Игра как эффективная форма обучения математике
статья по математике
Главной формой обучения всегда был и остается урок - четко продуманный, организованный и интересный, на котором каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность. В связи с увеличением умственной нагрузки на уроках математики, очень важно задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Поэтому, основная задача, которую я ставлю перед собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. И таким методом, безусловно, является применение игровых технологий на уроках математики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игра как эффективная форма обучения математике
Предмет математика настолько серьезен, что полезно
не упускать случаев делать его немного
занимательным.
Б. Паскаль
Если спросить, что самое ценное для человека, то большинство не задумываясь назовут - здоровье. А мне хочется добавить - умение мыслить. Как сказал американский физик Ричард Фейнман: "Математика - это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика - орудие для размышления. В ней сконцентрированы результаты точного мышления многих людей."
Это открытие следует донести ученикам как можно раньше. Основная идея педагогической и методической практики - максимально раскрыть перед учеником спектр применения математических знаний, передать воспитанникам свой восторг от предмета.
Я убеждена, что обучение - это систематическая работа учителя и ученика. Сейчас важно выбирать оптимальные варианты организации учебного процесса, ведь образование должно быть ориентировано на развитие умственной деятельности, чтобы сформировать личность, которая обязательно найдет свое место в жизни. Школа не в состоянии дать ученику объем знаний, необходимый на всю жизнь. Но она может научить его учиться и управлять своей деятельностью.
Именно в этом аспекте обучения я применяю принцип сознательности, активности и самостоятельности обучения. Он состоит в целенаправленном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении.
Главной формой обучения всегда был и остается урок - четко продуманный, организованный и интересный, на котором каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность. Преподавая математику, учитель должен уметь правильно применить рычаги эмоционального воздействия на сознание учеников, способствующие активизации познавательных факторов детского восприятия, всестороннему усвоению сложного материала, лучшему обобщению изученного, применению новых приемов, созданию атмосферы сотрудничества и нестандартности. Это настраивает детей на спокойный эмоциональный настрой во время восприятия и повышает интерес. Обострение детского внимания на длительный период позволяет получить желаемый результат на уроке.
Известно, что ученики идут в школу для того, чтобы пообщаться с друзьями и учителем. Наибольшую радость и удовольствие ученики получают от работы на уроке, что дает им возможность раскрыть себя и свои способности. Когда их обучают чему-то значимому, важному в их жизни, а не для получения оценок. Раскрыть личность ученика возможно тогда, когда учитель будет идти на урок не только со знанием учебного материала, методов и приемов обучения или набором красивых задач, но и с умением их искусно решать. Учитель должен уметь применять различные интересные способы и приемы организации работы учащихся.
Много традиционных методов преподавания сейчас малоэффективны и не способствуют развитию интереса к изучению математики. Игровые методы и формы обучения существенно отличаются от традиционных тем, что позволяют ученику непосредственно стать участником ситуации или события.
Актуальность применения игровых технологий на уроках математики заключается в том, что:
• игровые формы обучения на уроках создают возможность эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
• в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
• в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
• игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;
• включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
• разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету;
• игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Урок-игра может иметь место на завершающем этапе работы практически над любой темой с учетом условий обучения. Целесообразен комплексный подход при разработке урока, т.е. необходима реализация языковых и речевых навыков и умений учащихся, межпредметных связей. Коллективная подготовка к уроку сплачивает ребят стремлением к победе, желанием каждого внести свою посильную лепту в общее дело.
В связи с этим необходимо предусмотреть как задания для индивидуальной подготовки, но одинаковые для всех, так и задания для коллективного их выполнения командами-участницами.
Основой моделирования урока является технологическая карта урока, она позволяет даже при составлении конспекта игрового урока отразить, что учитель:
• определил тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы;
• отобрал учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание);
• выбрал наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока;
• спроецировал формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) на различные этапы урока;
• определил формы контроля за учебной деятельностью школьников;
• продумал оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап;
• продумал содержание, объем и форму домашнего задания.
