Методическая разработка урока по теме "Транспортир" 5 класс.
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Сидоренко Наталья Петровна

Разработка урока и презентация к уроку по теме "Транспортир".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по математике «Транспортир. Измерение углов» 5 класс

Разработка учителя математики Н.П.Сидоренко

Тип урока:      Урок обобщения и закрепления  знаний.

Цель урока:       Личностные:         формировать навыки работы в коллективе, ответственное отношение к обучению, умение формулировать собственное мнение, планировать свои действия в соответствии  с учебным заданием.

Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное и по аналогии) и делать выводы, классифицировать.

Предметные:        контроль  уровня  сформированности  навыков  измерения углов,  закрепить навыки   классификации  углов.

 Планируемые результаты:  систематизировать и обобщить знания и умения по изученному материалу. Ученики закрепят навыки измерять углы заданной величины,  обобщить и закрепить знания учащихся.

Основные понятия:  угол, транспортир, измерение углов, острый,  прямой, тупой угол.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I Организационный момент

Доброе утро, ребята. Садитесь.

II Мотивация деятельности

Обратите внимание на доску. Чем мы будем сегодня на уроке заниматься?

Высказывают мнения, должны прийти к выводу, что измеряют углы.

Слайд 1

III Актуализация знаний

А давайте вспомним, что мы знаем об углах.

1.Являются ли углами геометрические фигуры?

2.а)Если вы посмотрите вокруг, то найдете множество предметов, где есть углы.

Пожалуйста, попробуйте назвать предметы, которые содержат прямые углы, острые углы, тупые углы.

3.Устный опрос с использованием сигнальных полосок.

 4.Отметьте цветными дугами углы: красными – острые, синими – прямые углы, зелеными – тупые углы.

1.Ответить на вопрос на слайде.

2.Назвать требуемые предметы

3.Поднять сигнальные полоски,  отвечая на вопросы.

Какое из следующих утверждений верно, а какое ошибочно.

  • Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры?
  • Единицы измерения углов: миллиграммы , килограммы?
  • Единицы измерения углов: градусы?
  • Развёрнутый угол имеет градусную меру 100°?
  • Развёрнутый угол имеет градусную меру 90°?
  • Развёрнутый угол равен 180°?
  • Прямой угол равен 160°?
  • Прямой угол равен 90?
  • Острый угол больше прямого?
  • Острый угол равен прямому?
  • Острый угол меньше прямого?
  • Тупой угол меньше прямого?
  • Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого?
  •  Угол в 45°острый      
  •  угол в 170° острый    
  • угол в 89° тупой
  •  угол в 55°прямой  
  •  угол в 100° тупой 

4.   Отметить на рисунке углы разным цветом

Слайды 2

Закрепление темы

1.Определить вид угла и ответить на вопрос.

"Какие из углов являются острыми, тупыми, прямыми? "

2.Итак, возьмите в руки транспортиры. Какие сходства и какие различия имеют транспортир и линейка?

2.Сколько делений имеет транспортир?

А теперь, давайте попробуем сформулировать алгоритм измерения угла. Я буду показывать, а вы проговариваете, что я делаю

1.Показывают угол и отвечают на вопрос.

Приборы для измерения величин, имеется шкала и начало отсчета. Отличия: линейкой измеряют прямые линии, транспортиром дуги

180

2.Рассказывают алгоритм измерения углов.

Совместить центр транспортира с вершиной угла. Расположить транспортир таким образом, чтобы одна его сторона проходила через начало отсчета. Выбрать соответствующую шкалу и определить, через какое деление проходит вторая сторона угла.

.

Слайд3,4

1.Обратите внимание на доску. Ответить на вопрос " С помощью чего можно измерить угол?"

2.Скажите верно или неверно расположен транспортир для измерения углов?

1.Отвечают на вопрос"С помощью чего можно измерить угол?"

2.Решают, дают ответ.(фронтальный опрос)

Слайд 5,6,7,8,9

Физкультминутка

Задание2:  Реши сказку. Персонажи сказок “Винни-Пух и все,се, все” начертили три угла – прямой, острый и тупой. Угол Винни-Пуха больше угла Пятачка, но меньше угла Кролика. Определите, кто из героев сказок нарисовал острый, тупой и прямой угол.

