Главные вкладки

    Рабочая программа по математике 6 класс Муравин Муравина
    рабочая программа по математике (6 класс) на тему

    Рабочая программа по математике 6 класс Муравин Муравина

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 6kl_mat.docx39.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ОКТЯБРЬСКОЕ

    Рассмотрено на М/О

    Протокол № 1

    от 26.08.2018г.

    Принято на педсовете

    Протокол №1

    от 27.08.2018г

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор

    МБОУ СОШ с. Октябрьское

    _____________И.Я.Кямяков

    Приказ № 25

    от 29.08.2018г.

      ПРОГРАММА ОТДЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    (РАБОЧАЯ ПРОГРАММА)

     МАТЕМАТИКА

      6 КЛАСС

                                                                                                                   

                                                                                                                 Разработал: учитель  математики  

    МБОУ СОШ с.Октябрьское

               Зябирова Р.Р.

    с.Октябрьское

    2018 г.

    1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Статус документа

            Рабочая образовательная программа МБОУ СОШ с. Октябрьское по математике для 6 класса  составлена на основе образовательной  программы МБОУ СОШ с. Октябрьское основного общего образования на базовом уровне.

     Для реализации программного содержания используется: Муравина Г.К. и Муравиной О.В «МАТЕМАТИКА 6класс»

    Структура программы.

    Рабочая программа по учебному предмету «Математика»  для 11 класса содержит:

    1)пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;

    2)общую характеристику учебного предмета;

    3)описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

    4)общеучебные умения, навыки и способы деятельности;

    5)результаты обучения

    6)основное содержание учебного предмета;                                                                                                    

    7)требования к уровню подготовки;                                                                                                                          

    8)проверка и оценка знаний и умений учащихся;                                                                              

    9)приложения.

    Изучение математики в МБОУ СОШ с. Октябрьское в 6 классе  на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

    • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
    • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
    • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
    • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
    •                           2.Общая характеристика учебного предмета 
    • Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
      Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
      Это определило цели обучения  математики:
    • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
    • развитие логического мышления, пространственного воображения,  алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также   последующего обучения в высшей школе;
    • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
    • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
    • На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании  календарно-тематического планирования предлагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,  личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
    • приобретения математических знаний и умений;
    • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
    • освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
    • Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  математических  навыков. Во втором — дидактические единицы, которые содержат  сведения из истории математики. Это содержание обучения является базой для развития  коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие  информационную компетенцию и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции.
      Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. 
    • Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития математических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к естественно – математической культуре, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
    • Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от  готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
      Согласно действующему в школе учебному плану  программа ориентирована на обучение детей 11-13 лет и составлена с учётом их возрастных особенностей.  Период полового созревания вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, влечёт  новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. При организации учебного процесса  надо   обращать внимание на такую психологическую особенность данного возраста как избирательность внимания. Дети легко откликаются на необычные, захватывающие уроки и внеклассные дела, но быстрая переключаемость внимания не даёт возможность сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если учитель будет создавать  нестандартные ситуации ребята будут заниматься с удовольствием и длительное время.
      Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, особенностью их мышления является его критичность. У ребят  появляется своё мнение, которое они стараются демонстрировать как можно чаще, заявляя о себе.
    • Это возраст благоприятен для творческого развития. Учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходства и различие, определять причину и следствие, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту
    •                           3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

            Учебный  план  Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Октябрьское  отводит  170 ч ( из расчета 5 ч в неделю) для обязательного изучения предмета «Математика»  в 6 классе  .

        В образовательной программе  предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 17 учебного часа для систематизации знаний учащихся в тематических блоках « повторение».

                               4.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности 

    В процессе освоения содержания курса математики 5-6 классов учащиеся должны развивать следующие общие учебные умения, навыки способы деятельности:

    • использование для познания окружающего мира методов: наблюдение, измерение, опыт, моделирование и т.д.; умение разделять процессы на этапы, звенья; выделять причинно-следственные связи;
    • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
    • сравнение, сопоставление классификация объектов;
    • исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;
    • творческое решение учебных и практических задач;
    • адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в соответствии с целью учебного задания;
    • осознанное беглое чтение текстов;
    • владение монологической и диалогической речью; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной и письменной речи результатов своей деятельности;
    • использование таблиц, схем;
    •  использование для решения познавательных задач различных источников информации ( энциклопедии, электронные ресурсы, Интернет-ресурсы);
    • Самостоятельная организация учебной деятельности; владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей;
    • Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
    • Владение умениями совместной деятельности: согласование деятельности с другими участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
    • Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных ценностей. 

