Урок математике в 5 классе "Правильные и неправильные дроби"
методическая разработка по математике (5 класс)

Урок открытия знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilnye_i_nepravilnye_drobi.docx27.47 КБ
Файл pravilnye_i_nepravilnye_drobi.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Цели деятельности педагога

Создание условий для формирования понятия правильной и неправильной дроби, интереса к изучению темы и желания работать в коллективе и находить согласованные решения, формирования умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни

Образовательные источники
и ресурсы

Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М.: Вентана-Граф. (Алгоритм успеха. ФГОС)

Методы и формы обучения

Беседа, частично-поисковый.

Индивидуальная, фронтальная, парная, самопроверка, взаимопроверка

Основные понятия

Правильная дробь, неправильная дробь

Планируемые результаты

Предметные знания и умения

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научиться распознавать правильные и неправильные дроби

Регулятивные: уметь самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися в поиске и сборе информации; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ с выделением существенных признаков, синтез как составление целого из частей (анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать аналогии)

Демонстрировать осознанный выбор и построение индивидуальной траектории по изучаемой теме


Организационная структура урока

Этапы урока

Дидактическая задача этапа

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Мотивация
(самоопределение) к учебной
деятельности

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности

Проверяет готовность класса. Приветствует учащихся.

Резюмирует результаты работы по определению настроения класса.

И–П

Приветствуют учителя.

Слайд 1

Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организация фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Организует устную работу по опорным знаниям.

Создает проблемную ситуацию

И–П

Отвечают на вопросы

Отыскивать часть от целого, целое по части.

Нет.

Мы не умеем выполнять математические действия с обыкновенными дробями.

; ; (числитель меньше знаменателя)

;;;  (числитель равен знаменателю или числитель больше знаменателя)

С 1группой умеем работать, а 2 группа для нас новая

Правильные и неправильные дроби

Слайд 2

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой -__________, знайте,

Под чертою -___________.

Дробь такую, непременно,

Надо звать______________

  • Число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется ___________.
  • Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется __________.

- Что вы умеете уже делать, используя обыкновенные дроби?

-Как вы думаете, мы с вами уже всё знаем об обыкновенных дробях?

- Можем ли мы на этом остановиться?  Почему?

- Поэтому я предлагаю вам узнать ещё кое-что интересное о дробях. Не  будем терять время и отправляемся в путь.

Слайд 3

Прочитайте дроби:
; ; ; ; ; ;

Сравните в каждой дроби числитель и знаменатель.

На какие группы можно разделить эти дроби?

- С какой группой дробей мы уже умеем работать, а какая для нас новая?

- Одну группу дробей называют «правильные дроби», а другую – «неправильные дроби».

- Ребята, давайте сформулирует тему урока.

Запишите в тетрадях тему урока «ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ»

Выявление места и причины затруднения

Организация анализа обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявление места и причины затруднения

Организует работу по определению задач урока. Корректирует ответы обучающихся

Ф

Отвечают на вопросы.

Потому что мы не знаем, что такое правильные и неправильные дроби.

Познакомиться с правильными и неправильными дробями; дать определения этих дробей.

Слайд 4

- Почему получились разные варианты ответов?

- Ребята, какова же цель нашего сегодняшнего урока?

Построение проекта выхода из затруднения

Постановка задач учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации

Организует работу по построению проекта выхода из затруднений, постановку учебных задач.

Ф

Предлагают выход из затруднительного положения.

Нам поможет учебник.

- Что нам поможет выйти из затруднения?

Слайд 5

Реализация построенного проекта

Построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять

Организует работу с учебником и оформлением работы в тетради и на доске

Г

Выполняют работу по намеченному маршруту, ведут записи в тетрадях

Выполняют предложенные задания

Открываем учебник на стр. 180, 181, читаем и отвечаем на вопросы 1 – 3 на стр. 183.

– Какими могут быть дроби?

– Какие дроби называются правильными? Приведите примеры.

– Какие дроби называются неправильными? Приведите примеры

Слайды 6-8 (выполняем устно задания на слайдах)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач

Организует подведение итогов по обозначенным вопросам

И

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания

А, теперь решаем в тетрадях и у доски

№№ 719, 721, 729, 731.

Слайд 9

Физкультурная пауза – Я буду читать дроби, а вы хлопаете в ладоши, если названа правильная дробь, и мотаете головой в стороны, если названа неправильная дробь. Слайд 10

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового
знания в типовых заданиях

Организует самостоятельную работу с самопроверкой по эталону. Оказывает помощь при затруднениях

И

Самостоятельно выполняют предложенные задания.

Выполняют самопроверку по предложенному эталону.

Слайды 11-13

  1. Запишите все правильные дроби со знаменателем 10.
  2. Запишите все неправильные дроби с числителем 10.
  3. Найдите все натуральные значения а, при которых дробь   будет неправильной.
  4. Найдите все натуральные значения а, при которых дробь   будет правильной.

Проверьте ответы:

  1.   – неправильная,

если а = 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8.

