Конспект интегрированного урока математики "Путешествие по сказке"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Целью урока является формирование умения применять полученные знания математики при анализе ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krishtopina_a.v._puteshestvie_po_skazke.docx219.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированного урока математики и литературы

 «Путешествие по сказке»

Класс: 6 класс

Тип урока: применение полученных знаний

Интеграция: литература

I. Мотивация, целеполагание

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по сказке. С какой целью? – спросите вы. А я отвечу вам словами английского писателя Оскара Уайльда «Человек может поверить в невозможное, но никогда не поверит в неправдоподобное».

Сказка – это рассказ о вымышленных событиях. Но и в сказке действуют те же законы жизни – любовь и ненависть, богатство и бедность, люди и животные.

С помощью математических методов мы с вами попробуем определить, насколько правдоподобна сказка, какие ее факты допустимы для выдумки, а какие невозможны даже в ней.

Оскар Уайльд – английский писатель конца 19 века. Известные сказки: «Счастливый принц», «Соловей и роза», «Мальчик-звезда»

II. Актуализация знаний

Я все говорю и говорю, но что-то не договариваю. А по какой сказке мы с вами будем путешествовать?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, а также для повторения некоторых математических знаний, которые вам сегодня пригодятся, предлагаю вам решить несколько заданий.

Но, как вы уже заметили, работать сегодня вам предстоит в группах. А вы знаете правило успешной работы группы? Один за всех и все за одного! Если вы будете следовать, то работать вам будет легко, весело и результативно.

Каждой группе я выдаю шесть заданий. Ваша задача верно решить их.

Время пошло.

Группа №1

Группа №2

Группа №3

1) Для пошива нескольких одинаковых театральных костюмов закупили 36 м батиста. Сколько костюмов сшили, если на один костюм идет 12 м ткани? (3)

1) Сколько можно сшить одеял из 15 кг верблюжьей шерсти, если на одно одеяло идет 3 кг шерсти? (5)

1) В аэропорту пассажирам предлагается упаковать чемодан в пленку. На упаковку одного чемодана идет 3 м пленки. Сколько чемоданов можно упаковать, если использовать 21 м пленки? (7)

2) Для команды из 15 спортсменов было закуплено спортивное снаряжение. Цена комплекта для одного спортсмена составляет 100 рублей. Найдите стоимость всей покупки. (1500)

2) Для ремонта комнаты купили обоев на общую сумму 1200 рублей по цене 200 рублей за рулон. Сколько обоев потребовалось для ремонта комнаты ?  (6)

2) Для пошива платья необходимо купить 2 м ткани по цене 50 рублей за 1 метр. Найдите стоимость ткани, необходимой для пошива этого платья. (100)

3) Туристы проплыли на плоту вниз по течению реки 6 км за 3 часа. Какова скорость течения реки? (2)

3) Теплоход плыл из Старочеркасска в Ростов-на-Дону 2 часа со скоростью 15 км/ч. Определите расстояние между этими городами. (30)

3) Скорость лодки в стоячей воде 8 км/ч. Какое расстояние проплывет лодка по течению реки за 2 часа, если скорость течения реки 2 км/ч? (20)

4) Одновременно из пунктов А и В вышли две черепахи в одном направлении. Через сколько минут вторая черепаха догонит первую? (10)

1.bmp

4) Пес Барбос погнался за котом Васькой. Успеет ли кот скрыться от пса на деревне? (да)

Как определили?

2.bmp

4) Ромашка и Незнайка одновременно вышли из цветочного города и пошли в лес по грибы. Какое расстояние будет между ними через 40 минут? (800)

3.bmp

5) Анне Ивановне надо испечь 60 пирожков. В час она печет 20 пирожков. Сколько пирожков ей останется испечь после двух часов работы? (20)

5) Мачеха, уходя с дочерьми на бал, велела Золушке перебрать 14 кг крупы. Каждый час Золушка перебирала по 2 кг и закончила работу к возвращению мачехи домой. Сколько часов длился бал, если 1 час они затратили на дорогу? (6)

5) Почтальону Лавочнику надо было разнести по адресам 63 письма за рабочий день. Какова производительность труда почтальона, если у него семичасовой рабочий день? (9)

6) Чему равно произведение чисел 123456 и 789? (97406784)

6) Чему равно произведение чисел 123456 и 789? (97406784)

6) Чему равно произведение чисел 123456 и 789? (97406784)

Для проверки заданий прошу одному из команды называть действие, которое использовалось для решения задачи, а затем и ответ к ней.

