Программа и КТП. Внеурочная деятельность. 9 класс
рабочая программа по математике (9 класс)

Базанова Елена Павловна

КТП составлено на 35 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vneurochke_9kl_matematika_2020.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании МО

Протокол от «_»____201_г.

№____

Согласовано МС

Протокол от «_»___201_г.

№____

Программа рекомендована

к работе педагогическим советом

Протокол от «_»___ 201_г.

№____

Утверждено приказом директора

       от «_» ___ 201_г.

№____

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуального   направления
«Конструкторское бюро творческого мышления»

для учащихся 9 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»

                                                                           Составитель: Базанова Е.П.

                                                                         учитель математики,  

                                                                                                  первая  квалификационная      

                                                                                                   категория 

 2019 год

Рабочая программа «Конструкторское бюро творческого мышления»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития, реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В основе стандарта лежит деятельностный подход в обучении.

Изобретательско - творческое мышление – плод постоянного нахождения и разрешения технических, социальных, бытовых, предпринимательских, игровых, творческих задач, в вероятностном поле возникающих перед каждым человеком. А уже в процессе решения этих задач появляется необходимость математических вычислений, приобретающих особый личностный смысл. Как сказано в Концепции развития математического образования в Российской Федерации математическое образование должно: обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность; обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики.[1]

        Творческие развивающие изобретательские задачи (далее ТРИЗ) представляют собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.[4]

Основные функции ТРИЗ:

  • решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов;
  • прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых);
  • развитие качеств творческой личности. [3]

          Выбор метода активного обучения определяется дидактической задачей занятия. Дидактические задачи, решаемые с помощью ТРИЗ - развитие творческого и логического мышления; создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности; развитие навыков принятия решений; смена деятельности.

        ТРИЗ-задачи, как правило, имеют несколько решений, а не одно единственное, как большинство школьных задач. Тем самым, ТРИЗ-задачи побуждают ученика искать множество решений, выявлять из них оптимальное.

         Задача учителя — сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий. [17]

Программа внеурочной деятельности ориентирована на учащихся 9-х классов. Соответствует возрастным потребностям и способностям учеников.

        Цель: развитие творческого мышления (способностей) обучающихся через решение изобретательских задач во внеурочной деятельности Конструкторского Бюро творческого мышления

        Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы формирования  творческого мышления через решение изобретательских задач.
  2. Проанализировать условия развития творческого мышления  образовательной среды школы через внеурочную деятельность образовательной области «Математика».
  3. Выявить возможности и эффективность использования учебных изобретательских задач во внеурочной деятельности  по математике  для развития интереса к этой дисциплине, развития творческих способностей.
  4. Реализовать курс внеурочной деятельности по математике «Конструкторское бюро творческого мышления». [12]

        Рабочая программа внеурочной деятельности по математике разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- примерной программы по учебному предмету и соответствующему УМК;

- основной образовательной программы ОУ.

В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Ученик  получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • построению жизненных планов во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Личностные результаты

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий,

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Познавательные результаты

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Выпускник получит возможность научиться:

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Предметные результаты

Методы развивающего обучения.

Выпускник научится: решать изобретательские задачи с помощью метода мозгового штурма, метода фокальных объектов, метода синектики, метода контрольных вопросов, морфологического анализа, рядов бесконечности.

Выпускник получит возможность научиться:  овладеть специальными методами решения изобретательских задач; уверенно применять их на практике.

Олимпиадные задачи.

Выпускник научится: применять алгоритм решения задач на переливание с использованием сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание предметов;

решать сложные задачи на проценты;

решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчёты;

Выпускник получит возможность научиться: решать нестандартные задачи с использованием принципа Дирихле;  выполнение задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Геометрия в пространстве и на клетчатой бумаге.

Выпускник научится: 

- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации.

Выпускник получит возможность научиться: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения логических задач; строить схемы и модели для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи; выделять характерные причинно-следственные связи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Алгебра. За страницами школьного учебника

Выпускник научится: Решать неопределенные уравнения.  Находить наибольшее и наименьшее значение квадратного трехчлена.

Выпускник получит возможность: Решать уравнения методом неопределенных коэффициентов. Применять метод математической индукции.

Комбинаторные задачи.

Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события.

Выпускник получит возможность: приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.

Геометрические находки. 

Выпускник научится: Решению геометрических задач с помощью понятия о центре тяжести.

Выпускник получит возможность научиться: используя теорему Пифагора. теорему Стюарта, теорему Птолемея и ее приложения. в геометрии., решать геометрические  задачи

Работа по проекту.

Выпускник научится: находить учебные сведения в литературе, необходимые для создания проекта, представлять результаты выполненного проекта, пользоваться основными видами проектной документации, готовить пояснительную записку к проекту, оформлять проект, представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться: грамотно использовать полученную информацию для создания проекта, осуществлять презентация проекта.

Занятия проводятся в классе математики в течение 1 часа, два раза в неделю.

