Разработка урока по теме «Правильные и неправильные дроби», 5 класс УМК: Виленкин Н.Я. и др. «Математика-5»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Коломоец Елена Петровна

Разработка урока по теме «Правильные и неправильные дроби», 5 класс УМК: Виленкин Н.Я. и др. «Математика-5»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_po_teme_pravilnye_i_nepravilnye_drobi.docx199.97 КБ

Предварительный просмотр:

Коломоец Елена Петровна, учитель математики, МБОУ «Гимназия №12», г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область.

Разработка урока по теме «Правильные и неправильные дроби», 5 класс  УМК: Виленкин Н.Я. и др. «Математика-5»

Тема урока: «Правильные и неправильные дроби» 

Дидактические цели:

  1. научить распознавать дроби правильные и неправильные;
  2. научить формулировать определение правильной и неправильной дроби;
  3. научить сравнивать правильную и неправильную дробь с единицей.

Планируемые результаты:

  1. Личностные универсальные учебные действия:
  • уметь вести диалог на основе равноправных отношений;
  • формировать устойчивый познавательный интерес.
  1. Регулятивные учебные действия:
  • понимать учебную задачу урока;
  • осуществлять решение учебной задачи в паре;
  • определять цель учебного занятия;
  • контролировать свои действия в процессе выполнения задания;
  •  обнаруживать и исправлять ошибки;
  • отвечать на вопросы и оценивать достижения свои и одноклассников.
  1. Коммуникативные учебные действия:
  • владеть устной и письменной речью;
  • уважать и уметь слушать друг друга;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
  1. Познавательные учебные действия:
  • уметь делать выводы;
  •  формировать навык распознавания правильных и неправильных дробей;
  •  применять полученные знания при решении задач.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию, организация внимания детей. Приветствие их.

Здравствуйте, ребята!   Прозвенел звонок, я вижу, что все вы готовы к уроку, пожалуйста, присаживайтесь. Откройте тетради и подготовьте их к работе на уроке. Оставьте одну, пустую строку для записи темы урока.

Проверяют свою готовность к уроку.  Включаются в деловой ритм урока.

Приветствуют учителя.

II. Актуализация опорных знаний.

Осуществление вводной беседы.

Скажите ребята, как называется глава, которую мы начали изучать на предыдущих уроках? Что мы знаем о дробях? Какие открытия были сделаны на предыдущих уроках?

Повторим что знаем, выполняя устную разминку.

Прочитайте дроби, которые вы видите на доске

 (средний ряд по цепочке). Назовите числители и знаменатели. Что показывает числитель и знаменатель дробей?

Какая часть  фигуры заштрихована?

     

 Как определили?

Определите координаты точек на координатной прямой, если ОЕ - единичный отрезок.

Вступают в диалог с учителем. Отвечают на вопросы (узнали: что такое дробь; что такое числители и знаменатели и что они показывают; научились записывать и читать дроби; находить часть от целого; отмечать дроби на координатной прямой).

Читают дроби.

Определяют, какая часть фигуры заштрихована.

Определяют координаты точек и поясняют, как они это делают.

III. Постановка проблемы.

Дан ряд дробей. 1 ряд, прочитайте дроби.

 

 -  Какая из дробей лишняя? Почему?

Второй ряд дробей читает третий ряд?

-  Какая из дробей лишняя? Почему?

Что можете сказать про остальные дроби?

На  столах у вас имеются карточки, на которых записаны разные дроби. Работая в паре, распределите дроби на группы.  Приступаем к работе. Время работы 3минуты.

Закончили работу.

Отвечаем на вопросы. Сколько  групп у вас получилось? Сравните содержимое  полученных групп дробей.

По какому принципу выполнено распределение? И так в первой группе оказались дроби, у которых числитель меньше знаменателя. Дроби первой группы называют правильными. Как бы вы назвали дроби второй группы? А дроби третьей группы? Это для вас новые понятия?

Определите тему сегодняшнего урока. Запишите тему в тетради. Определите цели урока.

- узнать какие дроби называются правильными, а какие неправильными;

- научиться распознавать правильные и неправильные дроби;

- научиться сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей.

Обучающиеся первого ряда читают дроби. Объясняют, какая лишняя.

Обучающиеся третьего ряда читают дроби. Объясняют, какая лишняя.

А у всех остальных дробей числитель меньше знаменателя.

Выполняют задание, готовят ответы на вопросы.

Отвечают, выполняют сравнение.

Отвечают: неправильными. Не знают.

Да.

Формулируют тему урока.

Определяют цели урока.

Осмысливают информацию.

IV. Открытие нового знания.

Итак, мы  распределили дроби на группы и дали им названия. Дайте свои определения правильным и неправильным дробям.

