Программа и КТП. Внеурочная деятельность. 9 класс
рабочая программа по математике (9 класс)
КТП составлено на 35 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochke_9kl_matematika_2020.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО Протокол от «_»____201_г. №____ Согласовано МС Протокол от «_»___201_г. №____ | Программа рекомендована к работе педагогическим советом Протокол от «_»___ 201_г. №____ | Утверждено приказом директора от «_» ___ 201_г. №____ |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Конструкторское бюро творческого мышления»
для учащихся 9 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»
Составитель: Базанова Е.П.
учитель математики,
первая квалификационная
категория
2019 год
Рабочая программа «Конструкторское бюро творческого мышления» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития, реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В основе стандарта лежит деятельностный подход в обучении.
Изобретательско - творческое мышление – плод постоянного нахождения и разрешения технических, социальных, бытовых, предпринимательских, игровых, творческих задач, в вероятностном поле возникающих перед каждым человеком. А уже в процессе решения этих задач появляется необходимость математических вычислений, приобретающих особый личностный смысл. Как сказано в Концепции развития математического образования в Российской Федерации математическое образование должно: обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность; обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики.[1]
Творческие развивающие изобретательские задачи (далее ТРИЗ) представляют собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.[4]
Основные функции ТРИЗ:
- решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов;
- прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых);
- развитие качеств творческой личности. [3]
Выбор метода активного обучения определяется дидактической задачей занятия. Дидактические задачи, решаемые с помощью ТРИЗ - развитие творческого и логического мышления; создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности; развитие навыков принятия решений; смена деятельности.
ТРИЗ-задачи, как правило, имеют несколько решений, а не одно единственное, как большинство школьных задач. Тем самым, ТРИЗ-задачи побуждают ученика искать множество решений, выявлять из них оптимальное.
Задача учителя — сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий. [17]
Программа внеурочной деятельности ориентирована на учащихся 9-х классов. Соответствует возрастным потребностям и способностям учеников.
Цель: развитие творческого мышления (способностей) обучающихся через решение изобретательских задач во внеурочной деятельности Конструкторского Бюро творческого мышления
Задачи:
- Рассмотреть теоретические основы формирования творческого мышления через решение изобретательских задач.
- Проанализировать условия развития творческого мышления образовательной среды школы через внеурочную деятельность образовательной области «Математика».
- Выявить возможности и эффективность использования учебных изобретательских задач во внеурочной деятельности по математике для развития интереса к этой дисциплине, развития творческих способностей.
- Реализовать курс внеурочной деятельности по математике «Конструкторское бюро творческого мышления». [12]
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- примерной программы по учебному предмету и соответствующему УМК;
- основной образовательной программы ОУ.
В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий,
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Познавательные результаты
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Выпускник получит возможность научиться:
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты
Методы развивающего обучения.
Выпускник научится: решать изобретательские задачи с помощью метода мозгового штурма, метода фокальных объектов, метода синектики, метода контрольных вопросов, морфологического анализа, рядов бесконечности.
Выпускник получит возможность научиться: овладеть специальными методами решения изобретательских задач; уверенно применять их на практике.
Олимпиадные задачи.
Выпускник научится: применять алгоритм решения задач на переливание с использованием сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание предметов;
решать сложные задачи на проценты;
решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчёты;
Выпускник получит возможность научиться: решать нестандартные задачи с использованием принципа Дирихле; выполнение задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.
Геометрия в пространстве и на клетчатой бумаге.
Выпускник научится:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации.
Выпускник получит возможность научиться: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения логических задач; строить схемы и модели для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи; выделять характерные причинно-следственные связи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Алгебра. За страницами школьного учебника
Выпускник научится: Решать неопределенные уравнения. Находить наибольшее и наименьшее значение квадратного трехчлена.
Выпускник получит возможность: Решать уравнения методом неопределенных коэффициентов. Применять метод математической индукции.
Комбинаторные задачи.
Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события.
Выпускник получит возможность: приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.
Геометрические находки.
Выпускник научится: Решению геометрических задач с помощью понятия о центре тяжести.
Выпускник получит возможность научиться: используя теорему Пифагора. теорему Стюарта, теорему Птолемея и ее приложения. в геометрии., решать геометрические задачи
Работа по проекту.
Выпускник научится: находить учебные сведения в литературе, необходимые для создания проекта, представлять результаты выполненного проекта, пользоваться основными видами проектной документации, готовить пояснительную записку к проекту, оформлять проект, представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться: грамотно использовать полученную информацию для создания проекта, осуществлять презентация проекта.
Занятия проводятся в классе математики в течение 1 часа, два раза в неделю.
Содержание учебного предмета
- Методы развивающего обучения. (6 часа)
Цели изучения курса. Знакомство с ТРИЗ, или как надо изобретать. Знакомство с методом мозгового штурма. Решение задач с помощью метода мозгового штурма. Знакомство с методом фокальных объектов. Решение задач с помощью метода фокальных объектов. Знакомство с методом синектики. Решение задач с помощью метода синектики. Знакомство с методом контрольных вопросов. Решение задач с помощью метода контрольных вопросов. Межзональная игра «Математический калейдоскоп». Знакомство с методом морфологического анализа. Решение задач с помощью метода морфологического анализа. Познавательная викторина «ЮНЭК». Ряды бесконечности.