Для лучшего усвоения многих тем и для разнообразия уроков целесообразно применять игровой метод "Домино". Суть игры заключается в том, что на специальных карточках, разбитых на две части, записаны определенные вопросы по теме, а также примеры для устного решения, а на второй половине - ответы в произвольном порядке. Ученики должны найти правильные ответы на каждое задание. Кто из учеников первым правильно выполнит задание, тот и выиграет. Игру можно проводить индивидуально и командно. Игра продолжается до получения определенного количества баллов. Выигрывают ученики, набравшие наибольшее количество баллов. Такая игра привносит общее оживление, разрядку, у учащихся проявляется интерес к изучению предмета и азарт. Ученики, которым трудно дается изучение предмета, пытаются найти подсказку (я не возражаю против использования конспекта или учебника). Особый интерес у учащихся проявляется тогда, когда арбитрами являются они сами.
Кроме игры в "Домино", можно использовать на уроках математики другие игровые моменты, в частности, разгадывание кроссвордов, чайнвордов и криптограмм на разные темы. Полезно практиковать игры – соревнования, которые повышают творческий и интеллектуальный потенциал школьников, развивают их воображение и фантазию. Формируют навыки коммуникативной деятельности.
Рассмотрим пример урока-игры в 5-м классе.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №1 имени К. К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ УРОКА
Образовательное учреждение: ГБОУ школа-интернат №1 им. К. К. Грота
Предмет: математика
Класс: 5 класс
Продолжительность урока: (40 минут)
Учитель: Глотова Марина Александровна
Тема урока: Натуральные числа
Тип урока: повторение и обобщение знаний, умений, навыков.
Технология: игровая технология и технология групповой деятельности.
Оборудование: карточки с заданиями.
Мультимедийное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, интерактивная доска.
Цель урока: систематизировать и закрепить знания и умения по теме «Натуральные числа». Коррекционная составляющая урока: развитие быстрой переключаемости и устойчивости внимания; развитие навыка восприятия графической информации (рисунка); развитие мелкой моторики; коррекция личностных качеств: совершенствование коммуникативных умений (умение отвечать на вопросы, работать в группе, аргументировать мнение, комментировать свои действия); воспитывать интерес к предмету через использование разнообразных конкурсных заданий. Планируемые результаты: Предметные: • научиться работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли; • потренироваться обосновывать суждения; • овладеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о натуральных числах, группах натуральных чисел, о многозначных числах, о площадях и объемах фигур; • потренироваться применять изученные понятия и методы при решении задач. Метапредметные: • научиться самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; • сформировать способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задач, её объективную трудность и собственные возможности её решения; • научиться строить логические рассуждения, умозаключения и выводы; • овладеть способностью организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; • научиться работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнера; • потренироваться формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • научиться самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения задач; Личностные: • научиться ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; • добиться креативности мышления, находчивости, активности при решении различных заданий на протяжении всего урока; • сформировать коммуникативные навыки, необходимые при ответе на вопрос, при комментировании своих действий; • научиться контролировать процесс и результат учебной деятельности. |
Ход урока
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания:
№841 V =10 · 5 · 8= 400 (см 3 ). Ответ: 400 (см 3 ).
№844 2 м 3 350 дм 3 =2000 дм 3 + 350 дм 3 = = 2350 дм 3 ; 3 м 3 7 дм 3 = 3 000 дм 3 + 7 дм 3 = = 3 007 дм 3 ; 4 м 3 30 дм 3 = 4 000 дм 3 + 30 дм 3 = = 4 030 дм 3 ; 18 000 см 3 = 18 дм 3 ; 210 000 см 3 = 210 дм 3 .
№848 а) 700 700 – 6 054·(47 923 – – 47 884) – 65548 = 399 046. 1) 47 923 – 47 884 = 39; 2) 6 054 · 39 = 236 106; 3) 700 700 – 236 106 = 464 594; 4) 464 594 – 65 548 = 399 046.