Содержание учебного предмета

  1. Методы развивающего обучения. (6 часа)

Цели изучения курса. Знакомство с ТРИЗ, или как надо изобретать.  Знакомство с методом  мозгового штурма.  Решение задач с помощью  метода мозгового штурма. Знакомство с методом фокальных объектов. Решение задач с помощью  метода фокальных объектов.  Знакомство с методом синектики. Решение задач с помощью  метода синектики. Знакомство с методом контрольных вопросов. Решение задач с помощью  метода контрольных вопросов. Межзональная игра «Математический калейдоскоп».  Знакомство с методом морфологического анализа. Решение задач с помощью  метода морфологического анализа. Познавательная викторина «ЮНЭК». Ряды бесконечности.

Формы занятий: Лекция, семинар, практикум, практическая работа, конференция, познавательные и интеллектуальные игры, тренинг

Виды деятельности:

-применение методов развивающего обучения при решении  задач

2.Олимпиадные задачи. (7 часа) Принцип Дирихле. Логические задачи. Теория игр. Графы. Четность. Делимость. Уравнения в целых числах.

Формы занятий: лекция, семинар, практикум, тренинг.

Виды деятельности :

-составление схем и математических модели при решении задач;

 - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- установление  причинно-следственных связей

3.Геометрия в пространстве и на клетчатой бумаге. (6 часов)

Способы оформления решений логических задач (применение схем). Задачи на верные и неверные утверждения. Метод упорядоченного перебора. Изображение фигур с секретом. Выявление закономерности. Построение точек на координатной плоскости. Задачи с развертками с применением схем и моделей. Задачи на разрезание и склеивание. Задачи со спичками. Геометрические фокусы.  Рисование фигур на клетчатой бумаге, геометрических фигур. Разрезание фигур на равные части с применением геометрических понятий.

Формы занятий: практикум, практическая работа, познавательные и интеллектуальные игры.

Виды деятельности :

-устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять сравнение, классификацию;

- строить схемы и модели для решения задач;

- выделять характерные причинно-следственные связи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

4Алгебра. За страницами школьного учебника.(6 ч)

Чтение графиков. Неопределенные уравнения. Наибольшее и наименьшее значение квадратного трехчлена. Метод неопределенных коэффициентов. Непрерывное изменение. Число Пи. Исчисление высказываний и булевы алгебры. Предикаты и кванторы. Определения в математике. Аналогия и индукция в математике.

Формы занятий: семинар, практикум, практическая работа.

Виды деятельности:

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения логических задач; устанавливать причинно-следственные связи;

5.Геометрические находки (5ч.)

От Евклида до Лобачевского. Осевая и центральная симметрия в планиметрии. Решение геометрических задач с помощью понятия о центре тяжести. Теорема Пифагора. Теорема Стюарта. Теорема Птолемея и ее приложения. Механическая теорема Лагранжа и ее применение в геометрии. Геометрические задачи на местности. Десять планиметрических задач. Равновеликие и равносоставленные многоугольники. Двоякое выражение площади(или объема) как способ решения геометрических задач. Теорема Чевы.

Формы занятий: семинар, практикум, практическая работа

Виды деятельности :

 -применение методов развивающего обучения при решении изобретательных задач

- выделять характерные причинно-следственные связи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

6. Проекты(5ч.)

Проект индивидуальный (тема по выбору учащихся)

Формы занятий: практикум, практическая работа, конференция

Виды деятельности :

-строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;

- осуществлять сравнение, классификацию;

- проектная деятельность

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

темы

Тема

Количество часов

1

Методы развивающего обучения.

6

2

Олимпиадные задачи

7

3

Геометрия в пространстве и на клетчатой бумаге.

6

4

Алгебра .За страницами школьного учебника.

6

6

Геометрические находки

5

7

Проекты

5

Итого

35

Календарно – тематическое планирование

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата (план)

Дата (факт)

Методы развивающего обучения.

6

1

Цели изучения курса.

Знакомство с ТРИЗ, или как надо изобретать.

2

Решение задач с помощью  метода мозгового штурма

3

Решение задач с помощью  метода фокальных объектов

4

Решение задач с помощью  метода синектики.

5

Решение задач с помощью  метода контрольных вопросов.

6

Решение задач с помощью  метода морфологического анализа.

Олимпиадные задачи

7

7

О чем необходимо помнить при решении олимпиадных задач

8

Принцип Дирихле

9

Графы

10

Игры

11

Делимость и остатки

12

Уравнения в целых и натуральных числах

13

Логические задачи

Геометрия в пространстве и на клетчатой бумаге

6

14

Способы оформления решений логических задач (применение схем)

15

Задачи на верные и неверные утверждения.

16

Метод упорядоченного перебора  

17

Задачи с развертками с применением схем и моделей.

18

Задачи со спичками. Геометрические фокусы.

19

Геометрические преобразования

Алгебра. За страницами школьного учебника

6

20

Чтение графиков

21

Неопределенные уравнения

22

Метод неопределенных коэффициентов

23

Непрерывное изменение

24

Число Пи

25

Исчисление высказываний и булевы алгебры

Геометрические находки

5

26

От Евклида до Лобачевского

27

Осевая и центральная симметрия в планиметрии

28

Теорема Стюарта

29

Теорема Птолемея и ее приложения

30

Геометрические задачи на местности

Проекты

5

31

Планирование работы

32

Разработка содержания этапов работы

33

Работа с информационными источниками  по выбранной теме

34

Интеграция и аккумуляция отобранного материала

35

Защита проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.

Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»

Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках вн...