Шифр к загаданным словам:

А

В

Г

Д

И

К

Л

М

6

100

7

800

20

10

30

265

Н

О

П

С

Т

У

Ш

Я

97406784

9

3

5

да

1500

2

нет

А теперь переверните листы с заданиями и там вы обнаружите шифр, для определения загаданного для каждой группы слова. Расшифруйте загаданное слово.

Пушкин, Салтан, Гвидон. Как вы думаете, о какой сказке сегодня пойдет речь?

Кто автор сказки? Когда он жил? О чем говорится в сказке?

Пушкин А.С. (1799 – 1837 гг.)

Пока вы выполняли мои задания я поняла, что задачи вы решаете прекрасно. Что же делать? А составлять задачи вы умеете? А для чего вообще нужны задачи, знаете?

Сегодня на уроке вы будете учиться составлять задачи, которые вам будут необходимы для определения достоверности, а может и недостоверности, событий сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

III. Основное содержание урока

1. Начнем анализ сказки с самого начала

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

Какую из сестер выбрал царь себе в жены? Почему?

Причин может быть много, но все это догадки. А я предлагаю вам составить и решить задачи, которые помогут привести более точные возможные доказательства правильности выбора царя Салтана.

«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир»

А вы знаете без какого блюда не обходился ни один пир во времена Пушкина? Это гурьевская каша. Чтобы приготовить одну порцию такой каши в настоящее время требуется около 315 рублей.

А знаете вы сколько людей жило в России в этот период? 126586 человек.

«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна»

А вы знаете сколько времени ткачихи того периода тратили на ткание одного только метра полотна? Около 3 часов. А сколько необходимо ткани, чтобы сшить самую простую одежду для одного человека? Для этого требуется около 3 метров ткани.

А сколько человек жило в мире во времена Пушкина? Около 1 000 000 000 человек.

Какую задачу можно составить, какой вопрос в ней задать, чтобы понять, почему царь не выбрал себе в жены вторую сестру.

Подумайте, какие задачи можно составить, какие вопросы в ней задать, чтобы понять, почему царь не выбрал себе в жены первую и вторую сестер.

Для этого я вам дам некоторые данные, которые вам могут пригодиться.

1) Чтобы приготовить гурьевскую кашу в современном мире, потребуется 315 рублей.

2) 1 рубль 2012 года соответствует 33 алтынам 19 века.

3) Численность населения России в 19 веке составляла 126586 человек.

1) На создание 1 метра полотна требуется 3 часа работы.

2) Чтобы сшить простой костюм на одного среднего человека требуется 3 метра ткани.

3) В 19 веке в мире проживало около 1 000 000 000 человек.

По окончании работы, каждая группа должна представить текст задачи, ее решение, и ответ на вопрос: «Почему царь не выбрал в жены данную сестру?»


2. Ну что, устали. Тогда давайте разомнемся. Разминаться мы также будет под слова сказки:

Ветер по морю гуляет (руки в стороны, плавные движения вверх и вниз)
И кораблик подгоняет;
(руки спереди, плавные движения вверх и вниз)
Он бежит себе в волнах
(бег на месте)
На поднятых парусах
(медленное круговое движение руками через верх вниз и одновременное присидание)
Мимо острова крутого,
(стойка «руки к ногам»)
Мимо города большого
(подняться и руками прочертить большой круг)

А теперь повторим это еще 2 раза под звуки шумящего моря. Кто хочет, может закрыть глаза, чтобы они тоже отдохнули.

3. Отдохнули немного? Тогда продолжим.

Итак, выбрал царь себе в жены третью сестру. И что же было дальше.

Остановимся подробнее на том моменте сказки, когда князь Гвидон захотел увидеть своего отца.

Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь — а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Молит князь: душа-де просит,
Так и тянет и уносит...
Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль — и в щель залез.

Как вы думаете, что здесь может оказаться неправдой? Могла ли муха догнать корабль?

Давайте попробуем составить задачу и для решения этого вопроса.

Какой вопрос следует задать в задаче? Догонит или не догонит. А если догонит, то через какое время.

А какие данные нам для этого потребуются? (скорость мухи, скорость корабля, время между движениями объектов).

В прошлый раз я вам предоставила все данные для решения задачи, а теперь я прошу вас найти необходимую информацию. Из каких источников можно определить скорость мухи? (Internet, энциклопедия, взрослый человек и пр.)

Каждой из групп я предлагаю по одному источнику: 1-ая группа – Internet (прошу двух или трех человек из команды подойти к компьютеру и заняться поиском необходимой информации), 2-ая группа – энциклопедия (положить на стол книгу), а 3-я группа спросит скорость мухи у взрослого человека (У кого будете спрашивать? Можно спросить и у меня).

В случае необходимости, 1-ой группе помочь с округлением десятичной дроби.