                                        5.Результаты обучения

    Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние две компоненты представлены отдельно по каждому из разделов, содержания.

    Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких.                                                       

                                             6.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ       6 класс

    1.Пропорциональность

    Подобие фигур. Коэффициент подобия. Подобие треугольников. Масштаб. Отношения и пропорции. Основное свойство пропорции. Пропорциональные величины. Прямая и обратная пропорциональность. Решение задач с помощью пропорций. Деление в заданном отношении.  

    Основная цель: сформировать понятия отношения и пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин, умения использовать пропорции при решении задач.

    В результате изучения данного материала ученики должны

    Знать:

    • что показывает масштаб;
    • определение пропорции;
    • основное свойство пропорции;
    • примеры пропорциональных и обратно пропорциональных величин;

    Уметь:

    • вычислять расстояние между объектами, пользуясь картой или планом местности;
    • указывать на наличие прямой или обратной пропорциональности, заданных в условии задач величин;
    • решать текстовые задачи с помощью пропорций.

     2.Делимость чисел

    Делимость натуральных чисел. Делители и кратные. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Свойства делимости произведения, суммы и разности. Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9, 10,25. Простые и составные числа. Таблица простых чисел. Связь между наибольшим общим делителем, наименьшим общим кратным и произведением двух чисел. Взаимно простые числа.

    Множество. Элемент множества. Подмножество. Пустое множество. Объединение  и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера. Числовые выражения и их значения. Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда. Буквенные выражения. Формулы и уравнения.

    Основная цель: завершить изучение натуральных чисел и закрепить навыки вычислений с обыкновенными дробями.

    В результате изучения данного материала ученики должны

    Знать:

    • Определение простого и составного числа
    • Признаки делимости натуральных чисел на 2, 3,5, 9,10;

    Уметь:

    • Находить НОК и НОД чисел;
    • Применять НОК и НОД чисел при сравнении и сокращении дробей, а также при выполнении вычислений с обыкновенными дробями;
    • Раскладывать числа на множители;
    • Применять признаки делимости при решении задач.

    3.   Отрицательные числа. Центральная симметрия. Отрицательные числа и их изображения на координатной прямой. Модуль числа и его геометрический смысл. Противоположные числа. Сравнение чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами. Целые числа. Понятие о рациональном числе.

    Основная цель: систематизировать знания о числах, расширить понятие числа введением отрицательных чисел.

    В результате изучения данного материала ученики должны

    Знать:

    • Определение модуля числа;
    • Правило сравнения положительных и отрицательных чисел;
    • Правила арифметических действий с положительными и отрицательными числами;

    Уметь:

    • Строить фигуры, центрально-симметричные данным;
    • Отмечать на координатной прямой точки, заданные координатами, выраженными рациональными числами;
    • Сравнивать рациональные числа;
    • Производить арифметические действия с положительными и отрицательными числами, вычислять значения выражений, в которые одновременно входят и обыкновенные, и десятичные дроби.

    4. Формулы и уравнения.

    Решение уравнений. Решение задач на проценты. Понятие концентрации. Длина окружности и площадь круга. Осевая симметрия. Координатная плоскость. Геометрические тела: призма, пирамида, правильные многогранники, шар, сфера, цилиндр, конус. Столбчатые и круговые диаграммы.

    Основная цель:  сформировать общие приемы решения линейных уравнений. Научить: вычислять по формулам длину окружности и площадь круга, строить фигуры, симметричные данным относительно прямой; находить координаты точки на плоскости и строить точку по ее координатам; извлекать информацию из круговых и столбчатых диаграмм и комментировать ее.

    В результате изучения данного материала ученики должны

    Знать:

    • Общие приемы решения линейных уравнений;
    • Формулы длины окружности и площади круга;
    • Абсциссу и ординату точки, заданной координатами;

    Уметь:

    • Решать линейные уравнения;
    • Решать три вида задач на проценты;
    • Строить фигуры при осевой симметрии;
    • Находить координаты точки на плоскости и строить точку по ее координатам;
    • Считывать информацию с круговых и столбчатых диаграмм;
    • Различать призму, пирамиду, правильные многогранники, шар, сферу, цилиндр, конус.

    5. Повторение.

    Натуральные числа. Признаки делимости. Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Проценты. Отрицательные числа. Уравнения. Геометрический материал.

    Из истории математики: решето Эратосфена, бесконечность множества простых чисел, числа – близнецы. Этапы развития представлений о числе.

    Практикумы: вычислительный практикум; практикум по решению задач; геометрический практикум; практикум по развитию пространственного воображения.

