Урок по теме "Правильные и не правильные дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Плющик Наталья Петровна

Урок по теме "Правильные и непраильные дроби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_pravilnye_i_nepravilnye_drobi_5_klass.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Правильные и неправильные дроби   5 класс    

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы: в парах, фронтальная.

Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.        

Методы обучения:

По источникам знаний: словесные, наглядные.

Относительно характера познавательной деятельности: практические.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Н.Я. Виленкин.  Математика. 5 класс. М.: Мнемозина, 2015 г.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.

Педагогические задачи:

Обучающая: научить распознавать дроби правильные и неправильные.

Развивающая: развивать внимание; познавательную активность.

Воспитательная: воспитывать внимательность, аккуратность при работе с текстами и записями примеров с правильными и неправильными дробями.

Планируемые результаты:

Знать какая дробь называется правильной, а какая неправильной; уметь распознавать правильные и неправильные дроби.

Формируемые УУД:

Познавательные: уметь делать выводы, формировать навык распознания правильных и неправильных дробей; применять полученные знания при решении задач.

Коммуникативные: уважать и уметь слушать друг друга, взаимодействовать в паре, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные УУД:  понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи в паре, определять цель учебного занятия, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать достижения свои и одноклассников.

Личностные УУД: формировать навыки самоорганизации, учебную мотивацию, оценивать результат и рефлектировать его в отношении личностной значимости.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят правило для распознавания правильных и неправильных дробей;

-работают с текстом учебника;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя;

-выполняют рефлексию.

Ход урока

I.Организационный этап.

Вот и встретились мы снова.

И к уроку все готово.

Я надеюсь, что урок

Нам пойдет сегодня впрок.

Откройте тетради и подготовьте их к работе на уроке. Оставьте одну, пустую строку для записи темы урока.

II. Актуализация и  мотивация деятельности

Первую в школе все изучают,

Ну а второй из двустволки стреляют.

Третью исполнят два барабана

Иль каблуки отобьют ее рьяно.

Что это?

1.Из чисел, записанных на доске выбрать обыкновенные дроби:

5; 23; ; 34; ; ; 2; ; 8; ; 81;  101; .

Почему вы выбрали эти числа?

Назовите числитель и знаменатель у каждой дроби. Для выделенных дробей сказать что показывает знаменатель и что показывает числитель?

2.а)В бидон налили молоко. Какая часть бидона занята молоком?

б)Какую часть всех яблок положили в тарелку?

в)Какую часть поля вспахал тракторист?

3.Какая из дробей больше:

а) или ;  б) или ;  в) или ;  г) или ?

III.Определение целей и темы урока

На  столах у вас имеются карточки, на которых записаны дроби: . Работая в паре, распределите дроби на группы. Приступаем к работе. Закончили работу.

Отвечаем на вопросы. Сколько  групп у вас получилось?

По какому принципу выполнено распределение?

Почему задание одно, а результаты разные?

 И так в 1 группе оказались дроби, у которых числитель меньше знаменателя.

Вот дробь три четвертых.

Видно нам четко:

В числителе  тройка

Меньше четверки.

Дробь  такая

Правильной называется.

Дроби первой группы называют правильными. Как бы вы назвали дроби второй группы?

Определите тему сегодняшнего урока. Запишите тему в тетради.

Определите цели урока.

- Узнать какие дроби называются правильными, а какие неправильными

- научиться распознавать правильные и неправильные дроби.

IV.Открытие нового знания

Итак, мы  распределили дроби на группы и дали им названия. Дайте свои определения правильным и неправильным дробям.

Где же мы можем узнать, правы ли мы?  

Откройте  учебник на стр. 151. Сравните свои определения с определениями в учебнике.

Всё верно?

Молодцы!

Задание 1.

Какие из дробей  правильные, а какие неправильные?

Составьте алгоритм действий, выполняя который вы сможете распознать какая перед вами дробь: правильная или неправильная

  1. Назвать числитель и знаменатель дроби
  2.  Сравните их
  3. Сделать вывод, используя определения правильной и неправильной дробей

V. Первичное закрепление знаний

Предлагаю выполнить следующие задания (задания на слайде).

