Из опыта работы . Как я готовлю к ГИА.
опыты и эксперименты по математике (9, 10, 11 класс)

Пастарнакова Светлана Михайловна

 Я — учитель математики, работаю в среднем и старшем звене, а значит, ЕГЭ и ОГЭ  касается меня непосредственно. Я самым лучшим образом отношусь к этой, уже не новой системе сдачи экзаменов. Как я убедилась на собственном опыте, зная своих выпускников, надо разработать собственную систему подготовки к ГИА.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx23.06 КБ
Файл kazhdyy_uchitel_zhelaet_znat.pptx90.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Из опыта работы

« Как я готовлю учеников к ГИА »

 Я — учитель математики, работаю в среднем и старшем звене, а значит, ЕГЭ и ОГЭ  касается меня непосредственно. Я самым лучшим образом отношусь к этой, уже не новой системе сдачи экзаменов. Как я убедилась на собственном опыте, зная своих выпускников, надо разработать собственную систему подготовки к ГИА.

 Задаётся вопрос: нужны ли кружки и элективные курсы, и нужно ли на уроках готовить к ГИА ?  Да! Нужно и нужны!. Занимаясь  на уроках  (как правило, с  ребятами,  которым математика не очень даётся), поняла, как подготовить ребят так, чтобы  на экзамене сначала избежать «двоек», затем уменьшить количество «троек»,  подтвердить все выставленные «четвёрки» и «пятёрки». Безусловно, я  изучала опыт коллег в своей школе и в школах района. Но контингент выпускников у каждого учителя разный. И вот здесь-то и приходится искать практически индивидуальный подход к каждому ученику.

Но все (коллеги) уже поняли, что постепенно можно изучить, начиная  с младших (6–7) классов, используя пошагово, все предложенные демоверсии для 9-ых и 11-ых классов, подготовить весь класс!

Конечно, никто не «хватается»  за подготовку в мае месяце! Уже только «выравниваем» те недоработки, которые остались.

Продолжаю работать  над совершенствованием своих элементов в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Я — за ЕГЭ И ОГЭ! Почему?

Хочу поделиться своими соображениями о качестве экзаменов в 9-х и 11-х классах  и дать несколько советов относительно подготовки к нему.  Всем нам не ново ,что в 9 класс попадают очень слабые ученики, те, для которых математика оказывалась самым тяжелым и «неподъемным» предметом. Есть чем поделиться и есть что рассказать о проделанной работе. Что хочется высказать о ГИА и подготовке к ней.

ОГЭ   представляет собой итоговую аттестацию, благодаря которой удается наиболее точно определить уровень знаний школьника и выдать ему при необходимости документ о неполном среднем образовании. Если школьник планирует в дальнейшем продолжить учебу, то ему  придется сдать тест на высокий балл.

Подготовка к ГИА, а теперь уже к ОГЭ по математике  в 9 классе  начинаться еще в начале учебного года, чтобы ребенок имел возможность систематических занятий и дополнительных самостоятельных тренировок для успешного преодоления экзамена без трудностей и волнений. В 2016 году я разработала Рабочую программу предпрофильного  курса «Технология работы с контрольно- измерительными материалами ОГЭ по математике». Конечно, за несколько лет, кое  что изменилось. Например, теперь работа состоит из двух модулей: «Алгебра» и «Геометрия». Всего в работе 26 заданий. Тем не  менее  этот курс можно использовать в своей работе, т.к. помогает ученикам повторить и обобщить знания по математике за курс основной общеобразовательной школы, расширить знания по отдельным курсам математики 5-9 классов и, конечно, выработать умения пользоваться контрольно измерительными материалами.

Заниматься математикой надо внимательно и регулярно, только тогда получится добиться отличного результата. Надо добиваться того, чтобы ребята полностью выполняли всю инструкцию по выполнению данной работы. Цель моего курса - помочь девятиклассникам в подготовке к экзамену.