Каждому числу соответ-ствует определенная бук- ва . Расположите в поряд-ке возрастания числа и расшифруйте зашифро -ванное предложение .
11(А), 570(Ь), 51(Н), 999(Е), 610(Н), 33( Н ) , 1000(Л), 480(А), 64(А), 72(Т), 107(У), 500(Л), 800(Ч), 3(Т) , 0(С), 821(И), 220(Р), 733(Ы), 40(А), 7(Р) , 901(С), 734(Х).
Страна натуральных чисел!
Цель урока?
«Игра на внимание»
«Эстафета»
1) 367 + 633 = 1 000; 2) 3 459 + 0 = 3 459; 3 ) 65 - (29 + 25) = 11 ; 4) 39 : 3 + 16 = 29;
5) 95 – 5 · 3 = 80; 6) 48 + 94 – 2 = 140; 7) 33 – 0 = 33; 8) 10 + 20 + 30 = 60.
1) 549 + 451 = 1 000; 2) 0 + 8 636 = 8 636; 3) 81- (36 + 21) = 24; 4) 87 : (62 - 59) = 29;
5) 37 + 12 · 6 = 109; 6) 95 + 34 – 4 = 125; 7) 45 – 0 = 45; 8) 5 + 15 + 25 = 45.
1) 483 + 395 = 878; 2 ) 2 345 + 0 = 2 345; 3) 93 - (23 + 65) = 5; 4) 64 : 2 + 24 = 56;
5) 87 – 12 · 3 = 51; 6) 95 + 4 – 33 = 66; 7) 95 – 0 = 95; 8) 5 + 10 + 25 = 40.
«Математическая цепочка»
«Веселая пирамида»
Физкультминутка
«Самый быстрый»
Назовите наибольшее шес-тизначное число, все цифры кото- рого различны.
Назовите наименьшее вось-мизначное число, все цифры кото- рого различны.
Назовите наибольшее де - вятизначное чис - ло.
Назовите наиме - ньшее семизнач - ное число.
«Конкурс капитанов»
Назовите формулу для на-хождения площа-ди прямоугольни -ка
Формула площади прямоугольника: S = a · b
Могут ли равные фигуры иметь различные пло -щади ?
Площади равных фигур равны
Назовите формулу для на-хождения площа-ди квадрата
Формула площади квадрата: S = a 2
Сколько квадрат- ных метров в гек -таре ?
1 га = 10 000 м 2
Сколько граней имеет прямоу-гольный пара- ллелепипед ?
Прямоугольный параллелепипед имеет 6 граней
Сколько ребер у прямоугольного параллелепипе -да ?
Прямоугольный параллелепипед имеет 12 ребер
Скольким литрам равен кубический метр?
1м 3 = 1000 л
Назовите форму- лу для нахожде-ния объема пря- моугольного па- раллелепипеда
Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = a · b · c
Как еще называ -ют кубический де- циметр ?
Кубический де- циметр также на- зывают литром
Назовите форму- лу для нахожде-ния объема куба
Формула объема куба: V = a 3
Итоги урока
Опустите «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять. Опустите «грустное личико» в тот вагончик, который символизирует задание , которое вам показалось не интересным.
Домашнее задание: (одно из двух на выбор) №1. Изучите и оформите материал по истории записи натуральных чисел. №2. Сочините сказку, в которой фигурируют числа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поиск оптимальных и эффективных форм обучения для обеспечения успешного изучения информатики на основе передовых педагогических технологий.
Возможности развития обучаемого при использовании современных педагогических технологий и методик в обучении информатике....
Выступление на методобъеденении. "Организация разнообразных и эффективных форм обучения "
Выбор методов обучения....
Урок -семинар как эффективная форма обучения
От учителя на современном этапе развития школьного образования, требуется система форм обучения, обеспечивающая активизацию познавательной деятельности учащихся. Конечно,...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА
В данной статье раскрываются особенности проведения интегрированных уроков в классах, обучающихся с ОВЗ VIII вида (2 вариант), их эффективность...
Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы
Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы. Презентация на тему....
Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»
Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...
«Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»
Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...