    Основная цель: обобщить и систематизировать полученные в 5  и 6 класса.

    Глава «Повторение» решает две задачи. Первая – организация текущего повторения. Для этого задания главы тематически разбиты на три пункта, что упрощает отбор необходимого материала к уроку или домашнему заданию.

    Вторая задача – обеспечение итогового обобщающего повторения, при проведении которого целесообразно работать со всей главой и даже возвращаться к материалу предыдущих глав. Здесь же необходимо уделить внимание геометрическому материалу.

    Критерии и нормы оценивания по математике в 6 классе:

    Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется посредством устных и письменных  форм, интерактивных компьютерных тестов и заданий компьютерного практикума.

           Устные формы контроля: беседы вопрос - ответ, устные вычислительные навыки, чтение наизусть правил, формулировок формул, алгоритмов решения различных заданий,  решения заданий у доски с последующим комментарием и другое.

          Письменные формы: тесты на проверку понимания и запоминания материала, контрольные работы промежуточной и тематической проверки ЗУН, самостоятельные работы, дифференцированные задания, индивидуальные карточки, домашние задания.

           Оценивание результатов обучения по пятибалльной шкале:

    Отметка «5» ставится за усвоение, понимание и воспроизведение знаний, их творческое применение.

     Отметка «4» ставится за усвоение, понимание и воспроизведение знаний, применение при выполнении знакомых заданий повышенного уровня сложности.

    Отметка «3» ставится за усвоение, понимание и воспроизведение знаний, применение при выполнении типовых заданий.

     Отметка «2» ставится в том случае,  когда учащийся не овладел знаниями и умениями.

    Оценка письменных ответов по математике

    Ответ оценивается отметкой «5», если:

    O      работа выполнена полностью;

    O      в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

    O      в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

    Отметка «4» ставится в следующих случаях:

    O      работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

    O      допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

    Отметка «3» ставится, если:

    O       допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

     Отметка «2» ставится, если:

    O      допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

    Отметка «1» ставится, если:

    O      работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

     Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

     

     Оценка устных ответов по математике

    Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

    O      полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

    O      изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

    O      правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

    O      показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

    O      продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

    O      отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

    O      возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

     

    Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

    O      в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

    O      допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

    O      допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

     

    Отметка «3» ставится в следующих случаях:

    O      неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

    O      имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

    O      ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

    O      при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

     

     Отметка «2» ставится в следующих случаях:

    O      не раскрыто основное содержание учебного материала;

    O      обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

    O      допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

     

    Отметка «1» ставится, если:

    O      ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

    3. Общая классификация ошибок.

    При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

    3.1. Грубыми считаются ошибки:

    -                незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

    -                незнание наименований единиц измерения;

    -                неумение выделить в ответе главное;

    -                неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

    -                неумение делать выводы и обобщения;

    -                неумение читать и строить графики;

    -                неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

    -                потеря корня или сохранение постороннего корня;

    -                отбрасывание без объяснений одного из них;

    -                равнозначные им ошибки;

    -                 вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

    -                 логические ошибки.

     3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

    -                     неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

    -                     неточность графика;

    -                     нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

    -                     нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

    -                     неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

    3.3. Недочетами являются:

    -                     нерациональные приемы вычислений и преобразований;

    -                     небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

    Тематическое планирование по математике 6 класс УМК Муравина Г.К. и Муравиной О.В

    № п\п

    Тема

    Кол-во часов

    1

     Пропорциональность

    28 ч.

    2

     Делимость чисел

    35ч.

    3

    Отрицательные числа

    38 ч

    4

    Формулы и уравнения.

    37ч

    5

    Повторение.

    24 ч

    6

    Обобщающее повторение курса алгебры за 5 класс.

    ВСЕГО

    170


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике (автор учебника Муравин Г.К.) 10 класс

    Материал в рабочей программе по алгебре и геометрии представлен блоками...

    рабочая программа по математике по учебнику Муравина Г.К. 5 класс

    Рабочая программа составлена на основе программы курса математики, методических рекомендаций к учебнику Г.К.Муравина и О.В.Муравиной...

    рабочая программа по математике по учебнику Муравина Г.К. 6 класс

    рабочая программа составлена на основе УМК авторов Г.К.Муравина, О.В. Муравиной для 6 класса...

    Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

    Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

    Рабочая программа по математике к учебнику Муравиных. 5 класс. 6 часов в неделю.

    Рабочая программа по математике к учебнику Муравиных для 5 класса (204 часа) расчитана на 6 часов в неделю. Содержит все требования ФГОС....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...