Где же мы можем узнать, правы ли мы?  

Откройте  учебник на стр. 151. Сравните свои определения с определениями в учебнике.

Всё верно?

Молодцы!

Прочитайте ещё раз определения и затем в парах проговорите их.

Запишите  в тетради:

  - правильная дробь, т.к. 2<  3 (ч < з)  

         и  - неправильные дроби, т.к. 3 = 3  и 5 >  3(ч = з и ч  > з)

Какой цели мы достигли?

Идём дальше к достижению наших целей.

Работаем с информацией слайда или записью на доске.

Первый ученик:

- Прочитайте дробь. Назовите числитель, назовите знаменатель. Сравните их. Сделайте вывод. Эта дробь больше, меньше или равна единице?

Второй ученик:

- Прочитайте дробь. Назовите числитель, назовите знаменатель. Сравните их. Сделайте вывод. Эта дробь больше, меньше или равна единице?

Третий ученик:

- Прочитайте дробь. Назовите числитель, назовите знаменатель. Сравните их. Сделайте вывод. Эта дробь больше, меньше или равна единице?

Составьте алгоритм действий, выполняя который вы сможете распознать какая перед вами дробь: правильная или неправильная

Формулируют определения.

В учебнике.

Выполняют сравнение.

Да.

Слушают определение и рассказывают его друг другу.

Записывают в тетрадь.

Выполняют рефлексию деятельности.

Читают дроби и отвечают на вопросы.

Составляют алгоритм действий.

1.Назвать числитель и знаменатель дроби.

2.Сравнить их.

3.Сделать вывод, используя определения правильной и неправильной дробей.

4.Сравнить данную дробь с единицей.

V. Первичное закрепление.

Предлагаю выполнить следующие задания.

№ 974, 975

№ 976, 977

Выполняют задания:

№ 974, 975 – в тетрадях письменно.

№ 976, 977 – устно.

VI . Физкультминутка

Предлагаю сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.  

Тихо встали и немного отдохнём. Я  буду называть дроби: если дробь правильная хлопаем, неправильная топаем

4     7    13     5     6    17     25     6      19

3,    8,  100,   2 ,   6    19  ,  19  , 11  ,   19

Молодцы. Тихо сели.

Выполняют физминутку.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.

Предлагаю выполнить самостоятельную работу.

А сейчас, ребята, предлагаю вам небольшой тест, для проверки того, как вы усвоили тему сегодняшнего урока.

Прочитайте  задания. Задайте вопросы, если они возникли. Вопросов нет, приступили к заданию. Время выполнения 5 мин.

Закончили работу. Взяли карандаш и выполним взаимопроверку правильности решения.

Оцените свою работу:

Если вы получили 6-7 «+», то вы получаете за это задание отметку «5». Если вы получили 4-5 «+», то вы получаете за это задание отметку «4».      

 Те, у кого менее 4 «+», сегодня отметки не получает. У вас есть возможность повысить свою отметку на следующем уроке.

Выполняют самостоятельную работу.

Осуществляют взаимопроверку.

Критерии оценивания: отметка выставляется в зависимости от числа правильно выполненных заданий.

VII. Итог.Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Подведём итоги. Вернёмся к целям, которые ставили в начале урока. Как вы, считаете, достигли ли мы цели? Почему так считаете?

Выполняют рефлексию: учащихся отвечают на вопросы и высказывают свои мнения.

VIII. Домашнее задание.

П.25; № 999, 1000, 1001. Записать в математический словарь: правильная дробь и неправильная дробь.

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Карточка

Самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Правильные и неправильные дроби", 5 класс

Открытый урок по теме  "Правильные и неправильные дроби" в технологии системно-деятельностного подхода, презентация к уроку....

Разработка урока на тему: "Правильные и неправильные дроби"

Конспект урока математики для 5 класса к учебнику Н.Я. Виленкина...

план конспект урока на тему: "Правильные и неправильные дроби".

план конспект урока на тему:"Правильные и неправильные дроби"....

Урок по теме "Правильные и неправильные дроби"

Урок с использованием модульного и дифференцированного обучения. Включены игровые моменты. Создается ситуация успеха для каждого ученика разными методами. Рефлексия в виде "Древа познания". ...

Разработка урока на тему "Правильные и неправильные дроби"

Разработка урока на тему "Правильные и неправильные дроби" для учащихся 5 класса...

Урок по теме « Правильные и неправильные дроби», МерзлякА.Г. 5 класс

Разработка урок по теме « Правильные и неправильные дроби», МерзлякА.Г. 5 класс.Урок построен с использование учебника и образовательной платформы Учи.ру....