  1.  – правильная,

если а = 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10.

Оцените вашу работу:

«5» - если все 4 задания выполнены правильно;

«4» - если 3 задания выполнены правильно;

«3» - если 2 задания выполнены правильно.

Включение в систему знаний и повторения

Выявление и фиксирование границы применимости нового знания и его использование в системе изученных ранее знаний

Организует работу по применению полученных знаний.

Консультирует в случае затруднений

И–П

Обучающиеся решают задачи.

№ 727, 735

Повторение: № 740

Слайд 14

Информирует о домашнем
задании

И

Записывают домашнее задание

§ 26. Вопросы: 1 – 3.

№  720, 722, 730, 732.

Слайд 15

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Организует работу учащихся

И

Оценивают свою работу

Наш урок подходит к концу, и мы с вами послушаем Притчу. 

Слайды 16-17

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. 
Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. 
У первого спросил: "Что ты делал целый день?" И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. 
У второго мудрец спросил: "А что ты делал целый день?", и тот ответил: "А я добросовестно выполнял свою работу". 
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: "А я принимал участие в строительстве Храма". 
– Ребята! давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. 
– Кто работал так, как первый человек? 
– Кто работал добросовестно? 
– Кто принимал участие в строительстве храма?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ровно встали, тихо сели Головами повертели. Очень сладко потянулись И друг другу улыбнулись. Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок. ⅔ ⅙ ⅖ ⅗ ⅞

Слайд 2

Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – _________, знайте, Под чертою – __________. Дробь такую, непременно, Надо звать ____________. Число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется ___________. Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется __________. числитель знаменатель обыкновенной знаменатель числитель Повтори: Демченкова Светлана Васильевна МБОУ "Первомайская ООШ"

Слайд 3

3 5 1 7 6 6 11 19 9 8 5 4 23 19 3 5 1 7 11 19 6 6 9 8 5 4 23 19 правильные неправильные

Слайд 4

Классная работа 01.02 . Правильные и неправильные дроби. Задачи: познакомиться с правильными и неправильными дробями; дать их определение.

Слайд 5

Открываем учебник на стр. 180, 181, читаем и отвечаем на вопросы 1 – 3 на стр. 183.

Слайд 6

Дан ряд дробей: Какая из дробей лишняя? Почему? Числитель больше знаменателя Какая из дробей лишняя? Почему? Числитель равен знаменателю

Слайд 7

Загрузим в грузовик правильные дроби, для этого щелкни по ним мышкой. ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ;

Слайд 8

Загрузим в поезд неправильные дроби, для этого щелкни по ним мышкой. ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ;

Слайд 9

№№ 719, 721, 729, 731 Работа по учебнику

Слайд 10

Физминутка

Слайд 11

Работаем самостоятельно Запишите все правильные дроби со знаменателем 10. Запишите все неправильные дроби с числителем 10. Найдите все натуральные значения а, при которых дробь будет неправильной. Найдите все натуральные значения а, при которых дробь будет правильной.

Слайд 12

Проверьте ответы – неправильная, если а = 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8. 4. – правильная, если а = 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10 .

Слайд 13

Оцените свою работу « 5 » - если все 4 задания выполнены правильно; « 4 » - если 3 задания выполнены правильно; « 3 » - если 2 задания выполнены правильно.

Слайд 14

Работа по учебнику № 729, 735 Повторение: № 740

Слайд 15

Домашнее задание: § 26. Вопросы: 1 – 3. № 720, 722, 730, 732.

Слайд 16

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: "Что ты делал целый день?" И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: "А что ты делал целый день?", и тот ответил: "А я добросовестно выполнял свою работу". А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: "А я принимал участие в строительстве Храма". Притча

Слайд 17

– Кто работал так, как первый человек? – Кто работал добросовестно? – Кто принимал участие в строительстве храма?

Слайд 18

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок. 5 класс. Правильные и неправильные дроби.

Урок по теме: "Правильные и неправильные дроби". 5 класс....

Открытый урок по теме "Правильные и неправильные дроби", 5 класс

Открытый урок по теме  "Правильные и неправильные дроби" в технологии системно-деятельностного подхода, презентация к уроку....

Обобщающий урок математики в 5 классе "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби , смешанные числа "

Тип урока :Повторительно-обобщающий с использованием игровых технологий.Задачи урока :-закрепление изученных на прошлом уроке понятий « обыкновенная дробь, правильная и неправильная дробь, смеша...

Разработка урока на тему: "Правильные и неправильные дроби"

Конспект урока математики для 5 класса к учебнику Н.Я. Виленкина...

Разработка урока по теме «Правильные и неправильные дроби», 5 класс УМК: Виленкин Н.Я. и др. «Математика-5»

Разработка урока по теме «Правильные и неправильные дроби», 5 класс УМК: Виленкин Н.Я. и др. «Математика-5»...

план конспект урока на тему: "Правильные и неправильные дроби".

план конспект урока на тему:"Правильные и неправильные дроби"....