Открытый урок по теме "Пропорции"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Габидуллина Эльвира Равилевна

Дидактический план-конспект урока по теме "Пропорции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_proportsii.docx63.99 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический план-конспект урока

по дисциплине: математика

на тему: Пропорция

класс: 6 «Б»

Цель: 

  • Образовательные – дать понятие пропорции и ее членов, чтение пропорции, составление пропорции из отношений, сформировать основное свойство пропорции. Обратить особое внимание учащихся на применение пропорции в различных областях деятельности, важность изучения указанной темы для дальнейшего обучения в школе.
  • Развивающие – развивать вычислительные навыки, способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; развитие математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
  • Воспитательные – воспитание интереса к математике, активности, умения общаться, оценивать свой результат.

Тип урока:   урок изучения нового материала.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация.

Этапы работы

Содержание этапа урока

Универсальные учебные действия (УУД)

Организационная форма обучения

Метод обучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

(10-20 секунд)

Задачи учителя:

Подготовить учащихся к работе на занятии и

настроить на эффективную работу на уроке

Задачи учащегося:

Проверить свою готовность к уроку

Критерий достижения цели:

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь.

Я вижу, что в классе сегодня присутствуют все, это хорошо. Проверьте, готовы ли вы к уроку, все ли принадлежности есть на парте? У вас на парте должно быть ручка, карандаш, учебник, тетрадь,  линейка. Поднимите, руки у кого не хватает какого- либо предмета (Рамису  учебник я дам сама)

Желаю вам хорошего настроения на весь урок.

Отвечают на приветствие.

Самопроверка

взаимопроверка

Коммуникативные УУД

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться

Регулятивные УУД Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Фронтальная

Метод: беседа 

Метод: самопроверка

взаимопроверка

2

Опрос  учащихся по заданному материалу.

(7-9 минут)

Задачи учителя:

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция; Актуализация опорных знаний и умений по теме отношения

Задачи учащегося:

Закрепить понятие отношение, умение находить отношение двух чисел, процентного отношения, отношения двух величин с разными единицами измерения. Знать отношение двух величин и взаимно обратных величин

Критерии достижения целей:

 В ходе использования

оптимальности сочетания контроля, учащийся должен уметь хорошо  находить отношение двух величин, процентного отношения, отношения двух величин с разными единицами измерения.

Для начала поработаем самостоятельно. Выполним тест №14.Задания А1-А4.На это вам дается 5 минут

Время закончилось. Я попрошу собрать листочки, где были отмечены правильные варианты.

Какие задания вызвали затруднение (ошибки)?

 Кто с этим заданием справился, объясните нам, почему здесь должно получиться так, а не по-другому?

Отлично! Хорошее пояснение, грамотное!

Теперь всем ясно?

Если нет вопросов по тесту,  работаем, ребята, дальше.

Что называют отношением двух чисел?

Устный счет (слайд 1):

Найти отношения: 5 кг к 2кг,4ч к 3 ч,6т к 5 т, 2дм к 3дм,12л к 18л.

Что показывает каждое отношение?

Найдите (Слайд 2):

10% от 500,40% от 300,125% от 200,250% от 800

Как найти процентное отношение?

Молодцы!

- Частное двух чисел называют отношением этих чисел

-Отношение показывает во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго

- Для нахождения процентного отношения надо найти отношение и выразить его в процентах.

-Отношения больше единицы показывает, во сколько раз одно число больше (меньше) другого

- Отношения меньше единицы показывает, какую часть одно число составляет от другого.

Молодцы ребята!

Пример теста

Вариант №1

Учащиеся называют  

Учащиеся поясняют

Да

Ученик:

Частное двух чисел называют отношением этих чисел.

Ученик:

1.Во сколько раз 5 кг больше 2 кг.

2.Во сколько раз 4 часа больше 3 часов

3.Во сколько раз 6 тонны больше  тонн

4.Какую часть 2дм составляет от 3дм

5.Какую часть 12 л составляет от 18 литров.

Ученик:

Надо найти отношение и потом выразить его в процентах.

Регулятивные УУД

Корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Коммуникативные УУД

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать

свою точку зрения.

Индивидуальная

Фронтальная

Методы: 

Индивидуальная работа, работа с тестом

Метод (приём):

Фронтальная беседа

3

Изучение нового материала

 (время 20 минут)

Задачи учителя:

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в изучении понятия пропорция. Ввести понятие члены пропорции, верная пропорция. Научить чтению пропорции  и составлению пропорций из отношений. Познакомить учащихся с основным свойством пропорции.

Задачи учащихся:

уметь  составлять верные пропорции, научиться правильно составлять и читать пропорции.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к материалу:

Активное участие на уроке, ответы на вопросы, приведение примеров.