Скорость мухи вы определили. Еще нам нужна скорость корабля. Во времена Пушкина самым быстроходным кораблем считался фрегат «Роза ветров» (показать изображение). Его скорость составляла 10 узлов, что в стандартных единицах переводиться как 18 км/ч.

Запишите скорость корабля.

Осталось определить время между отходом от берега корабля и мухи. Для этого я предлагаю вам еще раз обратиться к тексту:

К морю князь — а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Молит князь: душа-де просит,
Так и тянет и уносит...
Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился,
Полетел …

Сколько времени могло это занять? Спуститься к берегу и оборотиться в муху (лебедь уже там, обрызгала в миг)?

Время между отходом от берега корабля и мухи около 10-ти минут. Запишите время.

В случае затруднения определения расстояния, проделанного кораблем за 10 минут, общая работа с классом (или, решившая группа объясняет решение остальным).

10 минут – это 6 часть часа. И если за 1 час корабль проплывает 18 км, то за 6-ю часть часа проплывает больше или меньше? Во сколько раз?

Значит, за 10 минут корабль пройдет расстояние 18 : 6 = 3 км.

Итак, какие варианты решений получились? Каждая группа называет свой варианты развития событий.

А почему у вас получились разные ответы? Из разных источников вы получили разную информацию. Почему? Мухи бывают разные. Комнатные мухи летают медленнее, а мухи, которые жалят, летают быстрее. Так о какой мухе в сказке идет речь?

Диву царь Салтан дивится,
А Гвидон-то злится, злится...
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» и тут же окривела;

В сказке идет речь о мухе, которая жалит, иначе ткачиха бы не «окривела», а только бы глаз покраснел. А это значит, что в сказке снова написана правда. Муха могла догнать корабль. Если вам интересно, то дома можете проверить, догонит ли корабль комар и шмель, о которых также идет речь в задаче.

4. Когда князь Гвидон под видом мухи прилетел к царю Салтану, о каком новом чуде он узнал? Сейчас я вас прошу вас внимательно просмотреть отрывок из фильма-сказки, снятом в 1966 году, и попробовать найти ошибки допустимые и недопустимые для сказки.

При ответе, каждая группа называет свои варианты ошибок. После прослушивания всех вариантов, добиться получения ответов (или, если были получены, объяснения): допустимая ошибка – люди выходят из воды, недопустимая ошибка – 33 богатыря выходят парами.

Для достоверности показать изображение с богатырями.

А может быть это ошибка режиссера? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам самим прочитать отрывок из сказки:

Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге —
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А сидит там князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».

Оказывается это ошибка самого автора. Но это единственная ошибка Пушкина. Грубая ошибка, но единственная.

IV. Подведение итогов урока

Таким образом мы с вами сегодня смогли проанализировать сказку Пушкина. Что нам в этом помогло? Так для чего же нужно уметь решать задачи? А составлять вы их научились? А что нужно, чтобы составить задачу? Где можно найти необходимую информацию?

Какие еще моменты сказки можно было бы проанализировать?

Кому это интересно, может заняться дома.

А мы с вами на этом прощаемся! Спасибо за урок!

V. Рефлексия

При выходе из кабинета, прошу вас взять с собой тот смайлик, который наиболее точно отображает ваше настроение на данный момент. Спасибо.

Если у кого-то есть вопросы или пожелания, могут ко мне обратиться.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока-праздника для учащихся начальной школы (музыка+технология) Название урока: «Весенний перезвон»

В начальной школе целесообразно проводить интегрированные уроки-праздники. Данный конспект урока совмещает музыкальную и технологическую деятельность  учащихся. Целесообразно проводить тако...

Интегрированный урок (музыка, рисование). Сказка в музыке.

Данный урок направлен на развитие музыкальных и творческих способностей....

Интегрированный урок "Путешествие в сказку" (2 класс)

Данный урок является заключительным в разделе «Wir kennen einige Figuren deutscher Bücher». Данный урок является интегрированным: объединены такие предметы как немецкий язык, музыка, литература, изобр...

Конспект интегрированного урока ИЗО и музыки в 7 классе "Беседа "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина). Особенности творчества Н.А.Римскова - Крсакова".

Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...

Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект) интегрированного урока, презентация к уроку.

Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект)  интегрированного урока, презентация  к уроку....

Конспект интегрированного урока математики и швейного дела 7 класс. Тема урока: Геометрический материал. Построение ромба. Изготовление выкройки выреза пододеяльника в виде ромба.

   На уроках в коррекционных школах при реализации общеобразовательной, коррекционно - воспитательной и практических задач осуществляется тесная связь с преподаванием других  уче...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...