Даны три числа 21, 22, 23, используя только их составьте:

-  все правильные дроби

-все неправильные дроби

Ответ:

правильные дроби

неправильные дроби

VI.Физкультминутка

Предлагает сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.  

Вы на славу потрудились,

И немного утомились

Дружно встать нам всем пора

Начинается игра!

Я  буду называть дроби: если дробь правильная хлопаем, неправильная топаем:

Молодцы. Тихо сели.

VII. Решение тренировочных упражнений

Задание 2.

а)Какую часть минуты составляет 1 с? Выразите в минутах 5с, 23с, 77с.

б)Какую часть часа составляет 1 мин? Выразите в часах 17мин, 91 мин.

Для проверки усвоения правил двое работают у доски, остальные  тетрадях.

VIII. Самостоятельная тестовая работа

Предлагает выполнить самостоятельную работу.

А сейчас, ребята, предлагаю вам небольшой тест, для проверки того, как вы усвоили тему сегодняшнего урока.

Прочитайте  задания. Задайте вопросы, если они возникли. Вопросов нет, приступили к заданию. Время выполнения 5 мин.

Закончили работу. Взяли карандаш и выполним самопроверку правильности решения по образцу. (Ответы на слайде).

Оцените свою работу:

Если вы получили 5 «+», то вы получаете за это задание отметку «5». Если вы получили 4 «+», то вы получаете за это задание отметку «4».     

 Те, у кого менее 3 «+»,вы получаете за это задание отметку «3».

IX.Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Подведём итоги.

Дерево успеха

Учащиеся должны  приклеить листики,  учитывая  свои успехи на уроке.

Чем лучше усвоил  материал,   тем листик выше

X.Домашнее задание: п.25, №999, № 1000, №1004 (в).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

Проверяет подготовленность обучающихся к учебному занятию, организует внимание детей. Приветствует их.

Вот и встретились мы снова.

И к уроку все готово.

Я надеюсь, что урок

                  Нам пойдет сегодня впрок.

 Откройте тетради и подготовьте их к работе на уроке. Оставьте одну, пустую строку для записи темы урока.

Проверяют свою готовность к уроку.  Включаются в деловой ритм урока.

Приветствуют учителя.

Актуализация и  мотивация деятельности

Осуществляет вводную беседу.

Первую в школе все изучают,

Ну а второй из двустволки стреляют.

Третью исполнят два барабана

Иль каблуки отобьют ее рьяно.

Что это?

 Повторим что знаем, выполняя устную разминку.

1.Из чисел, записанных на доске выбрать обыкновенные дроби:

5; 23; ; 34; ; ; 2; ; 8; ; 81;  101; .

Почему вы выбрали эти числа?

Назовите числитель и знаменатель у каждой дроби. Для выделенных дробей сказать что показывает знаменатель и что показывает числитель?

2.а)В бидон налили молоко. Какая часть бидона занята молоком?

б)Какую часть всех яблок положили в тарелку?

в)Какую часть поля вспахал тракторист?

3.Какая из дробей больше:

а) или ;  б) или ;  в) или ;  г) или ?

Вступают в диалог с учителем. Отвечают на вопросы (узнали: что такое дробь; что такое числители и знаменатели и что они показывались; научились записывать и читать дроби; находить часть от целого; отмечать дроби на координатной прямой).

Читают дроби.

Определяют, какая часть занята чем -либо.

Определение целей и темы урока

.

На  столах у вас имеются карточки, на которых записаны дроби: . Работая в паре, распределите дроби на группы. Приступаем к работе. Закончили работу.

Отвечаем на вопросы. Сколько  групп у вас получилось?

По какому принципу выполнено распределение?

Почему задание одно, а результаты разные?

 И так в 1 группе оказались дроби, у которых числитель меньше знаменателя.

Вот дробь три четвертых.

Видно нам четко:

В числителе  тройка

Меньше четверки.

Дробь  такая

Правильной называется.

Дроби первой группы называют правильными. Как бы вы назвали дроби второй группы?

Определите тему сегодняшнего урока. Запишите тему в тетради.

Определите цели урока.

- Узнать какие дроби называются правильными, а какие неправильными

- научиться распознавать правильные и неправильные дроби.

Выполняют задание, готовят ответы на вопросы.

Отвечают, выполняют сравнение.

Отвечают: неправильными.