Первые три четверти мы изучали новый для учеников материал и на каждом элективном курсе решали уже задания с демоверсии. Начиная с 4 четверти идет полная подготовка к ГИА.

 Экзамен достаточно нелегкий. Основной курс алгебры и геометрии пройден. 4 четверть предполагает повторение и подготовку к экзамену. Начинаем подготовку к ГИА  по математике конечно с арифметики. Даже способный ученик, набирающий в итоге максимальные  баллы, допускает от недостатка внимания к вычислениям невынужденные ошибки, а на первых уроках иногда даже путается со сложением дробей. Надежда могущество микрокалькулятора оказывается весьма призрачной, поскольку часто в задачах присутствуют обыкновенные дроби, а даже для десятичных ученик оказывается не способен проверить результат. Никто не может быть застрахован от случайного нажатия не на ту кнопку в нервной экзаменационной обстановке. И даже имея богатырское спокойствие и можно напортачить в десятичных дробях, а именно в отрицательных числах.  Кроме того, без арифметических навыков и знаний невозможно изучать корни, степени, квадратные и даже линейные уравнения и т.д.
Из всех опубликованных в настоящее время сборников для подготовки к ОГЭ по математике лучшим, на мой взгляд, является задачник, разработанный ФИПИ под ред. Бунимовича, Кузнецовой и др.; Типовые зкзаменационные варианты под редакцией И.В.Ященко , также ФИПИ. Очень люблю и уважаю сборник ГИА 3000 задач с ответами под редакцией А.Л. Семёнова, И.В.Ященко, разработано МИОО. Я также работаю со сборником Лысенко, но он более сложный и многие задания не совпадают с демоверсиями . А в ФИПИ структура каждого варианта соответствует основным позициям спецификации экзаменационной работы, при этом они не являются копиями демонстрационного варианта .
В экзаменационную работу включено 6 заданий по геометрии. Поскольку геометрию в школе проходят по остаточному принципу, мы уделяем ей особое внимание. Многие школьники путают медиану, биссектрису и высоту, не знают определение синуса и косинуса в прямоугольном треугольнике, не умеют вычислять площадь треугольника, не видят сходственные стороны в подобных треугольниках. Эти термины и определения мы повторяем во время дополнительных занятий  и консультациях. Более «продвинутым» юным математикам советую полностью прорешать раздел «задачи с параметрами» из задачника Кузнецовой, оттуда же мы решаем
  текстовые задачи для подготовки ГИА (они же работают на подготовку к ЕГЭ по математике) и уже в 9-ом классе  сложные задачи по планиметрии хотя бы из Сканави группы «А». В 11 классе при подготовке к ЕГЭ будет некогда этим заниматься. Навалится стереометрия.!

 К сожалению, в старших классах поздно изучать теорему Пифагора с нуля. Если вовремя не спохватиться в 8 — 9 классе, то потом в 11-ом учитель по математике практически ничего уже не успеет изменить. Поэтому мы стараемся не запускать ни алгебру, ни тем более геометрию. Занимаемся каждым предметом основательно, решаем правильные задачи и не останавливаемся на достигнутом. В 10 и 11 классах я провожу Эллективный курс « Избранные вопросы математики» ,на котором готовлю учеников к сдаче ЕГЭ.

Материал используемый мной :

1) Я использую тесты, подготовленные на основе  разных источников в 15 вариантах, чтобы дать возможность детям самим разобраться с заданиями и распределить  свое время. Бывает , что «слабые» ученики прибегают к помощи «сильных» учеников. Это считаю тоже очень полезно для «сильного» ученика, он повторяет тему.  Здесь  представлена самая актуальная и необходимая информация, которая может понадобиться при сдаче экзамена.

 2) Также  использую уроки с разобранными заданиями , уроки в которых подробно рассмотрено как именно решать каждое из заданий и что вообще что нужно знать.

