если на молоко она потратила 84 руб., а на хлеб 63 руб. меньше?

3. Игровая деятельность

Невозможно обучение детей представить без игр. Игры бывают разными. Так знакомство с некоторыми понятиями лучше проходит во время игровой деятельности, например решение кроссворда или развитие устного счета пр помощи расскрашивания небольших картинок. (приложение)

Хочется отметить, что у меня такой обучающийся один и чтобы привлечь мое внимание на него ему поначалу приходилось выкрикивать. Сами понимаете в классе 20 человек учатся по одной программе и один по дургой. Очень тяжело. Так вот в игровой форме онпривлекает к себе внимание, а именно - у обучающгосы на столе лежат красный и зеленые сигнальнак карточки. Если у ребенка возникает трудность или простой вопрос по решению того илил иного задания, он поднимает красную карточку, если решил и готов дат на проверку учителю - зеленую.

4. Работа с родителями

Важным звеном в учебной деятельности явлются родители обучающихся (или законные представители). Самая большая помощь со стороны родителей - это проверка домашней работы. В этом могут помочь рабочие тетради. К сожалению их нет в наличии у школы, поэтому приходится фантазировать самим и изготавливать своими руками. Предлагаю вам первые листы из этой рабочей тетради. (приложение)

5. Осуществление контроля за усвоением учебного материла на каждом уроке

Так как такой ученик всего один и основное время уделяется основному классу, но часто ребенок осуществляет контроль за выполнением классной работы самостоятельно. В этом ему помогают карточки с пефорацией. Достаточно сделать пять различных карточек и периодически менять их. Задания могут быть разнообразными, от устных примеров до задач, решаемых в одно-два действия. Это позволяет быстро проверить результат как учителю, так и самому ребенку.

6. Внеурочные занятия

Еще одним условием успешного обучения детей с задержкой психического развития является организация  внеурочных  занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для этих учащихся.

На внеурочных занятиях создаются условия для развития; формируется положительная мотивация к обучению; повышается уровень общего развития, восполня пробелы в обучении; формируются механизмы волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитываются умения общаться, развиваются коммуникативные навыки.

И наверное самое главное, работая с такими учащимися по предмету «математика» необходимо, не забывать о психофизических и интеллектуальных особенностях таких учащихся. Он могут обладать такими качествами, как: уступчивость, смелость, вспыльчивость, настойчивость, нервозность, терпеливость, увлекаемость, пассивность, холодность, энтузиазм, осторожность, капризность, медлительность, нерешительность, энергичность, жизнерадостность, мнительность, упрямство, беспечность, застенчивость. А со спецификой предмета, необходимо принимать во внимание еще и проблемы здоровья каждого обучающегося, выстраивая с ними индивидуальные планы обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные направления работы учителя математики с учащимися, обучающимися по программе VIII вида

Слайд 2

Основная цель предмета математики: подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Слайд 3

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям . Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

Слайд 4

А.Н.Грабаров , Е.В.Герье, Н.В.Чехов, Н.Ф.Кузьмина-Сыромятникова, К.А.Михальский, М.И.Кузьмицка, О.П.Смалюги, М.Н.Перова , А.А.Хилько, Р.А.Исенбаева, А.А.Эк, Г.М.Капустина, И.В.Зыкманова Т.В.Терехова, Л.Гринько Н.И.Непомнящая, О.Ю.Штителене, Н.Д.Богановская, В.Ю.Неаре Б.Б.Горский, И.М.Шейная И.Н.Манжуло, М.И.Сагатов, И.И.Финкельштейн Ю.Ю.Пумпутиса П.Г.Тишин, В.В.Эк Основоположники коррекционной школы VIII вида в России:

Слайд 5

Методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: - Объяснительно-иллюстративный метод. - Репродуктивный метод - Метод проблемного изложения - Частично-поисковый метод - Исследовательский метод - Создание проблемной ситуации - Поиск правильного ответа.

Слайд 6

Развитие речи Важно : На уроках дети должны работать в соответствии со своими возможностями, обязательно участвуя в диалоге. «Чтоб периметр найти - длины всех сторон сложи ". «Метр - десять дециметров, в метре сотня сантиметров» «После округляемого разряда заменить нулями все надо»

Слайд 7

2. Связь с жизнью Задачи на: измерение величин, покупки в магазине, урожай с огорода, возраст членов семьи, посещение библиотеки и т.д . «Папе 32 года, маме 27 лет. На сколько возраст папы больше возраста мамы?»

Слайд 8

Игровая деятельность Невозможно обучение детей представить без игр. Знакомство с некоторыми понятиями лучше проходит во время игровой деятельности, например решение кроссворда или развитие устного счета при помощи расскрашивания небольших картинок.

Слайд 9

4. Работа с родителями Важным звеном в учебной деятельности явлются родители обучающихся (законные представители). Самая большая помощь со стороны родителей - это проверка домашней работы.

Слайд 10

5. Осуществление контроля за усвоением учебного материла на каждом уроке Для развития самостоятельности необходимо организовать контроль, который ребенок осуществляет самостоятельно

Слайд 11

5. Внеурочные занятия Внеурочных занятий дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для этих учащихся

Слайд 12

Дети с ЗПР обладают такими качествами , как: уступчивость, смелость, вспыльчивость, настойчивость, нервозность, терпеливость, увлекаемость, пассивность, холодность, энтузиазм, осторожность, капризность, медлительность, нерешительность, энергичность, жизнерадостность, мнительность, упрямство, беспечность, застенчивость. Помогите им стать полноценными, успешными и счастливыми гражданами нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного занятия по математике для учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида «Путешествие в страну математики»

Математика, как учебный предмет , многим детям с нарушением интеллекта даётся с большим трудом. Испытывая определённые трудности, часто бывает так,  что у детей пропадает интерес к данному предме...

Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида

Ни для кого не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Работая в специальных (коррекционных) классах и проводя одновременно урок в кл...

презентация "Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида".

Презентация к статье "Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида"....

План-конспект коррекционного занятия «Обучение игрой», для учащихся 2 класса, обучающихся по программе VIII вида

На коррекционно-развивающем занятии «Обучение игрой»,  для учащихся 2 класса, обучающихся по программе VIII вида школьникам предоставляется возможность  развивать  зрительное восприятие...

Контрольные работы по математике для учащихся 10 класса школы VIII вида

Контрольные работы разработаны для учащихся 10 класса школы VIII вида....

Применение элементов развивающего обучения на уроках математики учащихся, обучающихся по программе 8 вида.

В материале описаны приемы развивающего обучения, результаты достяжений, виды упражнений....

Рабочая программа по математике в 9-ом классе для обучающихся по программе VIII вида

Поурочное планирование, включая пояснительную записку....