Да.

Формулируют тему урока.

Определяют цели урока.

Осмысливают информацию.

Открытие нового знания

Итак, мы  распределили дроби на группы и дали им названия. Дайте свои определения правильным и неправильным дробям.

Где же мы можем узнать, правы ли мы?  

Откройте  учебник на стр. 151. Сравните свои определения с определениями в учебнике.

Всё верно?

Молодцы!

Задание 1.

Какие из дробей  правильные, а какие неправильные?

Составьте алгоритм действий, выполняя который вы сможете распознать какая перед вами дробь: правильная или неправильная

  1. Назвать числитель и знаменатель дроби
  2.  Сравните их
  3. Сделать вывод, используя определения правильной и неправильной дробей

Формулируют определения.

В учебнике.

Выполняют сравнение.

Да.

Выполняют рефлексию деятельности.

Составляют алгоритм действий

Первичное закрепление знаний

Предлагаю выполнить следующие задания (задания на слайде).

Даны три числа 21, 22, 23, используя только их составьте:

-  все правильные дроби

-все неправильные дроби

Ответ:

правильные дроби

неправильные дроби

Выполняют задания на распознавание дробей.

Физкультминутка

Предлагает сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.  

Вы на славу потрудились,

И немного утомились

Дружно встать нам всем пора

Начинается игра!

Я  буду называть дроби: если дробь правильная хлопаем, неправильная топаем:

Молодцы. Тихо сели.

Выполняют физминутку.

Решение тренировочных упражнений

Предлагает выполнить задания из учебника с комментированием у доски:

Задание 2.

а)Какую часть минуты составляет 1 с? Выразите в минутах 5с, 23с, 77с.

б)Какую часть часа составляет 1 мин? Выразите в часах 17мин, 91 мин.

Для проверки усвоения правил двое работают у доски, остальные  тетради.

Решают задания.

Осуществляют оценивание.

Самостоятельная работа

Предлагает выполнить самостоятельную работу.

А сейчас, ребята, предлагаю вам небольшой тест, для проверки того, как вы усвоили тему сегодняшнего урока.

Прочитайте  задания. Задайте вопросы, если они возникли. Вопросов нет, приступайте к заданию. Время выполнения 5 мин.

Закончили работу. Взяли карандаш и выполним самопроверку правильности решения по образцу. (Ответы на слайде).

Оцените свою работу:

Если вы получили 6-7 «+», то вы получаете за это задание отметку «5». Если вы получили 4-5 «+», то вы получаете за это задание отметку «4».     

 Те, у кого менее 4 «+», сегодня отметки не получает. У вас есть возможность повысить свою отметку на следующем уроке.

Выполняют самостоятельную работу.

Осуществляют самопроверку.

Критерии оценивания: отметка выставляется в зависимости от числа правильно выполненных заданий.

Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Подведём итоги. Вернёмся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете слова Л.Толстого.

Дерево успеха

Учащиеся должны  приклеить листики,  учитывая  свои успехи на уроке.

Чем лучше усвоил  материал,   тем листик выше

Выполняют рефлексию: учащихся отвечают на вопросы и высказывают свои мнения.

Домашнее задание

Сообщает домашнее задание.

п.25, №999, № 1000, №1004 (в).

Спасибо за урок!

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики в 5 классе"Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа"

Урок изучения новых знаний с применением технологии деятельного метода (по учебнику Зубаревой, Мордковича) с использованием электронного приложения к учебнику...

Обобщающий урок математики в 5 классе "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби , смешанные числа "

Тип урока :Повторительно-обобщающий с использованием игровых технологий.Задачи урока :-закрепление изученных на прошлом уроке понятий « обыкновенная дробь, правильная и неправильная дробь, смеша...

Урок математики в 5 классе "Правильные и неправильные дроби"

Представлен план урока математики в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби", презентация для интерактивной доски к этому уроку, тесты, применяемые на уроке и ключи к этим тестам....

Презентация к уроку математики в 5 классе: "Правильные и неправильные дроби"

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам "Правильные и неправильные дроби", "Решение задач"...

Презентация к уроку математики в 5 классе "Правильные и неправильные дроби"

Презентация к уроку математики в 5 классе "Правильные и неправильные дроби"...