Ответ:

Винни-Пух - прямой угол
Пятачок-острый угол
Кролик - тупой угол

Практическая работа

Задание 3.Измерить углы на рисунке.

Задание 4. На всех часах определить градусную меру угла между маленькой и большой стрелкой.

Измеряют, проверяем, самооценка

Заполнить таблицу

Слайд 11

Рефлексия

Отмечают уровень настроения

Слайд 7

Домашнее задание: Задание 5:    Нарисовать свой  рисунок, показать дугами углы на рисунке

Выполняют творческое задание

Задания для урока

Задание1: Устный опрос с использованием сигнальных полосок.

Какое из следующих утверждений верно, а какое ошибочно.

  • Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры?
  • Единицы измерения углов: миллиграммы , килограммы?
  • Единицы измерения углов: градусы?
  • Развёрнутый угол имеет градусную меру 100°?
  • Развёрнутый угол имеет градусную меру 90°?
  • Развёрнутый угол равен 180°?
  • Прямой угол равен 160°?
  • Прямой угол равен 90?
  • Острый угол больше прямого?
  • Острый угол равен прямому?
  • Острый угол меньше прямого?
  • Тупой угол меньше прямого?
  • Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого?
  • Угол, меньше 90° называется острым?
  • Угол, больше 90° , но меньший 180° , называется тупым углом?
  • 1. Угол в 45°острый      
  •  2.угол в 170° острый    
  • 3.угол в 89° тупой
  •  4. угол в 55°прямой  
  • 5. угол в 100° тупой  
  • 6. угол в 1° острый

Магнитная доска. Реши сказку. Персонажи сказок “Винни-Пух и все,все, все” начертили три угла – прямой, острый и тупой. Угол Винни-Пуха больше угла Пятачка, но меньше угла Кролика. Определите, кто из героев сказок нарисовал острый, тупой и прямой угол.                  или

Персонажи сказок Дж. Харисса “Сказки дядюшки Римуса” начертили три угла – прямой, острый и тупой. Угол Братца Кролика больше угла Братца Медведя, но меньше угла Братца Лиса. Определите, кто из героев сказок нарисовал острый, тупой и прямой угол .

Ответ:  Бр.Кролик - прямой угол, Бр.Медведь-острый угол, Бр.Лис - тупой угол

Физкультурная пауза

Покажите руками угол  90°,  180°.

Покажите руками острый угол, тупой угол.

Покажите рукой, где вокруг нас есть прямые углы.

Повернитесь на 180°. А теперь на  90°.

Лабораторная работа “Нахождение градусной меры угла с помощью транспортира”.

Прежде, чем приступить к этой работе, еще раз пройдемся по музею “истории создания математики, как науки”. Вспомним, как был создан транспортир.

Выступление ученика.

Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.

Когда же появился транспортир?. Оказывается эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году.. Но они думали, что в году не 365, а 360 дней. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изобретение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картину с древним календарем легко сделать, имея транспортир.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 5 классе на тему: «Измерение углов».

Слайд 2

Определи свое настроение 1 2 3

Слайд 3

Являются ли данные фигуры углами? Объясните почему. D К F В O M А С N E а) б) в)

Слайд 4

Определите вид угла: P O S K L R B A C Острый угол Прямой угол Тупой угол

Слайд 5

Центр транспортира необходимо совместить с вершиной угла; О дна из сторон угла должна проходить через начало отсчёта на шкале (нулевое деление); Другая сторона покажет величину угла в градусах; Алгоритм измерения углов:

Слайд 6

Проверь себя! С D Е Верно ли приложен транспортир?

Слайд 7

Проверь себя! M F K Верно ли приложен транспортир?

Слайд 8

Проверь себя! B P M Верно ли приложен транспортир?

Слайд 9

Найдите градусную меру угла  CED – острый. Острый угол меньше прямого угла.  CED = 60°, 60° меньше 90° C D E 60 ° или 120 ° ?

Слайд 10

 DOC – тупой. Тупой угол больше прямого угла.  DOC = 130°, 130° больше 90° D O C Найдите градусную меру угла 50 ° или 130 ° ?

Слайд 11

35 ° 135 ° 90 ° 150 ° 1) 2 ) 3 ) 4 ) 5) 6) 90 ° 6 0 ° 1 вариант №1,3,5 2 вариант №2,4,6

Слайд 12

Определи свое настроение 1 2 3

Слайд 13

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...

Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС

Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....