3) Подготовка к ЕГЭ и ГИА проводится и в виде консультаций. Мы не изучаем заново всю программу по предметам, повторяем только те задания , которые встретятся на ГИА. Дети узнают о тех особенностях тестирования, которые позволят им получить максимум баллов. На  предпрофильных курсах подготовка ориентирована не просто на экзамен, а именно на сдачу ЕГЭ и ГИА. Это значит, что ученики  во время обучения:

получают навыки тестирования;

поймут особенности формулировок заданий;

научатся распределять время на выполнение тестовых заданий;

узнают о самых распространенных ошибках;

узнают, какими критериями руководствуются эксперты при проверке тестовых заданий;

узнают, по каким темам больше всего вопросов в тестах,

смогут проследить эффективность подготовки к экзамену, благодаря индивидуальному МОНИТОРИНГУ работы по каждому предмету.

Режим занятий использую  разный для каждого ученика,  исходя из индивидуальных особенностей ученика. В основном все занятия сопровождаются Интернет-тестом или тестом на бумаге и мониторингом обучения.

4) Подготовка к  ГИА через Интернет .Если ученики хотят в комфортных условиях (за чашечкой чая, в любимом кресле и т.п.) подготовиться к ЕГЭ и ГИА, выбирают Интернет-курсы. Очень часто мы пользуемся сайтом Решу ОГЭ или ЕГЭ .

Постоянные тренировки и усердие, я  надеюсь дадут свои плоды в конце учебного года.

Предлагаю вашему вниманию:

1.Презентацию  « Каждый учитель должен знать…»

2.Рабочую программу предпрофильного курса «Технология работы с контрольно – измерительными материалами ОГЭ по математике.

3. Рабочая программа элективного курса по математике

«Избранные вопросы математики»

 для 10 класса и 11 класса.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каждый учитель желает знать… как подготовить к ГИА Учитель математики: Пастарнакова С.М.

Слайд 2

Структура и содержание экзаменационной работы по математике позволяет оценивать: Умение вычислять, решать; Умение понимать формулировку; Знания и умение рассуждать; Способность применить знания в нестандартной ситуации; Способность планировать и организовывать свою деятельность.

Слайд 3

Типичные ошибки, допущенные учениками: Невнимательность при работе с бланками ответов; Неумение распределять время; Трудность с восприятием нестандартных формулировок заданий.

Слайд 4

Мероприятия для подготовки учащихся Дополнительные занятия-консультации; Факультативный курс «За страницами школьного учебника»; Особая организация учебной деятельности на уроках; Домашнее задание по принципу «массив знаний»; Интернет-подготовка в компьютерном классе с учителем; Обеспечение учащихся специальными рабочими тетрадями; Сотрудничество с родителями; Курс интенсивной подготовки.

Слайд 5

Цикл из трёх уроков Урок-повторение; Урок-решение задач ГИА; Урок-контроль.

Слайд 6

Советы девятиклассникам при подготовке к ГИА: Регулярно выполнять домашние задания, внимательно относиться к замечаниям учителей, ходить на дополнительные задания; Считать без калькулятора; Слушать учителей и следовать их советам; Меньше волноваться перед ГИА, больше времени тратить на самоподготовку; Начинать готовиться с начала учебного года самостоятельно.

Слайд 7

Советы учителю Проводить больше консультаций; Давать детям больше разнообразных заданий; Не загружать учеников сложными заданиями, если они и в лёгких заданиях не совсем разбираются; Обращать больше внимания на пройденный материал; Чаще вызывать учеников к доске; Повторять одни и те же темы до тех пор, пока ученики их не выучат; Сделать урок разнообразным; Не запугивать экзаменами, позволить ученику подумать без всяких раздражителей.

Слайд 8

Итак… Нельзя всю ответственность за обучение ребёнка учителю брать на себя. Надо активно подключать родителей и административный ресурс школы. Озвучивать проблемы, если они имеют место быть. Вместе искать выход. Нельзя опускать руки и ничего не предпринимать… «ведь дорогу осилит идущий». Подготовка учащихся к ГИА – школа развития для самого учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...