Максимальное использование  мышления при формулировке утверждений. Уметь добывать знания при использовании учебника

Ребята, вы любите решать ребусы? Тогда скажите мне, какое слово здесь спряталось? (Слайд 3)

http://festival.1september.ru/articles/619080/img1.gif

Молодцы! Правильно, ребята, получилось слово пропорция. О ней мы будем говорить в сегодняшнем уроке.

Итак, запишите тему сегодняшнего урока «Пропорция».

Прежде, чем дать точное определение «Пропорции», хочу обратить ваше внимание на вопросы, которые мы рассмотрим при изучении этой темы. (Слайд 4)

  1. Повторение раннее пройденного
  2. Определение пропорции
  3. Основное свойство пропорции

Применение в математике и в жизни.

Ребята, вы, где-нибудь  или когда-нибудь слышали слово «пропорция»?

-Подумайте, с каким математическим термином созвучно слово “пропорция”?

-Как переводится термин “процент”?

-Значит, “про” переводится как “от”. Какая часть слова осталась?  

-Где вы встречались с этим словом?

 

-Что оно означает?

Слово пропорция встречается в областях как

- география

- химия

- информатика

- физика

- черчение

- практическая деятельность человека

Ребята, давайте заполним следующую таблицу: (значение отношения находят ученики устно) (Слайд 5)

Отношение

Значение

отношения

4:0,5 =

8

2/12=

1/6

5:10=

0,5

7/42=

1/6

8:1=

8

2,5:5=

0,5

-Какие отношения у нас получились равными?

Какие равенства мы можем составить?

Полученные равенства называются пропорцией.

Запишем пропорцию в буквенном виде:

a:b=c:d.

Читают: отношение а к b равно отношению с к d. Или  а так относится кb, как с относится к  d.

Прочитайте пропорции записанные на доске:

6:3=4:2; 10:2=5:1; 2:2=1:1

Молодцы!

Числа a и d называют крайними членами пропорции, а числа b и c  средними членами пропорции.

Назовите крайние и средние члены пропорций которые вы видите на доске:

50:10=40:8

100/200=4/8

Молодцы! Правильно!

Теперь найдите произведение ее средних и крайних членов: (Слайд 6)

50*8=400

10*40=400

100*8=800

200*4=800

Что вы заметили?

Правильно. Произведение крайних членов равно произведению средних членов. Я еще добавлю, что в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов. Сформулируйте обратное  утверждение.

Правильно. Молодцы. Это свойство называется основным свойством пропорции.

Запишем его в буквенном виде:

a*d=b*c

Запись в тетрадях:

a/b=c/d

a:b=c:d

a*d=b*c

Учение об отношениях и пропорциях успешно развивалось в IV в. до н.э. в Древней Греции. С пропорциями связывались представления о красоте, порядке и гармонии, о созвучных аккордах в музыке. Пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета. Много примеров можно привести, наблюдая пропорциональность в природе: бабочки, деревья, снежинки и т.д. Сейчас мы будем делать упражнения для глаз со снежинками и бабочками, обратите внимание на красивый узор снежинок и бабочек. (Слайд 7-9)

Физкультминутка. (Слайд 10)

А сейчас настроились на работу.

Ученик

Пропорция

Ученики пишут в тетрадях тему урока.

Ученик: процент

Ученик:  от ста

Ученик: порция

Ученик: в кулинарии

Ученик: размер

Ученик:

4:0,5=8 и 8:1=8

2/12=1/6 и 7/42=1/6

Ученик:

5:10=2,5:5; 4:0,5=8:1 и 2/12=7/42

Ученик:

Шесть относится к трем как четыре относится к двум. Или 6 так относится к 3, как 4 относится к 2.

Десять относится к двум как пять  относится к единице. Или 10 так относится к 2, как 5 относится к 1.

Два  относится к двум  как один  относится к одному. Или 2 так относится к 2, как 1 относится к 1.

Ученик:

Крайние члены: 50 и 8

Средние члены10 и 40.

Ученик 2

Крайние члены: 100 и 8

Средние члены 200 и 4.

Ученики умножают устно

Ученик:

Произведение крайних и средних членов пропорции равны.

Ученик:

Если произведение крайних членов равно произведению средних членов, то пропорция верна.

Ученики записывают в тетрадях.

Коммуникативные УУД

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на определённую тему.

2.Оформлять свои решение в устной и письменной форме с учетом своих учебных и жизненных знаний.

3.Читать вслух и про себя пропорции, понимать

прочитанное.

  1. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в

совместном решении задачи.

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

3. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: учебник, справочную литературу.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Фронтальная

Методы обучения:

Основной – проблемный, объяснительно иллюстративный.