Формы занятий: Лекция, семинар, практикум, практическая работа, конференция, познавательные и интеллектуальные игры, тренинг
Виды деятельности:
-применение методов развивающего обучения при решении задач
2.Олимпиадные задачи. (7 часа) Принцип Дирихле. Логические задачи. Теория игр. Графы. Четность. Делимость. Уравнения в целых числах.
Формы занятий: лекция, семинар, практикум, тренинг.
Виды деятельности :
-составление схем и математических модели при решении задач;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- установление причинно-следственных связей
3.Геометрия в пространстве и на клетчатой бумаге. (6 часов)
Способы оформления решений логических задач (применение схем). Задачи на верные и неверные утверждения. Метод упорядоченного перебора. Изображение фигур с секретом. Выявление закономерности. Построение точек на координатной плоскости. Задачи с развертками с применением схем и моделей. Задачи на разрезание и склеивание. Задачи со спичками. Геометрические фокусы. Рисование фигур на клетчатой бумаге, геометрических фигур. Разрезание фигур на равные части с применением геометрических понятий.
Формы занятий: практикум, практическая работа, познавательные и интеллектуальные игры.
Виды деятельности :
-устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять сравнение, классификацию;
- строить схемы и модели для решения задач;
- выделять характерные причинно-следственные связи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
4Алгебра. За страницами школьного учебника.(6 ч)
Чтение графиков. Неопределенные уравнения. Наибольшее и наименьшее значение квадратного трехчлена. Метод неопределенных коэффициентов. Непрерывное изменение. Число Пи. Исчисление высказываний и булевы алгебры. Предикаты и кванторы. Определения в математике. Аналогия и индукция в математике.
Формы занятий: семинар, практикум, практическая работа.
Виды деятельности:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения логических задач; устанавливать причинно-следственные связи;
5.Геометрические находки (5ч.)
От Евклида до Лобачевского. Осевая и центральная симметрия в планиметрии. Решение геометрических задач с помощью понятия о центре тяжести. Теорема Пифагора. Теорема Стюарта. Теорема Птолемея и ее приложения. Механическая теорема Лагранжа и ее применение в геометрии. Геометрические задачи на местности. Десять планиметрических задач. Равновеликие и равносоставленные многоугольники. Двоякое выражение площади(или объема) как способ решения геометрических задач. Теорема Чевы.
Формы занятий: семинар, практикум, практическая работа
Виды деятельности :
-применение методов развивающего обучения при решении изобретательных задач
- выделять характерные причинно-следственные связи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
6. Проекты(5ч.)
Проект индивидуальный (тема по выбору учащихся)
Формы занятий: практикум, практическая работа, конференция
Виды деятельности :
-строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;
- осуществлять сравнение, классификацию;
- проектная деятельность
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
№ темы | Тема | Количество часов |
1 | Методы развивающего обучения. | 6 |
2 | Олимпиадные задачи | 7 |
3 | Геометрия в пространстве и на клетчатой бумаге. | 6 |
4 | Алгебра .За страницами школьного учебника. | 6 |
6 | Геометрические находки | 5 |
7 | Проекты | 5 |
Итого | 35 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) |
Методы развивающего обучения. | 6 | |||
1 | Цели изучения курса. Знакомство с ТРИЗ, или как надо изобретать. | |||
2 | Решение задач с помощью метода мозгового штурма | |||
3 | Решение задач с помощью метода фокальных объектов | |||
4 | Решение задач с помощью метода синектики. | |||
5 | Решение задач с помощью метода контрольных вопросов. | |||
6 | Решение задач с помощью метода морфологического анализа. | |||
Олимпиадные задачи | 7 | |||
7 | О чем необходимо помнить при решении олимпиадных задач | |||
8 | Принцип Дирихле | |||
9 | Графы | |||
10 | Игры | |||
11 | Делимость и остатки | |||
12 | Уравнения в целых и натуральных числах | |||
13 | Логические задачи | |||
Геометрия в пространстве и на клетчатой бумаге | 6 | |||
14 | Способы оформления решений логических задач (применение схем) | |||
15 | Задачи на верные и неверные утверждения. | |||
16 | Метод упорядоченного перебора | |||
17 | Задачи с развертками с применением схем и моделей. | |||
18 | Задачи со спичками. Геометрические фокусы. | |||
19 | Геометрические преобразования | |||
Алгебра. За страницами школьного учебника | 6 | |||
20 | Чтение графиков | |||
21 | Неопределенные уравнения | |||
22 | Метод неопределенных коэффициентов | |||
23 | Непрерывное изменение | |||
24 | Число Пи | |||
25 | Исчисление высказываний и булевы алгебры | |||
Геометрические находки | 5 | |||
26 | От Евклида до Лобачевского | |||
27 | Осевая и центральная симметрия в планиметрии | |||
28 | Теорема Стюарта | |||
29 | Теорема Птолемея и ее приложения | |||
30 | Геометрические задачи на местности | |||
Проекты | 5 | |||
31 | Планирование работы | |||
32 | Разработка содержания этапов работы | |||
33 | Работа с информационными источниками по выбранной теме | |||
34 | Интеграция и аккумуляция отобранного материала | |||
35 | Защита проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.
Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»
Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках вн...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 1 класса.
Из опыта работы...