Частные методы и методические приемы:

- преподавание; фронтальная беседа,

4

Закрепление

(время 15 минут)

Задачи учителя:

Закрепить изученную тему решением задач на нахождение крайних и средних членов пропорции. Научить применить основное свойство пропорции

Формирование системы знаний по теме «Пропорция». Развивать грамотную математическую речь.

Задачи ученика:

Закрепить умение нахождение крайних и средних членов пропорции. Научиться  применить основное свойство пропорции

Критерии

Ребята, давайте мы с вами попробуем решать задачи из учебника № 760 стр. 125. Нам надо записать пропорцию.

5:3=2:1,2

0,9:1/3=45:и16 2/3

2/7: 0.1=14:4,9

А теперь проверим полученные пропорции, определяя отношения чисел

Какой вывод можно сделать?

Молодцы. Переходим к следующим заданиям. №  761 стр. 125. Аделя скажи нам, что нужно сделать в этом задании.

И как мы составим верную пропорцию?

№ 762. Работа в группах (каждой группе по 3 примера.1 группа а, в, д; 2 группа б, г, е.) Каждая группа должная доказывать правоту своих решений. Ребята, давайте проверим,  верные ли эти пропорции. (Слайд 11. Ответы № 762)

Ребята, для закрепления изученной темы выполним самостоятельную работу (работа по карточкам).

Вариант №1

1.Запишите пропорцию, крайние члены которой равны 5 и 8, а средние члены равны 10 и 4

2.Составьте пропорции из данных отношений:

4 к 7; 3 к 2; 12 к 21;15 к 10

3.Проверьте, верна ли пропорция:

6:8=9:12

Вариант №2

1.Запишите пропорцию, крайние члены которой равны 3 и 30, а средние члены равны 18 и 5

2.Составьте пропорции из данных отношений:

16 к 28; 4 к 7; 12 к 21;8 к 14

3.Проверьте, верна ли пропорция:

6:8=9:12

Так как отношения  равны, то пропорции составлены верно.

Нам даны отношения. Надо найти, из каких отношений можно составить пропорцию.

Находим отношение чисел,  и из тех отношений, которые равны, составляем верную пропорцию.

Учащиеся разбиваются на 2 группы

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать.

2. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Коммуникативные УУД

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других.

2.Сотрудничать в

совместном решении задачи.

3. Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

4. Понимать точку зрения другого

5. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия

коллективных решений

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Метод:

репродуктивный

5

Выставление оценок

Задание на дом

(2 минуты)

Задачи учителя:

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и объяснить задачу на дом.

Дать  учащимися информации о реальных результатах учения

Задачи учащегося: оценить свою работу на уроке.

 Разобраться, что нужно сделать дома, записать домашнее задание

Критерии:

Полное представление того, что надо сделать дома к следующему уроку

Ребята, давайте подведем итог нашей сегодняшней работе, что мы узнали сегодня?

Чему вы научились сегодня на уроке?

Ну что же ребята, я вижу, что большинство уверены в полученных знаниях. Теперь запишите домашнее задание. (Слайд 12) Домашнее задание: № 776. Вам надо проверить, верна ли пропорция. Повторите дома еще раз то, что мы прошли на уроке. Всем понятно?

Урок закончен.

 Всем спасибо за хорошую работу на уроке!

Ученик:

что такое пропорция, из чего состоит пропорция, пропорции бывают верными и неверными, основное свойство пропорции.

Ученик:

Определять крайние и средние члены пропорции, выяснять является пропорция верной или неверной.

Выставляют оценки в дневник

Да.

Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои решения в письменной форме с учетом своих учебных знаний.

Фронтальная

Методы: 

Фронтальная беседа

Образовательная технология (методика), в рамках которой выполнен конспект урока:  На уроке использовались информационно-коммуникационная технология, групповая технология, технология взаимного обучения, технология разноуровневого обучения, сочетаемая с индивидуальной; а также формы общения, как диалог, полилог. Все это способствовало выполнению поставленных целей.

Достоинства выбранной образовательной технологии (методики):         

Использование данных образовательных технологий позволяет обучающимся грамотно, научно обосновано и активно принимать участие в реализации поставленной задачи.

Предложенные задания были доступны и посильны, что способствовало формированию знаний, умений и навыков, созданию ситуаций успеха.

Обучающимся предлагалось высказать свое мнение, аргументировать свой ответ, определять последовательность операций, наблюдать, анализировать, классифицировать и делать выводы, обобщения, таким образом, школьники овладели образцом поиска новых знаний и способов действий.

 Недостатки выбранной образовательной технологии (методики):

Несмотря на очевидные преимущества, применение, например, информационно-коммуникационных технологий может иметь и негативные последствия.

В частности, одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако именно индивидуализация может свести к минимуму и без того дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса.

Не секрет, что в материалах сети Интернет не всегда содержатся достоверные сведения, и случается так, что ошибочная информация преподносится как истинная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...